Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Вишнякова С.В., кандидат педагогических наук, доцент
Лалаева Е.Ю., кандидат педагогических наук, доцент Волгоградская государственная академия физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

В научно-исследовательской работе рассмотрены различные подходы при составлении соревновательных композиций спортсменок в эстетической гимнастике. Определено значение творческой активности гимнасток при работе над составлением композиции. Изучено содержание творческой активности спортсменок в эстетической гимнастике. Важным является тот факт, что с ростом спортивной квалификации повышается и творческая составляющая в подготовке гимнасток. Проведенные исследования определили компоненты творческой активности занимающихся, позволяющие в дальнейшем их развивать для составления оригинальных соревновательных композиций.

Ключевые слова: творческая активность гимнасток, соревновательные композиции, двигательные и музыкальные способности спортсменок.


Введение. Прогресс в любой отрасли человеческой деятельности невозможен без творческой активности ее участников. Развитие творческой активности является одной из важнейших задач воспитания. Особое значение эта проблема имеет в «большом спорте», так как достижения на максимальном уровне человеческих возможностей немыслимы без строжайшего учета индивидуальных особенностей спортсменов и их личной творческой инициативы [4].

Большое значение творческие способности спортсменов приобретают в видах спорта, характеризующихся сложной техникой упражнений, где высокие требования предъявляются к ее эстетической стороне исполнения, в которых программа спортивных выступлений индивидуальна для каждого участника соревнований [1, 6]. Одним из типичных представителей таких видов спорта является эстетическая гимнастика [3, 5]. На современном этапе ее развития заметна тенденция к увеличению количества композиций, качественное исполнение которых требует проявления творческих способностей не только от тренеров, но и от спортсменок. К сожалению, традиционное составление композиций не предусматривает привлечение творческих способностей самих спортсменок. Тренер самостоятельно решает, какими будут по содержанию упражнения, характер музыкального сопровождения и т.д. В настоящее время отсутствуют данные, раскрывающие содержание творческих способностей спортсменок, рекомендации по их развитию и привлечению самих спортсменок для составления произвольных композиций [2]. Существующие рекомендации в основном ограничиваются декларацией необходимости более широкого использования творческих способностей гимнасток в создании истинно художественного произведения и не могут служить руководством к действию.

В связи с этим в настоящее время решающее значение приобретает проблема изучения компонентов творческой активности спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой и, соответственно, ее дальнейшее развитие.

Цель исследования: изучить компоненты творческой активности спортсменок при составлении соревновательной композиции в эстетической гимнастике.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетный опрос тренеров и гимнасток, тестирование двигательных способностей, метод экспертной оценки, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для определения значимости творческой активности гимнасток при составлении соревновательных композиций был проведен анкетный опрос 18-ти гимнасток высокой квалификации и 9-ти тренеров. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1
Показатели вклада активности тренера и гимнасток при составлении соревновательной композиции и оценка за их исполнение

В результате анкетирования были выявлены четыре основных варианта составления соревновательных композиций.

Первый вариант - гимнастки составляют соревновательную композицию самостоятельно под наблюдением тренера, который лишь указывает на выявленные недостатки.

Второй вариант - упражнение составляется при равном участии тренера и гимнасток.

Третий вариант - упражнение составляет только тренер, гимнастки предлагают лишь отдельные элементы.

Четвертый вариант - композицию составляет только тренер.

Полученные данные (табл. 1) свидетельствуют о том, что большее число соревновательных композиций было составлено тренером при активном участии гимнасток (82 композиции, 42%). Оценка за исполнение соревновательной композиции находится в прямой зависимости от активности гимнасток при их составлении. Так, за составление композиции тренером совместно с гимнастками оценка была наивысшей - 28,63±1,82 балла.

Наличие этой зависимости обуславливается тем, что тренеры составляют соревновательные композиции при активном участии гимнасток намного качественнее. Произвольные упражнения, созданные совместным трудом тренера при активном участии гимнасток, больше соответствуют их индивидуальным особенностям, личному восприятию музыки и выразительнее исполняются. Тем более, что само восприятие музыки, как основы выразительности, в этом случае гораздо активнее и глубже, ввиду необходимости не только понять музыку, но и найти соответствующие ей движения и воплотить в них свое понимание музыкального произведения. Кроме того, элементы, подобранные для композиции гимнастками, как правило, больше всего соответствуют их индивидуальным двигательным возможностям, внутреннему состоянию, и поэтому техническое освоение упражнений, созданных тренером при активном участии гимнасток, происходит гораздо эффективнее.

Оценки, полученные гимнастками при других вариантах составления композиций, выглядят следующим образом:

- 27,31±3,43 балла и 27,10±2,33 балла были получены за упражнение, составленное соответственно преимущественно тренером (27% композиций) и только тренером (18% композиций);

- оценка в 26,90 ± 2,51 балла за композицию, подготовленную преимущественно самими гимнастками (13% композиций).

Для изучения содержания творческой активности гимнасток при составлении соревновательных композиций был проведен корреляционный анализ между показателями двигательных и музыкальных способностей занимающихся со спортивной подготовленностью и оценками за качество выполнения соревновательных композиций при их составлении.

Результаты исследований представлены в таблице 2.

Полученные данные свидетельствуют о валидности используемых тестов. Рассчитанные коэффициенты корреляции достоверны при 5% уровне значимости. Это указывает на то, что для достижения высоких спортивных результатов в эстетической гимнастике, наряду с физической и технической подготовленностью, большое значение имеет творческая активность занимающихся, основными компонентами которой являются: зрительная и двигательная память, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, понимание музыки, музыкальность и выразительность.

Данные факторы обуславливают получение высокой оценки за составленное соревновательное упражнение.

Следовательно, для повышения развития творческой активности занимающихся эстетической гимнастикой, наряду с повышением их технической и физической подготовки, необходимо уделять серьезное внимание и музыкальной подготовке.

Таблица 2
Взаимосвязь двигательных и музыкальных способностей занимающихся со спортивной подготовленностью и оценками за качество выполнения соревновательных композиций при их составлении

Примечание * приР = 0,05, р > 0,33

Наличие достоверно значимой взаимосвязи качества соревновательного упражнения с двигательной (r=0,52) и зрительной (r=0,57) памятью означает, что творческая активность занимающихся имеет большое значение для освоения техники новых упражнений и тем самым является важным фактором технической подготовки.

Кроме того, установленная взаимосвязь творческой активности с пониманием музыки (r=0,56) и выразительностью (r=0,51) соответствует утвердившемуся положению о том, что восприятие музыки - творческий процесс, а понимание музыки и выразительность - творческие способности. Развитие способности понимать музыку и создавать на этой основе эмоционально-двигательный образ (выразительности) тесно связано с развитием творческой активности занимающихся.

Таким образом, качество составления произвольных упражнений в эстетической гимнастике определяется показателями развития творческой активности занимающихся и является важным фактором успешного освоения техники новых упражнений, понимания музыки и выразительности движений.

С целью выявления зависимости качества составления соревновательных композиций от возраста, спортивного стажа и квалификации занимающихся было проведено исследование в ФГБОУ ВО «ВГАФК» г. Волгограда. В составе испытуемых было 26 гимнасток II разряда, 13 кандидатов в мастера спорта и 16 мастеров спорта.

Возраст испытуемых от 7 до 16 лет, стаж занятий эстетической гимнастикой от 3 до 12 лет. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3
Взаимосвязь спортивной квалификации гимнасток с их возрастом и спортивным стажем при составлении соревновательной композиции

В результате статистического анализа установлена динамика роста взаимосвязи качества при составлении соревновательных композиций гимнасток от их возраста и спортивного стажа. Так коэффициенты корреляции соответственно возрастают от r=0,21 до r=0,37 и от r=0,23 до r=0,45.

Рост спортивной квалификации спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой, происходит в результате освоения новых, более сложных упражнений. Следовательно, творческая активность гимнасток находится в прямой зависимости от их двигательного опыта, обогащение которого осуществляется в процессе изучения новых упражнений.

Выявленная тенденция повышения зависимости качества составления соревновательных композиций занимающимися от их спортивного стажа на каждой конкретной ступени спортивного мастерства указывает на рост творческой активности в процессе учебно-тренировочных занятий. В большей степени это указывает на повышение качества исполнения упражнений в зависимости от квалификации гимнасток.

Выводы:

1. На основе теоретического обобщения содержания литературных источников и опроса тренеров и спортсменок при составлении соревновательной композиции признается высокая значимость творческой активности гимнасток на данном этапе подготовки.

Выявлено, что соревновательные композиции спортсменок, составленные совместно с тренером (82 композиции, 42%), позволяют более полно и глубоко учитывать индивидуальные музыкальные особенности и двигательные возможности гимнасток. Оценка, полученная гимнастками - наивысшая (28,63±1,82 балла), по сравнению с другими вариантами составления композиций.

2. Определено содержание творческой активности спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой. В комплекс факторов, обуславливающих качество составления соревновательных упражнений, входят техническая и физическая подготовленность, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальность и выразительность. В результате корреляционного анализа установлены статистически высокие связи между показателями двигательной (r=0,52), зрительной памяти (r=0,57), пониманием музыки (r=0,56), выразительностью (r=0,51) и оценкой за соревновательную композицию. Определена также высокая взаимосвязь между уровнем музыкальности (r=0,72), выразительности (r=0,54) и спортивной подготовленностью гимнасток.

3. Установлена прямая зависимость качества составления соревновательных композиций от возраста и спортивного стажа гимнасток соответственно (r=0,37; r=0,45). Чем взрослее гимнастки и уровень квалификации выше, тем выше качество составленной соревновательной композиции.

 

Литература

1. Карпенко Л.А., Савельева Л.А., Румба О.Г. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес- гафта. - 2009. - №9. - C.57-61.
2. Карпенко Л.А., Румба О.Г. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2014. - 264 с.
3. Назарова Б.А., Рахимов Б.Х. Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности // Проблемы современного образования. - 2016. - № 1. - С. 46-50.
4. Правила вида спорта «Эстетическая гимнастика» [Электронный ресурс]: утверждена приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31 августа 2017 г. No 777 . - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71672230
5. Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Н. Теория и методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва: учебное пособие. - М.: Спорт, 2018. - 360 с.
6. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования / Винер-Усманова И.А. [и др.]. - М.: Спорт, 2015. - 120 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(27) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.07.2019)
Просмотров: 28 | Теги: эстетическая гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь