Воскресенье, 19.08.2018, 06:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Л.В.Елизарьева, С.А.Ярушева

СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Содействие трудоустройству инвалидов предполагает создание материально-технической базы, проведение системной, комплексной профориентационной работы, формирование баз данных студентов и выпускников. Целью инициативы также является трудоустройство инвалидов путем координации работы в данной сфере между государственными органами и частными организациями, при участии специалистов в данной области.

Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, занятость выпускников, профессиональная подготовка.

 
Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов из числа выпускников высших учебных заведений далека от удовлетворительной. Трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования — сложный, многоплановый процесс.

Согласно Указа Президента РФ , разработана национальная стратегия в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2015—2017 гг. Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка дает возможность по содействию трудоустройству получивших профессиональное образование.

Нормативно-правовое регулирование по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях предполагает:
• создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;
• проведение системной, комплексной проф- ориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами в случае, если это профессиональная образовательная организация или образовательная организация высшего образования;
• формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;
• формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.

На основании приказа Минтруда России от 8 мая 2015 г. № 287 «О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» в целях создания условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации собирается информация :
• о формах обучения, включая программы дистанционного обучения, выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, и специализации образования;
• потребности выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в трудоустройстве;
• работе органов службы занятости по подбору для выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями сферы и вида деятельности (включая специальное оборудование рабочего места) в соответствии с их профессиональным образованием, опытом работы, навыками и умениями;
• трудоустройстве выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
• реализации мер, направленных на трудоустройство и развитие предпринимательской деятельности незанятых выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, включая услуги по сопровождению.

Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, о профессии, специальности, направлении подготовки, по которой студент обучается, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе [1]. Данная информация может быть получена методом анкетирования или собеседования.

Содействие трудоустройству предполагает совместную деятельность кураторов групп, заместителей деканов/директоров по работе со студентами, ответственных за профориентационное содействие трудоустройству, волонтеров, работников структурного подразделения, ответственных за сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, работников структурного подразделения, ответственных за содействие трудоустройству.

Органам службы занятости субъектов Российской Федерации подбор сферы деятельности необходимо осуществлять с учетом сведений об образовании, профессиональной квалификации, состоянии здоровья (на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, овладение которыми повышает возможность выпускников, относящихся к категории инвалидов, быть интегрированными в общество и конкурентоспособными на рынке труда.

В случае затруднения выпускников, относящихся к категории инвалидов, в выборе сферы поиска подходящей работы им может быть предложена государственная услуга по профессиональной ориентации с целью выявления видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям (специальностям), наиболее соответствующим их опыту, индивидуальным способностям и возможностям, а также физическим и психологическим качествам.

Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство указанной категории. В базе данных необходимо аккумулировать информацию по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, по созданным специальным условиям труда по видам деятельности.

Наиболее распространенным способом взаимодействия образовательных организаций и работодателей является организация ярмарок вакансий. При проведении таких мероприятий представители предприятий проводят собеседования и индивидуальные консультации с претендентами на рабочее место, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных для лиц с инвалидностью и ОВЗ специальных условиях труда. При посещении ярмарок вакансий, проводимых вне образовательной организации, специалисты, ответственные за содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, должны удостовериться в том, что не возникнет проблем с архитектурной доступностью, а также будет обеспечена возможность коммуникации между представителями работодателей и трудоустраивающихся [2].

Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых) и их отделениями в субъектах Российской Федерации позволяет образовательным организациям расширить возможности трудоустройства выпускников-инвалидов, поскольку такие общественные организации имеют как собственную производственную базу, так и информацию о вакансиях в конкретном субъекте Российской Федерации.

Важным аспектом деятельности структуры, ответственной за содействие в трудоустройстве, является организация сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. Для этого рекомендовано за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве и во время адаптационного периода на рабочем месте закреплять специалиста из образовательной организации.

Таким образом, основными направлениями работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству названы профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация. Необходима системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству. В современных условиях назрела необходимость организации и проведения психологического и профессионального тестирования. Немаловажную роль в решении рассматриваемой проблемы будут иметь тренинги, деловые профориентационные игры, ярмарки учебных и рабочих мест, справочно-ин- формационные беседы, профессиональные экскурсии, конкурсы, выставки.

Список литературы

1. Иванова, П. В. Правовые аспекты трудоустройства инвалидов [Электронный ресурс] / П. В. Иванова [Электронный ресурс] — URL: http://www.emelyanovskievesi.ru (дата обращения: 15.01.2017).
2. Ивлева, О. В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза [Электронный ресурс] / О. В. Ивлева — URL: http://pandia.ru/text/79/429/13324-2.php (дата обращения: 16.01.2017).

Источник: Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета"
2017. № 1

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (06.08.2018)
Просмотров: 10 | Теги: трудоустройство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь