Вторник, 06.12.2016, 08:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С 1 января 2012 г. вступили в силу нормы Налогового кодекса Российской Федерации о новых механизмах трансфертного ценообразования. Среди нововведений следует отметить введение нового инструмента контроля за трансфертным ценообразованием - заключение между налогоплательщиком и налоговым органом соглашения о ценообразовании. Подробнее об этом читайте в представленном материале.

 

Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках.

В соответствии с положениями ст. 105.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) возможно заключение следующих видов соглашений:

- соглашения между налогоплательщиком и ФНС России (п. 1 ст. 105.20 НК РФ);

- соглашения между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков), совершающими однородные контролируемые сделки, и ФНС России (п. 3 ст. 105.20 НК РФ);

- соглашения между налогоплательщиком, ФНС России и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого соглашения в порядке, устанавливаемом Минфином России (п. 2 ст. 105.20 НК РФ).

Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.

Заключение соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:

- согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;

- минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.

Также следует отметить, что при условии соблюдения положений заключенного соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций ст. 129.3 НК РФ, предусматривающей штраф за неуплату или неполную уплату налогов в связи с нарушением ценообразования при совершении контролируемых сделок.

Таким образом, заключение соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.

В соответствии с положениями гл. 14.6 НК РФ обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения вправе только российская организация - налогоплательщик, отнесенный в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 85н и Приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@.

Каждое обращение налогоплательщика о заключении соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным НК РФ.

Факты, изложенные в соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.

Следует отметить, что сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном НК РФ порядке.

Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения соглашения, выше чем затраты на осуществление традиционных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цен для целей налогообложения и тому подобное), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным.

Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны соглашения не могут быть понуждены к его заключению.

При заключении соглашения ФНС России исходит из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений п. 1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которым, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

В случае если при рассмотрении заявления о заключении соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого соглашения ФНС России будет признано необоснованным.

 

Рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании

 

После получения заявления о заключении соглашения и прилагаемой к нему документации ФНС России создает рабочую группу и уведомляет об этом налогоплательщика. После первоначального ознакомления с заявлением о заключении соглашения ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта соглашения и (или) о представлении дополнительной информации.

Совместное обсуждение проекта соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика (полномочия представителей налогоплательщика подтверждаются соответствующей доверенностью) происходит по месту нахождения ФНС России.

На этапе обсуждения проекта соглашения важными являются полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения соглашения.

Рассмотрение проекта соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения документов ФНС России. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.

В силу п. 2 ст. 105.20 НК РФ налогоплательщик может обратиться с заявлением о заключении двустороннего соглашения, то есть соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Для повышения эффективности процесса заключения соглашения с участием уполномоченного исполнительного органа иностранного государства, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки - иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти отвечает рекомендациям ОЭСР и является сложившейся мировой практикой. Также возможно заключение международных соглашений с несколькими иностранными государствами по аналогичной схеме.

 

Вынесение решения

 

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, ФНС России выносит одно из следующих решений:

- решение о заключении соглашения;

- мотивированное решение об отказе от заключения соглашения;

- решение о необходимости доработки проекта соглашения.

Соответствующее решение о заключении соглашения (об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения) с указанием места, даты и времени подписания соглашения в случае принятия решения о заключении соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

Копия соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется ФНС России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта соглашения налогоплательщик вправе после доработки проекта соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении соглашения. Соответствующая форма такого заявления приведена в Приложении N 2 Письма ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения" (далее - Письмо ФНС России N ОА-4-13/85@).

При повторном представлении проекта соглашения и прилагаемых к нему документов ФНС России принимает решение в течение трех месяцев.

 

Срок действия соглашения о ценообразовании

 

Срок действия соглашения устанавливается по соглашению сторон в пределах, определенных ст. 105.21 НК РФ. В соответствии с положениями данной статьи срок действия соглашения не может превышать трех лет. Соглашение вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно соглашением.

Действие соглашения может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором крупнейший налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения до дня вступления в силу указанного соглашения.

Налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока его действия. Соглашение может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года. Рассмотрение вопроса о продлении срока действия соглашения осуществляется в порядке, установленном ст. 105.22 НК РФ для рассмотрения заявления о заключении соглашения.

 

Порядок заключения соглашения о ценообразовании

 

Пунктом 1 ст. 105.22 НК РФ установлено, что к заявлению налогоплательщика о заключении соглашения, представляемому налогоплательщиком в ФНС России, прилагаются:

1) проект соглашения (Примерная структура соглашения приведена в Приложении N 3 Письма ФНС России N ОА-4-13/85@);

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;

6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения.

Реквизиты для перечисления государственной пошлины размещаются на сайте ФНС России;

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения.

Отметим, что рекомендации относительно информации, необходимой для заключения соглашения, представления и оформления документов приведены в Приложении N 4 Письма ФНС России N ОА-4-13/85@.

Заявление о заключении соглашения и прилагаемая документация направляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством вручения документов по описи либо почтовым отправлением по адресу места нахождения ФНС России.

В связи с тем что как возможность заключения соглашения, так и продолжительность данного процесса в значительной степени зависят от полноты и качества представленной налогоплательщиком информации, чрезвычайно важным является готовность налогоплательщика, обратившегося с заявлением о заключении соглашения, своевременно представлять информацию и пояснения, имеющие значение для целей соглашения.

В случае если по каким-либо причинам после направления заявления налогоплательщик посчитает заключение соглашения нецелесообразным, налогоплательщик может добровольно отозвать свое заявление. При этом государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления, не возвращается.

 

Проверка исполнения соглашения о ценообразовании

 

В ст. 105.23 НК РФ отмечено, что проверка исполнения налогоплательщиком соглашения осуществляется ФНС России в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 14.5 НК РФ.

Для избежания излишнего документооборота, минимизации финансовых, трудовых и временных затрат в соглашении может быть предусмотрен механизм мониторинга исполнения налогоплательщиком условий соглашения (пп. 5 п. 3 ст. 105.19 НК РФ).

В рамках мониторинга исполнения соглашения сторонами могут быть определены и согласованы перечень, формат и содержание документов, необходимых для подтверждения исполнения условий соглашения, а также периодичность их представления.

Детальность и периодичность представляемых в налоговые органы документов в целях мониторинга соглашения могут различаться в зависимости от сложности методологии определения цены сделки для целей налогообложения.

В случае если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения, ФНС России не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены (методы их определения) по которым были согласованы в соглашении, по основаниям и в порядке, предусмотренным гл. 14.5 НК РФ, то есть в рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

По иным основаниям, предусмотренным НК РФ, налоговый орган вправе провести проверку правильности исчисления и своевременности уплаты налога и, соответственно, при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах принять решение о доначислении налогов (пеней, штрафов), независимо от наличия действующего соглашения.

Заключение соглашения не освобождает налогоплательщика от представления уведомления о контролируемых сделках.

 

Прекращение соглашения о ценообразовании

 

Соглашение прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных ст. 105.24 НК РФ.

Действие соглашения может быть прекращено досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при нарушении налогоплательщиком условий соглашения в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проверки исполнения соглашения. Также соглашение может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

Решение ФНС России о прекращении соглашения вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения по адресу, указанному в заявлении о заключении соглашения.

Решение о прекращении соглашения, направленное налогоплательщику по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма.

Копия указанного решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Уплата суммы налога, пеней и штрафа осуществляется только в случае, если прекращение соглашения вследствие неисполнения (нарушения) его условий повлекло занижение суммы налога.

 

Стабильность условий соглашения о ценообразовании

 

Условия заключенного соглашения остаются неизменными до истечения срока его действия в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения, внесении в него изменений и прекращения его действия.

В случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.

В.В.Семенихин

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (27.06.2014)
Просмотров: 417 | Теги: ценообразование, налогообложение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016