Пятница, 09.12.2016, 14:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОРГАНИЗАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ

М.М. Кисляк

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОРГАНИЗАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ

В региональной политической жизни особое место занимают вопросы фор­мирования электоральной культуры у организаторов и участников выборов. От уровня электоральной культуры во многом зависит содержание организации и результаты избирательных кампаний в регионе.

Современное состояние и проблемы формирования электоральной куль­туры у организаторов выборов и граждан региона получили отражение в работах И.Н. Гомерова, Г.В. Голосова, А.В. Кынева и ряда других исследователей [1-3].

Наиболее полное отражение весь комплекс проблем, связанных с понятием, структурой, особенностями электоральной культуры, получил в исследовании И.Н. Гомерова «Электоральная культура и технология выборов». По мнению автора работы, «электоральная культура - это система знаний, оценок и норм политических выборов, включённых в избирательный процесс, деятельность и взаимоотношения его субъектов, в ту или иную политическую культуру, в культуру того или иного общества в качестве специфических элементов, фиксируемых, хранимых и транслируемых с помощью знаков и знаковых систем» [4].

Каково же современное состояние электоральной культуры в регионах России? Можно констатировать, что общий уровень электоральной культуры пока недостаточно высокий. Это наглядно подтверждают последние выборы депутатов в Государственную Думу РФ и выборы Президента России. Так, итоги выборов 4 декабря 2011 г. в Государственную Думу РФ показывают, что избиратели в регионах голосовали не за партии, а за руководителей поли­тических партий. Реально граждане отдали свои голоса не за предвыборные программы политических партий, а за тех, кто возглавляет эти партии.

«Выборы, - считает исследователь И.Н. Гомеров, - это игра. Причём игровой элемент - характерная черта электоральной культуры в современной России». «Подлинная электоральная культура, - утверждает И.Н. Гомеров, -требует честной игры, порядочности». Уклонение же от установленных и при-знанных правил или их нарушение ведёт либо к разрушению самой культуры выборов и всей электоральной системы, либо к лишению нарушителей воз-можности дальнейшего участия в выборах [5].

Современная политическая практика подтверждает: те, кто нарушает пра-вила и нормы проведения избирательных кампаний, лишают себя возможности участия в выборах. Так было и на выборах депутатов в Государственную Думу РФ и на выборах Президента нашей страны. Так, претенденты на должность Президента РФ, представившие недостоверные подписные листы в свою под-

держку, не были зарегистрированы в качестве кандидатов - известные политики Г. Явлинский, Д. Мезенцев.

«Важной составной частью электоральной культуры являются, - отмечает И.Н. Гомеров, - традиции (общественные установления, нормы поведения, цен-ности, идеи, обычаи, обряды, электоральные обычаи и ритуалы), электоральная мода, складывающиеся в регионе». Например, есть традиция поддержки из-бирателями конкретных политических партий. В Томской области, например, традиционно высокую подде–жку избирателей получают представители КПРФ, в Новосибирской области представители политической партии ЛДПР, в Кемеровской области избиратели отдают своё предпочтение представителям политической партии «Единая Россия».

И.Н. Гомеров также утверждает, что существенную роль в электоральной культ–ре играют политические мифы и религиозный фактор: «политический миф это сказка, восп–инимаемая как реальность». «Политические мифы, -отмечает И.Н. Гомеров, функционируют на уровне общества и личности». На личностном уровне они проявляются как: 1) опора на веру, а не на знания; 2) навязывание личности обществом или какой-то его частью чего-нибудь или кого-нибудь; 3) неподверженность проверке (верификации) на основе опыта; 4) опора на авторитеты; 5) сильное эмоциональное воздействие; 6) иррацио-нальность. На практике большинство избирателей в регионах опираются на веру, подвержены влиянию общества или какой-то личности (губернатора), руководствуются эмоциями, а не разумом.

Опираясь на исследования французского политолога А. Дюамеля, И.Н. Го-меров показывает, что религиозный фактор больше, чем в четыре раза воздей-ствует на избирателя, чем фактор пола, в восемь раз больше, чем фактор про-фессии, в девять раз больше, чем фактор возраста. Религиозный фактор прояв­ляется и на поведении российского регионального избирателя.

Какие же существуют проблемы по формированию электоральной куль­туры у организаторов и участников выборов в регионах России? На наш взгляд, эти проблемы связаны как с отсутствием организационных форм, так и с особенностями всего электорального процесса в регионах России. В регионах России отсутствуют организационные структуры по формированию электо­ральной культуры как у организаторов, так и у участников выборов. Электо-ральный процесс протекает в зависимости от того, как к нему относятся губер­наторы. Заинтересованное отношение со стороны губернаторов к организации и проведению избирательных кампаний в регионе даёт положительные резуль­таты. В тех же регионах, где не уделяется должное внимание выборам со сторо­ны руководства - и результаты соответствующие.

Электоральная культура должна формироваться на основе системно-дея-тельностного подхода. На практике должна быть создана в регионах постоянно действующая система повышения электоральной культуры, прежде всего тех, кто организует и проводит выборы. Это члены избирательных комиссий, пред-ставители исполнительной власти и судебных органов, активисты политических партий, наблюдатели. А самое главное - необходимо повышать электоральную культуру избирателей. С этой целью нужно использовать и возможности реги-ональных СМИ (телевидение, радио, газеты), и возможности избирательных комиссий и сетей Интернета.

Каковы могут быть решения по повышению электоральной культуры в ре-гионах России? В регионах необходимо иметь целевые программы по повышению электоральной культуры и организаторов и участников выборов. Не-обходимо создание центров по повышению электоральной культуры граждан региона при избирательных комиссиях всех уровней. Важно также иметь квалифицированные кадры в регионе, способные на современном уровне обеспечить процесс повышения уровня электоральной культуры всех, кто во-влечён в избирательный процесс.

Список литературы

1.    Гомеров И.Н. Электоральная культура и технология выборов. Новоси-бирск, 1998. 252 с.

2.    Голосов Г.В. Поведение избирателей России: теоретические перспек-тивы и результаты региональных выборов // Полис. 1997. № 4. С. 44-56.

3.    Кынев А.В. Выборы парламентов российских регионов в 2003-2009. Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. М.: Центр «Панорама», 2009. 516 с.

4.    Гомеров И.Н. Электоральная культура: политологический анализ. Авто-реф. дис. … д-ра полит. наук. М., 1995. 45 с.

5.    Гомеров И.Н. Электоральная культура и технология выборов. Ново-сибирск, 1998. 252 с.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 578 | Теги: России, проблемы, перспективы, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, состояние, регионах, ОРГАНИЗАТОРОВ, политических партий, участников ВЫБОРов, формирования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016