Вторник, 23.10.2018, 06:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОЦИОЛОГИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Т.А.Пономарева

СОЦИОЛОГИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется сохранению и развитию здоровья нации. В рамках развития международных законодательных программ Российская Федерация принимает ряд усилий по формированию стратегических направлений, в том числе программ стратегических развитий до 2020 года, уделяет внимание созданию условий, обеспечивающих возможность вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом. Приоритетом для Министерства Спорта РФ является пропаганда физической культуры, здорового образа жизни, развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и ее доступность, проведение в стране крупных международных соревнований, реализация физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Все эти направления инициатив позволят привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщить к здоровому образу жизни население России, что в свою очередь улучшит качество жизни россиян.

Разноплановость и диверсификация современных образцов поведения инициируют изменение базовых ценностей, ориентаций и стратегий поведения в студенческой среде. Приоритетными социальными ценностями являются высокий доход, образование, профессиональная карьера. Интересы, ценностные установки молодежи в настоящее время связаны, в основном, с техникой, информационными технологиями, формирующими искусственную среду обитания.

Обладание такими атрибутами, в основе которых лежит высокое материальное благополучие и жизненный успех, достигаемые любой ценой, при этом вытесняются значимые природно-жизненные ценности, в том числе и здоровье.

Вместе с тем здоровье по-прежнему остается наиболее важной ценностью, а его интегральный показатель - конечным результатом эффективного функционирования всех общественных систем. Состояние здоровья студенческой молодежи - один из важнейших обобщающих параметров здоровья нации, высокий статус которого в ряду других показателей определяется по следующим основаниям: студенчество представляет собой потенциал квалифицированных трудовых ресурсов страны, также является интеллектуальным потенциалом общества.

Вместе с тем, согласно статистическим показателям медицинских осмотров с 2012 по 2014 годы заболеваемость студентов вузов республики Башкортостан увеличилась на 37,7%. Среди первокурсников 85,2% с отклонениями в состоянии здоровья. Число выявленных хронических заболеваний повысилось за последние три года в 1,6 раза[1].

Анализ социологических исследований ценностного отношения студенческой молодежи республики Башкортостан к своему здоровью и здоровому образу жизни показал, что 70,3% опрошенных считают здоровье определяющим фактором жизнеобеспечения современной личности. Несмотря на то, что здоровье в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает доминирующее положение, 52% респондентов оценили его состояние как удовлетворительное или плохое. Каждый третий студент имеет 2-3 заболевания, 86,1% хотели бы улучшить свое здоровье, выбрав для этого поведение, соответствующее здоровому образу жизни.

Определение социальных установок на здоровый образ жизни предполагает учет неоднородности исследуемой когорты, включающей в себя группы со своеобразной структурой мотиваций и восприятия реальности. Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей студенческой молодежи. В оценке здоровья как социальной ценности доминировали его витальная значимость и биологическое содержание. Социокультурные факторы XXI века, их развитие выдвигают на ведущее место в оценке здоровья социальную составляющую. Недооценка этой тенденции на индивидуальном и социальном уровнях приводит к обесцениванию здоровья. Важное значение для обеспечения системного и комплексного подхода к проблеме здоровья отводится социологической теории ценностей. Такой взгляд на проблему открывает возможности всестороннего анализа ценностных детерминант исследуемой категории молодежи.

В целом при анализе здоровья в системе ценностей студентов обозначилось противоречие между необходимостью его улучшения, отраженной в основных программных государственных документах, и реальной ситуацией, демонстрирующей, что ожидаемого улучшения не происходит, а, наоборот, здоровье всех категорий молодежи страны неизменно ухудшается.

Систематизируя исследования здоровья в контексте социально- ценностного подхода, ценностный подход к здоровью был сформулирован болгарскими исследователями М.Поповым и М.Михайловым, а также отечественными специалистами А.М. Изуткиным, А.Ф. Полисом, детальная разработка осуществлена В.П. Петленко [2]. В последнее время появляется все больше работ социологов, в которых рассматривается аксиологическое понимание здоровья [3].

Ценностное содержание здоровья аккумулируется в отношении человека к своему состоянию, которое обеспечивает успешную жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентаций, предпочтений, целей, без которых его существование лишается смысла. Здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет всеобъемлющее значение.

Ценность здоровья индивида может быть как терминальной, так и инструментальной (согласно типологии, предложенной М. Рокичем). По мнению исследователей в настоящее время для большинства людей ценность здоровья заключается в возможности эксплуатировать его для удовлетворения других потребностей (дополнительного заработка, развлечений), возможности полноценной жизни, т.е. носит инструментальный характер[4].

По структуре здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент - совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Субъективный компонент - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью [5].

Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; как правило, она имеет латентный характер. Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено.

Проанализировав различные подходы к пониманию ценностей и здоровья, можно сделать вывод, что алгоритм формирования и исследования здоровья как социальной ценности включает три блока: системообразующий (социальные институты, социальная структура, территориальные особенности); 2 - индивидуально-ценностный (отношение индивида к здоровью и индивидуальные стратегии); 3 - информационно-аналитический (измерение и анализ информации).

В рамках участия в международном исследовательском проекте «Здоровье студентов» совместно с Челябинским научно-образовательным центром нами было проведено социологическое исследование «Отношение студентов к здоровью» май-июнь 2015 года. В опросе приняло участие 550 студентов вузов и колледжей г. Стерлитамак Республики Башкортостан.

В сохранении и укреплении здоровья немаловажным является отношение самого индивида к своему здоровью, которое предполагает самостоятельное участие в формировании и развитии потенциала здоровья и ответственного отношения к нему. Согласно нашим исследованиям, «здоровье» занимает первое место в системе ценностей студентов. На рисунке 1 представлены первые 9 позиций из 18, предложенных в методике М. Рокича.

Рис. 1 Иерархия терминальных ценностей у студентов (в процентах от числа опрошенных)

Результаты исследования показывают, что структура ценностей студентов несколько меняется в процессе обучения в вузе. Для студентов первого курса самым значимым является наличие хороших и верных друзей (62,3%). Эту особенность можно объяснить особенностями процесса социализации данной категории студентов.

Поступив в учебное заведение, многие из них полностью меняют круг своего общения, и не всегда находят его замещение в новой обстановке, а для молодых людей очень важно самоутвердиться в окружающей его среде. Самоутверждение, как правило, они находят в общении со сверстниками, приобретая новых знакомых и друзей. К четвертому курсу ценность наличия друзей занимает лишь седьмое место, тем не менее, оставаясь достаточно значимой (42,4%). Здоровье студенты первого курса ставят на второе место (55,7%). Но, уже у студентов второго курса ценность здоровья занимает лидирующую позицию.

Анализ гендерных особенностей оценки значимости различных ценностей показывает, что для девушек здоровье более ценно, чем для юношей (73,3% и 65,8% соответственно). В структуре ценностей женской половины опрошенных любовь (59,7%) и счастливая семейная жизнь (51,6%) занимают более высокие позиции, чем у мужской (44,7% и 38,2% соответственно). Для юношей более важными являются материально- обеспеченная жизнь - 57,9% (девушки - 50,2%), жизненная мудрость - 26,3% (девушки - 16,3%), свобода - 25% (девушки - 12,3%), общественное признание - 19,7% (девушки - 7,7%). Это объясняется психологическими и социальными отличиями у различных гендерных групп. Изначально женщины больше стремятся к созданию семейного очага, любви, более трепетно относятся к состоянию своего здоровья и уделяют ему больше внимания. Мужчины же стремятся к материальной независимости, признанию в обществе, свободной жизни, здоровье для них в большей степени является инструментальной ценностью, то есть хорошее здоровье - возможность достичь больших результатов в профессиональной и личной сферах жизнедеятельности.

Еще одним показателем рейтинга здоровья в системе социальных ценностей студентов может выступать субъективная оценка здоровья. По результатам исследования, субъективная оценка здоровья показывает, что почти половина парней считают свое здоровье хорошим (48,2%), среди девушек лишь 40,1% ответили утвердительно на данный вопрос. Удовлетворительным считают 43,4% и 49,6% соответственно.

Важным фактором, определяющим рейтинг здоровья у студентов, является оценка ими здоровья как ресурса для достижения наиболее значимых для них целей, т.е. оценка здоровья как инструментальной ценности. Почти половина опрошенных отмечают значимость здоровья для достижения жизненного успеха (43,4%). На рисунке 2 показано распределение ресурсов для достижения намеченных целей.

Рис. 2 Распределение ответов на вопрос «Что способствует достижению жизненного успеха?» (в процентах от числа опрошенных)

Анализируя рейтинг ценности здоровья, необходимо рассмотреть оценки значимости субъектов, оказывающих наибольшее влияние на отношение к здоровью у студентов.

Результаты исследования «Отношение студентов к здоровью», показывают, что наибольшее влияние на формирование системы ценностей, по мнению студентов, оказывает семья, так считают 85,4% респондентов. На второе место большинство опрошенных поставили влияние друзей, знакомых; на третье - вуз или колледж; на четвертое - школу; на пятое - средства массовой информации. Однако студенты отмечают, что вопросам формирования ценности здоровья и установок на здоровый образ жизни уделяется недостаточно внимания на уровне учебного заведения, а проводимые мероприятия являются малоэффективными.

Проанализировав результаты проведенных исследований, можно сделать вывод, что в условиях адаптации к новым социально - экономическим требованиям, здоровье студентами понимается как ресурс для достижения определенных целей, и поэтому выдвижение здоровья в качестве доминанты в иерархии ценностей обусловлено не ростом культуры здоровья, а новым пониманием его значимости в сложившихся условиях. Ценность здоровья, которая изначально относится к первичным витальным потребностям индивида, в сложных условиях трансформации общественных процессов оказывается вынужденной обеспечивать другие человеческие потребности.

Список литературы

1. Результаты медицинских осмотров студентов Республики Башкортостан за 2012-2014 г // Текущий архив Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
2. Изуткин, A.M. Социология медицины / A.M. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев. Киев, 1981. - 184 с.
3. Журавлева, И.В. Отношение населения; к здоровью /И.В.Журавлева, Н.В. Лакомова, Л.С. Шилова. -М.: ИС РАН,1993. - 161 с.
4. Журавлева, И.В. Отношение к-здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева, С.С. Халикова; Ин-т социологии РАН. — М.: Наука, 2006. -238 с.
5. Халикова, С.С. Здоровье как социальная ценность: интеграция физического и социального / С. С. Халикова, Л. А. Кривоносова // Научный ежегодник. - 2014. - №8. - С. 145-167

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.03.2018)
Просмотров: 196 | Теги: Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь