Воскресенье, 19.11.2017, 22:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ВЫПУСКНОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА

Г.А.Попова, Н.Л.Демина, А.В.Сазанов, М.Л.Сазанова

ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ВЫПУСКНОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА

Сравнительный анализ уровня соматического здоровья студенток IV курса Вятского государственного университета с разным уровнем двигательной активности выявил достоверные различия между значениями большинства абсолютных и относительных морфофункциональных показателей, ухудшение уровня соматического здоровья за время обучения в вузе, а также ряд региональных особенностей состояния здоровья девушек.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, студенты, оценка соматического здоровья.

 
Общеизвестно, что двигательная активность является важнейшим компонентом здорового стиля жизни и одним из способов формирования, сохранения и укрепления здоровья. Физическая активность оказывает стимулирующее действие практически на все системы жизнеобеспечения: нервную, эндокринную, кардиореспираторную и др. Физические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют умеренной гипертрофии и увеличению капилляризации миокарда. Таким образом, в результате регулярных физических нагрузок повышается экономичность и расширяются рабочие возможности, резервы и надёжность систем кровообращения и внешнего дыхания.

В настоящее время в нашей стране отмечается тенденция снижения мотивации к занятиям физической культурой, что приводит к уменьшению двигательной активности, физической и функциональной подготовленности молодёжи [2. С. 19].

Многие студенты недооценивают значимость двигательной активности для здоровьесбережения и успешности профессиональной деятельности. С другой стороны, V. J. Cleland и соавторы утверждают, что высокая физическая активность способствует улучшению социально-экономического положения за счёт повышения уровня физического или эмоционального здоровья [10]. В связи с этим ряд авторов предлагают увеличивать в вузах количество аудиторных и самостоятельных занятий физкультурой с применением здоровьесберегающих технологий физического воспитания [7. С. 43].

Поскольку двигательная активность является действенным методом профилактики сердечно-сосудистой патологии, нарушений обмена веществ, заболеваний костно-мышечной системы, встаёт вопрос о необходимости мониторинга состояния здоровья и резервных возможностей организма.

В последние годы были опубликованы результаты обследований состояния здоровья и физических возможностей первокурсников различных вузов России [2-6; 8; 9]. Однако работ, посвящённых оценке здоровья выпускников вузов, а следовательно, изменению состояния здоровья за годы обучения, недостаточно [3; 8].

В связи с вышеизложенным, целью исследования явился сравнительный анализ соматического здоровья студенток с разным уровнем двигательной активности, обучающихся на IV курсе факультетов физической культуры и спорта (ФФКиС) и компьютерных и физико-математических наук (ФКиФМН) в Вятском государственном университете (ВятГУ).

Объекты и методы исследования. Исходя из цели было проведено обследование девушек-студенток IV курса факультетов физической культуры и спорта (21,39±0,18 лет; n = 27; группа 1) и факультета компьютерных и физико-математических наук (21,50±0,15 лет; n = 36; группа 2). Физическое развитие оценивалось путём измерений антропометрических (длина и масса тела) и функциональных показателей (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кисти ведущей руки, систолическое (САД, мм рт. ст.) и диастолическое (ДАД, мм рт. ст.) артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин), время восстановления ЧСС после дозированной физической нагрузки (ДФН, с). Экспресс-оценка уровня физического здоровья проводилась методом Г. Л. Апанасенко [1] с расчётом индексов весо-ростового (г/см), жизненного (ЖИ, мл/кг), силового (СИ, %), Робинсона (ИР, усл. ед.). Все вышеперечисленные показатели ранжированы, и каждому рангу присвоен определённый балл. Общая оценка соматического здоровья определяется суммой баллов, которая соответствует определённому уровню аэробного энергопотенциала. Статистическая обработка результатов исследования проведена по общепринятым формулам с использованием пакета программ Microsoft Excel с расчётом критерия достоверности Стьюдента (t); различия считали достоверными при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследований показали, что 59,26 % девушек группы 1 имеют уровень здоровья выше среднего (безопасный — по Г. Л. Апанасенко), средний уровень здоровья отмечается у 40,74 % студенток группы 1 и 50 % девушек группы 2; 50 % выпускниц группы 2 имеют уровень здоровья ниже среднего. Студентки с высоким и низким уровнем здоровья среди обследованных не выявлены. В целом уровень здоровья в группе 1 оценивается как средний (13,33±0,54 балла), в группе 2 — ниже среднего (7,75±1,74 балла); оба показателя характеризуют небезопасный (по Г. Л. Апанасенко) уровень здоровья.

Среднегрупповые значения показателей находились в пределах физиологической нормы (таблица). Подобные результаты можно объяснить завершением в юношеском возрасте созревания основных функциональных систем.

Сравнительный анализ между группами студенток разных факультетов (с разным уровнем двигательной активности) выявил достоверные различия между значениями большинства морфофункциональных показателей, которые в группе 2 ниже, чем в группе 1. В частности, девушки ФКиФМН по результатам антропометрии ниже ростом и имеют большую массу тела, в связи с чем имеют достоверно более высокие значения ВРИ (371,23±4,88 г/см в группе 2 против 348,09±6,83 г/см в группе 1; p < 0,01).

Установленные достоверные (p < 0,001) различия в значениях силового индекса (38,53±2,51 % группы 2 против 50,2±1,89 % группы 1) свидетельствуют о низком развитии мышечной силы у студенток ФКиФМН.

Значения ЧСС и артериального давления в покое в группе 1 достоверно (p < 0,01) ниже, что характеризует экономичность работы сердечно-сосудистой системы при регулярных занятиях физкультурой и спортом. Установлено, что студентки ФФКиС имеют показатели ИР выше среднего, а девушки ФКиФМН — ниже среднего; показатели ИР в группах достоверно различаются (p < 0,001). Также время восстановления после ДФН в группе 2 выше, чем в группе 1 (соответственно 77,5±3,55 с против 70,13±4,62 с), что, вкупе с повышенным ИР, свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы в группе 2.

Показано, что значения ЖИ, характеризующие функцию внешнего дыхания и аэробные возможности организма, оцениваются как выше среднего в обеих группах; достоверных различий между группами не отмечено.

Результаты оценки уровня соматического здоровья девушек

В сравнении с данными, полученными при обследовании этих же групп испытуемых, когда они обучались на I курсе [9], можно констатировать ухудшение состояния соматического здоровья. В частности, отмечается достоверное повышение
времени восстановления после ДФН у девушек ФФКиС, а также снижение СИ и общего балла, повышение ИР у девушек ФКиФМН.

В сравнении с данными, полученными в других регионах, можно констатировать, что для девушек Кирова характерны:

1) средние показатели роста и веса; однако обследованные нами девушки в среднем крупнее, чем в некоторых других регионах России [3. С. 158; 5. С. 102; 8. С. 315];

2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата у девушек ФФКиС [3. С. 158], но более высокие — у девушек ФКиФМН [3. С. 158; 5. С. 102];

3) более высокая скорость восстановления после ДФН [4. С. 132];

4) СИ у девушек ФФКиС — выше [5. С. 102]; СИ у студенток ФКиФМН выше в сравнении с сибирячками [5. С. 102; 8. С. 315];

5) ИР студенток неспортивных специальностей выше [5. С. 102].

Выводы. Результаты исследований подтверждают данные других авторов о более высоких адаптивных возможностях девушек с высоким уровнем двигательной активности [6]. Физические упражнения способствуют укреплению физического здоровья, а следовательно, расширяют адаптационные возможности организма и функциональные резервы.

За время обучения в вузе происходит ухудшение соматического здоровья как у девушек, имеющих достаточный объём двигательных нагрузок, так и у девушек, у которых двигательная активность снижена. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии мотивированности сохранения и укрепления здоровья, поддержания здорового стиля жизни.

Результаты проведённых исследований указывают на региональные особенности состояния здоровья девушек с разным уровнем двигательной активности.

Таким образом, использование антропофизио-метрического подхода в исследованиях состояния здоровья молодёжи, в том числе мониторинге соматического здоровья, является актуальным. Это необходимо для научного обоснования разработки оздоровительных программ и методических подходов к организации физического воспитания. Экспресс-диагностика уровня соматического здоровья позволяет оценить текущее состояние здоровья, контролировать динамику работоспособности, решать задачи по оптимизации двигательной активности студентов, мотивированности здоровьесбережения. Применение различных методов профилактической работы, организация непрерывного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий, позволят повысить устойчивость обучающихся к воздействию факторов внешней среды [7].

Список литературы

1. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л. Апанасенко // Валеология. — 2006. — № 1. — С. 5-13.
2. Горобий, А. Ю. Двигательная активность в жизни студентов гуманитарного вуза / А. Ю. Горобий, В. Л. Кондаков, А. А. Третьяков // Культура физическая и здоровье. — 2013. — № 2 (44). — С. 18-20.
3. Жомин, К. М. Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от уровня двигательной активности в процессе обучения в вузе / К. М. Жомин, В. Б. Рубанович // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 1 (17). — С. 155-165.
4. Лебедев, А. В. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза / А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович, Н. И. Айзман, Р. И. Айзман // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 1(17). — С. 128-141.
5. Ондар, А. О. Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета / А. О. Ондар, Р. И. Айз- ман, Л. К. Будук-оол, У В. Шыырапай // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. : Педагогика. Психология. Социал. работа. Ювенология. Социокинетика. — 2013. — Т. 19, № 1. — С. 101-105.
6. Пожарова, Г. В. Адаптационные возможности студентов вуза в зависимости от уровня двигательной активности / Г. В. Пожарова, И. В. Брюханова, Г. В. Однорал // Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения : материалы Всерос. науч.-практ. интернет- конф. с междунар. участием. — Саранск, 2012.
7. Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 42-45.
8. Рыбина, Л. Д. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года / Л. Д. Рыбина, Е. А. Койпышева, В. Ю. Лебединский // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. — 2014. — № 2 (85). — С. 312-316.
9. Сазанов, А. В. Оценка уровня физического здоровья и адаптивных возможностей первокурсников гуманитарного университета / А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова, Н. Л. Демина, Г. А. Попова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2015. — № 5.
10. Cleland, V. J. Socioeconomic position and the tracking of physical activity and cardiorespiratory fitness from childhood to adulthood / V. J. Cleland, K. Ball, C. Magnussen, T. Dwyer, A. Venn // Am. J. Epidemiol. — 2009. — Vol. 170, № 9. — Р. 10691077.

Для цитирования: Попова Г. А. Оценка соматического здоровья студенток выпускного курса университета / Г. А. Попова, Н. Л. Демина, А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 74-78.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.11.2017)
Просмотров: 17 | Теги: Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь