Пятница, 22.06.2018, 21:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Г.В.Федотенко

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Рассматривается укрепление и сохранение здоровья студентов на долгую и активную жизнью. Здоровье представлено как мера трудоспособности, социальной активности и как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной жизни человека. Прослеживается направленность повышения роли физической культуры как социального феномена общества.

Ключевые слова: здоровье, студент, физическая культура, дозирование и контроль физической нагрузки.

 

Физическая культура является важной частью общей культуры общества. Она включает в себя совокупность достижений общества в рациональном использовании специально созданных средств, условий и методов направленного физического совершенствования человека [1].

В процессе физического воспитания, для повышения уровня здоровья и коррекции функциональных отклонений организма человека необходимо соблюдение следующих принципов:
— в процессе физического воспитания необходим рост устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
— стимулирование процессов роста и гармоничное развитие организма;
— совершенствование терморегуляции и закаливание организма.

Физическое воспитание должно быть научно обосновано и правильно
организовано. Оно должно благотворно влиять на организм человека: расширять двигательные возможности, способствовать физическому и психологическому развитию, усиливать и развивать защиту, устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям к внешним факторам [3].

Основным принципом направленности физического воспитания является установка не навредить, а способствовать укреплению, развитию здоровья человека. Для физического воспитания закономерно постепенное повышение физических нагрузок и часто бывает сложно найти грань, которая отделяет позитивный эффект от нагрузок, от негативных эффектов.

Специалисту физической культуры предоставляется очень ответственная роль в использовании возможностей спорта и физического воспитания для укрепления здоровья.

Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. Тоже самое относится и к используемым в оздоровительных целях единственным факторам природы и оптимальным гигиеническим условиям [3].

Однако даже самые рациональные средства физического воспитания могут оказаться опасными для здоровья, если нарушается оптимальная мера функциональных нагрузок. Планомерное же увеличение функциональных нагрузок, адекватных приспособительным возможностям организма, становится мощным фактором повышения работоспособности, а вместе с тем и укрепления здоровья.

Во время занятий важным является контроль за состоянием здоровья занимающихся, в особенности контроль влияния на него применяемых средств и методов, это необходимо для определения оптимальной нагрузки на человека. Контроль за состоянием занимающихся должен осуществлять специалист физической культуры: тренер, инструктор, преподаватель, а также врач, прошедший специальную врачебно-физкультурную подготовку. Они несут совместную ответственность за обеспечение самого ценного результата физического воспитания - крепкого здоровья.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности человека. Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость [2].

Закаливание организма (воздух, вода, солнце) также, как и физические упражнения имеют большое значения в воспитании учащихся.

Наибольший оздоровительный эффект занятий физической культурой и спортом возможен только при применении широкого комплекса средств (физические упражнения, их режим, применение закаливающих процедур, характер и режим питания). Физическая культура имеет большое оздоровительное и профилактическое значение не только для здоровых, но и для тех, у кого имеются некоторые отклонения в физическом развитии, в состоянии опорно- двигательного аппарата (дефекты осанки, деформации позвоночника, уплощения стоп), а также различные заболевания внутренних органов, и прежде всего сердечно-сосудистой системы.

Функции всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, совершенствуются, если тренировка проводится правильно. Очень важен также гигиенический режим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность и постепенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в занятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группы также необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. В противном случае возможна перетренировка, а в итоге - плохое субъективное состояние спортсменов.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объёму и интенсивности физических нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (нагрузки не превышают той меры воздействия на организм, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учётом индивидуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических функций, умственной и физической работоспособности, возрастных и функциональных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.

Основными факторами физической культуры и спорта, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются: условия внешней среды, в которых ведутся занятия (температура, влажность и скорость ветра, солнечная радиация, освещенность мест занятий и спортивных сооружений); характер двигательной активности (объем, интенсивность и организация); характер питания (достаточность и сбалансированность основных пищевых компонентов, режим питания). Наряду с оздоравливающим влиянием эти факторы при определенных условиях способны неблагоприятно воздействовать на организм занимающегося [3].

Каждому человеку нужны определенные знания, умения и навыки в различных областях деятельности. Очень важно для сохранения здоровья иметь знания и в области физической культуры. Спорт является общепризнанной материальной и духовной ценностью общества и каждого человека в отдельности, поэтому в наше время очень много областей человеческой деятельности, которые напрямую или косвенно связаны со спортом. Важно уже с детства приучать детей к занятиям физической культурой, возрастом он должен стать их обыденностью. Физическая культура нацелена на укрепление здоровья, улучшение физических способностей человека и, также, применение этих способностей в соответствии с нуждами общества. Главными элементами физической культуры являются физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, ещё закаливание организма, гигиена труда и быта, и многое другое. Владея и активно используя эти упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, он всесторонне совершенствуется.

Во всем мире наблюдается направленность на повышение роли физической культуры. Это проявляется в увеличении помощи государства в развитии спорта, в обширном применении физической культуры в профилактике заболеваний и закаливании здоровья населения, в повышающемся количестве спортивного телерадиовещания и роли телевидения в формировании у людей мотивации к занятиям спортом и к здоровому образу жизни, в становлении физкультурно- оздоровительной и спортивной инфраструктуры.

Одной из основных целей государства является привлечение молодежи к занятиям физической культурой и формирование у них желания вести здоровый образ жизни. Ведь здоровая молодежь — это основа любого общества и государства, поэтому важно, чтобы молодежь была работоспособной. Эту работоспособность определяют физиологические, физические и психофизические особенности. К физиологическим особенностям относятся состояние сердечно¬сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем, а физические — это уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др. [4]

В связи с этим значение физической подготовки студентов очень важно, оно повышается с каждым годом, отдельное внимание уделяется вопросам образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Она содержит теоретический, практический и контрольный учебный материал, который регламентируется государственной учебной программой для вузов.

Теоретические основы физической культуры передаются студентам не лекциях, на практических занятиях, в беседах и путем самостоятельного изучения студентами теории при изучении ими специальной литературы. Теоретические основы дают студентам необходимые знания, с помощью которых студенты могут лучше разобраться в природных и социальных процессах взаимодействия физической культуры и общества. Практические знания студенты используют для самосовершенствования, личностного развития. Соблюдение теоретических основ и практических знаний, последовательности и постепенности в упражнениях, регулярности и осмысленности, позволят студентам избежать проблем с нежелательными последствиями упражнений, таких как переутомление, например. Кроме этого предполагаются еще и внеучебные формы занятий, таких как: занятия в спортивных клубах, секции, а также массовые физкультурно- спортивные оздоровительные мероприятия.

Главная функция физического воспитания в ВУЗе - сохранение и укрепление здоровья и подготовка студентов к профессиональной деятельности. Помимо этого, сюда можно включить функцию приобретения необходимого уровня физической подготовки личности, а также приобретения знаний в области физической культуры студентами и использование этих знаний на практике. Для достижения поставленных целей физическая культура решает следующую задачу: она формирует у студентов мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, формирует потребность к регулярным физическим занятиям. Физические нагрузки в ВУЗах соответствуют возрасту, полу и индивидуальным возможностям занимающихся. Поэтапное наращивание интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; верное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок в течение более продолжительного времени (недель, месяцев, лет) — все это учитывается [3].

В ходе учебной деятельности у студентов регулярно переключаются формы умственной деятельности, она посещают семинары, лекции, лабораторные, практические занятия и т.д. В ходе занятий характерное положение студентов - сидя за партой. В таком очень часто бывают согнуты суставы в руках и ногах, шеи и туловище, многие студенты сидят с наклоненными вперед головой и туловищем. Из-за этого кровь по органам и тканям распределяется неравномерно, кровь застаивается в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах и все это может вызывать неблагоприятные явления для организма, поэтому двигательная активность для студентов крайне важна. При двигательной активности возникает «доминанта движения» в коре больших полушарий мозга, это благотворно влияет на состояние дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной систем, также это активизирует сенсорно-моторную зону коры головного мозга и увеличивает тонус организма. Еще физические упражнения, выполняемые регулярно, являются профилактикой заболеваний [4].

Физическая культура влияет и на интеллектуальное развитие. При двигательной активности процесс мышления выполняет функции естественного контролера и регулятора движений. Оно, также, предшествует практическому действию и принимает участие в планировании и предварительном создании действия, в анализе и оценке совершенного двигательного акта. Все три вида взаимосвязи между мыслью и действием в определенной степени влияют на развитие творческих способностей, занимающихся спортом. Исходя из этого можно сделать вывод, что спорт благоприятно влияет на интеллект человека [4].

Кроме интеллектуального и физического развития, физическая культура способствует и воспитанию личности. Занятия физической культурой - это прежде всего общение в коллективе под руководством учителя. Во время занятий преподаватель дает распоряжения и задания, которые учат занимающихся соотносить и управлять свои действия с действиями других людей. При таких занятиях формируется нравственные качества личности: студенты постепенно начинают осознавать свою причастность к коллективу. Также с течением занятий укрепляется воля, дисциплинированность, вырабатывается привычка к соблюдению норм нравственного поведения, воспитываются такие качества, как: смелость, решительность, мужество, инициативность, организованность и находчивость. Чувство дружбы и товарищества формируется при общении в коллективе, при выполнении физических упражнений формируются дисциплина и сила воли. При этом большое значение имеет педагогически правильная организация занятий, соревнований и всей жизни физкультурного коллектива. Таким образом, физическая культура в вузе не ограничена только решением задач физического и интеллектуального развития студентов, она выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания и этики [2].

Физическая культура и спорт должны быть привлекательными для студентов. А этого можно достигнуть, если только они будут понимать полезность и важность спорта в их жизни. Каждому известно, что физическая культура благоприятно влияет на организм, укрепляет и закаляет его. Тем самым она готовит молодое поколение к жизни. С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма, формируются и воспитываются моральные и физические качества. Все эти качества необходимы будущим специалистам в любой сфере деятельности. Нужно коренное изменение отношения людей к физической культуре, понимание того, что она имеет ценность для народа и для каждого человека в отдельности. В физкультурном воспитании и образовании молодого поколения главным должно стать формирование и закрепление в сознании потребности и мотивации в постоянной заботе о своем здоровье. Это формирование должно быть целенаправленным и основанным на глубоких знаниях. Разумеется, общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Здоровье — это основной фундамент каждой личности, а здоровая молодежь — фундамент общества и государства.

Литература

1. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. №1 С.58-61.
2. Капленко О. М. Социальные функции физической культуры // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. № С.249-254.
3. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. и др.: Физическая культура студента: учебник для вузов. М.: Гардарика, 2000.
4. Лотарев А. Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов//Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №1 С.105-111.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.04.2018)
Просмотров: 116 | Теги: Здоровье, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь