Суббота, 03.12.2016, 03:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Р.Н.Муртазаева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Е.Алифанова, аспирант
Волгоградский государственный аграрный университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА

В статье рассматриваются подходы совершенствования государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора с учетом положений ВТО.

Ключевые слова: факторы; системные процессы; развитие и модернизация; хозяйствующие субъекты; аграрный сектор; отрицательные воздействия; концептуальные доктрины; институт развития и модернизации; продовольственная безопасность.

 

Положение России с вступлением в ВТО носит ярко выраженный неравноправный характер. Так, большее количество развитых стран финансирует аграрный сектор для развития и модернизации хозяйствующих субъектов, хозяйствующие субъекты аграрного сектора в сумме, которая значительно превышает предельно допустимый, установленный для России объем субсидирования. Так, в Швейцарии возможно оказывать государственную помощь национальным хозяйствам аграрного сектора для развития и модернизации в сумме 5,8 млрд долл. США. Это на на 30 % превышает уровень целевого субсидирования национальных хозяйств аграрного сектора России [6, 3].
Следовательно, присоединение к ВТО для России создает неблагоприятную ситуацию для хозяйствующих субъектов аграрного сектора с позиции их развития и модернизации. Однако возможным подходом субсидиарной поддержки аграрного сектора в рамках ВТО является малый и средний бизнес. Условия членства России ВТО не ограничивает государственную помощь данных сельхозпроизводителей аграрного сектора. Для процесса применения институционального инструментария внедрения Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (БПРМСАС) эта возможность особенно значима.

С позиции продовольственной безопасности необходимо учитывать, что по данным Росстата: 1) 43,4 % сельхозпродукции аграрного сектора производится в личных подсобных хозяйствах населения; 2) 8,9 % - в крестьянских (фермерских) хозяйствах [4].

Для стимулирования развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора необходимо в государственной политике активизировать деятельность малого, среднего бизнеса, а также личных подсобных хозяйств на основе внедрения БПРМСАС. Опыт Японии, политика которой была настроена на восстановление страны после Второй мировой войны, показывает на активизацию малого бизнеса и личных подсобных хозяйств. Япония развивалась по пути индустриализации и модернизации. Также стимулировали рост народонаселения в сельском хозяйстве на фундаменте идеи семейных ферм. По такому же пути развивался аграрный сектор США, Великобритании и всех развитых стран Западной Европы [2].

Государственное понимание методики развития и модернизации является существенным аспектом. Так, исследование дефиниций «развитие» и «модернизация» показывает на многообразие их существования. Можно сделать вывод, что ускоренное развитие сущности данных определений показывает на необходимость внедрения таких понятий, как «развитие» и «модернизация» во всех сферах жизнедеятельности.

Также следует отметить, что все толкования словосочетания «развитие и модернизация», несут одно единственное ядро - это улучшение положения объекта развития, включая рост показателей всех сфер его жизнедеятельности на фундаменте новых идей, инновационных технологиях и технике. Это процесс постоянного обновления и равновесного совершенствования объекта в целях его устойчивой и сбалансированной, долгосрочной деятельности [1].

Однако в России процессы «развития и модернизации», обеспечивающие инновации в аграрном секторе, существенно замедлились. Единичные прогрессивные мелкие производства в аграрном секторе, которые не имеют сетевой интеграции и массового характера не позволяют быстро изменить тяжелого положения хозяйствующих субъектов, а также существенно повлиять на развитие хозяйствующие субъекты аграрного сектора и обеспечение продовольственной безопасности и независимости. Все обозначенные направления необходимо финансировать и поддерживать средствами, выделяемыми на программы стратегического развития аграрного сектора.

Следовательно, особенно велика потребность хозяйствующих структур аграрного сектора в государственных субсидиях, налоговых льготах и социальных отчислений [5].

Диапазоны развития и модернизации находятся между собой в причинно- следственной взаимосвязи, обеспечивающие инновационное применение институциональных принципов.

В инновационном применении институциональных принципов заинтересовано любое государство, реализация функций которого основывается на высокотехнологическом производстве, ориентированном на ресурсосбережение, конкурентоспособных преимуществах сельхозпродукции аграрного сектора.

Стагнационные процессы в хозяйствующих субъектах аграрного сектора показывают на необходимость нового государственного регулирования рыночных институциональных механизмов, воздействия мер прямого и косвенного стимулирования. Так, одним из стимулов государственной политики развития и модернизации может выступать стимулирующий фонд, формируемый для финансирования процесса применения институционального инструментария внедрения Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (БПРМСАС).

Для повышения эффективности государственной политики в области применения институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС) необходимо придерживаться следующих целевых процедур: 1) применять концепцию функционального направления государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как определяющего фактора обеспечения продовольственной безопасности и независимости, включающую социально-экономическое благоустройство хозяйствующих субъектов аграрного сектора, содержащую теоретический уточненный аппарат: сущностные, понятийные, целевые, системные ориентиры; 2) учитывать влияние новых положений концепции на процесс государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора; 3) применять методику формирования государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как определяющего фактора обеспечения продовольственной безопасности и независимости, включающую социально-экономическое благоустройство хозяйствующие субъекты аграрного сектора, содержащую, позволяющую своевременно координировать эффективность и целевое использование ресурсов; 4) использовать алгоритм формирования информационно-аналитического сопровождения для целей принятия управленческих решений в направлении совершенствования политики государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как определяющего фактора обеспечения продовольственной безопасности и независимости, включающей социально-экономическое благоустройство хозяйствующие субъекты аграрного сектора; 5) формировать фонд национальной продовольственной безопасности и независимости, где деятельность должна регулироваться и основываться на заключении с хозяйствующими субъектами аграрного сектора стандартных контрактов на развитие и модернизацию, под которые происходит размещение целевых средств, аккумулированных в бюджете фонда; 6) формировать прямое стимулирование в государственной политике программ развития и модернизации в виде фонда финансирования процесса применения институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (Г БПРМСАС); 7) формировать фонд, где результатом развития и модернизации аграрного сектора является рост показателей благосостояния населения и инфраструктуры хозяйствующих субъектов аграрного сектора, под которые происходит размещение целевых средств, аккумулированных в бюджете фонда; 8) разработка и утверждение параметров стандартных контрактов для предлагаемых фондов с учетом специфики проблем аграрного сектора, обеспечение хозяйствующих субъектов сертификатами на финансирование техники, технологий, повышение квалификации трудовых ресурсов; 9) формирование требований и организация реестра контрагентов аккредитованных участников фонда; 10) контроль целевого использования средств фонда при обосновании расходов по контракту внедрения ГБПРМСАС.

 

Рисунок 1 - Механизм совершенствования государственной политики для применения институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС)

Механизм совершенствования государственной политики обеспечения продовольственной безопасности и независимости для применения институционального инструментария внедрения Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС), должен быть направлен на эффективное устранение внутренних и внешних угроз (рис. 1).

После заключения государственных форм стандартных контрактов на развитие и модернизацию хозяйствующих субъектов аграрного сектора, фонд размещает контрактный пул у институционального инвестора под гарантии государства по платежам. Это даст возможность получения стабильного денежного потока аккредитованным контрагентам при размещении контрактов на основе фиксированной пониженной процентной ставки в размере 2-3 %.

Для наиболее приоритетных видов деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора необходимо определить возможность государственного субсидирования и внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС).

Для фонда необходимо сформировать экономические регуляторы, которые позволят решать задачи государственной политики развития и модернизации, а именно утвержденная минимальная процентная ставка по инвестиционным потокам, размещенных фондом финансовых средств по контрактам на развитие и модернизацию; налоговые льготы субсидии; амортизационная политика; предприятий, заключивших контракты с фондом и др.

Разработанная автором модель деятельности фонда по применению институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС) позволит повысить эффективность прямого расходования государственных средств на обеспечение продовольственной безопасности и независимости.

При этом фонд в результате размещения средств у институционального инвестора по ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения хозяйствующих субъектов аграрного сектора, может вернуть часть финансирования государству в виде дополнительного денежного потока, полученного от деятельности (финансирование, уменьшенное на величину содержания деятельности фонда, осуществление транзакций).

Также возможно поступившие потоки разместить в новых контрактах.

В целом, механизм функционирования фонда ГБПРМСАС как институт обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения позволяет решить следующие задачи:
-получение дополнительного источника финансирования проектов модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения, хозяйствующих субъектов аграрного сектора;
- представление возможности применения в хозяйствующих субъектах аграрного сектора широкого спектра институциональных инструментов (гарантии, льготы, возмещение, страхование и др.);
- повышение инвестиционной привлекательности ГБПРМСАС и снижение рисков их реализации за счет гарантий государства;
- использование механизма частно-государственного партнерства для реализации ГБПРМСАС;
- ограничение конкуренции институтов за одни и те же ГБПРМСАС;

- осуществление мониторинга эффективности реализации ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения аграрного сектора;
- инициирование ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения, работающего в аграрном секторе;
- повышение прозрачности деятельности для общества института ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения сельских территорий;
- стимулирование передачи ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения;

- распространение опыта разработки стандартных контрактов для хозяйствующих субъектов на ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения.

Рисунок 2 - Отчетная информационная форма рабочего документа по ГБПРМСАС

Поддержка программ развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора должна проходить не только на федеральным уровне, но и региональные органы обладают существенными ресурсными и институциональными возможностями, которые предполагают раскрытие потенциала для реализации различных форм управления поддержки в региональных экономических системах.

Автором разработан информационный рабочий документ, позволяющий формировать и использовать систему государственного инвестирования процессов 1 БПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Форма рабочего документа, учитывающая процессы ГБПРМСАС, представлена на рисунке 2.
Исследования автора показывают на возможность прямого участия региональных органов власти в процессах ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения, хозяйствующих субъектов аграрного сектора.

Для реализации стратегии ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения хозяйствующих субъектов аграрного сектора возможно также создание регионального инжинирингового центра, ориентированного на техническое перевооружение и комплексное перепроектирование региональных процессов агарного сектора.

Библиографический список

1. Аллаеров, Ш.А. Модернизация аграрного сектора Узбекистана: проблемы и решения [Текст] /Ш.А. Аллаеров // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 12. - С. 17-24.
2. Бобрик, М.А. Как привлечь банки к финансированию сельхозпредприятий [Текст] /М.А. Бобрик //Банковское кредитование. - 2013. - № 3. - С. 98-104.
3. Боташев, А.Ю. Современная концепция инвестиционного мониторинга экономического развития сельского хозяйства в регионах России [Текст]/ А.Ю. Боташев, А.В. Шохнех // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 3. - С. 258-261.
4. Методические указания Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537
6. http://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]
 

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 2 (38), 2015

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (08.07.2016)
Просмотров: 51 | Теги: аграрный сектор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016