Понедельник, 05.12.2016, 11:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Совершенствование методики комбинационной игры на этапе спортивного совершенствования в настольном теннисе

С.Н.Башарина

Совершенствование методики комбинационной игры на этапе спортивного совершенствования в настольном теннисе

Актуальность. Современный уровень развития настольного тенниса, непрерывный рост конкуренции и повышения требований к мастерству игроков ведет к необходимости постоянного совершенствования системы спортивной подготовки.

Как всем известно, индивидуальное мастерство спортсменов в настольном теннисе зависит от системы подготовки на всех этапах. Где одним из направлений повышения мастерства игрока на этапе спортивного совершенствования является, тренировка по комбинационным схемам или совершенствование комбинационной игры. Так как, на данном этапе подготовки одной из задач является умение выполнять удары по прямым и диагоналям из разных зон, варьировать направление ударов и овладение тактикой завершением атаки после серийного выполнения топ-спинов. Поэтому обучение комбинационным схемам позволяет в полной мере развивать тактическое мышление и эффективно использовать специально изученные комбинации соответствии условиями игровой ситуации на этапе спортивного совершенствования.

Исходя из этого, возникает необходимость поиска новых подходов и решений, способных качественно обновит сформировавшееся понятия о средствах и методах совершенствования спортивного мастерства в настольном теннисе. В связи этим особую актуальность приобретает разработка научно-обоснованной методики комбинационной игры занимающихся в настольный теннис на этапе спортивного совершенствования, основной задачей которого является освоение основами рациональной комбинационной игры.

Объект исследования - процесс подготовки комбинационной игры спортсмена.

Предмет исследования - совершенствование методики комбинационной игры игроков в настольный теннис.
 

Цель исследования - совершенствование методики комбинационной игры в настольном теннисе на этапе спортивного совершенствования

Гипотеза исследования. Предполагается, что метод комбинационной игры повысит эффективность учебно-тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования.

Задачи исследования:
1) Выявить особенности двигательной деятельности в настольном теннисе;
2) Проанализировать общепринятую методику тренировки в настольном теннисе;
3) Разработать экспериментальную методику тренировки комбинационной игры на этапе спортивного совершенствования в настольном теннисе.

Научная новизна состоит в разработке и экспериментальном обосновании методики комбинационной игры на этапе спортивного совершенствования на основе мастерства занимающихся на этапе годичного цикла подготовки.

Таблица 1
План подготовки спортсменов (примерные циклы) Одноцикловой макроцикл подготовки спортсменов чемпионату Республики Саха (Якутия) среди взрослых контрольная группа

Таблица 2
План подготовки спортсменов (примерные циклы) одноцикловой макроцикл подготовки спортсменов чемпионату Республики Саха (Якутия)

Одноцикловой макроцикл подготовки спортсменов экспериментальной группы направлено на повышение тактической подготовки тем самым повышаем надежность и стабильности игры см. таб. 1.2.

В предложенной тренировке экспериментальной группы основная задача нацелена на совершенствование техники передвижения, отработку правильных ударов и контроля мяча. Каждый удар необходимо доводить до автоматизма.

В основе тренировочного процесса лежат упражнения по комбинационной схеме и тактические комбинации. Примерно 30-45% уходит на отработку этих комбинаций. Комбинационные упражнения состоят из сочетания ударов обусловленными направлениями полета и вращения мяча. Два, три раза в микроцикле учебно-тренировочных занятий применяется Б.К.М. Особенностью методики подготовки комбинационных упражнений и тактических комбинаций является переход от данного задания на стабильность к заданию этого упражнения с подач, затем на реакцию. А так же повторения этих упражнений с использованием большого количества мяча.

Основные задачи комбинационных упражнений и тактических комбинаций:
1. Совершенствование точности ударов.
2. Совершенствование внимания и стабильности игры.
3. Совершенствование техники рационального перемещения в игровой
зоне.
4. Совершенствование подач и приема подач.
5. Совершенствование правильного выполнения ударов.
6. Совершенствование подставки.
7. Совершенствование изменения направления полета мяча.

Тренировка начинается с простых заданий, заканчивается более
сложными упражнениями. Упражнения состоят из комбинационных упражнений и исходя из задач делятся на следующие группы:
1. Комбинационные упражнения на стабильность.
2. Комбинационные упражнения на перемещение.
3. Комбинационные упражнения на реакцию.
4. Комбинационные упражнения на изменение направления полета
мяча.

Общие требования тренировки комбинационных упражнений:
1. Первая дозировка тренировки, назначенная на заданное упражнение после отработки техники удара играть на стабильность.
2. Вторая дозировка тренировки этого упражнения начать с подачи коротко, с приемом подачи на обусловленную зону задания.
3. Третья дозировка тренировки данного задания отрабатывается как упражнение второй дозировки, но после последнего удара партнер играет на реакцию.
4. Все упражнения на учебно-тренировочном процессе повторить многократно.
5. Увеличить количество ударов (серии комбинационных упражнений) на каждом занятии.

Как показывает практика для того чтобы успешно применять намеченную тактику в матче, игрок должен тщательно готовить ее на тренировке. Выбор тактической схемы игры определяется уровнем тактического мышления спортсмена и его техническими возможностями.

В результате проведенного педагогического эксперимента были получены следующие результаты см. таб.:
- комбинация 3-х ходовая КГ прирост составил 25%, у ЭГ прирост составил 45 % результаты достоверны.
- комбинация 4-х ходовая КГ прирост составил 18%, у ЭГ прирост составил 44 % результаты достоверны.
- комбинация 4-х ходовая вариантом КГ прирост составил 26 %, у ЭГ прирост составил 42 % результаты достоверны.
- комбинация на изменение направления полета мяча КГ прирост составил 30,6 %, у ЭГ прирост составил 52,9 % результаты достоверны.

В целом, полученные данные подтверждают эффективность экспериментального воздействия методики комбинационной игры при совершенствовании игры в настольном теннисе в группе спортивного совершенствования табл. 3.

Таблица 3
Показатели подготовленности по тестам комбинационной техники

Рассматривая показатели физической подготовленности обеих групп в конце эксперимента. Можно сказать, что показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп существенно изменились друг от друга, т.е. у участников экспериментальной группы существенно повысился уровень физической подготовленности.

Показатель скорости, бега 20 м, у спортсменов КГ результаты улучшились с 3,8±0,1 до 3,72±0,1 (1,1 %), в ЭГ прирост выше и составляет 11,1 %, 3,8±0,16 до 3,4±0,1 результаты достоверны таб. 5.

Показатель силы, прыжок в длину с места, см, у спортсменов КГ результаты улучшились с 1,87±0,1 до 1,98±0,1 (2,6 %), в ЭГ прирост выше и составляет 16,7 %, 1,87±0,1 до 2,18±0,03 результаты достоверны таб. 5.

Показатель выносливости, бега 1000 метров, мин, у спортсменов КГ результаты улучшились с 4,15±0,1 до 4,12±0,1 (0,7 %), в ЭГ прирост выше и составляет 12,9 %, 4,16±0,1 до 3,62 ±0,2, результаты достоверны табл. 4.

Таблица 4
Показатели физической подготовленности теннисистов в начале и в конце эксперимента    

Для анализа соревновательной деятельности были выбраны наиболее применяемые 7 технических приемов: подача, накат, завершающий удар, топ-спин, срезка, скидка, подставка, для оценки их коэффициента брака, эффективности, надежности и объема выполнения.

Анализ результатов соревновательной деятельности показал, что игроки обоих групп исследования использовали все анализирующие технические приемы в игровой деятельности с преобладанием применения топ-спина у экспериментальной группы - ЭГ 20%, КГ 16%, подставок- ЭГ 15%, КГ 11% а так же выявил преимущественное использование наката- ЭГ 5%, КГ 13%, скидки -2%ЭГ, 3% КГ, завершающего удара- 18% ЭГ, 19%КГ, срезок - ЭГ 19%, КГ 23% у контрольной группы.

И той, и другой группе принимающих в исследовании соревновательной деятельности не было зафиксировано выполнение следующих технических приемов: свечи, подрезки и перекрути табл. 5.

Низкий процент объема выполнения технических приемов отмечается в применении скидки - ЭГ 2%, КГ 3%, у исследуемых групп и наката-10% у экспериментальной группы.

Анализ коэффициента брака показал, что у контрольной и экспериментальной группы процент ошибки выполнения подачи почти одинаковы - у ЭГ и КГ 12% , хотя этот процент ниже, чем коэффициента брака использования остальных технических приемов.
Самый высокий коэффициент брака выявлено в выполнении топ- спина-49%, завершающего удара-39% у игроков контрольной группы. Процент коэффициента брака в использования остальных технических приемов в игровой деятельности у теннисистов экспериментальной группы ниже, чем у теннисистов контрольной группы.

Таблица 5
Критерии оценки соревновательной деятельности    

Коэффициент эффективности по результатам анализа соревновательной деятельности у спортсменов экспериментальной группы ниже, чем у спортсменов контрольной группы по таким техническим действиям, как накат - ЭГ 14%, КГ 17%,срезки- ЭГ 21%, КГ 24%. В остальных применяемых в игровой деятельности приемах: подачи- ЭГ 27%, КГ 23%, завершающего удара -ЭГ 37%, КГ 32%, топ-спина- ЭГ 27%, КГ 15%, скидки- ЭГ 8%, КГ 3% и подставки - ЭГ 29%, КГ 27% коэффициент эффективности больше у спортсменов экспериментальной группы таб. 5.

Процент коэффициента надежности выполнения всех технических приемов у игроков экспериментальной группы во всех анализируемых элементах выше кроме наката - ЭГ 60%, КГ 68%: подачи - у ЭГ 88%, у КГ 86% , завершающего удара - у ЭГ 56%, у КГ 49% ,топ-спина- у ЭГ 57%, у КГ 50% ,срезки- у ЭГ 82%, у КГ 73%, скидки- у ЭГ 69%, у КГ 64% , подставки- у ЭГ 57%, у КГ 56% таб. 5, прил. 8-17.

ВЫВОДЫ:
1. Анализ литературы, статьей и других источников показал, что исследование соревновательной деятельности проводились в основном за игроками ведущих теннисистов России, Европы и Мира. Исследование показало, что проблема изучения комбинационной игры в спорте и, особенно в настольном теннисе остается актуальной. Многими авторами и специалистами в этой области хорошо изучены комбинационные игры ведущих школ мира по настольному теннису, которая показывает зависимость технико-тактических действий от разнообразия комбинационной игры и их взаимосвязь.

2. В результате анализа соревновательной деятельности выявлено, что:

а) Эффективность выполнения технических приемов применяемых с преобладанием в игровой деятельности, чем остальные технические приемы с низким объемом выполнения высокие;

б) Коэффициент объема выполнения технических приемов экспериментальной группы преобладают для таких действий, которые чаще всего принимались в тренировке комбинационных упражнений;

в) Надежность выполнения всех технических приемов анализа у теннисистов экспериментальной группы на высоком уровне, чем у теннисистов контрольной группы. Это доказывает эффективность применения в учебно-тренировочном занятии комбинационных упражнений с определенными задачами на совершенствование технико-тактических действий;

г) Коэффициент брака при использовании подачи -12%(это 2-3 подачи в 2-х партиях,4-5 подачи в 3-х партиях проигранные без розыгрыша очка) хотя ниже, чем другие анализируемые технические приемы оставляет желать лучшего;

3. Рассматривая показатели физической подготовленности обеих групп в конце эксперимента. Можно сказать, что показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп существенно изменились друг от друга, т.е. у участников экспериментальной группы существенно повысился уровень физической подготовленности.

Показатель выносливости, бега 1000 метров, мин, у спортсменов КГ результаты улучшились с 4,15±0,1 до 4,12±0,1 (0,7 %), в ЭГ прирост выше и составляет 12,9 %, 4,16±0,1 до 3,62 ±0,2, результаты достоверны.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.04.2016)
Просмотров: 105 | Теги: настольный теннис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016