Воскресенье, 04.12.2016, 17:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Ю.Покровская

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье предпринята попытка раскрыть основные особенности и формы «социального самочувствия» у студентов-спортсменов технического вуза. Выявлено, что занятия спортом оказывают положительное влияние на качество жизни студентов. Эффективность тренировочного процесса целесообразно оценивать не только по широко применяемым критериям, но и по специальным показателям качества жизни.

Ключевые слова: качество образования, компетенции, спортивная элита вуза, социальное благополучие.

SOCIAL ASPECTS OF ELITE ATHLETE'S PERSONALITY FORMATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Pokrovskaya T. Yu.
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, Kazan
This article makes an attempt to reveal the main characteristics and forms of "social state" of technical higher educational institution students. It is established that exercise has a positive effect on students' life quality. The effectiveness of training process should be assessed not only widely used criteria, but also on the special quality of life indicators.
Keywords: quality of education, competence, high school sports elite, social well- being.

 

Проводимая государством стратегия в сфере образовательной политики предполагает достижение уровня образования, соответствующего общемировым стандартам, приведение его в соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важнейшей задачей развития института российского высшего образования выступает, в первую очередь, качество образования, ориентированное на компетенции, акцентирующее внимание на степень пригодности индивида к деятельности в постоянно меняющихся рыночных условиях. Глобализация процесса получения знаний требует создания определенных педагогических условий, использование таких средств и методов, которые в процессе преподавания различных дисциплин будут формировать интеллектуальные качества личности будущего специалиста, а также помогут обучающимся достичь максимального профессионализма и, в последующем, реализовать себя как высококвалифицированного работника, достичь карьерного продвижения, необходимого для занятия высоких социальных ниш.

Социальные условия определяют развитие, формирование и функционирование человека как личности. В условиях экономического рынка государство не освобождает, а, наоборот, требует от каждой личности активной реализации способностей, самостоятельности в создании благоприятных условий для жизни [2, с. 54]. Перед ней открыты новые каналы для зарабатывания необходимых для того средств. В то же время существует непреложный факт, что далеко не каждый человек в условиях такой свободы может сам создавать себе необходимые для достойной жизни условия в силу либо объективных причин (инвалидность, тяжелая болезнь, старость; социоэкономические условия в виде депрессивности или моноотраслевого характера региона), либо из-за отсутствия умений и навыков, личных диспозиций, других личностных качеств, везения, наконец.
В этой связи изучение особенностей личности студента является одной из важнейших проблем и задач, стоящих перед преподавателями высшей школы, поскольку существует теснейшая взаимосвязь между структурой личности, ее познавательной деятельностью и успехом в решении задач, ставящихся перед ней. Для этого необходимо установить соотношения между отдельными особенностями личности студента, т.е. осуществить аналитико-синтетический подход и на его основе вычленить наиболее ценные приемы исследования [5, с 17].

Центральным пунктом исследования свойств личности являются, согласно современным представлениям, ее потребности. "Ни одно качество личности невозможно понять и объяснить, если неизвестно, для удовлетворения какой потребности возникло это качество". [4, с 103].

Под спортивной элитой вуза, на наш взгляд, понимаются индивиды, поведенческий дискурс которых, включает в себя такие ключевые категории, как избранность; принадлежность к определенному кругу; публичность; сохранение спортивных традиций; харизматичность; наличие определенного влияния, социальной значимости, привилегий, профессионализма, ответственности, «которые обладают такими качествами, как высокая вариативность поведения, высокая когнитивная структурированность мышления, ярко выраженная способность к социальной адаптации, социально значимым характером установки» и т.д. [1, с. 8].

На практике чаще всего происходит обратное. Если в спорте активность обусловлена заинтересованностью конечного результата (занять призовое место, войти в сборную команду, высшую лигу и т.д.), поскольку это отражается как на материальном благополучии, так и на социальном самочувствии спортсмена, то в учебном процессе обычно конечная цель для него - закрыть долги и не важно с каким результатом (отлично-удовлетворительно), т.е. имеет место низкая мотивация к учебе и потребительский настрой, который предполагает получение зачетов и экзаменов без сдачи последних, что является главной проблемой в вопросе совмещения учебы и спорта. Следовательно, решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является понимание его сущности и осознание цели занятий как объективной необходимости. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности.

Социальное самочувствие студента-спортсмена также связано и с его представлениями о своем благополучии, в частности, о «нормальном» (нормативном) уровне благосостояния, особенно при сравнении с референтной для него группой. Представляется обоснованным мнение В.З. Когана и других авторов, что благополучие человека напрямую связано с личностным ростом, который зависит от социально- психологических факторов: сложившейся системы социальных ожиданий, психологического климата, комплекса социальных норм общесоциального, этнического, группового, корпоративного уровней, влияния авторитетных лиц ближайшего социального окружения, воздействия средств массовой информации. Важным фактором формирования адекватного отношения к здоровью или проявления неадекватного является система социальных норм поведения общесоциального, корпоративного, группового уровней (семья, товарищеская среда, учебная группа, сообщество по интересам и пр.) [3, с. 29].

Социальный аспект рассматриваемой проблемы проявляется не только (и, вероятно, не столько) в ее распространенности (массовидности), социального характера порождающих ее причин и ее общественной значимости, но и в наличии определенной социальной дистанции между обычными студентами и спортсменами - в вузах не физкультурного профиля, как в нашем вузе, так и в любом другом. Сложность подобной ситуации особенно остро испытывают студенты-спортсмены. В современном мире к профессиональным спортсменам предъявляются сверхжесткие правила - достижение наивысшего спортивного совершенства. Для этого спортсмены постоянно должны заниматься развитием своей спортивной карьеры, в силу этого у них практически не остается времени для развития других аспектов своей жизни за пределами спорта. Однако не все спортсмены могут рассчитывать на то, что финансовое вознаграждение их спортивной деятельности позволит им всегда зарабатывать на жизнь.

К сожалению, спортивная карьера заканчивается раньше, чем наступает пенсионный возраст у человека. Сама по себе социальная проблема спортсменов в вузе, на наш взгляд, заключается еще и в том, что они в отличие от обычных студентов отчуждены от социальных взаимодействий, как со своей peer-group, так и иных референтных групп, в силу своей загруженности профессионально-спортивной работой, т.е. лишены участия в социальной жизни вуза. В то время как обычные студенты, имеют больше времени, как для освоения учебной программы вуза, быть членами студенческой, общественной жизни университета, так и возможности трудоустройства (в качестве подработок или работа по совместительству с учебой), общения, семьи и т.д. После окончания вуза получить более престижное место работы, большую возможность с самоопределением личности в культурном, информационном, образовательном пространствах, нежели студенты профессионально занимающиеся спортом и ограниченные во времени в силу занятости спортивной деятельностью.

Вместе с тем, спортивная деятельность, являясь одним из системообразующих факторов здорового образа жизни, позволяет молодому человеку реализовать свое право на общественно полезное занятие, вести активную творческую работу, проявить себя как личность, является «стартовым фундаментом» для карьерных продвижений, необходимым условием для занятия высоких социальных позиций, способствует перераспределению времени в пользу досуга.

Несмотря на вышесказанное в нашем университете созданы все условия для подготовки высококвалифицированных спортсменов, поскольку к числу основных факторов, влияющих на характер отношения студенческой молодежи к спорту, относятся: место физкультурного и спортивного досуга в современной молодежной субкультуре; мода на здоровый образ жизни (занятия спортом в контексте престижности и популярности), определяющая личностные и социальные мотивы к сохранению и укреплению здоровья, рассматривающая его как средство «накапливания преимуществ»; инновационный потенциал содержательного и организационного воплощения занятий спортом в вузе.

Массовый, в частности, студенческий спорт является мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления нации, сохранения ее в адекватном социальном тонусе, становится модным и престижным, быть не только богатым и успешным, но и физически развитым, адекватным, порядочным и честным человеком.
Несмотря на вышесказанное, в нашем университете созданы все условия для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Литература

1. Васильева, Л.Н. Теория элит: социология политики / Л.Н. Васильева. - М.: Социум, 2011. - 208с.
2. Вишневский, А.Г. Демографическая революция / А.Г. Вишневский. - М.: Мысль, 1976. - С.54.
3. Коган, В.З. Социально-психологические факторы здоровья и болезни в условиях профессиональной деятельности / В.З.Коган, А.К.Пумпянский, В.Г.Асеев,
B.А. Полесский // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2006. - №1. - C. 28-35.
4. Неймарк, М.С. Психология воспитания. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология / М.С. Неймарк. - М.: Просвещение, 1973. - 288с.
5. Пейсахов, Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н.М. Пейсахов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1977. - 296с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (11.04.2016)
Просмотров: 113 | Теги: образование, спортсмен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016