Вторник, 21.11.2017, 09:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРЕСАХ УКРЕПЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

МИХАЙЛОВ Е.Е.,
эксперт аппарата Правительства Калининградской области, соискатель экономического
факультета Калининградского государственного технического университета
 


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРЕСАХ
УКРЕПЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

 

 


В  ходе  проводимых  экономических,
политических и социальных реформ налоги
и  налоговая  политика  в  топливно-энергети-
ческой сфере экономики страны стали важ-
нейшим объектом национальной и экономи-
ческой безопасности. Налоговый потенциал
страны, определяемый не только ее общим
экономическим  развитием,  но  и  развитием
нефтегазового  комплекса  (далее  -  НГК),
непосредственно  воздействуют  на  состо-
яние  экономики,  бюджетной  системы,  от-
ношения  федерализма,  от  него  зависит
способность  государства  выполнять  свои
социальные,  правоохранительные,  обо-
ронные и иные функции. Но, как справед-
ливо считает Г.В. Баева, относительно про-
должительный период высоких мировых цен
на  энергоносители,  обеспечивающий  высо-
кий  уровень  бюджетных  доходов,  частично
вуалирует  назревающие  в  НГК  экономики
проблемы,  которые  в  любой  момент  могут
перечеркнуть  положительную  динамику
бюджетных поступлений [1].
Проявление  роли  налогов  и  с  по-
зитивной,  и  с  негативной  (фактор  риска)
сторон  весьма  противоречиво.  Налоги  в
качестве  ресурсного  фактора  могут  обо-
рачиваться для государства как средством
обеспечения безопасности (рост налогово-
го  потенциала),  так  и  причиной  усиления
угроз  и  рисков  (утрата  налогового  потен-
циала  или  нарастание  борьбы  за  данную
налоговую базу центра и субъектов Феде-
рации) [2].
Роль  налогов  как  фактора  экономи-
ческой  безопасности  или  экономической
угрозы в сфере НГК зависит от конкретной
ситуации, особенностей природного факто-
ра,  этапа  его  экономического  и  технологи-
ческого  развития,  характера  проводимой
государством  экономической  политики,
стабильности цен на углеводородное сырье
и  ряда  других  факторов.  Поэтому  ошибки
в  налоговой  политике,  способные  оказать
негативное  влияние  на  привлекательность
отрасли  для  потенциальных  инвесторов,
вызвать нестабильное состояние НГК, с не-
избежностью ведут к кризису всей налого-
вой  системы,  превращая  ее  в  реальную  и
потенциальную угрозу самому государству,
лишая  его  финансовых  ресурсов  и,  вслед-
ствие этого, политической и социальной не-
стабильности.
Сложившаяся  в  настоящее  время  в
России  налоговая  система  ориентирована
на изъятие конъюнктурно высоких доходов
нефтегазового  комплекса,  но  она  игнори-
рует  решение  острых  экономических,  эко-
логических  и  иных  проблем  самой  отрас-
ли.  Накопившиеся  негативные  факторы,
ограничивающие  развитие  нефтедобыва-
ющего  комплекса  -  ухудшение  состояния
минерально-сырьевой  базы  как  в  количе-
ственном,  так  и  качественном  выражении,
проблемы  ее  воспроизводства,  высокая
степень  износа  основных  фондов,  -  требу-
ют  разработки  и  применения  различного
вида  налоговых  стимулов,  которые  могли
бы  способствовать  успешному  решению
существующих  отраслевых  проблем.  Это
обуславливает  необходимость  выработки
научно обоснованных механизмов их реше-
ния в максимально сжатые сроки, что объ-
ясняется  объективными  особенностями  и
спецификой процесса воспроизводства ми-
нерально-сырьевой базы [3].
Различные теоретические представле-
ния о налогах и их воздействие на экономиче-
скую безопасность страны 1  в конечном итоге
доказывают, что неоправданно тяжелое на-
логовое  бремя  отрицательно  сказывается
на бизнесе и инвестиционной активности, а
следовательно, приводит к уменьшению на-
логовых поступлений. Основным направле-
нием современных научных исследований в
сфере  налогообложения  сегодня  является
разработка  теории  переложения  налогов,
в  соответствии  с  которой  распределение
налогового  бремени  должно  происходить
в  процессе  обмена,  через  механизм  цено-
образования  [4].  Но  при  наличии  стройной
теоретической  системы  налоговых  плате-
жей  законодатель  не  всегда  последовате-
лен  при  принятии  нормативных  правовых
актов,  регулирующих  рассматриваемые
правоотношения в сфере налогообложения
нефте-газодобычи. Наиболее ярким приме-
ром,  демонстрирующим  отсутствие  полно-
ценной теоретической базы при построении
современной  налоговой  системы  в  нефте-
газодобыче, являются законодательные ре-
шения, принятые в сфере налогообложения
недропользования.
В  международной  практике  налогоо-
бложения платежи за пользование недрами
теоретически подразделяются на два вида:
так называемый ренталс (платежи за право
поиска и за право разведки) и роялти (пла-
тежи за право добычи). Их нельзя относить
к  платежам  природоресурсного  характера,
так как они относятся к платежам за право
осуществлять  ту  или  иную  деятельность.
Задача  изъятия  сверхприбыли  -  рентного
дохода,  обусловленного  различиями  при-
родного характера, - возлагается на так на-
зываемый акциз.
Российский  законодатель,  исходя  из
принципа  удобности,  при  построении  на-
логовой системы ввел в действие в 2001 г.
главу 26 НК РФ [5; 8], в которой был закре-
плен налог на добычу полезных ископаемых
(далее - НДПИ) и который, по существу, за-
менил три ранее действовавших абсолютно
разнохарактерных  налога:  роялти,  акциз  и
отчисления  в  фонд  воспроизводства  мате-
риально-сырьевой базы. При этом он уста-
новил  единую  ставку  этого  налога  для  не-
фтяных и газовых месторождений. Никаких
законных  возможностей  для  установления
индивидуальных  ставок  по  месторожде-
ниям  или  введения  льготного  режима  им
предусмотрено не было. Установление фик-
сированной усредненной ставки НДПИ вне
зависимости от горно-геологических и эко-
номических условий разработки месторож-
дений  привело  к  получению  сверхдоходов
на  высокорентабельных  месторождениях,
прекращению  добычи  нефти  на  малопро-
дуктивных  месторождениях  и  сокращению
добычи на месторождениях, себестоимость
добычи которых незначительно превышает
среднюю.
Указанные последствия введения тако-
го порядка налогообложения нефтедобычи
стали  негативными,  поскольку  при  при-
меняемом  механизме  исчисления  НДПИ
не  учитывается  реальная  экономическая
эффективность  добычи.  Это  ставит  ком-
пании,  разрабатывающие  месторождения
с  различной  себестоимостью  в  одинако-
вые  условия  налогообложения,  что  сти-
мулирует  выборочную  разработку  недр.
Вследствие этого, месторождения с трудно
извлекаемыми  запасами  исключаются  из
хозяйственного оборота, в то время как их
удельный  вес  в  общей  доле  запасов  еже-
годно увеличивается.
Следует  отметить,  что  объединение
трех налогов в один носило характер прину-
дительного дополнительного изъятия прибы-
ли. Налог на добычу полезных ископаемых,
взимаемый совместно с налогом на прибыль
нефтегазовых  компаний,  помогает  форми-
ровать  дополнительный  источник  доходов
для  бюджетов  различного  уровня  Россий-
ской Федерации.
По нашему мнению, стремление орга-
нов власти и управления построить упрощен-
ную систему налогообложения НГК, вопреки
сложившимся теоретическим канонам, ни в
коей мере не следует рассматривать только
как  недостаток.  Судить  об  эффективности
налоговой  системы  России,  во  многом  за-
висящей  от  конъюнктуры  мировых  цен  на
энергоресурсы, можно только в целом, а не
по результатам налогового режима в отдель-
ных отраслях экономики.
В  зависимости  от  конкретной  ситу-
ации,  которая  складывается  на  междуна-
родной  бирже  энергоресурсов  и  в  отече-

1  Роль налогов в функционировании государства и в первую очередь их народо-хозяйственной значимо-
сти была сформулирована в трудах английских экономистов А.Смита, Д. Рикардо, Дж. Кейнса, основопо-
ложника теории монитаризма М. Фридмена, теории экономики предложения М. Бернса и др.

ственной  нефтегазовой  сфере  экономики,
намечаемых  финансовых  путей  преодоле-
ния  возможных  трудностей  в  социальной
сфере, правительство может ставить перед
отраслевой  налоговой  системой  различные
задачи. В основном это:
- получение устойчивых налоговых по-
ступлений;
- привлечение инвестиций в поиски и
освоение новых месторождений в целях под-
держания уровня добычи и ее обеспечение
запасами на длительную перспективу;
-  сохранение  и  рациональное  исполь-
зование  запасов  разрабатываемых  место-
рождений;
- изъятие сверхприбыли и регулирова-
ние доли прибыли, остающейся у нефтегазо-
добывающих компаний.
Некоторые из этих задач в определен-
ной  мере  являются  взаимоисключающими,
но  правильное  ранжирование  и  последова-
тельность их применения в целях обеспече-
ния  национальной  безопасности  является
основной задачей налоговой политики.
Экономически  расходы  недрополь-
зователя  подразделяются  на  две  принци-
пиально  различные  по  своей  природе  ча-
сти:  расходы,  непосредственно  связанные
с  процессом  добычи,  его  обеспечением  и
налогообложением.  Первая  группа  затрат
является  объективной  необходимостью;
без  нее  углеводородное  сырье  просто  не
будет добыто. Вторая - налоги - имеет иную
экономическую  природу:  распределение
прибыли между государством и пользова-
телем  недр.  Таким  образом,  чем  больше
налоги,  тем  выше  общие  расходы  недро-
пользователя,  тем  раньше  его  удельные
затраты  достигнут  некоторой  критической
отметки, после чего он прекратит добычу.
Если налоги будут уменьшаться, то станет
увеличиваться  период  рентабельной  для
недропользователя  добычи,  расти  общий
объем нефти и газа, извлеченных из дан-
ного месторождения.
Таким образом, если взять за точку от-
счета момент замедления прироста добычи
нефти у крупных нефтегазовых компаний в
2011 году, то можно сделать логический вы-
вод  о  том,  что  размеры  налогообложения
для  них  в  сфере  недропользования  достиг-
ли  максимального  уровня,  и  дальнейший
рост  налогового  бремени  может  привести
к  различным  негативным  последствиям  не
только на уровне отдельных хозяйствующих
субъектов, но и в самой сфере НГК. Образ-
но говоря, при дефиците запасов возникает
угроза  сырьевой  безопасности  страны.  В
данном случае необходимо принимать меры
по  увеличению  коэффициента  извлечения
на  конечной  стадии  разработки  или  осу-
ществлять геологическую разведку и поиск
новых  месторождений.  Но  эти  меры  потре-
буют от хозяйствующих субъектов дополни-
тельных  финансовых  средств,  которые  им
может  дать  долгосрочное  инвестирование
или снижение налоговой нагрузки.
Сложившаяся  ситуация  в  сфере  до-
бычи нефти показывает, что текущие дей-
ствия  государства  в  сфере  фискальной
политики  направлены  в  основном  на  до-
полнительное  изъятие  доходов  нефтега-
зовых  компаний.  Поэтому  для  воспроиз-
водства  сырьевой  базы,  покупку  активов
и  лицензий  компаниям  приходится  делать
многомиллиардные  заимствования  в  виде
синдицированных кредитов в российских и
зарубежных банках.
Налоговым  законодательством  (в
соответствии  с  изменениями,  внесенны-
ми  Федеральным  законом  от  08.08.2001  г.
№126-ФЗ «О внесении изменений и допол-
нений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской Федерации и некоторые другие
законодательные  акты  законодательства
Российской  Федерации,  а  также  о  призна-
нии утратившими силу отдельных актов за-
конодательства  Российской  Федерации»)  и
разделом  V  «Платежи  за  пользование  не-
драми» Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1
«О недрах» [6] для нефтегазовых компаний
на уровне недропользования предусмотрена
уплата следующих платежей:
1)  разовые  платежи  за  пользование
недрами при наступлении определенных со-
бытий, оговоренных в лицензии (бонусы);
2) регулярные платежи за пользование
недрами;
3)  плата  за  геологическую  информа-
цию о недрах;
4)  сбор  за  участие  в  конкурсе  (аук-
ционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
В  дополнение  к  данному  виду  плате-
жей статьи 39 Закона РФ «О недрах» уста-
новлено  положение  о  том,  что,  кроме  них,
пользователь  недр  должен  уплачивать  и
другие налоги и сборы, установленные на-
логовым  законодательством.  В  статье  13
Налогового кодекса РФ, в ряду других фе-
деральных  налогов  и  сборов  названы  та-
моженная  пошлина  и  таможенные  сборы,
налог  на  пользование  недрами,  налог  на
воспроизводство  минерально-сырьевой
базы,  налог  на  дополнительный  доход  от
добычи углеводородов.
Размеры  платежей  за  добычу  полез-
ных  ископаемых  определяются  с  учетом
вида  полезного  ископаемого,  количества  и
качества  его  запасов,  природно-географи-
ческих,  горно-технических  и  экономических
условий  освоения  и  разработки  месторож-
дения,  степени  риска.  Платежи  за  добычу
полезных  ископаемых  взимаются  в  форме
разового, а также в форме последующих ре-
гулярных  платежей  после  начала  добычи  в
течение всего срока действия лицензии, их
размеры включаются в себестоимость добы-
чи полезных ископаемых.
Налоговым  кодексом  РФ  установле-
ны три группы налогов и сборов: федераль-
ные,  субъектов  Федерации  (региональные)
и местные. Плата за природные ресурсы по-
ступает в бюджеты всех уровней бюджетной
системы  Российской  Федерации  в  опреде-
ленных пропорциях.
Несмотря на значительное количество
налогов,  которые  обязаны  уплачивать  не-
фтегазовые  компании,  все-таки  основную
роль  в  структуре  налоговых  платежей  не-
фтедобывающей  отрасли  составляет  налог
на  добычу  полезных  ископаемых.  На  его
долю приходится не менее 60% всех посту-
плений  от  отрасли  (без  учета  таможенных
платежей). Начиная с 2005 г. доля этого на-
лога  сокращается  до  50%  за  счет  увеличе-
ния поступлений налога на прибыль и налога
на добавленную стоимость. Такая тенденция
отчасти может быть объяснена не только ро-
стом  цен  на  энергоресурсы,  но  и  успехами
налоговой службы по сокращению объемов
трансфертного  ценообразования  в  рамках
вертикально интегрированных компаний.
Налогообложение  сферы  недрополь-
зования играет важнейшую роль с точки зре-
ния  формирования  федерального  бюджета
и  бюджетов  сырьевых  регионов.  Доходная
часть  федерального  бюджета  России  на
2009-2010 г.г. была во многом сформирова-
на  благодаря  налоговым  поступлениям  от
деятельности нефтегазового комплекса Рос-
сийской Федерации. Так, например, в 2009 г.
налоги  на  пользование  природными  ресур-
сами дали 15% (753309 млн. рублей) феде-
рального  бюджета,  вывозные  таможенные
пошлины на нефть сырую 16% (819882 млн.
рублей),  вывозные  таможенные  пошлины
на газ природный 5% (269558 млн. рублей),
платежи за пользование природными ресур-
сами 1% (29544 млн. рублей) [7].
Беря  плату  за  природные  ресурсы,
государство возложило на себя бремя вос-
производства  добычи  углеводородного
сырья.  А  чтобы  воспроизводить  добычу,
государству  нужно  каждый  год  продавать
нефтегазовым  компаниям  запасы  с  под-
готовленными ресурсами. Сейчас государ-
ство продает эти ресурсы на открытых аук-
ционах по цене от одного до трех долларов
за тонну, а в Азербайджане нефтяные за-
пасы продаются по пять-семь долларов за
тонну. Такая разница в оценке природных
ресурсов говорит о том, что нефтегазовые
ресурсы в России могут быть существенно
недооценены.  Помимо  этого,  националь-
ное  законодательство,  регулирующее  на-
логовые  отношения  в  сфере  недрополь-
зования,  содержит  ряд  концептуальных
недостатков, которые сдерживают процесс
эффективного  недропользования  и  вос-
производства  минерально-сырьевой  базы
в стране. В их числе:
-  отсутствие  финансовых  и  правовых
основ  для  создания  специального  внебюд-
жетного фонда на проведение работ по гео-
логическому изучению недр и воспроизвод-
ству минерально-сырьевой базы;
-  отсутствие  экономических  и  право-
вых основ для учета в рамках налогообложе-
ния  различных  географических,  горно-гео-
логических,  экономических  и  иных  условий
разработки по каждому конкретному место-
рождению;
-  недостаточная  конкретность  нало-
говых  актов,  закрепляющих  взаимные  обя-
зательства,  ответственность  и  финансовые
гарантии между государством и недрополь-
зователем  на  весь  срок  отработки  место-
рождения,  исключающих  неэффективное
использование  и  выборочную  отработку
наиболее  богатых  и  доступных  ресурсов,
устанавливающих  стабильные  условия  фи-
скальной системы на весь период разработ-
ки месторождения;
-  отсутствие  налоговых  механизмов,
стимулирующих  разработку  старых  место-
рождений в стадии исчерпания балансовых
запасов  и  отрицательной  рентабельности
добычи,  в  случае  признания  государством
целесообразности  ведения  разработки  та-
ких месторождений.
Период  2002-2011  гг.  для  всего  рос-
сийского  НГК  можно  охарактеризовать  ря-
дом процессов и событий в налоговой сфе-
ре,  имеющих  далеко  идущие  последствия
для холдинговых нефтегазовых компаний и
входящих в них добывающих и перерабаты-
вающих  структур.  Эти  процессы  и  события
связаны с внесением изменений и дополне-
ний в главы части второй Налогового кодек-
са РФ. В частности, законодатель по-новому
определил  положения,  касающиеся  свиде-
тельства о регистрации лица, совершающе-
го операции с нефтепродуктами (ст.179 НК
РФ),  объект  налогообложения  подакцизных
товаров  (ст.182  НК  РФ),  особенности  осво-
бождения от налогообложения при реализа-
ции  подакцизных  товаров  за  пределы  тер-
ритории  Российской  Федерации  (ст.184  НК
РФ),  сроки  и  порядок  акциза  при  соверше-
нии  операций  с  подакцизными  товарами  и
подакцизным  минеральным  сырьем  (ст.204
НК РФ) [8].
В  связи  с  указанными  изменениями
можно прогнозировать, что, несмотря на не-
стабильное поведение международных цен,
рост  акцизов  не  только  не  допустит  сниже-
ние  внутренних  цен  на  нефтепродукты,  а  в
дальнейшем спровоцирует высокие внутрен-
ние цены на них или даже создаст предпо-
сылки для их дальнейшего роста. В случае
развития  данного  сценария  налоговые  и
правоохранительные  органы  в  своей  прак-
тической деятельности столкнутся с новыми,
ранее  им  неизвестными,  способами  совер-
шения  налоговых  преступлений,  позволяю-
щих  нефтегазовым  компаниям  уходить  от
дополнительного фискального давления.
Таким  образом,  по  нашему  мнению,
необходимо  создать  стимулирующие  ме-
ханизмы,  позволяющие  недропользовате-
лям  работать  открыто.  Прежде  всего,  это
на  стадии  геологоразведки  перспективных
территорий  и  акваторий  континентально-
го  шельфа  (как,  например,  Арктики)  вво-
дить на определенный период специальный
льготный налоговый режим. На стадии гео-
лого-разведочных  работ  этих  перспектив-
ных  территорий  предоставлять  налоговые
каникулы  на  срок  проектной  окупаемости
вложенных  инвестиций,  а  также  инвести-
ционного  налогового  кредита,  чтобы  не
скрывали  истинных  объемов  разведанных
запасов и перспектив добычи. Создать ме-
ханизм  превентивных  мер,  направленных
на  осуществление  системы  мер  налогово-
го контроля за производством и (или) реа-
лизацией  (передачей)  нефтепродуктов  (на
основании ст.197 НК РФ по решению руко-
водителя налогового органа на объектах не-
фтегазового  комплекса  могут  создаваться
налоговые посты). Назрела насущная необ-
ходимость реализации принципа индивиду-
ального налогового регулирования крупных
природных объектов - месторождений, раз-
рабатываемых  различными  компаниями.
Необходима  полная  паспортизации  нефте-
газовых  компаний  со  стороны  налоговых
органов,  в  которых  должны  аккумулиро-
ваться сведения об объемах производства,
о капитальных вложениях и эксплуатацион-
ных затратах, об организационной структу-
ре,  о  финансовых  потоках,  об  уплаченных
налогах и т.п.
Наличие  такой  всесторонней  инфор-
мации, собранной и представленной в опре-
деленной  форме,  позволит  делать  опера-
тивный  анализ.  На  основе  паспортизации
и оперативного анализа нами предлагается
использовать два альтернативных вариан-
та  механизма  налогового  стимулирования
и  льготирования  налогообложения  нефте-
добычи,  разработанных  по  моделям  Бае-
вой Г.В. [1], основная суть которых заключа-
ется в следующем:
-  в  рамках  первой  модели  предпола-
гается  заложить  в  основу  дифференциа-
ции механизма исчисления НДПИ факторы,
определяющие  характеристики  месторож-
дений нефти, показатели продуктивности, а
также горно-геологические и экономические
характеристики.  Для  учета  влияния  этих
факторов  все  разрабатываемые  объекты
предлагается объединить в составе несколь-
ких  налоговых  зон  с  определенной  величи-
ной налоговых ставок для каждой налоговой
зоны  отдельно  с  учетом  величины  запасов
месторождений,  дебита  скважин  и  глубины
продуктивных горизонтов;
-  в  рамках  второй  модели  предлага-
ется  разделить  НДПИ  на  две  отдельные
составляющие. Одна часть (налог на добы-
чу)  сохраняет  принципиальный  подход,  за-
ложенный  в  рамках  действующей  модели
НДПИ,  т.е.  имеет  налоговую  природу,  ре-
гулируется  нормами  налогового  законода-
тельства, имеет ставки, дифференцирован-
ные по видам полезных ископаемых. Вторая
часть  налога  ориентирована  на  рентную
природу и зависимость от горно-геологиче-
ских, экономических и иных характеристик
объекта добычи.


Библиографический список:
1. Баева Г.В. Налоговые режимы в нефтедобывающем комплексе: Автореферат дисс. на
соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М.: Институт экономики РАН, 2006. С.3.
2. Масло Р.В. Постатейный комментарий к главе 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная
система налогообложения». // Система ГАРАНТ, 2011.
3. Каламбаев А.Г. О некоторых особенностях выявления и расследования хищений, со-
вершаемых в сфере нефтегазового комплекса // Российский следователь. 2009. №22. С.45.
4. Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. Право. Экономика. М.: ООО «Нестор
Академик Паблишерз», 2004. С.18.
5.Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
// Рос. газета. 6 августа. 1998 г. №148-14.
6. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» // Рос. газета. 5 мая. 1992 г.
№102. (с изм. и доп. от 30 ноября 2011 г. №364-ФЗ).
7. Рос. газета. 29 декабря 2009 г. №214.
8. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ
// Рос. газета. 10 августа. 2000 г. №153-154 ( с изм. и доп. от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ).










 

 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 900 | Теги: Энергетическая безопасность, налоговые правоотношения, платежи за пользование недрами, безопасность нефтегазового комплекс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь