Вторник, 06.12.2016, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

5.2. Содержание и форма служебного контракта

5.2. Содержание и форма служебного контракта

Статья 24 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации".

Статья 10 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.

7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой".

Анализ положений Закона о государственной гражданской службе и Закона о службе в таможенных органах позволяет сделать вывод об установлении обязательной письменной формы служебного контракта, независимо от категории государственных служащих таможенных органов, с которыми заключается служебный контракт.

Переходя к характеристике содержания служебного контракта, можно отметить следующее. Относительно гражданских служащих законодатель детально определил существенные (ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе) и иные условия служебного контракта (ч. ч. 4, 6, 7 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Тогда как предписания о необходимости включения условий в служебный контракт "разбросаны" в положениях отдельных глав Закона о службе в таможенных органах.

По служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Кроме того, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенном органе на должности гражданской службы, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий таможенного органа в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, и соблюдать служебный распорядок государственного органа, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и служебным контрактом.

При заполнении служебного контракта необходимо указывать наименование должности государственной гражданской службы согласно соответствующему штатному расписанию таможенного органа с указанием наименования таможенного органа и конкретного подразделения.

Дата начала исполнения должностных обязанностей является существенным условием служебного контракта. Вместе с тем Закон о государственной гражданской службе не устанавливает последствий несоблюдения требования об определении даты начала исполнения должностных полномочий. Учитывая специфику профессиональной деятельности (реализация публично-правовой компетенции) государственного служащего, нельзя согласиться с применением к данной ситуации принципа субсидиарного регулирования нормами трудового законодательства.

Интерес представляет вопрос об определении даты начала исполнения обязанностей в случае, когда гражданский служащий достигает 60-летнего возраста. Изменения, внесенные в Закон о государственной гражданской службе, предусматривают возможность продления срока гражданской службы с его согласия по решению представителя нанимателя. Полагаем, что переход законодателя от термина "перезаключение" к термину "продление" означает не заключение нового контракта на срочных условиях, а продолжение исполнения гражданским служащим полномочий в соответствии с ранее заключенным контрактом.

К существенным условиям служебного контракта, заключенного с гражданским служащим, относятся права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). При этом права и обязанности государственного гражданского служащего таможенного органа являются составными элементами его статуса и регламентированы ст. ст. 14, 15 Закона о государственной гражданской службе.

Если права и обязанности, бесспорно, следует рассматривать в качестве существенных условий контракта, то включение должностного регламента в контракт представляется излишним.

Должностной регламент является разновидностью административного регламента, поэтому придание ему правовой формы должно осуществляться нормативным правовым актом, и "квалификация должностных регламентов как индивидуальных административных актов не отражает их реальную правовую природу".

В круг существенных условий контракта включаются также права и обязанности представителя нанимателя. Представляется, что эта категория условий тесно связана с правами и обязанностями гражданского служащего, а именно с правом одной стороны контракта должна корреспондировать обязанность другой стороны контракта. Не обязательно в контракте воспроизводятся типовые права и обязанности представителя нанимателя, содержание может быть обусловлено специфичными условиями конкретного служебного контракта, например предоставление транспорта.

Учитывая, что условия прохождения службы в таможенных органах могут отличаться сложностью, опасностью, вредностью, в контракте оговариваются дополнительные отпуска, компенсации, льготы, доплаты, надбавки за осуществление профессиональной деятельности в особых условиях.

Режим служебного времени и времени отдыха гражданского служащего регулируется гл. 8 Закона о государственной гражданской службе, а служебный распорядок таможенного органа определяется ведомственным нормативным актом. Наряду с этими правилами, в контракте отражается сокращенное, неполное служебное время, ненормированный рабочий день и др.

К числу существенных условий служебного контракта государственного гражданского служащего таможенного органа относятся и условия оплаты труда, в том числе размеры должностного оклада, надбавок и других выплат. Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих, в том числе государственных служащих федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы определены положениями указа Президента РФ.

В служебном контракте в соответствии с разд. IV примерной формы служебного контракта должен быть указан один из трех вариантов оплаты труда гражданского служащего, предусмотренный подп. "а", "б" или "в" п. 9 примерной формы.

В первом варианте полностью расписываются составные части денежного содержания: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка за выслугу лет и т.п.

Во втором варианте все эти и другие выплаты учтены в едином денежном вознаграждении, к которому дополнительно устанавливаются: премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячное денежное поощрение в размере X должностных окладов; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Третий вариант предполагает установление гражданскому служащему особого порядка оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Излишним в содержании контракта представляется условие об ответственности сторон служебного контракта, которое включается в контракт в соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе и разделом IV примерной формы служебного контракта. Ответственность сторон контракта с государственным гражданским служащим устанавливается законодательно и не может быть изменена по соглашению сторон.

Существенным условием контракта является нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих. Ротация государственных гражданских служащих выступает одним из направлений формирования кадрового состава гражданской службы и может рассматриваться как средство борьбы с коррупцией. Ротация определена в качестве одного из направлений реформы системы государственной службы Российской Федерации.

Закон о государственной гражданской службе (ч. 1 ст. 60.1) предусматривает два вида ротации государственных гражданских служащих: внутри органа государственного управления и между органами государственного управления. Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей посредством смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы. Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания.

Перечни должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Министерством труда и социальной защиты РФ разъяснено, что в перечень должностей, по которым предусматривается ротация, включаются все должности гражданской службы категории "руководители", предусмотренные штатными расписаниями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные и надзорные функции. В соответствии с разделом 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, в таможенных органах предусмотрены следующие должности гражданской службы категории "руководители":

начальник службы регионального таможенного управления 11-1-3-029;

заместитель начальника службы регионального таможенного управления 11-1-3-029.1;

заместитель начальника таможни 11-1-3-030;

начальник таможенного поста 11-1-3-031;

заместитель начальника таможенного поста 11-1-3-031.1;

начальник службы таможни 11-1-3-031.2;

заместитель начальника службы таможни 11-1-3-031.3;

начальник отдела в службе регионального таможенного управления 11-1-3-032;

начальник отдела таможни (таможенного поста) 11-1-3-033;

заместитель начальника отдела в службе регионального таможенного управления 11-1-3-034;

заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) 11-1-3-035;

начальник отделения регионального таможенного управления 11-1-3-036;

начальник отделения таможни (таможенного поста) 11-1-3-037.

Другие условия, предусмотренные ч. 4 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, законодатель не относит к существенным, используя формулировку "могут предусматриваться". Стоит заметить, что в определенных ситуациях перечисленные в норме условия перейдут в категорию обязательных. Например, неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, если должностным регламентом предусмотрено, что государственный служащий в своей служебной деятельности использует такие сведения.

Формально в качестве дополнительных условий в контракт могут быть включены "иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами" (п. 5 ч. 4 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако из самой формулировки нормы следует, что возможности сторон служебного контракта серьезно ограничены законодателем.

Подводя итог, отметим: форма служебного контракта, независимо от категории государственного служащего таможенного органа, с которым заключается контракт, письменная.

Относительно гражданских служащих установлена детальная регламентация существенных и дополнительных условий контракта, тогда как нормы, регулирующие условия служебного контракта с сотрудниками таможенного органа, не сконцентрированы в отдельной норме Закона о службе в таможенных органах, а включены в отдельные главы нормативного правового акта.

Содержание служебного контракта, независимо от категории государственного служащего таможенного органа, типизировано: в отношении гражданских служащих типовая форма контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159; для сотрудников типовая форма контракта установлена ведомственным актом (Приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации").

Анализ названных подзаконных актов позволяет согласиться с тем что "контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении".

___________________

5.1. Понятие и стороны служебного контракта

5.2. Содержание и форма служебного контракта

5.3. Срок действия служебного контракта

5.4. Заключение служебного контракта

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.03.2014)
Просмотров: 3087 | Теги: таможенных органах, комментарий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016