Вторник, 22.10.2019, 19:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

А.М.Маратова, Ю.А.Афонин

СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В статье рассмотрены основные моменты создания модели организации академической мобильности студентов в вузе. Разработанная модель организации академической мобильности дает возможность формирования целостного представления об исследуемом явлении для осуществления моделируемого процесса в будущем. В статье представлены компоненты модели организации академической мобильности студентов. Объектом моделирования стала академическая мобильность студентов Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, предметом - организация академической мобильности в учебной и во внеучебной деятельности обучающихся. Цель предлагаемой модели дифинирована как организация академической мобильности, под которой мы понимаем передвижение участвующих в образовательном процессе сторон на назначенный академический период. В ходе исследования были применены такие общенаучные методы, как: анализ, обобщение, сравнение, описание, метод интервью в сочетании с методом «включенного наблюдения», основанным на неформализованных интервью. а также методы системного анализа, анализа статистических данных, метод качественной экспертной оценки. В данной работе предпринята попытка создания модели организации академической мобильности обучающихся в вузе, представляющей собой некий образец, скоординированный с пониманием о предмете и объекте исследования, теоретико-практическую ценность которой мы увязываем с ее соответствием исследуемым сторонам объекта. Исходя из отобранных методологических подходов и синтеза опыта практической деятельности, нами создана и обоснована модель организации академической мобильности обучающихся, которая обеспечит системную и интегративную организацию академической мобильности обучающихся в системе образования Республики Казахстан. Практическое применение модели дает возможность формирования целостного представления об исследуемом явлении для осуществления моделируемого процесса в будущем. На основе проведенного анализа сделан вывод о наличии благоприятных перспектив как в личностном развитии обучающихся, стимулировании лингвистического плюрализма и расширении профессиональных и культурных компетенций студентов и выпускников, возможности их последующего трудоустройства и успешной карьеры, так и для повышения конкурентоспособность высших учебных заведений Республики Казахстан.

Ключевые слова: академическая мобильность студентов, образовательное пространство, конкурентоспособные кадры, объект моделирования, международное сотрудничество

 
Введение. Государственный заказ Республики Казахстан (РК) предусматривает облигатор- ность и важность обучения конкурентоспособных кадров в конъюнктурных условиях интегрирования казахстанской системы образования в международное образовательное пространство, когда субъектами образовательной деятельности становятся сами обучающиеся.

Рассматривая процесс организации академической мобильности студентов как сложное социально-профессиональное образование, необходимо обратиться к моделированию на основе моделей-аналогов как способу познания и проектирования какой-либо определенной части природной или общественной материи. Процесс моделирования позволяет рассмотреть спроектированную модель в виде комплексной системы из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, раскрыть их социально-функциональное назначение и установить их взаимосвязи [1; 2].

Разработка аналога модели воплощает в себе конкретизацию общенаучного принципа связи целого и единичного, где их совокупность и создаваемая при этом интерактивность порождают совершенно новую сторону устанавливаемой модели.

Модель. В своем исследовании мы сделали попытку создать социально-структурную модель организации академической мобильности обучающихся в вузе, представляющую собой некий образец, скоординированный с пониманием о предмете и объекте исследования, теоретико-практическую ценность которой мы увязываем с ее соответствием исследуемым сторонам объекта. Данная модель организации академической мобильности студентов рассматривается нами как субсистема, включенная в сложную социально-образовательную систему вуза. Конструирование любой модели начинается с теоретико-методологического обоснования принципов и походов, присущих данному процессу. Социально-структурная модель организации академической мобильности студентов, как сложное социально-профессиональное образование, с точки зрения генетики системы и ее жизнеспособности, может быть сконструирована на следующих базовых принципах: целостности структурных частей, поэтапного прогресса и ускорения предлагаемой системы.

Принцип целостности структурных частей определяется анализом структуры и функциональности предлагаемой системы, в соответствии с которым при разработке модели выделяются компоненты, обладающие целостностью и работоспособностью. Согласно данному принципу любая социально-структурная модель состоит из диагностического, целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов. Вместе с группой традиционных общенаучных принципов немаловажно выделить группу специализированных принципов, присущих различным категориям мобильности (социальной, трудовой, академической и т. д.). Среди них мы выделяем, прежде всего - принципы последовательности и преемственности, диалогизации, положительной мотивации и толерантности. Для нашего исследования наибольший интерес представляют те принципы, которые имманентно обеспечивают процесс организации академической мобильности студентов. Охарактеризуем каждый из них.

Принципы. Принцип антропоцентризма предполагает реализацию индивидуального подхода к личности студента на основе его психофизиологических и социокультурных характеристик и ценностного потенциала, личностного самоопределения и самоорганизации, признания ценности и уникальности каждого индивида, как основы взаимоотношений между участниками процесса организации академической мобильности.

Принцип коммуникативности предполагает удовлетворение потребностей обучающихся в коммуникации и уважении, как со стороны преподавателей и сотрудников университета, так и со стороны сокурсников; культивирование способностей обучаюшихся в совершенствовании солидарной деятельности и ценности устойчивого развития, как умение саморегуляции при языковых контактах с другими индивидами. По мнению А. В. Петровского, потребность в коммуникации является причиной освобождения от препятствий в развитии личности [3]. Для того, чтобы начать коммуникацию на иностранном языке необходимо перешагнуть через психологические препятствия, сопряженные с иноязычной речью. Развитая коммуникативность способствует проявлению мобильных и адаптивных качеств студентов в различных ситуациях.

Принцип интегративности как процесс и как результат взаимодействия и взаимопроникновения разнообразных элементов в ходе академической мобильности студентов: во-первых, это обстоятельства, характеризующиеся единством, регламентированностью и устойчивостью связей между различными элементами разработанной модели, во-вторых - это процесс, приводящий к такому положению. Конечной целью интегратив- ности, является саморазвитие студента, которое достигается за счет плюрализма образовательных программ, позволяющих гибко реагировать на запросы рынка в части специализации выпускников, предоставления личности возможности выбора образовательной траектории в зависимости от ее желания и способностей, обеспечения мобильности студентов и преподавателей, в том числе за счет академических обменов, дистанционного, виртуального и сетевого образования [4].

Принцип полифункциональности подразумевает, что в основе академической мобильности лежит деятельность, ориентированная на достижение студентами определенных образовательных и научных успехов. Разнообразная деятельность, как динамичное и изменчивое состояние мобильной личности подразумевает тесную интеграцию с другими субъектами академической мобильности, в силу чего она благоприятствует инкорпорированию студента в образовательное пространство другой страны, развитию его самопознания. Такие свойства личности, как активность и самостоятельность, выделяются учеными в качестве средств положительного протекания деятельности [5]. Особенности организации процесса академической мобильности студентов в сочетании двух подходов - глобального (международного) и локального (национально-регионального), соответствующим двум плоскостям протекания данного процесса. Это порождает необходимость сочетания в этом контексте двух принципов в деятельности по организации академической мобильности студентов: поликультурного и этно- национального. Особенно это актуально для таких стран как Казахстан.

Принцип поликультурности подразумевает адекватное познание студентами новых элементов человеческой культуры в период академической мобильности, активизацию их самостоятельного развития и формирования жизненной позиции через эволюцию взглядов и идей на основе глубокого и интенсивного погружения в инокультур- ную и иноязычную социальную среду.

Этно-национальный принцип применительно к академической мобильности студентов можно убедительно проиллюстрировать на примере РК, где развивается целостный двуединый процесс совершенствования содержания казахстанского образования и организации условий для академической мобильности обучающихся РК с учетом особенностей ментальности этноса, всемерного задействования его потенциала и внутренних ресурсов, максимального использования возможностей национальных традиций и обычаев социокультурной среды.

В условиях сочетания поликультурных и этно- национальных принципов в организации академической мобильности студентов происходит смена парадигмальных подходов, как к выстраиванию индивидуальных профессионально-личностных траекторий студентов, так и к определению вектора региональной интерпретации социально- образовательного пространства [6].

Переходя к критериально-оценочным параметрам академической мобильности студентов, следует учитывать, что поскольку конструирование модели организации академической мобильности основывается на построении социально-структурных особенностей предлагаемой модели мы взяли за основу ее структурно-функциональные характеристики.

Анализ теории, предоставленной во множестве источников о проблеме академической мобильности студентов, показывает недостаточную разработанность критериев оценивания организации академической мобильности студентов вузов. Обзор литературы и практического опыта по исследуемой проблеме стали основными методами, задействованными для вычленения таких признаков. В данном аспекте рассматриваемой проблемы, наиболее перспективными для нашего исследования стали работы, в которых акцентируется внимание на критериях организации мобильности [7-11].

Рассмотрение данных работ привело к заключению о конгениальности изученных в них факторах к характеристикам обладающего мобильностью студента. Считаем резонным вычленение компонентов организации академической мобильности обучающегося на основе сформулированных в данном исследовании принципов и подходов.

Компоненты. Рефлексивный компонент - умения личности делать рефлексию собственной деятельности. Рефлексию в качестве компонента академической мобильности предполагается рассмотреть как навыки и умения студента в анализе и осмыслении фактического оценивания социумом действий и поступков обучающегося, способствование рефлексии претворению в жизнь поставленных индивидом задач, развитие навыков осуществления рефлексию своей деятельности и мобильности.

Динамичность и активность рефлексивности обучающегося в нашей модели выражается в том, что мотивируемый студент составляет свои собственные критерии выполнения деятельности, вследствие чего его решения направлены или на преобразование каких-то процедур собственной деятельности в ходе реализации мобильности, или на изменение критериев выполнения, что также является переменой своей деятельности.

Результативный компонент разработанной модели организации академической мобильности включает в себя: 1) объективную возможность проектирования ориентированности деятельности индивида на развитие собственной траектории образования; 2) высокую степень активности и гибкости личности в целеполагании и разрешении образовательных проблем; 3) креативные навыки в изменении манеры общения, исходя из сложившейся ситуации; 4) твердость и настойчивость в целедостижении; 5) взятие на себя ответственности; 6) осознание значения академической мобильности и сопряжение ее с достижением собственных целей; 7) готовность к осуществлению интернациональных и культурных связей; 8) стремление студентов в приобретении нового познания во взаимодействии в учебной деятельности с индивидуумами иных стран; 9) расширение собственного образовательного поля; 10) готовность к повышению качества результатов своей образовательной деятельности; 11) выполнение рефлексии своей образовательной деятельности.

Диагностический компонент содержит три уровня академической мобильности обучающихся (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень выделяется: 1) наибольшей степенью развития персональной академической мобильности; 2) возможностью непосредственного конструирования вектора действий направленного на прогресс в образованности индивида; 3) высокой степенью адаптивности в разрешении образовательных целей и задач; 4) возможностью варьирования манеры речи, исходя из ситуации, 5) упорным желанием в достижении целей; 6) умением принимать последствия своих действий; 7) стремлением познать себя и окружающий мир; узнать о новом в знакомстве с другими культурами; 8) установлением новых связей с различными этническими и ци- вилизационными группами, как основой понимания принципов исследуемой темы.

Студенты, представляющие эту ступень развития, характеризуются креативностью в преодолении трудностей, стоящих на их пути, желанием изучать и воспринимать свежую информационную канву с расширением интерактивности своих действий, связанных с другими субъектами, наращиванием своего социально-образовательного потенциала.

Таким образом, конструирование социально- структурной модели на основе вышеуказанных принципов и компонентов может стать принципиально новым подходом к организации академической мобильности студентов в РК.

Полученные результаты. Проведенное исследование показало, что доминирующим фактором стратегии интернационализации Казахстана выступает исходящая академическая мобильность. В 2015 г. 48 875 студентов прошли обучение за рубежом. Основными принимающими странами являлись Российская Федерация (РФ) (35 106), Кыргызстан (4 357), Соединенное Королевство (1 725) и Соединенные Штаты (1 884) [12].

Казахстан многие годы является лидером по числу студентов, обучающихся в российских вузах (на 2 месте - Украина, на 3 - Китай). Студенты из Казахстана предпочитают получать в России инженерно-техническое образование, а также осваивать такие области знаний, как медицина, экономика и юриспруденция. Сравнительный анализ с данными о выпускниках стипендиальной президентской программы «Болашак», обучающихся в 29 странах мира, подтверждают эту тенденцию - 40 % выпускников 2014 г. завершили обучение по техническим и естественно-научным направлениям, 45,7 % - по гуманитарным, 14,3 % - по медицинским и творческим (табл. 1).

Таблица 1
Количество обучающихся по программе академической мобильности по направлениям подготовки [12]

Преобладание среди стран назначения РФ может быть объяснено целым рядом факторов. К ним относятся: географическая близость, языковая совместимость, количество стипендий, предоставляемых РФ казахстанским студентам (в частности, для студентов из регионов, граничащих с РФ) и сходство между системами образования двух стран. Тем не менее, вступление Казахстана в Европейское пространство высшего образования приводит к сравнительному увеличению мобильности студентов и из других стран. Во многом это связано с внешним финансированием в рамках программы Erasmus Mundus и некоторых других. Данные таблицы 2 показывают, что на протяжении всего периода с 2000 по 2017 гг. наблюдалась стойкая тенденция количественного роста студентов из Казахстана в государственных и муниципальных вузах России. В результате контингент обучающихся граждан Казахстана в данных вузах вырос более, чем в 2 раза.

В то же время на фоне количественного роста студентов из Казахстана в государственных и муниципальных вузах России их доля в структуре иностранных студентов из стран СНГ уменьшилась с 2007 по 2014 гг. более, чем на треть [13].

Анализ динамики численности иностранных студентов в негосударственных вузах показывает, что на фоне роста удельного веса численности иностранных студентов (с 2013 по 2017 гг. показатель вырос в 2,4 раза), происходит снижение удельного веса численности иностранных студентов - граждан СНГ в общей численности студентов негосударственных вузов (с 2013 по 2017 гг. показатель снизился в 1,6 раза) [13].

Что касается входящей мобильности Казахстана, то ее показатели остаются стабильно низкими, варьируются в течение последних семи лет от 2 до 2,5 % контингента высшего образования Республики и сравнимы с показателями РФ, Азербайджана и Республики Корея. Иностранные студенты в Казахстан прибывают в основном из Грузии и стран Центральной Азии [14; 15].

Таблица 2
Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в государственных и муниципальных организациях России (на начало учебного года) [12]

*На начало 2000, 2005 уч. года - включая Грузию.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в сложившейся в Казахстане ситуации более приоритетной является исходящая академическая мобильность, как средство на развития интеллектуального потенциала и навыков населения. Входящая мобильность студентов в Казахстане занимает более скромные позиции из-за слабой материально-технической базы казахстанских университетов, неразвитости сервиса и инфраструктуры, ограниченной способности обеспечения обучения на английском языке, а также визовыми ограничениями. Все это негативно влияет на конкурентоспособность казахстанской системы высшего образования. Данные таблицы 3 свидетельствуют, что исходящая мобильность в Казахстане более, чем 2 раза превышает входящую, что не могло не отразиться на факторах конкурентоспособными казахстанских университетов в международных рейтингах мобильности. В рейтинге IMD Казахстан занимает 44 позицию по показателю «импорт студентов» среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,5 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %. [16].

Таблица 3
Международный обмен студентами в странах Таможенного союза [17]

Заключение. Исследование проблем академической мобильности позволяет сделать вывод о главных преимуществах такой системы, которая заключается в том, что участники программы академической мобильности получают доступ к знаниям и технологиям, недоступным в их собственном университете в связи с его недостаточной престижностью и ограниченными материально-техническими возможностями. Также эта программа позволяет открывать новые горизонты для студентов, поскольку они овладевают инновационными технологиями. Содействие расширению организации академической мобильности в Казахстане будет способствовать созданию новых квалифицированных трудовых ресурсов, которые займут видное место на рынке труда.
Таким образом, дальнейшие усилия по развитию академической мобильности студентов в Казахстане, как входящей, так и исходящей, имеет благоприятные перспективы как в личностном развитии обучающихся, стимулировании лингвистического плюрализма и расширении профессиональных и культурных компетенций студентов и выпускников, возможностей их последующего трудоустройства и успешной карьеры, так и для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений Республики Казахстан.

Литература

1. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012-2020 годы. Астана, 2012. URL: http ://enic-kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobil- nost/strategia-acad-mob-2020.pdf
2. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан (обсуждена и одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки РК от 19 января 2011 г.). Астана, 2011.
3. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: 1982. с. 235-252.
4. Носков И. А., Соловова Н. В. Инновационные стратегии вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 53.
5. Байденко В. И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
6. Орлова А. П. Стратегические основы международной академической мобильности и регионализации подготовки специалистов социальной сферы в контексте принципа поликультурности // Вестник Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. 2012. № 4(70). С.88.
7. Kelo M. Toward improved data student mobility in Europe: findings and concepts of the Eurodata study / M. Kelo, U. Teichler, В. Wachter // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10. № 3. P. 194-223.
8. Leenen W. R., Grosch N. Bausteine zur Grundle- gung interkulturellen Lernens. В: Bundeszentrale fur politi- sche Bildung (Hrsg.): Interkulturelles Lernen, Arbeitshilfen fur die politische Bildung. 1998, P. 29-46.
9. Orlova L. V, Afonin Y. A. The Tactic of Strengthening One's Influence and Intercepting The Initiative // Japanese Educational and Scientific Review. 2015. № 1. (9) (January- June). Vol. XI. «Tokyo University Press». 2015. P. 282-285.
10. Orlova L. V, Afonin Y. A., Voronin V. V. Talent management and knowledge: theory, methodology, models // Review of European Studies; Vol. 7. № 9. 2015. P. 75-82. Doi:10.5539/res.v7n9p75 in the Databases Scopus
11. Орлова Л. В. Модель продвижения инновационных проектов // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием // Научный центр социально- экономического мониторинга. Саранск, 2017. С. 169-176.
12. Обзор национальной политики в области образования: высшее образование в Казахстане. 2017. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/ international- student-flow-viz.aspx
13. Першина Т. А. Статистический анализ развития системы высшего образования в Российской федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016.
14. Орлова Л. В. Социальное становление малого и среднего бизнеса России в региональном измерении: процессы, структуры и институты самоорганизации: ав- тореф. дис. ... д-ра соц. наук. Саранск, 2011.
15. Развитие негосударственных вузов в России // Бюллетень о сфере образования. № 15, март 2018. - Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. С. 13. URL: http://ac.gov.ru/files/publication- /a716511.pdf
16. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы Астана, 2016. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U16- 00000205
17. Всемирный доклад по образованию 2011: Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль. Взгляд на образование 2010, ОЭСР, Париж. URL: https://russian.rt.com/- russia/article/415140-inostrannye-studenty-v-rossii

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 13, № 104, 2018


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (18.09.2019)
Просмотров: 36 | Теги: образовательное пространство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь