Воскресенье, 19.11.2017, 22:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС УСТОЙЧИВОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СТРЕССУ

Е.Д.Залевская

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС УСТОЙЧИВОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СТРЕССУ

Рассмотрена проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта, соревновательной надёжности и саморегуляции поведения у спортсменов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, надёжность, саморегуляция.

 
Актуальность. Современный спорт представляет собой мощную индустрию, включающую особую систему производства спортивных рекордов, требующую от спортсменов высокого уровня как технико-тактической, так и психологической подготовки [1-5; 7].

Спорт представляет собой специфический род физической, психической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе [2; 8].

Соревнования всегда сопровождаются высоким уровнем психической напряжённости спортсменов. Однако даже при высоком уровне техники и тактики спортсмену необходимо уметь контролировать своё эмоциональное состояние. Способность распознавать у себя наличие того или иного эмоционального состояния, узнавать по внешним признакам различные эмоции у других людей, умение создавать у себя настрой, необходимый для соревновательной ситуации, характеризуют идею исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта спортсмена [2; 3; 7].

Цель работы — изучить взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта, соревновательной надёжности и саморегуляции поведения у спортсменов 16-23 лет, занимающихся циклическими видами спорта.

Объектом исследования являются юноши и девушки, занимающиеся циклическими видами спорта: академической греблей, биатлоном и лыжными гонками.

Предмет исследования — уровень развития эмоционального интеллекта у спортсменов 1623 лет, занимающихся циклическими видами спорта.

В исследовании приняли участие 35 юношей и девушек 16-23 лет, занимающихся академической греблей, биатлоном и лыжными гонками. Квалификация спортсменов: перворазрядники, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта (далее — I, КМС и МС).

Методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения; педагогическое исследование; анкетирование; математико-статистические методы количественного анализа полученных данных.

Результаты исследования. Для проведения тестирования нами был разработан веб-сайт, содержащий методики проведения тестирования, с помощью которых спортсмены узнавали свой эмоциональный уровень.

Психодиагностика проводилась с помощью следующих методик: методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла; методика диагностики психической надёжности спортсмена В. Э. Мильмана. Психическая надёжность рассматривается как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоящая из ряда компонентов. Специальные свойства личности (ССЛ) отчётливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности [1-3; 8]. Можно выделить четыре основных качества этого типа:
1) соревновательная эмоциональная устойчивость (СЭУ);
2) спортивная саморегуляция (СС);
3) соревновательная мотивация (СМ);
4) стабильность — помехоустойчивость (Ст-П).
В свою очередь, чувствительность к стрессовым факторам отражают следующие показатели:
1) внутренняя неопределённость (Вн.Н);
2) внешняя неопределённость (Вш.Н);
3) внутренняя значимость (Вн.З);
4) внешняя значимость (Вш.З) [3].

По результатам тестирования по методике Мильмана нами была заполнена табл. 1.

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у занимающихся лыжными гонками был выявлен средний уровень выраженности эмоциональной осведомлённости и эмпатии, низкий уровень выраженности управления своими эмоциями и распознавания эмоций других людей. Уровень самомотивации у мастеров спорта имеет высокое значение. В группе спортсменов, занимающихся академической греблей, средние значения имеют показатели эмоциональной осведомлённости, низкие значения — управление своими эмоциями. Умеренно выражены показатели самомотивации, эмпатии и распознавания эмоций других людей. В группе биатлонистов умеренно выражены показатели эмоциональной осведомлённости, управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и распознавания эмоций других людей. При этом у биатлонистов достоверно выше значения показателей самомотивации по сравнению с лыжниками и гребцами. По результатам теста по методике Н. Холла составлена табл. 2.

В табл. 2 для определения уровня эмоционального интеллекта были использованы следующие шкалы методики Н. Холла:

- шкала «Эмоциональная осведомлённость» (показатель эмоциональной осведомлённости говорит о том, насколько спортсмены грамотны в эмоциональной сфере, знают ли они, как правильно называются и проявляются те или иные эмоции);

- шкала «Управление своими эмоциями» (основными принципами в достижении этой цели являются поддержка физического благосостояния организма, удовлетворение различных стремлений спортсменов);

- шкала «Самомотивация» (желание и намерение добиться важных личных результатов. Если для победителей важен конечный результат, то для участвующих в спорте важны малые промежуточные тренировочные цели как этап саморазвития в целом личности, как часть личностного роста);

- шкала «Эмпатия» (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого спортсмена без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания);

- шкала «Распознавание эмоций других людей» (необходимым компонентом понимания другого человека является понимание его эмоций и чувств. Эмоции и чувства весьма сложны для понимания, однако понимать их важно, поскольку эмоциональные реакции являются безошибочными индикаторами истинного отношения к происходящему).

Таблица 1
Результаты исследования по методике Мильмана

Таблица 2
Результаты исследования по методике Н. Холла

Изучение связи показателей эмоционального интеллекта с уровнем соревновательной надёжности в группе биатлонистов показало, что чем выше способность спортсменов контролировать свои эмоции, создавать у себя необходимый настрой на соревнование, тем слабее интенсивность переживаний, связанных с возможным проигрышем, неизвестностью обстановки соревнований, страхом подвести себя и тренера.

Способность понимать эмоциональные проявления окружающих людей связана с повышением соревновательной эмоциональной устойчивости и соревновательной мотивации [7].

У спортсменов эмоциональный интеллект связан с соревновательной эмоциональной устойчивостью и переживанием стрессоров внешней неопределённости. Соревновательная эмоциональная устойчивость является одним из важных специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности [6-8].

Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления. Чем лучше развита у спортсменов способность контролировать свои эмоции и управлять ими, тем более ровный эмоциональный фон они сохраняют во время соревнования, спокойно оценивают ситуацию, энергетические затраты адекватны ситуации соревнований. Эмоциональный интеллект также связан со способностью к саморегуляции поведения [6; 7].

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями
деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приёмов развивается самостоятельное специальное свойство [7].

Так, в группе биатлонистов способность управлять своими эмоциями позволяет выделять значимые условия достижения цели и учитывать их в деятельности, адекватно реагировать в быстроменяющихся условиях и перестраивать своё поведение в соответствии с ними. Со способностью управлять своими эмоциями у спортсменов связан контрольно-оценочный компонент саморегуляции, позволяющий адекватно оценивать результаты своей деятельности, находить причины рассогласования полученных результатов с намеченной целью. Важно отметить, что показатели эмоционального интеллекта связаны прямыми корреляционными связями с общим уровнем саморегуляции поведения спортсменов [6; 7].

В группе гребцов с повышением способности управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции для достижения поставленной цели улучшается способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности. В компоненте психической надёжности «стабильность — помехоустойчивость» примерно одинаковые средние результаты показали группы лыжников и гребцов.

Таким образом, повышение уровня эмоционального интеллекта спортсменов, занимающихся биатлоном, академической греблей и лыжными гонками, связано, с одной стороны, с повышением эмоциональной устойчивости спортсменов во время соревнований, а с другой — со снижением интенсивности негативных переживаний, обусловленных соревновательной борьбой [7]. Также эмоциональный интеллект влияет на процессы саморегуляции поведения у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта. Исходя из вышеизложенного и данных других исследователей [1-8], эмоциональный интеллект может рассматриваться как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу [7].

Степень внедрения: результаты исследований внедрены в учебно-тренировочный процесс группы спортсменов специализированной детско- юношеской школы олимпийского резерва № 2 г. Новополоцка, в учебно-тренировочный процесс физической культуры и спорта Полоцкой государственной ДЮСШ, в учебно-тренировочном процессе секций Новополоцкого государственного училища олимпийского резерва.

Выводы:

1. Эмоциональный интеллект является одним из значимых жизненных ресурсов для осуществления регуляции жизни спортсмена и выступает предиктором субъективного экономического благополучия, уровня саморегуляции поведения и выраженности тех или иных стратегий совладания в проблемных ситуациях.

2. В целом все спортсмены показали низкий интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта.

3. В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у занимающихся лыжными гонками был выявлен низкий уровень выраженности управления своими эмоциями и распознавания эмоций других людей.

4. Биатлонисты, которых мы исследовали, показали результаты, значения которых достоверно выше шкалы самомотивации по сравнению с лыжниками и гребцами.

5. В группе спортсменов, занимающихся академической греблей, средние значения имеют показатели эмоциональной осведомлённости, низкие значения — управление своими эмоциями.

6. В группе гребцов с повышением способности управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции для достижения поставленной цели улучшается способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности.

Список литературы

1. Буторин, В. В. Особенности стресс-факторов соревновательной деятельности в биатлоне / В. В. Буторин, В. Ф. Сопов // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова, Москва, 26 апр. 2017 г. — М., 2017. — С. 17-21.
2. Горская, Г. Б. Личностные ресурсы самореализации спортсмена: стратегии раскрытия / Г. Б. Горская // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. — 2015. — № 3. — С. 66-70.
3. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. — Краснодар : КГУФКСТ, 2008. — 220 с.
4. Ерикайлов, А. Г. Соревновательный стресс как психолого-педагогическая проблема / А. Г. Ерикайлов // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2016. — С. 59-61.
5. Камалиева, Г. А. Формирование психической готовности юных волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Камалиева. — Набереж. Челны, 2012. — 120 с.
6. Пирожкова, В. О. Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурс преодоления соревновательного стресса спортсменами игровых видов спорта / В. О. Пирожкова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — 2015. — № 2. — С. 195-196.
7. Пирожкова, В. О. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу / В. О. Пирожкова // Рудиковские чтения : сб. тр. IX междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта. — М., 2013. — С. 245-248.
8. Сивицкий, В. Г. Эффективная система управления психическими состояниями в спорте / В. Г. Сивицкий // Систем. психология и социология. — 2010. — Т. 2, № 4. — С. 115-122.

Для цитирования: Залевская, Е. Д. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу / Е. Д. Залевская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 60-65.

 
 
Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.10.2017)
Просмотров: 26 | Теги: стресс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь