Понедельник, 11.12.2017, 05:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА ТЮМЕНИ

В.В.Юдашкина

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА ТЮМЕНИ

В статье рассмотрены проблемы проявления социальной активности молодёжи г. Тюмени. В связи с этим изучены различные определения и подходы к понятию 'социальная активность', проанализированы основные потребности, мотивы и цели формирования социальной активности молодёжи г. Тюмени, а также формы проявления социальной активности молодёжи. Затронута проблема «социального аутсайдерства», причины его возникновения.

Ключевые слова: молодежь; социальная активность молодёжи; формы социальной активности; потребности и мотивы; «социальное аутсайдерство».

 
Вопрос социальной активности молодежи в настоящее время является актуальным. С одной стороны, социальная активность рассматривается в связи с протестными настроениями в обществе, а молодежь всегда считалась достаточно нестабильной и активной частью общества. С другой стороны, молодежь выполняет трансляционную и инновационную функции в обществе, поэтому социальная активность необходима для развития и формирования новых форм общественного устройства. Целью данного исследования является уточнение определений 'социальная активность молодёжи', определение форм социальной активности, целей и мотивов проявления социальной активности молодёжи города Тюмени.

Проблемы определения социального статуса молодежи и социальной идентичности интересовали многих ученых. По мнению В. И. Чупрова, молодежь - это общность, определенная социально-демографическая, возрастная группа, выступающая компонентом социальной структуры общества и характеризующаяся специфическим социальным статусом. В. И. Чупров, подчеркивая социальное качество молодежи, связывает его с ролью молодежи в процессе воспроизводства социальной структуры. Молодежь, по его справедливой оценке, выступает как «становящийся субъект общественного воспроизводства» [8]. Молодежь, являясь объектом и субъектом социализации, четко реагирует на меняющиеся общественные изменения и процессы, быстрее адаптируется к социальным новациям, более мобильна и при этом имеет больше шансов, чем старшее поколение на профессиональное развитие, достижение успеха.

Также «одной из важнейших характеристик молодежи <.. .> является стремление к новому, к потенциальному и субъективному настрою на лидерство. <...> Одновременно исследователи отмечают наличие в молодежной среде прямо противоположных проявлений, которые получили название социального аутсайдерства» [2].

Проблемы социальной активности отражены в работах классиков социологической науки М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и Ф. Энгельса, Т. Парсонса и др., а также в трудах отечественных социологов Е. А. Ануфриева, Г. С. Арефьевой, Ф. А. Батурина, Ю. Е. Волкова, Н. А. Костко, В. Г. Матвеева, В. И. Мордковича, С. А. Овчинникова, А. А. Попковой, Т. Б. Резника, В. А. Смирнова, Е. А. Якубы, М. X. Титмы и др.

Социальная активность является важной характеристикой индивида и формируется в процессе социализации, в процессе усвоения социальных норм, ценностей, элементов культуры. Отсюда вытекает, что социальная активность является одним из признаков развития индивида и сообщества. Формирование и развитие социальной активности молодежного сообщества является задачей социального развития общества.

Проанализировав работы социологов, под социальной активностью будем понимать проявление различных форм человеческой деятельности, ориентированных на решение определенных задач.

Наиболее распространёнными сферами жизнедеятельности, в которых проявляется социальная активность молодёжи, являются образовательная, профессиональная, культурно-досуговая, спортивная, художественно-эстетическая, политическая. Формой проявления социальной активности является социальная деятельность, посредством которой молодёжь приобщается к жизни общества, усваивает нормы поведения в обществе, у молодёжи появляется возможность самореализации. Распространёнными формами социальной активности для молодёжи являются избирательная активность или участие в выборах, участие в деятельности молодёжных организаций и движений, протестная активность, благотворительная деятельность, волонтёрская деятельность, творческая активность.

Основными мотивами социальной активности молодежи выступают потребность в общении, в самореализации, в признании, уважении, получении образования и др. Как правило, социальная активность направлена на развитие этих потребностей. С помощью социальной активности молодежное сообщество реализует свои потребности, раскрывает свои способности и социальный потенциал. Потребность объясняет, почему человек хочет проявить активность, в том числе и в различных сообществах. Следовательно, мотивы социальной активности выступают как осознанные причины, по которым молодые люди вступают во взаимодействие друг с другом как непосредственно, так и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.

С учетом изложенного социальную активность молодежи, на наш взгляд, следует рассматривать как повышенное по сравнению с принятым в обществе, или той или иной социальной группе, участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях. В данном исследовании мы проанализируем, какие внутренние потребности и ценностные ориентации характерны для молодёжи г. Тюмени.

В Тюмени проживает 196 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (28 % от общей численности населения).
С целью определения направленности социальной активности молодёжи в городе Тюмени были опрошены 176 человек в возрасте от 16 до 30 лет: 37 % в возрасте 18-19 лет, 27 % в возрасте 20-21 год, 13 % в возрасте 22-23 года и 10 % в возрасте 28-30 лет. 72 % респондентов женского пола и 28 % - мужского.

Целью анкетирования было определить ориентацию социальной активности молодёжи - политическую, экономическую, творческую, ориентацию на образование и здоровье (здоровый образ жизни и занятия спортом). Также определить ценностные ориентации молодёжи, какие ценности являются наиболее значимыми для молодёжи, состоят ли молодые люди в общественных организациях, в каких общественных организациях, насколько активно они принимают участие в общественной жизни, в различных мероприятиях.

Более половины опрашиваемых (64 %) считают, что их успех и благосостояние зависит от них самих, собственной целеустремлённости и активности. 24 % отметили, что их успех зависит от условий жизни и собственных усилий в равной степени, 9 % - от экономической и политической ситуации в стране. И лишь один респондент ответил, что от него ничего не зависит.

При этом, по мнению молодёжи, для карьерного роста необходимы определённые личностные качества, особенности характера (70 % респондентов), наличие знакомств, связей - 67 %. Также опрашиваемые отмечали важность образования (31 %), опыт работы (28 %), профессионализм (27 %), знание современной техники, современных технологий (17 %), знание языков (15 %).

Таким образом, молодые люди ответили, что их благосостояние и успех зависит, в первую очередь, от них самих (64 %), и 67 % респондентов ответили, что для карьерного роста необходимо наличие связей, знакомств. Это говорит о том, что молодые люди недостаточно уверены в своих силах или в ситуации на рынке труда, где наличие связей важнее профессионализма.

В будущей профессии молодых людей привлекает возможность карьерного роста, возможность самореализации, престижность организации, хорошие условия труда. 77 % опрашиваемых готовы повышать свои профессиональные навыки для достижения успехов в будущей карьере.

Учитывая, что молодые люди в возрасте 16-30 лет, как правило, получают образование, на вопрос: «Довольны ли Вы качеством получаемого образования?», положительно ответили 29 % опрашиваемых; «Скорее да, чем нет», ответили 44 %, и 21 % скорее не удовлетворены качеством полученного (получаемого) образования. Основная цель получения образования - получение профессиональных знаний (76 %), расширение кругозора (48 %), престиж (44 %). 8 % получают образование, чтобы угодить родителям, 6 % - чтобы получить отсрочку от армии. При этом основная причина недовольства качеством образования - большой объём «ненужных», по мнению студентов, предметов, цена за обучение и неуверенность в возможности найти хорошую работу (у тех, кто учится), невозможность устроиться на хорошее место (у тех, кто уже получил какое-то образование, теперь переучивается).

Политической ситуацией в стране интересуется 92 % опрошенных, 8 % опрошенных не интересуются политической жизнью вообще. При этом в выборах всегда принимают участие 21 %, стараются принять участие, если позволит время, - 50 %. 19 % не принимают участие в выборах никогда. 44 % молодых людей состоит в одном или нескольких общественных объединениях. Из этого следует, что молодёжь интересуется политической жизнью в стране, принимает участие в выборах, но процент участия в общественных объединениях меньше половины опрашиваемых. Лишь 44 % (это всего 77 человек) молодёжи являются членами какой-либо общественной организации (молодёжная палата при Тюменской областной Думе, профсоюзная организация, совет студенческой молодёжи). Из них 50 % входят в профсоюзную организацию, 18 % в спортивные и творческие организации, 16 % в совет студентов, 13 % в научные и 8 % в политические организации. Более половины (56 %) не состоят ни в одном объединении.

Наибольшую социальную активность проявляет молодёжь в возрасте 18-19 лет (31 % опрошенных). Самые популярнее проекты и мероприятия связаны с творчеством (36 %), научные и социальные проекты набрали соответственно 9 и 7 %. Только 34 % молодёжи, участвовавшей в анкетировании, хотели бы принять участие в творческих, научных, социальных проектах, 37 % ни разу не принимали участие ни в каком проекте, 29 % опрошенных вообще не хотят участвовать ни в каких проектах.

Таким образом, наиболее активно молодые люди принимают участие в творческих проектах (участие в команде КВН, «Шаг в будущее», «Продвижение», «Здравый смысл», «Театральная студия», «Осенняя премьера», «Клавиши весны»), социальных (волонтёрское движение, совет школьников и студентов,) научных (участие в научных конференциях).

Основным источником информации о проводимых в городе проектах является Интернет (так ответило 22 % респондентов), следующим по популярности ответом идет «организация, в которой работаю/учусь», - 20 %. Из средств массовой информации о проектах узнают 17 % опрошенных.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что активность молодёжных организаций невысокая, студенты мало участвуют в общественной жизни, сами они такого желания также не проявляют. Хотя в городе и в учебных заведениях функционируют различные молодёжные организации, работает профсоюз, научные, творческие объединения, регулярно проводятся различные мероприятия, фестивали, конкурсы, но процент активности молодежи остаётся достаточно низким.

Выше уже был сделан вывод, что в вопросах карьеры молодёжь рассчитывает на связи и знакомства, а не на свой профессионализм и знания. Также основной целью участия в различных мероприятиях является знакомство с новыми интересными людьми (63 %), раскрытие своего творческого потенциала (48 %), обеспечение своего профессионального, карьерного роста (35 %), возможность заявить о себе (22 %), некоторым интересно само участие (16 %).

И снова мы видим, что молодежь надеется не на себя, а на знакомство с новыми, интересными, может быть «нужными» людьми, и принимает участие в общественной жизни города именно с этой целью.
В. В. Чистов напрямую связывает активное участие человека в жизни общества с главным условием развития мировоззрения, формирования убеждений и стереотипов поведения [9].

Как отмечает Г. В. Осипов, именно социальная активность людей выступает главным фактором демократизации общественной жизни. Основными направлениями демократизации являются все более массовое участие граждан в управлении делами общества и государства, создание необходимых условий для проявления инициативы и творческой индивидуальности личности, гарантии осуществления политических, социальных и культурно-духовных прав и свобод каждой нации и народности [7]. Как будет проявляться социальная активность и общественное участие, зависит от тех принципов, ценностей и идеологии, которые будут заложены в молодое поколение. По результатам анкеты можно сделать вывод, что участие молодых людей в жизни общества остаётся низким.
Социальная активность должна опираться на моральные и духовные устои общества, и это особенно важно в формировании молодежи, так как определяет динамику интересов молодых людей, их ценностные ориентации, стиль поведения, характер межличностных отношений, сферу и методы жизнедеятельности.

В. Т. Лисовский, И. М. Ильинский, В. А. Луков подчеркивают, что формирование социальной активности возможно только при развитии духовных и нравственных ценностей, ценностных ориентаций молодежи [1].

Что касается ценностных ориентаций молодёжи г. Тюмени, то наиболее важными ценностями для опрошенных являются семейное счастье (84 %) и здоровье (64 %). Верные друзья и материальная обеспеченность делят третье место, так ответили 34 % респондентов. Также были ответы - личная свобода, власть, возможность руководить другими людьми, настоящая любовь. Таким образом, общечеловеческие ценности - семейное счастье, здоровье, верные друзья, личная свобода - находятся в приоритете.

Что касается спорта и физической подготовки, анкетируемые проявили большую ориентированность на личный результат. Так, 70 % опрошенных участвуют в спортивных мероприятиях с целью поддержать хорошую физическую форму, и только 38 % - для знакомств и связей. Также популярным был ответ - для расширения кругозора - 48 %. Но при этом наиболее популярным видом организации досуга оказалось посещение массовых мероприятий (47 %), пребывание дома с семьёй (36 %), 23 % занимаются творчеством. И только 29 % опрошенных в сводное время занимаются спортом. Но респонденты отметили, что если будут созданы соответствующие условия, то 96 % будут заниматься спортом (63 % - постоянно, 33 % - регулярно).

Проанализировав результаты анкеты, можно сделать следующие выводы.

Социальная активность - это сознательная деятельность субъекта, которая имеет ценностную мотивацию, саморегуляцию, и направлена на реализацию его потребностей и решение общественно значимых задач. Социальная активность может проявляться в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой, творческой. Основные направления социальной активности - получение образования, карьерный рост, участие в научных, социальных, творческих, спортивных проектах, членство в различных организациях (профсоюзной, спортивной, студенческой, научной и т. д.). Основными целями и мотивами проявления социальной активности в образовании и карьере молодёжи в г. Тюмени являются получение и повышение профессиональных знаний, возможность карьерного роста и самореализации, хорошие условия труда. В различных научных, творческих, социальных проектах и организациях молодые люди участвуют с целью познакомиться с новыми людьми, раскрыть свой творческий потенциал, обеспечить профессиональный рост. Основными формами проявления социальной активности являются участие в выборах и участие в различных научных, творческих, социальных проектах.

Данная анкета выявила проблему «социального аутсайдерства» молодежи города Тюмени (29 % респондентов не хотят принимать участие в каких-либо проектах, 37 % не участвовало ни в каких мероприятиях, 56 % не состоят ни в какой общественной организации).
Задачей же общества является выявление причин, по которым молодые люди не принимают или не хотят принимать участие в выборах, в различных творческих, социальных, научных мероприятиях, почему они не желают вступать в различные общественные организации, проявлять свою активность, так как именно социальная активность развивает молодёжь и, в том числе, общество.

Список литературы

1. Ильинский И. М. Модернизация российского образования в контексте мировой глобализации / И. М. Ильинский // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 3-23
2. Костко Н. А. Опыт исследования социальной активности молодежных общественных объединений и молодежных сообществ: монография / Н. А. Костко, А. А. Попкова. - Тюмень: Печатник, 2012. - С. 4.
3. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В. Т. Лисовский // Тугариновские чтения: материалы науч. сессии. - 2000. - № 1. - С. 40-44.
4. Луков В. А. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей / В. А. Луков, Н. В. Захаров // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 19-26.
5. Михайловский, Н. К. Русская социология XI-XX веков / Н. К. Михайловский, А. А. Галактионов. - СПб.: Лань, 2002. - 315 с.
6. Молодежь России: социальное развитие / под ред. В. И. Чупрова. - М.: Наука, 1992. - 204 с.
7. Осипов Г. В. Социология и общество. Социологический анализ российской смуты / Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2007. - 687 с.
8. Реализация молодёжной политики г. Тюмени на 2015-2017 годы. Распоряжение Администрации г. Тюмени от 05.11.2014 № 818-рк. - С. 9.
9. Чистов В. В. Социально-психологический анализ ценностных ориентаций современной молодежи / В. В. Чистов // Молодежь и будущая Россия: материалы Третьей все- рос. науч.-практ. конф: сб. науч. тр. / ИНИОН РАН. - М., 2008. - С. 271-274.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. С. 108-113.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (26.07.2017)
Просмотров: 81 | Теги: аутсайдер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь