Среда, 07.12.2016, 15:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Т.В.Ермакова

Проблемы устойчивого развития в настоящее время приобретают все большее развитие в самых различных областях социально-экономической науки. Следует отметить, что исторически термин «устойчивое развитие» первоначально использовался в регулировании рыболовства в Канаде в середине XX в. и подразумевал систему эксплуатации рыбных ресурсов, при которой эти ресурсы не истощаются, а вылов рыбы соответствует возможностям простого воспроизводства соответствующей популяции. Экологическая составляющая устойчивого развития предприятий рыбной промышленности непосредственно связана с проблемами естественного равновесия живых популяций как используемой сырьевой базы. Однако в настоящее время императивы устойчивого развития трактуются более широко, включая помимо экономического и экологического аспекта долгосрочные социальные гарантии и равенство живущих и будущих поколений. Рыбная промышленность, накопившая острые проблемы по всем этим аспектам, — одна из немногих отраслей России, где целостная концепция устойчивого развития наиболее востребована. Следует отметить, что отрасль имеет ряд особенностей как технологического характера (наличие рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, разделение сырьевой базы на рыбоводство во внутренних водоемах, аквакультуру и морское рыболовство), так и с точки зрения проведения реформ (запаздывание сроков интеграционных процессов, практически полное отсутствие государственной поддержки).

Устойчивому развитию российской рыбной промышленности в настоящее время препятствует ряд проблем. Среди них можно выделить обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны РФ, усугубляемое резким снижением запасов водных биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, в особенности ценных видов этих ресурсов. Недопустимые масштабы приобрели незаконный промысел водных биологических ресурсов и нелегальный вывоз рыбной продукции за рубеж. Высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств, дефицит транспортного рефрижераторного флота; перепрофилирование деятельности морских рыбных портов и отсутствие специализированного железнодорожного транспорта для перевоза больших объемов рыбных грузов в совокупности обусловили негативную тенденцию экпортирования рыбной продукции с низкой добавленной стоимостью и превращения России в сырьевой придаток других стран.

Встраиванию российской рыбной отрасли в глобальный рынок при сохранении национальной безопасности мешает низкий уровень конкурентоспособности предприятий отрасли.

В современных условиях во всех странах с развитым промышленным рыболовством государству отводится весьма значимая роль. Особенностью механизма устойчивого развития рыбной промышленности является сохранение и совершенствование государственного регулирования как прямыми административными методами (общие допустимые уловы, квоты), так и экономическими ( налоги, дотации, субсидии, тарифы). На наш взгляд, основная причина того, что в настоящее время система государственного регулирования рыбной отрасли неадекватна основной цели — обеспечению ее устойчивого развития во всех аспектах (экономическом, социальном, экологическом), состоит не только в потере управляемости в связи с институциональными преобразованиями данного сектора экономики, но и бессистемности предпринимаемых шагов в процессе реформирования. Повышение эффективности государственного вмешательства в функционирование предприятий рыбной промышленности должно быть основано на оптимальном сочетании запретительных мер с мерами стимулирования сохранения и воспроизводства водных биоресурсов. Основные принципы развития системы государственного регулирования — системность, прозрачность, непротиворечивость основных инструментов.

Общим принципом дальнейшего совершенствования государственного регулирования должен стать перенос центра тяжести с запретительных, ограничительных мер (при всей их важности) на экономические, стимулирующие. С точки зрения правовой регламентации необходимо ликвидировать искусственное разделение единого промыслового запаса на квоты вылова в исключительной экономической зоне и квоты вылова в территориальном море РФ, т. е. необходимо снять ряд административных ограничений, не имеющих под собой биологического обоснования. Предприятиям должны выделяться единые промышленные квоты. При этом пользователю необходимо самому принимать решение, в каком режиме их осваивать: в режиме прибрежного лова или в режиме «морского» (экспедиционного, автономного) лова. При этом критерием прибрежного рыболовства должна стать «привязка» технологического процесса добычи-переработки непосредственно к береговой инфраструктуре на обоих или одном из этапов. В свою очередь, прибрежное рыболовство должно стимулироваться не выделением для этих целей отдельного вида квот, которое, как показала практика, дало противоположный результат, а иными мерами (установлением налоговых льгот, снижением ставок сбора за пользование биоресурсами и т. д.).

При всей своей важности в управлении устойчивым развитием предприятий рыбной промышленности механизм квотирования не в состоянии решить все проблемы развития рыбной промышленности. Только введением береговых, судовых или иных квот нельзя обеспечить устойчивое развитие перерабатывающих предприятий. Необходимо развитие рыночной и производственной инфраструктур, создание оптовых рынков рыбы-сырца, бирж, развитие фьючерсных контрактов. Причем в первую очередь должна развиваться аукционная и другие виды оптовой торговли готовой продукцией. В связи с этим необходимым является стимулирование государством создания бассейновых оптовых рыбных бирж, образования региональных специализированных торгово-транспортных компаний.

Активная роль государства в урегулировании взаимоотношений рыбодобывающих предприятий с отраслями-монополистами должна обеспечить нормальные экономические условия воспроизводственного процесса.

Устойчивое развитие рыбной промышленности обусловливает необходимость использования новых средств согласования долговременных интересов общества, государства и бизнеса, согласования их действий. Наиболее полно отвечающим этим целям является механизм концессионерства, пока еще не используемый в практике управления отраслью. В отличие от других форм частно-государственного партнерства, концессионный механизм позволяет государству получить оптимальное соотношение стратегического контроля за бизнесом на гражданско-правовой основе и максимально возможную хозяйственную свободу на объекте государственной собственности.

Исходя из системообразующей роли цепочки меняются приоритеты внедрения концессий в рыбную промышленность. В отличие от существующих рекомендаций относительно концессий в рыбодобывающей промышленности, первоочередной задачей становятся последующие звенья полной цепочки производства рыбопродукции из собственного сырья — порты как важнейшие логистические центры и рыбоперерабатывающая промышленность. В этих замыкающих звеньях цепочки, как показывает анализ, создается наибольшая добавленная стоимость. Именно эти звенья практически разрушены и вынесены за рамки отечественного цикла в другие страны. Необходимые условия концессионирования портовой инфраструктуры имеются.

Помимо сфер переработки и производственной инфраструктуры отрасли, концессионный механизм перспективен и в отношении рыбодобывающей промышленности. Применительно к ней он предполагает передачу в долгосрочную аренду определенной акватории с ее рыбными ресурсами, находящейся в собственности государства. В первую очередь концессионные механизмы должны быть реализованы в отношении использования нерестовых рек и внутренних водоемов, позволяющих развивать различные направления аквакультуры.

Пилотные проекты позволят отработать на них систему управления, структуру типового договора, формы платы за пользование государственными ресурсами, механизмы контроля. Концессионные платежи вносятся вне зависимости от результатов финансовохозяйственной деятельности концессионера, однако отраслевые особенности могут определять разные формы расплаты концессионера с концедентом. Эксперимент позволит оценить эффективность использования роялти, налоговых платежей, расплаты продукцией, апробировать методики установления уровня платежей в зависимости от качества предоставленного участка.

Главным результатом реализации проектов должен стать переход на новый принцип хозяйствования на нерестовых реках: один водоем — одно локальное стадо — один пользователь (юридическое лицо или их ассоциация). Именно такой принцип существенно снижает остроту главных проблем устойчивого развития отрасли — браконьерства и теневого оборота.

Важным принципом концессионерства в рыбной промышленности должно стать закрепление рыбных угодий за рыбоперерабатывающими предприятиями. Это позволит привлечь частный капитал, в том числе иностранный, в строительство новых заводов или техническое перевооружение уже существующих. Напротив, необходимо поставить заслон приходу иностранного капитала в рыбодобывающую отрасль, так как это ведет к дальнейшему усилению внешнего контроля над российскими водными биоресурсами, сохранению сырьевой направленности отрасли. Уже сейчас китайские и корейские бизнесмены контролируют ряд российских рыбодобывающих компаний, на которые приходится порядка трети общей квоты на вылов минтая в дальневосточном рыбопромысловом бассейне. Мировой опыт ясно показывает, что, как правило, государства не допускают либо законодательно ограничивают участие иностранных компаний в добыче собственных ресурсов. Например, в Исландии и Норвегии промысел могут вести только отечественные компании, а в США в конце 90-х годов XX в. доля участия иностранцев законодательно ограничена.

Введение концессионного механизма означает отказ от использования механизма квотирования и административного контроля за сохранением воспроизводимой биологической популяции рыбы. Главным преимуществом данного механизма по сравнению с квотным является возложение ответственности о воспроизводстве рыбных ресурсов, техническом развитии и социальных гарантиях для населения рыбодобывающих регионов на бизнес. Учитывая долгосрочный горизонт концессий (от 25 до 75 лет), это создает адекватный объективным ограничениям порядок пользования возобновляемыми ресурсами, адекватный целям устойчивого развития. Кроме того, современные формы концессии носят комплексный характер и включают в текст договора положения о развитии инфраструктуры в пределах законтрактованной территории, о профессиональном обучении местных кадров и т. п.

Значительную роль в механизме управления отраслью должны играть общественные организации рыбаков. Мировой опыт показывает положительную практику их вовлечения в процесс управления. Необходима консолидация всех участников рыбохозяйственной деятельности не только по территориальной принадлежности, но и по видам деятельности. При этом общественные объединения рыбаков должны быть вертикально интегрированы и наделены рядом управленческих полномочий, в том числе в вопросах регулирования рынка продукции, ценовой политики и доступа к водным биоресурсам. Проведенный социологический опрос показал, что, например, в Дальневосточном регионе устойчивые позиции по решению многих вопросов отрасли приобрели такие общественные объединения, как «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» (55,3 % голосов), «Союз рыбопромышленников Камчатки» (18,1 % голосов) и «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина» (15,9 %). Конструктивный диалог общественных организаций и органов государственного управления отраслью рассматривается большинством участников опроса (74 % от общего числа опрошенных) в качестве необходимого условия эффективной работы отрасли.

Сложившаяся организационно-управленческая структура управления отраслью не снимает противоречий между центром и регионами в использовании водных биологических ресурсов. Дальнейшее разграничение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в области использования водных биологических ресурсов должно предусмотреть передачи ряда функций регионам, связанных с более оперативным распределением квот в зависимости от природно-климатической обстановки.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (09.02.2016)
Просмотров: 154 | Теги: РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016