Пятница, 22.09.2017, 09:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ЧЛЕНАМИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И МИРОВОГО ПРАВОПОРЯДКА

С.В. Паталашко, доцент кафедры уголовного права ВА МВД России, к.ю.н.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ЧЛЕНАМИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И МИРОВОГО ПРАВОПОРЯДКА

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях[1]. Борьба с организованной преступностью на международном уровне в данном случае рассматривается как часть целого правового явления и заслуживает самого пристального внимания. Процессы глобализации, став главной тенденцией развития мира, затрагивают не только цивилизации, народы, государства, но и отдельных индивидов.

В такое непростое время международно-правовые связи государств приобретают особое значение. Во всем их разнообразии далеко не последнее место занимают проблемы международного сотрудничества в сферах охраны

Существует ряд проблем, требующих своего разрешения, необходимо продолжать определенную работу по присоединению России к соответствующим конвенциям, что послужит не только целям борьбы с преступностью, но и укрепит отношения с различными государствами.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью реализуется на сегодняшний день в связи с охраной окружающей среды, общественной, экономической, торгово-финансовой и научно-технической безопасности, что предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Поддержание мира и сотрудничества между государствами, укрепление доверия между ними позволили достичь определенного уровня разоружения и возможности сокращения ядерных испытаний. Сотрудничество России с другими государствами позволяет обеспечивать мирового правопорядок в области борьбы с транснациональной преступностью, особенно с терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми, человеческими органами, оружием, контрабандой и другими преступлениями.

В одиночку ни одно государство никогда не справиться с такой глобальной проблемой. Только совместные действия позволят эффективно бороться с глобальными проявлениями преступности. Одной из форм эффективного реагирования на преступность со стороны прогрессивно борющихся государств и участия мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов в этой области является создание международных организации полицейских - ИНТЕРПОЛ.

В самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности выделилась охрана экологической безопасности. Интенсивная экономическая и промышленная деятельность негативным образом сказывается на экологии. В бюджетах многих государств заложены расходы на обеспечение экологической безопасности, составляющие 4-6% (таковы соответственно расходы России и США).

Следует отметить, что экологическая обстановка ухудшается с каждым годом, ставя под угрозу сферы нормальной жизнедеятельности человека на Земле. Загрязнение окружающей среды не знает национальных границ и распространяется на территории всех государств, что требует совместных усилий всех государств в лице специализированных и неспециализированных органов.

Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы. Например, торговый оборот между 27-ю странами, входящими в состав Европейского экономического сотрудничества (ЕС) и США в 2006 году достиг впечатляющих объемов. Страны - члены ЕС поставили в США товаров на сумму, составляющую 269 млрд. долларов, а объем товаров США в эти страны равнялся 178 млрд. долларов[2].

Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым рыночно-экономическим законам, подчиняя себе новые страны и регионы. Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового сотрудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения.

 Развитие культурного и научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные структуры. По их инициативе  и других специализированных органов проводятся различные международные форумы, совместные научные разработки.

Перспективы развития международного сотрудничества заключаются в возможностях государств осуществлять сотрудничество в вопросах уголовного правосудия и правоохранительной деятельности и отчасти зависят от характера политических отношений между ними. Чем сложнее политические взаимоотношения, тем уязвимее может быть такое сотрудничество, особенно в тех случаях, когда сталкиваются разные идеологии и системы ценностей, или когда страны по-разному относятся к вопросу соблюдения прав и свобод человека.

Международное сообщество испытывает все большую озабоченность в связи с воздействием транснациональной преступности на национальную экономику, международные отношения, стабильность, безопасность и мир. Так, только в Российской Федерации в 2010 году организованными группами или преступными сообществами, в т.ч. транснациональными, совершено 21,2 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (28,4%). Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 49 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 44,6 тыс. преступлений (16,0%), их удельный вес составил 91,0%. Однако количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России сократилось на 16,7% и составило 12,4 тыс. преступлений[3].

Решительные действия, предпринимаемые во многих странах, а также внимание, уделяемое борьбе с преступностью Комиссией по предупреждению преступности, уголовном правосудием, директивными органами Организации Объединенных Наций, в частности Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, свидетельствуют о том, что для государств-членов решение этой проблемы является одной из первоочередных задач.

Проведенный анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. К примеру, кодификация законодательных норм в области борьбы с преступностью способствует его более эффективному применению, однако внутреннее право стран не своевременно реагирует на изменение в международной договорной практике. Кроме того, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, не все государства, на наш взгляд, предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за преступления, совершенные на их территориях преступными группами.

Однако следует отметить, что подготовка и принятие законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с преступностью, должны исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в государстве, а не придерживаться сложившейся практики принятия законодательных актов в других странах.

Основными формами международного сотрудничества по охране общественной безопасности, на наш взгляд, являются: обмен информацией, касающейся преступности в общем и сотрудничество по специальным оперативным вопросам; экстрадиция лиц совершивших преступления; взаимная правовая помощь в изъятии и конфискации доходов от незаконной деятельности и других активов; обеспечение подготовки и оказание помощи полицейским подразделениям зарубежных стран.

Наиболее перспективными мероприятиями представляются:

- обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, представляющей интерес относительно  любых преступлений, совершенных или подготавливаемых к совершению на территории зарубежных стран, конкретных фактов и событий, физических и юридических лиц, причастных или подозреваемых в совершении преступлений, структуры, персонального состава, сферы деятельности, организации управления, структурных и внешних связей криминальных группировок, деятельность которых носит международный характер,  имевших место или предполагаемых контактов между преступными группами, действующими в различных государствах, форм и методов осуществления транснациональными организованными группами преступной деятельности, в том числе «отмывания» средств, полученных в её результате, а также наиболее эффективных мер противодействия преступности;

- проведение по запросам силовых структур зарубежных стран оперативно-розыскных мероприятий и отдельных процессуальных действий по делам, связанным с деятельностью транснациональной организованной преступности;

- обмен опытом работы, в том числе путем проведения совещаний, конференций и семинаров по вопросам борьбы с преступностью;

- планирование и осуществление скоординированных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности;

- обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями по вопросам борьбы с преступностью, а также содействие в приобретении учебной и научной литературы по этим вопросам;

- содействие на договорной основе в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем организации стажировок в специализированных подразделениях зарубежных стран;

- проведение совместных научных исследований проблем борьбы с транснациональной преступностью, представляющих взаимный международный интерес.

Конечная цель международного сотрудничества в борьбе с преступностью, на наш взгляд, заключается в обеспечении того, чтобы:

- транснациональные преступные организации сталкивались с повышенным риском независимо от того, представителями какой страны они являются и на какую страну ориентированы их посягательства;

- законные предприятия могли оказывать серьезное сопротивление попыткам проникновения и совершения преступлений со стороны транснациональных преступных организаций;

- правительства, коммерческий сектор и система уголовного правосудия были неуязвимы для коррупции и насилия со стороны транснациональных преступных организаций;

- транснациональные преступные организации постепенно сворачивали свою деятельность и, в конечном счете, были ликвидированы.

В заключение отметим, что угрозу, исходящую от транснациональной преступности, можно ликвидировать лишь посредством проявления не менее изощренной изобретательности, находчивости, организованности и гибкости в сотрудничество, чем они проявляются со стороны международных преступных организаций. В частности, для того чтобы добиться успеха, им следует более творчески подходить к использованию существующих и новых двусторонних и многосторонних правовых механизмов, а деятельность на национальном уровне должна быть более единообразной и согласованной, для того чтобы сотрудники правоохранительных органов обладали такой же мобильностью и действовали так же эффективно, как и сами преступники. Межгосударственное сотрудничество должно быть многогранным и выражаться в оказании взаимной помощи, приведении в исполнение приговоров суда иного государства, готовности обеспечения юрисдикции между государствами, активизации общественного мнения и деловых кругов на борьбу с преступностью.

[1] См.: Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 11.

[2] Мелехин А.В.Теория государства и права: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.С.90.

[3] Состояние преступности в Российской Федерации январь-декабрь 2010 г. //http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports (дата обращения 20.10.2011 г.)

К содержанию

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (16.05.2013)
Просмотров: 1120 | Теги: ПРАВОПОРЯДКА, мирового, сотрудничество, МИРОВОГО СООБЩЕСТВА, ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь