Пятница, 20.07.2018, 05:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Социально-педагогические условия развития детско-юношеского спорта

Л.К.Адамова

Социально-педагогические условия развития детско-юношеского спорта

Аннотация. В данной статье представлен анализ развития спорта в процессе непрерывного образования в системе «детский сад-школа-вуз» за последние 7-8 лет на примере деятельности трех образовательных учреждений с целью выявления социально-педагогических условий и перспектив развития детско-юношеского спорта.

Ключевые слова: детско-юношеского спорт, социально-педагогические детерминанты, непрерывное образование, проект комплексной спортивно-педагогической системы.

 

Актуальность проблемы всестороннего исследования социальных, педагогических и психологических факторов развития детско-юношеского спорта в конкретных социально-экономических условиях очевидна. Социально-психологическая обусловленность постоянно изменяется под воздействием социального прогресса, процесса индивидуального развития человека в единстве с его возрастными этапами. Исходя из признания единства человека как объекта и субъекта научного познания и практической деятельности, как детерминанты в качестве главного условия гармоничного развития его физических и психических потенциалов, рассматривается формирование научно обоснованного подхода к исследованию проблемы развития спорта, и в частности детско-юношеского спорта. Любое общество, которое обеспокоено своим будущим, в первую очередь обязано заботиться о своем подрастающем поколении.

Целью нашей работы является на основе всестороннего анализа развития спорта в процессе непрерывного образования в системе «детский сад-школа-вуз» за последние 7-8 лет выявить социально-педагогические детерминанты и перспективы развития детско-юношеского спорта.

Рассмотрение данного вопроса на примере деятельности трех образовательных учреждений, в том числе молодого и развивающегося в специфических условиях сельской местности вуза, предполагает учет целого ряда таких обстоятельств, как особенности климато-географических условий проживания, социально-экономического развития Республики, страны, особенности исторического периода, демографические изменения и т.п.

С 2005 года три образовательных учреждения, находящиеся в одном социуме, в качестве федеральной экспериментальной площадки реализуют Программу опытно- экспериментальной работы «Самодетерминация личности в системе непрерывного образования «детский сад- школа — вуз». Мы предположили, что процесс подготовки квалифицированных специалистов и спортсменов требует разработки теоретико-методических прикладных положений комплексирования технологий программно-целевого и проектно-целевого подходов. Это требование может быть обеспечено на основе изучения современных технологий обучения, воспитания и подготовки специалистов и спортсменов, определения фундаментальных основ структурного, организационного, содержательного и процессуального обеспечения учебного и учебно-тренировочного процессов.

Разработанный и предложенный нами проект комплексной педагогической системы включает в себя: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта по направлениям подготовки бакалавров, магистров ВО и СПО, Центр спортивной подготовки (ЦСП), Чурапчинскую республиканскую среднюю спортивную школу- интернат, дошкольное образовательное учреждение «Чуораанчык».

Все эти компоненты комплексной спортивно-педагогической системы имеют свое строгое функциональное назначение, определенную соподчиненность и взаимосвязь.

Дошкольное образовательное учреждение «Чуора- анчык» создает необходимые предпосылки для гармоничного развития детей, создания широко фонда двигательных умений, формирования устойчивой мотивации и позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, всемерного развития способностей детей, в том числе и двигательных. Эти задачи решаются на основе проведения систематических физкультурно- спортивных занятий в режиме дня детского сада, с широким применением средств акробатики, подвижных и национальных игр и физических упражнений.

Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат призвана осуществлять общеобразовательную подготовку детей по программе общеобразовательной школы и спортивную подготовку наиболее одаренных из них в рамках и по программе специализированной ДЮСШ.
Деятельность этих образовательных учреждений тесно взаимосвязана с деятельностью института физической культуры. Четыре года заключительной учебной и спортивной деятельности в институте являются наиболее ответственными в становлении личности молодого человека. В этот период они получают профессиональную и спортивную подготовку, а по окончании — диплом о высшем специальном физкультурном образовании. Наиболее результативные в спортивной деятельности выпускники зачисляются в магистратуру, где и происходит их дальнейшее совершенствование.

ЦСП, находящийся в структуре целостной, единой подготовки призвана готовить спортсменов высшей квалификации для сборных команд Якутии.
Формирование системы физического воспитания и спорта в едином образовательном пространстве, предполагает необходимость по возможности сохранить позитивные традиции, находить и создавать новые методы воспитания и популярности спорта среди детей и молодежи. Целостная система управления спорта и физического воспитания с учетом конкретных условий и национальных особенностей, научный подход и прикладные разработки позволят противостоять интервенции сегодняшних социальных пороков и встать на путь воспитания физически и духовно здорового подрастающего поколения.

Пути развития спорта, в особенности детско-юношеского, предопределяются двумя взаимозависимыми группами факторов: в первую группу входят факторы общего характера — социальные, экономические и политические условия развития страны, во вторую группу входят следующие проблемы в области физической культуры и спорта — материальное положение образовательных учреждений, состояние спортивных баз, организация и проведение детских и юношеских соревнований, обеспеченность высококвалифицированными кадрами и т.п.

С началом нового века наступил период возрождения российского спорта, спорт сегодня в числе государственных приоритетов. Действительно, спорт для нашей страны — воплощение национальной идеи. Спорт — источник гордости за свою страну, источник положительных эмоций. Тем более важно развивать студенческий спорт. Говоря о важности развития студенческого спорта, мы исходим из того, что в руках сегодняшних студентов будущее нашей Республики, страны, в студенческих аудиториях сегодня сидят будущие чемпионы мира, Европы и т.п. Таким образом, одним из эффективных путей решения этой задачи — создание условий для проведения студенческих спортивных соревнований самого различного уровня и участия в них студентов вуза — от первенства вуза до всемирных Универсиад. Сегодня мы с гордостью отмечаем первые результаты совместного труда — это выпускники школы, студенты института — мастера международного класса, мастера спорта РФ, мастера спорта РС (Я). Участники Олимпийских игр в Пекине, в Лондоне.

Следует выделить определенную группу видов спорта, которые особенно популярны сегодня среди детей и молодежи Республики. Это — вольная борьба, спортивная акробатика, пулевая стрельба и национальные виды спорта. Необходимо проанализировать детерминанты, обеспечивающие их массовость, популярность, а также перенять все позитивные достижения для развития других видов спорта.

Не занижая значимости государственной заинтересованности и системы управления, следует выделить фактор семьи. Большинство родителей, понимая необходимость занятий спортом, часто опасаются сильного увлечения их детей спортом. В некоторой степени это оправдано, т.к. современный спорт имеет тенденцию к чрезмерным нагрузкам и может нанести вред здоровью подростков и отвлечь их от учебы. Семья, так же как и школа, в полной мере ответственна за то, чтобы своевременно и в должной степени управлять моти- вационной сферой юношей и девушек, потребностью в двигательной активности, воспитывать их в русле здорового образа жизни. Этому должно способствовать распространение идей олимпизма с акцентированием того факта, что спорт — это не только высокие спортивные достижения и рекорды. Спорт — это здоровое общество, социальная энергия, нормальная психология, национальное достояние, международное признание и т.п.

Следующая проблематика заключается в разрыве связи подготовки юных спортсменов и системы физического воспитания в школе. Ослабление секционной работы, а зачастую и ее отсутствие в школе не может не отразиться на развитии юношеского спорта. Здесь важен фактор преемственности и взаимосвязи средств воспитания и обучения. Сегодня во всем мире угрожающе стоят проблемы наркомании, жестокости, агрессии и т.п. это еще раз подчеркивает необходимость уделять особое внимание целостному подходу к воспитанию детей и молодежи, где спорт имеет особо важное место.

Единая политика в этом направлении, с учетом социально-политических, психологических и национальных особенностей, позволит преодолеть социальные пороки, исторические катаклизмы и с надеждой смотреть в будущее. Только заинтересованное взаимодействие государственных институтов, общественных организаций, научного потенциала и, конечно, семьи может дать положительные сдвиги развитию детско-юношеского спорта и воспитанию здорового поколения.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.06.2018)
Просмотров: 21 | Теги: детско-юношеский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь