Воскресенье, 19.08.2018, 06:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

В.Е.Натуев

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

Одним из основополагающих принципов современной России является провозглашение ее правовым государством. Согласно ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Несмотря на это термин «правовое государство» все еще до конца не определен, и требуется его теоретико-правовая разработка.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, основы Российского государства, государственная политика.

 
Термин Rechtsstaat означает правовое государство, данный термин впервые был сформулирован в ранних работах Иммануила Канта и основывается прежде всего на верховенстве закона, подчиненности закону всех граждан и всех их действий. Фактическим И. Кант, наряду с термином Rechtsstaat провозгласил термин «верховенство права». С точки зрения И. Канта, главной целью закона является обеспечение устойчивой жизни общества, где каждый гражданин обладает равными правами и обязанностями. Основой правового государства и верховенства закона является неприкосновенность частной собственности. Комментируя указанное конституционное положение, В. Д. Зорькин указывает, что термин «правовое государство» служит основой континентальной правовой системы. Данный термин является также одним из основополагающих принципов Конституции РФ [4. С. 9].

В соответствии с воззрениями И. Канта народ является единственным источником власти. Народ формирует главную ветвь государственной власти — законодательную, которой принадлежат полномочия по контролю исполнительной власти [5. С. 31].

Наряду с неприкосновенностью права собственности базовым принципом правового государства является механизм сдержек и противовесов.

Правовые воззрения Канта обладают базовым значением для формирования доктрины правового государства. Несмотря на то что Кант сформулировал свою теорию в XVIII в., она до сих пор не потеряла актуальности. Кант утверждал, что история государства создается в настоящий момент. Для формирования социального, справедливого общества необходимо использовать прошлый опыт. В основе правового государства находятся правовые идеалы, в частности — верховенство права для всех.

В работе «Критика чистого разума» И. Кант подробно рассматривал вопросы, что является общественным благом и каким образом осуществить его правовое закрепление. Право на справедливость, верховенство закона должно быть не только закреплено в Основном Законе, но и быть реально существующим. Указанную выше работу можно считать не столько констатацией идеи правового государства, сколько манифестом верховенства закона. Правовое закрепление общественного блага непосредственно связано со всеми указанными выше принципами правового государства.

Исследованию идей правового государства посвящены труды Роберта фон Моля. Благодаря его плодотворной деятельности термин «правовое государство» стал неотъемлемой частью политико- правовой мысли в первой трети XIX в.

Английская правовая доктрина под термином «правовое государство» понимает также верховенство закона — theruleoflaw. Однако англо-саксонское право также использует термин thelegalstate, который непосредственно означает «правовое государство» в понимании И. Канта [6. С. 64].

Продолжая рассматривать содержание термина «правовое государство», необходимо отметить, что его неотъемлемыми признаками являются: равенство перед законом, верховенство закона, разделение властей. Права и свободы человека являются высшей ценностью общества.

Следует сказать, что существование правового государства немыслимо без гражданского общества, его институтов, независимости общества от государства в общесоциальном его понимании. Гражданское общество — общество, основанное на равенстве. В этом смысле оно шире по своему содержанию понятия «способ организации».

Сказанное заключается в том, что в гражданском обществе реально функционируют антимонополистические механизмы, препятствующие узурпации власти. Неотъемлемым признаком гражданского общества является юридическая защищенность личности от вмешательств со стороны государства, принятия решений и совершения действий, ставящих под угрозу неприкосновенность личности. Гражданское общество характеризуется доминантной ролью судебных органов в качестве основного средства обеспечения верховенства права и гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Как видно из сказанного, понимание правового государства осуществляется через его связи с гражданским обществом. Развитие правового государства невозможно без развития институтов гражданского общества. Вместе с тем гражданское общество не может существовать без принципов правового государства. В противном случае оно становится всего лишь декларативным понятием.

В связи с этим можно сделать вывод, что понимание правового государства как организации общества неверно в связи с тем, что правовое государство является более широким понятием, заключающим в себе значительное содержание.

Наличие гражданского общества необходимо расценивать как обязательное содержание правового государства. Гражданское общество не формирует правового государства, а наполняет его содержание, защищает его функционирование правовыми способами. Различие определений «гражданское общество» и «правовое государство» является основой осознания содержания понятия «правовое государство» [2].

Правовому государству соответствует принцип защиты права частной собственности. Доктрина правового государства, которая в настоящее время общепризнана, использует принцип защиты прав меньшинства в интересах большинства. Полицейское государство является антиподом правового государства. Для полицейского государства характерны признаки превалирования административно-правовых методов правового регулирования общественных отношений.

Вместе с тем развитие институтов гражданского общества требует и развития правового государства. Можно сказать, что и гражданское общество, и правовое государство являются самостоятельными правовыми институтами, однако наполненными общим содержанием. В большинстве основных законов западных государств провозглашены принципы правового государства. Верховенство права, равенство являются нормой. Сказанное означает, что совершенствование теории правового государства является обязанностью любого цивилизованного общества в наше время. Обогащению понимания содержания правового государства способствуют эстетические концепции содержания государства. Для развития доктрины правового государства ученым необходимо задаваться вопросами о современном состоянии государства, его исторических ошибках и, конечно же, о перспективах развития в духе верховенства права.

Политико-правовая мысль XIX в. интересна рассуждениями Буркхардта, который обосновывал функционирование трех базовых ветвей власти — религии, культуры и государства, которые взаимодействуют друг с другом. Буркхардт говорил о существовании первичных политических и религиозных периодов развития общественной мысли. Для каждой цивилизации характерны собственные представления об общественном благе. Первые североафриканские государства являются примерами сильного государства с существенным доминированием государственной власти. Древняя Греция в основе понимания о правовом государстве отождествляла культуру, мусульманские государства — религию [3. С. 140].

Важное значение для понимания доктрины правового государства имеют взгляды современного отечественного философа Э. Ю. Соловьева. Он разделял идеи И. Канта и говорил, что правовое государство отождествляется с общественным благом [1. С. 129-139].

К сожалению, идеи правового государства никогда не были популярны в отечественной политико-правовой мысли. Анализ классического понимания теоретико-правовых воззрений И. Канта в нашей стране отстал на без малого двести лет. Среди немногих о государстве как благе и верховенстве права говорили Н. Рерих и Н. М. Достоевский. Знаменитые отечественные деятели заложили движение в направлении развития концепции русской государственности как правового идеала. Однако, как было сказано, многие труды на эту тему до сих пор находятся вне границ внимания современной юридической науки. Вместе с тем учение русских правоведов является наследием России и, несомненно, обладает колоссальным значением для понимания концепции правового государства.

Значимость трудов отечественных правоведов заключается в том, что ими обоснована характерная черта правового государства, которая имеет основополагающее значение для наиболее полного понимания правового государства. Без учета трудов отечественных классических правоведов немыслимо понимание доктрины правового государства в настоящее время.

Следует более подробно остановиться на вкладе Н. Рериха в доктрину правового государства.

Этот автор в своих трудах начал изучать эстетическую концепцию русской государственности, основой которой являлись вопросы становления, развития и существования творчества и культуры как базовых ценностей государства. Следует заметить, что мысли Н. Рериха носили весьма необычный, но в то же время современный характер и полностью применимы к содержанию концепции правового государства. Как указывал Рерих, приоритетные направления деятельности государства должны быть приняты во внимание в процессе формирования государственного финансирования. Фактически он сформировал научное течение — конституционную экономику, когда приоритеты общества, являются базовой статьей расхода государственного бюджета. Рерих считал, что совершенствование творчества и культуры может являться базой для формирования гражданского общества и правового государства. Культура, развитое правовое сознание существенным образом снижают уровень общественного противостояния и только положительным образом влияют на формирование цивилизованной жизни общества.

В последних трудах Н. Рерих сформулировал концепцию «Пакта мира». Суть данной концепции заключалась в том, что государство устанавливает приоритет культуры перед агрессивной политикой. Рерих предлагал каждому государству следовать этой концепции путем приведения внутреннего законодательства в соответствие с данными принципами. Шаги по укреплению мира, развитию культуры, по мнению Н. Рериха, позволят устранить опасность войн и тем самым послужат прочным фундаментом для того, чтобы конституционные ценности правового государства являлись базовыми для каждого общества.

Как ни удивительно, но идеи Н. Рериха были воплощены в Пакте 1935 г. Данный пакт приняли более двадцати государств, многие из которых использовали эти идеи в качестве основы государственного строя. Впоследствии идеи Рериха оказали значительное влияние на содержание принятой в 1954 г. Конвенции ООН. Данная конвенция фактически заложила основы современного миропорядка и одобрена на сегодня свыше ста государствами.

К сожалению, не все идеи Н. Рериха были положены в основу современного миропорядка. Наряду с мыслями о культурном развитии общества свое ведущее значение сохранила концепция военной безопасности.

Государство как фундамент обеспечения целостности культуры поддерживает существование без войн. Формирование новой цивилизации на основе базовых традиций культуры означает инвестиции в будущие поколения граждан, воспитанных на основе приоритета прав и свобод человека и гражданина и верховенства права. Данная модель государства, основана на базовых культурных и общечеловеческих принципах Запада и Востока. Можно предположить, что данная модель не имеет аналогов в трудах современных ученых. Труд Н. Рериха может быть назван наиболее полным изложением концепции государства как произведения искусства.

Указанная доктрина предоставляет современной науке и философии базовые подходы для инициирования формирования современной концепции правового государства.

Современная концепция правового государства должна обеспечить, основу возрождения в нашем государстве ценностей правового государства и гражданского общества.

Говоря о понимании термина «правовое государство» необходимо, чтобы были отвергнуты суждения об утопичности этой идеи и о невозможности реализации концепции правового государства. Правовое государство — достижимый для общества идеал, идеал государства с неотъемлемой составляющей в виде гражданского общества. Для реализации этой доктрины необходимо формировать условия для развития верховенства права в жизни общества. Концепция правового государства является основой для достижения благосостояния и развития России. Доктрина верховенства права является конституционным идеалом, а коррумпированная бюрократия и воинствующая агрессивная политика неприемлемы.

Правовые идеалы должны быть осуществлены в повседневной жизни нашего государства. Формирование отечественной концепции правового государства выступает как необходимость, которая уже закреплена текстом Основного Закона. Должно начаться применение эстетической концепции правового государства, сформулированной Н. Рерихом.

В заключение следует сказать, что, проанализировав основные точки зрения, под правовым государством мы понимаем некую идеальную политическую и правовую модель общества, для которой базовым принципом является верховенство закона. Это может означать только то, что ни один государственный механизм, политическая или общественная организация, должностное лицо или гражданин не лишаются обязанности подчиняться закону, в безусловном порядке соблюдая его. Данное понимание правового государства в свою очередь означает, что нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти,
также должны основываться на законе и не противоречить ему. В этом значении проявляется высшая юридическая сила закона в иерархии нормативных правовых актов.

Список литературы

1. Антитетика массового сознания // Открывая Грушина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 340 с.
2. Гончаров, П. К.Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социал.-гуманит. знания. — 2000. — № 2. — С. 22-24.
3. Дьяконов, И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней / И. М. Дьяконов. — М. : Вост. лит., 1994. — 410 с.
4. Зорькин, В. Д. Верховенство права и встреча цивилизаций / В. Д. Зорькин // Журн. конституц. правосудия. — 2008. — № 1. — С. 9.
5. Мухаев, Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Р. Т. Мухаев. — М., 2000. — 330 с.
6. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. — М., 2005. — 520 с.
7. Шапошникова, Л. В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире / Л. В. Шапошникова // Культура и время. — 2005. — № 4 (18). — С. 45-47.

Библиографическое описание: Натуев, В. Е. Содержание понятия «правовое государство» / В. Е Натуев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 15—19.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (01.08.2018)
Просмотров: 15 | Теги: государственная политика, Правовое государство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь