Пятница, 03.04.2020, 00:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Социально-психологическая характеристика лидера организованных преступных групп несовершеннолетних

С.Г.Загорьян

Социально-психологическая характеристика лидера организованных преступных групп несовершеннолетних

В статье рассмотрена социально-психологическая характеристика лидера организованных преступных групп несовершеннолетних. Описаны виды лидеров, понятие лидера и его функции в неформальной социальной группе. Исследована роль инициатора преступления в преступной группе несовершеннолетних.

Ключевые слова: социально-психологическая характеристика; лидер; лидерство; преступная группа несовершеннолетних; инициатор.
 

Анализируя поведение участников группового преступления несовершеннолетних и решая вопрос об уголовной ответственности каждого конкретно, и практики, и ученые на первое место ставят лидера преступной группы (организатора). Лидер среди других соучастников создает определенную систему, организованность. Лидера выделяет злостность умысла, циничность преступных действий, наличие порочной связи с преступной средой .

Для решения проблемы подобного свойства необходим комплекс юридических, социологических и психологических исследований. Теоретическая разработка вопросов, находящихся на стыке наук, требует, прежде всего, установления единого понятийного аппарата и четкого определения смыслового значения применяемых терминов. В литературе, посвященной изучению групповой преступности, можно встретить употребление терминов «организатор», «руководитель» и «лидер» как синонимов. Такое их тождество не может способствовать уяснению сущности рассматриваемого явления.

В науке существует несколько подходов к трактовке понятий «лидер» и «лидерство». Так, в психологии под лидером понимается член социальной группы, авторитет, силу и власть которого безоговорочно признают остальные члены данной группы, находятся под его психологическим влиянием и готовы выполнять его требования. В педагогике лидером называют одного из членов группы, способного в сложной ситуации принимать решение, которому подчиняются другие участники группы. В политике лидер - это руководитель политической партии, общественной организации, человек, обладающий авторитетом и влиянием.

В юриспруденцию термин «лидер» перекочевал из социальной психологии, где под лидером понимается член неформальной социальной группы, который организует, планирует и управляет ее деятельностью для более быстрого достижения стоящих перед группой целей. В данном определении лидерство рассматривается уже в имеющейся группе и вопрос организации и создания этой группы для достижения каких-либо целей, в том числе и преступных, не учитывается.

Относительно противоправного поведения в подростковой среде такая ситуация возникает довольно часто. Наиболее оптимально, на наш взгляд, следующее определение лидера группы несовершеннолетних: лидер - это пользующий авторитетом наиболее активный участник неформальной группы несовершеннолетних, выдвигаемый ее членами для руководства, либо организующий вокруг себя группу для управления и руководства при достижении общих целей. Лидер стимулирует достижение группой ее целей, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляет при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень участия и влияния.

Однако для того, чтобы выполнялись лидерские функции, необходимо объединение группы на основе общности интересов и единства целей. Лидер группировки для остальных ее членов является образцом для подражания.

В уголовном мире вместо дефиниции «лидер» чаще используется «авторитет» в том же значении. Психологи под авторитетом или авторитетностью понимают способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением. В повседневной жизни термины «авторитет» и «лидер» молодежь употребляет в отношении лица, имеющего определенный вес в уголовной среде.

Многие криминологи рассматривают лидерство прежде всего как процесс организации группы для достижения своих целей.

В социально-психологической литературе встречаются и иные определения данного феномена. Однако больший интерес представляет не само понятие, а личностные качества индивида, позволяющие конкретному лицу занять в группе лидерство.

Лидерство по своей природе есть результат одновременно как объективных (общность интересов, целей, потребностей и задач группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуальных особенностей личности) факторов.

Лидер группировки при помощи авторитарных методов регулирует групповую активность, при этом умело используя поощрительные нормы, например за агрессивное поведение. Лидером быть выгодно лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы, имеющим опыт преступной деятельности и не желающим заниматься общественно полезным трудом. Порой группировки разных комплексов, микрорайонов объединяются, и поэтому лидерскими функциями наделяются несколько человек, каждый из которых имеет влияние на всех участников, что является характерной чертой для подростково-молодежных группировок.

В связи с тем, что социальная психология изучает феномен лидерства в малых социальных группах, с точки зрения криминологии объектом изучения выступает фигура лидера преступной группы. Так как преступная группа - это разновидность малой социальной группы, ее лидеру присущи основные черты лидера малой социальной группы, которые можно назвать общими. Вместе с тем лидер преступной группы обладает рядом специфических черт, которые отличают его от других лидеров, поскольку в зависимости от среды, в которой он находится, различны и его качества. В преступных группировках несовершеннолетних к таким качествам можно отнести ярко выраженную антиобщественную направленность лидера, обладание преступными навыками, владение преступным жаргоном, наличие судимости, соблюдение воровских традициий и другие.

Для молодежных группировок характерным является коллективный лидер, без выделения какого-либо индивида в это качество. Но при этом коллективному лидеру присущи все признаки индивидуального лидера с учетом выдвижения на эту роль нескольких подростков.

Функции лидера преступной группы многогранны. В юридической литературе не сложилось единого подхода к классификации функций лидера. Так, одни выделяют следующие функции: 1) функция получения информации для принятия преступного решения; 2) функция принятия преступного решения; 3) функция организации исполнения преступного решения; 4) функция контроля исполнения и регулирования преступного решения. По мнению вторых, деятельность лидеров преступных групп носит в основном организационный и управленческий характер и включает в себя выполнение следующих функций: кадровой, финансовой, координационной, стратегической, функции внешних взаимодействий и третейского разрешения спорных вопросов. Третьи предлагают подразделить функции лидера на организаторские, информационные, стратегические, нормативные и дисциплинарные.

Однако, невзирая на различия в классификации функций лидера преступной группы, выполнение всех вышеуказанных функций в целом способствует «успешной» деятельности конкретной преступной группы.

Особенностью преступных формирований несовершеннолетних являются взаимоотношения лидера с другими членами группы.У лидера и рядовых членов преступной группы нет и не может быть психологического равенства. Лидер занимает позицию активного преобладания, а другие члены группы - психологического подчинения и зависимости.

По содержанию деятельности лидеров можно разделить на лидера-вдохновителя, предлагающего свою программу действий; лидера-исполнителя, организующего выполнение уже имеющейся программы, и универсального лидера, являющегося одновременно лидером-вдохновителем и лидером- исполнителем. По характеру руководства выделяют авторитарного лидера, демократического лидера и лидера, совмещающего в своей деятельности элементы того и другого стиля. По характеру деятельности лидеры бывают постоянными, то есть постоянно проявляющими свои лидерские качества, и временными, проявляющими качества лидера лишь в каких-либо определенных, конкретных ситуациях.

Функции деятельности лидеров-вдохновителей многообразны. Они выполняют в большей степени идеологическую функцию. Насаждают антиобщественные нормы, преступную субкультуру, обучают «основам правовых знаний» - противодействию правоохранительным органам, сокрытию следов преступления, тактике воздействия на очевидцев противоправного поведения и т. д. Лидерами-вдохновителями являются индивиды, обладающие, несомненно, авторитетом, соблюдающие преступные нормы, традиции и обычаи. В отличие от вышеуказанного лидера, лидер-исполнитель обеспечивает повседневную деятельность преступной группы.

Проецирование социально-психологических характеристик лидерства на почву криминологии может оказаться весьма плодотворным для борьбы с групповой преступностью и, в частности, для ее предупреждения. В этом плане большую пользу может принести изучение стиля и характера деятельности лидера преступной группы. Авторитарный руководитель обычно не учитывает особенности, знания и опыт общающегося с ним человека. В противоположность этому руководитель демократического типа стремится как можно больше вопросов обсудить вместе с коллективом, решает их совместно и только после этого отдает приказ. В общении с подчиненными внешне он не проявляет власти. Внешне он ведет себя наравне со всеми, как рядовой член группы.

Авторитарный лидер способен на создание преступной группы с высокой степенью организованности и подчиненности, что в значительной мере повышает ее общественную опасность. Но в то же время авторитарность имеет ряд существенных негативных моментов для сплоченности преступной группы. В авторитарной группе с наибольшей вероятностью можно ожидать возникновения противоречий, внутренних конфликтов, и даже при временном отсутствии лидера деятельность группы дезорганизуется. При этом необходимо учитывать, что стиль руководства у лидеров меняется в зависимости от стадии формирования и времени функционирования группировок в сторону усиления авторитарности и жестокости. И это естественный процесс, ибо с увеличением зоны и сферы их влияния демократическому лидеру не остается шансов на выживание. Для подростковых преступных группировок характерен смешанный тип правления. Как правило, в группировках отсутствует социально-психологическое равенство, рядовые участники находятся в существенной зависимости от лидеров. Коллегиальным органом управления группировкой является сбор всех участников, так называемая «сходка». На них как раз и осуществляется деятельность коллективного лидера-вдохновителя. На «сходке» рассматриваются вопросы жизнедеятельности группировки в целом. К ним можно отнести вопросы соотношения с другими группировками, порой враждебными, изменения или корректировки групповых норм, «приема» новых членов группы, осуществления «правосудия» и т. д.

Разногласия между членами группировки правоохранительным органам необходимо активно использовать в борьбе с групповой преступностью несовершеннолетних. Компрометация либо изоляция авторитарного или коллективного лидера, в совокупности с мерами профилактического воздействия на рядовых членов преступной группировки, может повлечь ее разложение и полный распад, что позволит предупредить возможность совершения молодежной неформальной группировкой новых преступлений . Особой значимостью в профилактической деятельности по данному направлению обладают оперативно-профилактические операции типа «Лидер», целью которых является установление объединений несовершеннолетних антисоциальной направленности, пресечение фактов негативного воздействия со стороны их лидеров .

Действия лидера преступной группы по своим признакам во многом схожи с действиями организатора преступления, но это не тождественные понятия.

В уголовном праве действия лидера преступной группы совместимы и с другими соучастниками: организатором, подстрекателем, исполнителем. Несомненно, что лицо, создавшее преступное сообщество или руководящее им (организатор), является его лидером и в данном случае несет уголовную ответственность за выполнение своих организаторских, лидерских функций (ст. 210 УК РФ).

Следует отметить, что соучастнику, не являющемуся лидером группы, также могут быть свойственны лидерские функции. В совершившей ряд преступлений группе, возглавляемой лидером, может присутствовать лицо, проявившее инициативу при подготовке или совершении отдельного конкретного преступления, т. е. выполнившее разовую ситуативную лидерскую функцию. В данном случае для активного участника преступления используется термин «инициатор преступления». Ряд ученых считают, что «инициатор преступления» и «лидер» - тождественные социально-психологического понятия, если стоит вопрос о совместной противоправной деятельности. Это утверждение представляется нам не совсем убедительным. Очевидно, что инициатор должен обладать определенными чертами лидера, такими как умение вести за собой других, настойчивость, уверенность в себе и т. д. Однако ему присущ другой уровень деятельности. Лидер же является тем фактором, который образует и порождает жизнедеятельность группы, он управляет преступной группой, выражает ее интересы и стремления, навязывает свои устремления и позиции, находится с ней в единении. Если происходит смена лидера, то этот факт, как правило, может привести к изменению количественных и качественных характеристик группы. Инициатор преступления - фигура больше функциональная, он лишь проявляет инициативу в совершении преступления, и его смена не затрагивает параметров устойчивости группы. При этом, когда инициатор преступления собирает вокруг себя нескольких лиц для совершения задуманного им преступления, он выступает в другом качестве. В данном случае он, несомненно, является ключевой фигурой, т. к. без его участия, без его инициативы преступление не было бы осуществлено. Однако для того, чтобы стать лидером этой группы, ему потребуется приложить усилия для ее сплочения, формирования общих целей и задач, ценностных ориента- ций, привнесения в ее деятельность определенных мотивов и т. д. И только тогда, когда он приложит свои усилия, основанные на определенных волевых качествах, инициатор преступления может стать лидером группы. Очевидно, что далеко не каждый инициатор преступления имеет потенциальную возможность стать лидером преступной группы. Инициатор преступления - всегда его родоначальник. Это может быть исполнитель, подстрекатель, организатор преступления.

Организатор не только подает идею совершить преступление, но и детально разрабатывает план преступных действий, определяет способы и методы осуществления своего преступного замысла и объединяет усилия других соучастников для его достижения. Данное утверждение справедливо лишь в тех случаях, когда организатор выполняет такую функцию, как организация совершения преступления. Однако лицо может взять на себя функцию организации преступления уже после того, как кто-либо другой подал идею совершить преступление.

Подстрекатель, т. е. лицо, склонившее другого к совершению преступления, является инициатором преступления в том случае, если наряду с ним в совершении преступления принимали участие исполнители и пособники. В группах, где нет организаторов и подстрекателей, инициатором обычно выступает исполнитель, который первым предложил совершить преступление или первым приступил к его осуществлению.

Таким образом, инициатора нельзя отождествлять с организатором преступления и тем более с лидером преступных группировок, т. к. инициатором в групповом преступлении может быть любой из соучастников, кроме пособника.

При этом следует заметить, что в соучастии с распределением ролей есть варианты, когда инициатива подстрекателя может вызвать решимость совершить преступление у другого соучастника. Однако это может произойти, если при определенных условиях информация о возможности совершить преступление попадет на «благоприятную почву». Общественная опасность инициатора преступления значительно выше, чем других участников преступления, и это, несомненно, надо учитывать при принятии решения о наказании, а также при установлении криминологической характеристики лидера организованной группы.

По характеру участия инициаторов (лидеров) преступления можно разделить на инициаторов-исполнителей, инициаторов-подстрекателей и инициаторов-организаторов. Степень участия в осуществлении преступного намерения каждого из этих инициаторов имеет значение для установления их общественной опасности.

Для организованных групп несовершеннолетних характерно в большей степени наличие лидера, чем инициатора преступления, поскольку степень внутригрупповых связей говорит о включении в роль лидера всех вышеперечисленных функций. Однако лидерство в группировках является дифференцированным и не ограничивается исключительно действиями организатора жизнедеятельности, в противном случае лидеров можно было бы назвать активными участниками и не более. Данное утверждение базируется на следующих фактах: стабильность лидерства, т. е. организационная структура самих групп стабильна; универсальность лидерства, поскольку в сферу деятельности лидера входит руководство группой не только во время противоправной деятельности, но и в других сферах деятельности, например досуговой. В отношении каждого несовершеннолетнего требуется установить, что он осознавал, какую часть преступления он совершил .

Таким образом, при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним соучастникам преступления необходимо не только обращать внимание на выяснение функциональной роли каждого при совершении преступления, но и во всех случаях выявлять, кто из соучастников выступает инициатором преступления и, следовательно, представляет повышенную общественную опасность. При этом нужно учитывать роль инициатора с точки зрения лидерства, а значит, и вопрос организованной группы со всеми вытекающими последствиями.

Выводы, сделанные на основе вышеизложенного:

1. Термины «лидер», «лидерство» одинаково применимы как в социальной психологии, так и в криминологии, когда речь идет о такой разновидности малой социальной группы, как преступная группа. Подростковые группировки не являются исключением.

2. Установление лидера преступной группы - необходимое и обязательное условие для эффективной борьбы с групповой преступностью, в том числе и среди организованной преступности несовершеннолетних.

3. При выявлении лидера преступной группы требуется параллельно рассматривать состав участников группы, их личные свойства и качества, межличностные отношения. Это позволит выяснить ситуацию, при которой данное лицо или группа лиц выдвинулась на лидерские функции, поможет установить наличие у него (у них) определенных личностных, в том числе и волевых, качеств.

4. В контексте вышеизложенного следует различать криминологические понятия «лидер преступной группы» и «инициатор преступления». Первое понятие рассматривается в качестве системообразующего фактора, который определяет характеристику преступной группы, выражает цели и задачи и обеспечивает их наиболее эффективное достижение. Второе же понятие определяет в большей степени функциональную фигуру. Это может проявиться в различном уровне инициативы при подготовке и совершении конкретного преступления.

5. В сравнении с уголовно-правовыми понятиями, лидер преступной группы, так же как и инициатор преступления, совместимы с такими понятиями, как разновидности видов соучастников, а именно исполнитель, подстрекатель, организатор. При этом нужно помнить, что организатор чаще других соучастников занимает лидерскую позицию в преступной группе и является инициатором преступлений. Данные обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении криминологической характеристики организатора преступления.

Библиографический список

1. Безручко Е. В. Оперативно-профилактические операции как средство предупреждения групповой насильственной преступности несовершеннолетних / Е. В. Безручко // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2018. - № 4.
2. Кузнецова М. О. Знание особенностей экстремистской идеологии, поддерживаемой соответствующими молодежными неформальными группировками, как основа для расследования преступлений экстремистской направленности / М. О. Кузнецова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2018. - № 4 (87).
3. Мисник И. В. К вопросу о правовом статусе несовершеннолетнего на стадиях уголовного судопроизводства / И. В. Мисник // Российский следователь. - 2017. - № 23.
4. Тройнина И. С. Уголовно-процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) при избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу / И. С. Тройнина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2018. - № 4 (35).

Научно-практический журнал "Вестник Уральского юридического института МВД России" № 3(23), 2019


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (19.02.2020)
Просмотров: 27 | Теги: преступная группа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь