Вторник, 26.09.2017, 22:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

М.Н. Нохрина, А.Ю. Бендрикова

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Наиболее адекватным подходом к рассмотрению качества профессио­нального образования является социологический, поскольку он позволяет вы­явить условия и факторы, влияющие на качество профессионального обра­зования в условиях современного общества. В современных условиях пере­ходного российского общества образование представляет собой один из важ-нейших социальных институтов, определяющих как перспективы его устой-чивого социально-экономического развития, так и параметры безопасности его духовной культуры. От качества образования напрямую зависит развитие че-ловеческого потенциала, качество будущих трудовых ресурсов.

 

Система образования, несомненно, призвана совершенствоваться и со­ответствовать не только требованиям государственных образовательных стан­дартов, но и социальным потребностям и ожиданиям студентов и препода-вателей, отражающихся в социальных аспектах качества образования.

Социальные преобразования должны быть связаны с учётом социальных ценностей и ожиданий личности, обусловленных, главным образом, потреб-ностью в социальном комфорте. Система образования сегодня должна отвечать вызовам XXI в., к которым относятся: экологическая угроза, низкий уровень нравственности, повышенный стрессовый уровень людей и т.д. Решение со-циальных вопросов качества образования будет способствовать воспитани

личности с высоким уровнем социальной ответственности, высокоинтел­лектуальной и самосовершенствующейся. Для этого целесообразно уделять внимание преобразованиям как существенному элементу развития системы высшего образования. Инновации состоят в том, что в систему управления ка-чеством высшего образования включаются факторы, обеспечивающие безо-пасность личности (в экологическом, социальном и валеологическом аспектах), учёт которых позволит сделать высшее образование более социально-ком­фортным для всестороннего гармоничного развития личности.

Существующие противоречия говорят о том, что система образования нуж-дается в модернизации и преобразовании в социальном русле:

-    потребностью студентов и преподавателей в современных социально-комфортных условиях образовательного процесса и недостаточным уровнем качества этих условий;

-    запросами современного общества в специалистах, способных опти-мально адаптироваться и самореализовываться в социуме, и недостаточной эффективностью процесса социализации студентов;

-    потребностью преподавателей и студентов в наличии условий, спо­собствующих здоровому образу жизни, и недостаточным уровнем здоровье-сберегающей компоненты образовательного процесса в вузе.

Проблема социальных изменений (инноваций) в образовании в силу своей специфичности характеризуется значительным разнообразием взглядов и подходов к изучению. Философы и педагоги разрабатывали подходы к совер­шенствованию общества путём развития системы образования.

Чрезвычайно ценной является педагогическая идея, которую высказал Ж.-Ж. Руссо, указав о важности условий образовательного процесса. Соци-альный комфорт процессов обучения и воспитания - это необходимое условие для усовершенствования личности [1]. В.В. Розанов, разрабатывая решения различных педагогических задач, утверждал, что в учебных заведениях должна быть теплота семейных отношений, созерцательность, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками. Поэтому социальный комфорт в процессе обучения подразумевает и доверительные отношения между педагогами и обу-чающимися [2].

В строгом научном плане понятие «качество образования» многогранно, и его интерпретация, в конечном счёте, обусловлена пониманием самого обра-зования как общественного явления. Понятие «качество образования» может быть рассмотрено как в философском и социально-экономическом, так и в социологическом аспекте. Определяя социальный аспект качества, авторы от-мечают, что он «... связан с отношением субъектов и роли всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определённых потребителей к соответствующей продукции или услугам...» и «зависит от уровня культуры, доходов потребителей» [3].

В современной науке существует целый ряд определений качества, раз-виваемых в рамках новых наук - квалимет–ии, квалитологии и т.д. С позиции Мирового института стандартов, качество это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способностям удовлетворять установленные (стан-дарты) и предполагаемые запросы и потребности личности, сообщества, госу-дарства.

Исследование «качества образования» как социологической категории выявляет необходимость анализа её сущности и основных компонентов, koto-

рые по-разному трактуются в отечественной науке и далеко не исчерпываются тем значением, которое вкладывается в них на уровне современных знаний об исследуемом предмете.

Данная категория не может быть рассмотрена только в контексте социо­логической науки, так как она интегративна и является предметом исследований философов, педагогов, психологов и социологов.

Качество образования раскрывается через систему определений, отра-жающих единство системно-структурных и ценностно-прагматических аспек-тов. Исследование нормативно-правовой документации, касающейся регла-ментирования отношений в образовании, в научной деятельности, в сферах экономики образования и педагогического менеджмента, показывают, что на современном этапе отсутствует единое понимание содержания понятия «каче-ство образования».

Н.А. Селезнёва определяет его так: «системно-социальное качество есть соответствие (адекватность) образования потребностям общества и личности, установленным нормами, требованиями, стандартами» [4].

Таким образом, понятие «качество высшего образования» носит комплек-сный характер и включает в себя следующие аспекты:

-   это признак, характеризующий состояние зрелости и целостности обра-зовательной системы;

-   это фактор, обеспечивающий процесс социализации специалистов;

-  это завершающая стадия образовательного процесса в высшей школе.
Качество высшего образования как понятие, которое носит комплексный

характер, отражает не только объективную природу общества, но и творческое созидательное начало личности. В личностном измерении качество высшего образования есть процесс подготовки специалистов с высшим образованием, который отвечает определённым образовательным стандартам. Но на уровне индивидуального восприятия с позиции студентов качество обучения подра-зумевает чаще всего удовлетворённость комплексом условий, в числе которых научное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса, организация обучения, квалификация преподавателей. Они в совокупности и определяют субъективно воспринимаемую эффективность учебного процесса, но не могут служить её единственным критерием. Такое восприятие, разумеется, прелом-ляется через субъективные запросы к образовательному учреждению, которые могут быть адекватными, заниженными или, наоборот, завышенными. Но совокупность субъективных оценок качества обучения сама по себе - важный параметр социального самочувствия студентов и социально-психологического климата в университете. Факторы и индикаторы, характеризующие качество высшего образования, можно сгруппировать в блоки.

Первый блок характеризует стадию довузовской подготовки и включает следующие индикаторы: недостаточность школьной подготовки, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение работать с рекомендованной литературой.

Второй блок характеризует учебно-методический аспект образовательно­го процесса и включает: недостатки расписания, сложность освоения вузовской программы, недостаточное количество литературы по специальности в сту-денческой библиотеке, отсутствие контроля со стороны преподавателей за успеваемостью в течение семестра, незнание учебных планов и учебных программ.

 

Третий блок характеризует личностные качества студента и включает следующие индикаторы качества высшего образования: совмещение учёбы и работы, недооценка своих способностей, неумение распределять своё время.

Четвертый блок характеризует взаимодействие внутри студенческой группы и включает следующие индикаторы: конфликты между студентами в группе, отсутствие общих интересов с товарищами в группе.

Пятый блок характеризует социально-бытовые условия и включает сле­дующие индикаторы, влияющие на качество высшего образования: неудов­летворительные бытовые условия для самостоятельной подготовки, женитьба (замужество), рождение ребенка.

Можно предположить, что в студенческой среде формируется модель по­ведения, ориентированная на качество высшего образования. В основу её построения положены три из пяти вышеописанных блоков: блок, характе­ризующий личностные качества студента, которые проявляются в учебном процессе; учебно-методический блок, в котором выражены требования сту-дентов к организации учебного процесса в вузе, и блок, в котором выражено отношение студентов к периоду своей довузовской подготовки. Факторы, внешние по отношению к учебному процессу, являются, в понимании студентов, менее значимыми.

Таким образом, поиск путей обеспечения высокого качества образования - это не только один из способов реагирования общества на современную со­циальную ситуацию, но это одновременно и способ изменения этой ситуации, воздействия на неё не только в настоящем, но и в будущем. Оценка качества об­разования должна распространяться не только на конечный, результативный этап образовательной деятельности, не только на качество овладения знаниями, умениями, навыками, но и на все элементы образовательной системы, способ-ствующие достижению этого результата. Качество образования в таком пони­мании должно рассматриваться не как атрибут конкретной образовательной услуги, а как сущностная характеристика самой системы образования, отра-жающая её процессуальный и результативный аспект, общественное предна-значение и социокультурный смысл.

Проблема создания социально-комфортных условий процессов обучения и воспитания, отвечающих требованиям современной личности, ещё требует дальнейшего теоретического осмысления и проведения практических социо-логических исследований.

Список литературы

1.   Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Издатель­
ство стандартов, 1988.

2.    Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

3.    Константиновский Д.Л., Вахштейн В., Куракин Г., Рощина Я. Доступ-ность качественного общего образования: возможности и ограничения. М., 2009.

4.    Молодёжь России: социальные ориентиры и жизненные пути. СПб., 2006.

 

 

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 822 | Теги: образования, измерение, преобразования, менеджмент, социологический подход, качество ВПО, Система образования, качества, Потребности, социальные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь