Понедельник, 27.05.2019, 04:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОНОРОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР

И.В.Черемисова, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, Волгоградский государственный университет
В.В.Сериков, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии, Волгоградский государственный университет
О.В.Суворова, доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОНОРОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР

Аннотация. В статье представлен анализ исследований последних лет по проблемам неполной семьи, одинокого родителя, одинокой матери. Результаты анализа социологических, педагогических и психологических исследований, выполненных отечественными учеными, позволили сделать вывод об острой актуальности данной проблемы. Социологические исследования направлены на изучение проблем институализации неполной семьи в трансформирующемся обществе, особенностей жизнедеятельности монородительской семьи, определение типов семей в современном обществе, социального статуса монородительской семьи, личностных и социальных проблем одиноких матерей, социального положения одиноких женщин-матерей на рынке труда. Поиск решения проблемы социализации детей из неполных семей требует междисциплинарного подхода и представляет интерес исследователей в рамках социологической, педагогической и психологической науки. С позиций психолого-педагогической науки ученые изучают внешние и внутренние детерминанты процесса социализации, возрастные аспекты психолого-педагогической поддержки социализации детей из неполных семей. Исследования по педагогике направлены на выявление условий оптимизации взаимодействия одинокого родителя с представителями образовательных учреждений, учреждений культуры, общественных организаций. Педагоги уделяют большое внимание разработке программ повышения педагогической грамотности, педагогической культуры одиноких родителей, практических рекомендаций для оказания помощи родителям в воспитании детей, организации содержательного досуга членов неполной семьи. В психологических трудах акцент ставится на особенностях эмоционального состояния, характеристике воспитательного потенциала, психологических условиях активизации личностного потенциала одинокой матери. Предпринимаются попытки описать индивидуально-психологические особенности одинокой матери; разработать типологию одиноких матерей; представить психологическую структуру материнства в неполной семье; психологическую характеристику жизненных ситуаций неполной семьи. Особую ценность и значимость для психологической науки и практики представляют исследования, направленные на разработку методологической основы программ психологического сопровождения матери или отца в монородительской семье. Проблемы монородительской семьи, одинокой матери в большей степени нашли отражение в социологических и педагогических исследованиях. Существует острый дефицит работ по проблемам психологического сопровождения одиноких матерей, неполной семьи в целом. Психологический феномен одинокой матери, ее личностные ресурсы для решения проблем неполной семьи пока исследованы недостаточно.

Ключевые слова: монородительская семья, одинокая мать, личностный потенциал матери, психологическое сопровождение, культура, социализация детей.

 
Анализ диссертационных исследований последних лет показал, что проблема монородительской семьи в России стоит достаточно остро. Социологические, педагогические, психологические, философские исследования разрабатывают различные аспекты проблемы монородительской семьи в целом и проблемы одинокой матери в частности.

Прежде всего обратим внимание на то, что ряд исследователей подчеркивают важность влияния культуры на развитие, на самоотношение и самочувствие личности [7-9; 12; 15; 17]. Эти выводы имеют особую значимость в контексте проблем монородительской семьи, одинокой женщины-матери. Канадский психолог П. Вайнцвайг в своей книге «Десять заповедей творческой личности» рассказывает о возможностях формирования силы личности [2]. В его понимании сила личности - это в первую очередь любовь, творчество и мудрость. Это также свобода оставаться самим собой в самых различных ситуациях. Кроме того, П. Вайнцвайг подчеркивает, что культура обладает способностью просвещать, вдохновлять и укреплять человеческий характер. Знания в области культуры, утверждает П. Вайнцвайг, открывают бесконечные просторы мыслей и идей, активизируют воображение, порождают находчивость и укрепляют силу личности.

Социально-философский анализ типов семей в современном обществе представил в своей работе Н.Н. Николаев (2007). В работе Н.Н. Николаева предпринята попытка представить содержательный анализ динамики изменения типов семьи в период трансформации российского общества в конце XX в. на основе широкого спектра выделенных критериев. В целом автор исследования отмечает негативные тенденции, свидетельствующие о кризисе института семьи, появление большого разнообразия типов семей, обусловленного резкими социальными, политическими, экономическими изменениями в жизни современного российского общества. Н.Н. Николаев обращает особое внимание на типологию неблагополучных семей, типологию неполных семей, что имеет несомненную ценность для психолого-педагогической практики и социальной работы с семьей. Кроме того, Н.Н. Николаев в своей работе подчеркивает, что типология семьи усложняется за счет возникновения промежуточных типов семьи.

Проблемы неполных семей с учетом региональных особенностей изучали Е.С. Голо- сова (2010), О.А. Заякина (2003), Г.А. Канте- мирова (2008), Г.З. Нафикова (2009); Б.Б. Нусхаева (2007).

Исследование Г.З. Нафиковой направлено на рассмотрение проблемы институализа- ции неполной семьи, состоящей из детей и одного из родителей (чаще всего матери) в трансформирующемся обществе. На основе анализа результатов социологического исследования среди одиноких матерей в городах республики Башкортостан, Г.З. Нафикова выявила и описала основные тенденции развития семьи, свидетельствующие о снижении функциональной значимости семьи; определила традиционные и нетрадиционные источники воспроизводства неполных семей; установила, что уровень жизни неполных семей в условиях социально-экономических преобразований значительно снизился. Эти выводы исследователя представляются нам несколько сомнительными и стимулируют дискуссию, однако стоит признать значимость работы Г.З. Нафиковой для психолого-педагогической практики и социальной поддержки неполной семьи с учетом региональной специфики.

Особенности жизнедеятельности монородительской семьи рассматривала как социологическую проблему О.А. Заякина (2003).
Глубокий теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, историко-социологической, социально-психологической и юридической литературы позволил О.А. Заякиной разработать стройную программу комплексного социологического исследования. Несомненную ценность работы О.А. Заякиной представляет выборка исследования, состоящая из многочисленных представителей неполных и полных семей разных регионов России, экспертов-работников социальных служб. Масштабное социологическое исследование позволило О.А. Заякиной определить содержание понятия «монородительская семья», выявить существенные признаки монородительской семьи с учетом региональной специфики (жители Урала), обогатить научное знание социологическими данными о жизнедеятельности монородительских семей, обосновать приоритетность монородительской семьи в качестве объекта социальной защиты.

Социологический анализ характеристик городской монородительской материнской семьи представила Л.К. Рашитова (2011). Интерес представляет выявленная и описанная Л.К. Рашитовой специфика проблем городской монородительской семьи в сравнении с монородительской семьей, проживающей в сельской местности. Кроме того, в работе Л.К. Рашитовой представлены новые источники формирования неполных семей (усыновление, использование методов искусственного оплодотворения). Ценным нам представляется изучение Л.К. Рашитовой важного аспекта проблем монородительской семьи, касающегося использования современных репродуктивных технологий (суррогатное материнство) одинокими женщинами и одинокими состоятельными мужчинами, желающими иметь ребенка. В связи с этим интересен вывод Л.К. Рашитовой о появлении совершенно нового типа современной монородительской семьи со специфическими социальными проблемами.

Анализ стратегий выживания монородительских семей в условиях малого города, социального статуса монородительской семьи в своей работе представила Е.А. Цыглакова (2005). Подчеркивая комплексный характер проблемы социального статуса монородительской семьи, Е.А. Цыглакова проводит сравнительный анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области социологии, истории, психологии, социальной работы. Важным, на наш взгляд, является то, что Е.А. Цыглако- ва акцентирует внимание на изучение гендер- ного аспекта данной проблемы, на необходимости учета специфики условий конкретного региона, малого города.

В исследовании материнства в качестве наиболее древнего и устойчивого социального института Л.Г. Сологуб (2001) подчеркивает, что особую тревогу вызывает значительное снижение воспитательного и социализирующего потенциала материнства в условиях современной России. Л.Г. Сологуб привлекает внимание к проблеме социальной незащищенности женщины-матери, описывает материнство в контексте социального риска. Вместе с тем Л.Г. Сологуб обозначила материнство как важнейшую форму самореализации женщины; современный кризис семьи и материнства как адаптационный процесс.

Личностные и социальные проблемы одиноких матерей исследовала Т.Н. Каменева (2003). Она описала социальную характеристику жизнедеятельности одиноких матерей; уточнила содержание основных понятий «внебрачное материнство», «одинокая мать», «семья одинокой матери»; обратила внимание на проблемы юных одиноких матерей, не имеющих достаточного образовательного, профессионального статуса.

Проблемы трудоустройства женщин с детьми и социальные аспекты женской безработицы на региональном рынке труда (Пензенская область) охарактеризовала Е.С. Го- лосова (2010). Анализ теоретических подходов к исследованию положения женщин в социально-трудовой сфере позволил Е.С. Голосовой выявить социальные аспекты проблемы женской безработицы с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий в современной России. Интерес вызывает представленный в исследовании Е.С. Голосовой социальный портрет безработной женщины с ребенком, который содержит ее основные профессионально-трудовые характеристики, причины безработицы, способы поиска работы, особенности мотивации к обучению и переобучению. Тревожным фактором, отмеченным Е.С. Голосовой, является низкая мотивация в получении новой специальности, повышении квалификации женщин, имеющих детей. Особое внимание Е.С. Голосова привлекает к проблеме безработицы среди одиноких и многодетных матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов. Достоинством исследования Е.С. Голосовой считаем определение основных направлений работы для решения проблем женской безработицы, социально-трудовой адаптации женщин с детьми на региональном рынке труда.

Несомненный интерес в контексте проблем монородительской семьи, одинокого родителя представляет, на наш взгляд, докторская диссертация Ж.В. Пузановой «Социологическое измерение одиночества» (2009). Автор исследования подчеркивает междис- циплинарность предмета изучения феномена одиночества и отмечает важность изучения данного феномена с позиций социологической науки. В своем исследовании проблемы одиночества Ж.В. Пузанова (2009) представила глубокий критический анализ различных методологических подходов к проблеме; разработала собственный методологический подход и методический инструментарий, позволивший исследовать феномен одиночества с позиций современной социологической науки; раскрыла понятие «одиночество» в его взаимосвязи с понятиями «уединение», «изоляция», «отчуждение»; исследовала «образ одинокого человека» в повседневном восприятии. Четкая, ясная логика исследования позволила Ж.В. Пузановой построить многокомпонентную модель феномена одиночества, в которую в качестве структурных элементов включены описательные объяснения одиночества (личностные смыслы), причинные объяснения и эмоциональная оценка.

Г.А. Кантемирова (2008), Б.Б. Нусхаева (2007) представили социологический аспект проблемы социализации детей в неполной семье.
Большинство исследований проблем неполной семьи с позиций психолого-педагогической науки обращено к условиям развития личности ребенка [1; 3-6; 10; 11; 13; 14; 16].

Возрастные аспекты проблемы педагогической поддержки социализации детей из неполных семей изучали В.А. Барабохина (2013); Н.Н. Дружинина (2006); педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащихся из неполных семей выявила и описала Е.А. Лапшина (2010); факторы формирования психологической готовности юношей к отцовству выявила и описала Н.А. Демчук (2006); содержание представлений женщин из неполных родительских семей, возникших в результате развода, вдовства и одинокого материнства, о лицах противоположного пола раскрыла Л.В. Аргентова (2007); особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца, выявила и описала А.П. Кравченко (2011); внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей с позиций психологической науки выявила В.А. Иванченко (2012).

В своей работе В.А. Иванченко отмечает, что эволюция семьи, ее структура и специфика отношений между всеми ее членами в психологических работах представлена единичными исследованиями. Очевидны некоторые общие тенденции, характеризующие состояние современной семьи: резкое уменьшение количества заключаемых браков, увеличение количества одиночек, снижение количества детей в семье. В.А. Иванченко предложила уточненную модель жизненного цикла неполной семьи, которая включает в себя следующие этапы: заключение брака, появление детей, распад семьи, адаптация к ситуации разрыва, принятие монородительства, взросление детей, сепарация детей, создание новой семьи.

В исследованиях по педагогике большое внимание уделяется взаимодействию одинокого родителя с представителями образовательных учреждений, учреждений культуры и социальной помощи, направленному на просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, помощь в организации содержательного досуга и отдыха детей, семьи (Т.В. Бахуташвили (Коренькова), 2004; А.Б. Беляева, 2010; Г.Г. Воронцова, 2002; С.В. Зеленчукова, 2002; М.И. Кирикова (2009); Е В. Неделина, 2002; Я.Г. Николаева, 2003; Т.И. Петрова, 2002 и др.).

Несомненный интерес вызывает исследование Е.Г. Якушенко клинико-психологичес- ких особенностей подростков разведенных родителей и одиноких разведенных матерей, расторгнувших брак более 7-10 лет назад. Сравнение клинико-психологических особенностей одиноких разведенных матерей и матерей, состоящих в браке, позволило Е.Г. Якушенко условно разделить проблемы одиноких матерей после распада семьи на три вида: соматические, социальные, психологические. В качестве соматических проблем автор исследования выделяет проблемы функционирования нервной и опорно-двигательной систем организма. К социальным проблемам одинокой матери Е.Г. Якушенко относит неблагополучное материальное положение семьи, высокую занятость матери на работе и т. д. Среди психологических проблем одинокой женщины-матери автор исследования считает наиболее важной преобладание негативного эмоционального фона (страх будущего, чувство одиночества, обиды, вины). Эти проблемы, считает Е.Г. Якушенко, затрудняют адаптацию матерей после распада семьи, и это отрицательно сказывается на воспитательном потенциале одинокой матери.

Наиболее важным, на наш взгляд, в контексте нашего исследования является работа М.А. Мягковой (2013), направленная на изучение психологических особенностей материнства в неполной семье и разработку программы психологического сопровождения одинокой матери. В своем исследовании М.А. Мягкова проанализировала основные подходы к изучению материнства в зарубежной и отечественной психологии; выделила социально-психологические условия, способствующие формированию неполных семей; разработала и представила психологическую структуру материнства в полной и неполной семье; разработала типологию одиноких и не одиноких матерей, разработала и проверила результативность программы психологического сопровождения материнства в неполной семье. В структуре материнства М.А. Мягкова выделила три компонента - когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Индивидуально-психологические особенности материнства в неполной семье, по мнению автора исследования, определяются взаимодействием трех факторов, соответствующих структурно-содержательным компонентам материнства: представление о материнстве, материнские чувства, материнское поведение. Психологическое сопровождение материнства М.А. Мягкова предлагает осуществлять посредством воздействия на мать через структурные компоненты материнства в диагностической, информационной, консультативной и тренинговой работе. Анализ результатов исследования позволил М.А. Мягковой сделать вывод, что материнство в неполной семье - феномен, проявляющийся в изменении его содержания. Это проявляется в снижении степени осознанности материнских позиций и установок, негативном отношении к отцу ребенка, снижении степени проявления материнской любви, высоком уровне устойчивости поведения, снижении степени ответственности и осознанности воспитания. Некоторые выводы М.А. Мягковой стимулируют вопросы для дискуссии, вызывают несогласие: не совсем понятны критерии типологии одиноких и не одиноких матерей, логика этапов программы психологического сопровождения (диагностический, информационный, тренинговый, консультативный). Вместе с тем работа М.А. Мягковой представляет несомненную ценность и значимость для психологической науки и практики, поскольку в ней предпринята попытка восполнить острый дефицит психологических исследований проблемы разработки методологических основ и создания программ психологического сопровождения одинокой матери.

Таким образом, анализ социологических, педагогических, психологических исследований последних лет показал, что проблемы монородительской семьи, одинокого родителя в большей степени нашли отражение в социологических и педагогических трудах. Приходится констатировать острый дефицит психологических исследований феномена монородительской семьи.

В перспективе психологические исследования могут быть обращены к различным уровням решения проблем монородительской семьи: парадигмальному (разработка фило- софско-психологических основ); общенаучному (отбор психологического инструментария для исследования обозначенной проблемы); теоретическому (интерпретация социально- психологических тенденций и особенностей материнства в неполной семье) и технологическому (разработка программ психологического сопровождения материнства в неполной семье). Это позволит расширить представления о специфике функционирования монородительской семьи, возможностях социальной и психолого-педагогической помощи семье и особенностях психологического сопровождения развития личности члена семьи, гармонизации межличностных отношений в семье.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена в рамках НОЦ «Психология: наука и практика».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурменская, Г. В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки / Г. В. Бурменская, И. А. Борисова, Е. В. Пупырева // Психологические проблемы современной российской семьи : материалы Всерос. науч. конф. (г. Москва, 14-16 окт. 2003 г.). Ч. 1. - М., 2003. - С. 202-207.
2. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг ; пер. с англ. С. Л. Лойко и Ф. Б. Сарнова. - М. : Прогресс, 1990. - 221 с.
3. Васильева, Е. Н. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия / Е. Н. Васильева, О. В. Суворова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2004. - № 1. - С. 13-26.
4. Воробьева, Е. В. Влияние ретроспективной оценки материнского стиля воспитания, реализуемого в детстве, на проявления алекситимии и эмпатии у молодежи с полинаркоманией / Е. В. Воробьева, И. П. Шульгина, П. Н. Ермаков // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12, № 3. - С. 114-133.
5. Захарова, Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е. И. Захарова // Психолог в детском саду. - 1998. - № 1. - С. 9-17.
6. Захарова, Е. И. Диагностика характера дет- ско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность / Е. И. Захарова, О. А. Караба- нова // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 41-60.
7. Калашникова, Н. А. Критическое мышление, логическая культура личности и модели возможного мира / Н. А. Калашникова, С. Б. Токарева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология, социальные технологии. - 2016. - № 4 (34). - С. 183-187.
8. Курышева, И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Курышева Ирина Валерьяновна. - Н. Новгород, 2011. - 438 с.
9. Люсова, О. В. Жизненное проектирование студентов вуза как средство самореализации в настоящем / О. В. Люсова, Е. М. Глухова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - N° 5. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.science-education.ru/article/view?id=26784 (дата обращения: 19.09.2017). - Загл. с экрана.
10. Суворова, О. В. Влияние эмоционального взаимодействия матери на самоотношение старшего дошкольника / О. В. Суворова, И. В. Черемисова, Е. Б. Мамонова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 1 (18). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru. - Загл. с экрана.
11. Суворова, О. В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка / О. В. Суворова, И. В. Черемисова, Е. Б. Мамонова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 36. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru. - Загл. с экрана.
12. Терелянская, И. В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности / И. В. Терелянская, И. В. Курышева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 236-238.
13. Терентьев, А. В. Влияние эмоционально зависимых отношений на формирование готовности к семейной жизни будущих спортсменов / А. В. Терентьев, И. В. Черемисова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 5 (11). - С. 96-98.
14. Черемисова, И. В. Вторичная музыкальная личность: психологические условия развития на этапе поздней взрослости / И. В. Черемисова // Горизонты зрелости : сб. тез. участников Пятой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. - М . : ГБОУ ВПО МГППУ 2015. - С. 599-603.
15. Черемисова, И. В. Вторичная музыкальная личность: философско-культурологические основы исследования и развития / И. В. Черемисова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 3 (33). - С. 95-101.
16. Черемисова, И. В. Противодействие депривации личности с позиции эстетико-семиотического подхода / И. В. Черемисова // Личностная депри- вация: юридический, психологический, междисциплинарный аспекты : коллектив. моногр. / отв. ред. В. М. Мелихов, О. Н. Макаренко, Г. Г. Егоров. - Волгоград : Царицынская полиграфическая компания, 2014. - С. 196-219.
17. Cheremisova, I. V. Music and Development of Creative Personality Within Higher Education Environment. Aesthetic and Semiotic Approach / I. V Cheremisova // European Journal ofMultidisciplinary Studies. - 2017. - Vol. 4, № 1. - Р. 78-87. - DOI: 10.26417/ ejms.v4i1.p78-87.

Источник: "Logos et Praxis", 2017. Т. 16. № 4


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (17.05.2019)
Просмотров: 24 | Теги: одинокая мать | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь