Пятница, 20.07.2018, 06:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Социально-педагогические особенности управления физическим воспитанием курсантов и слушателей с использованием интерактивных методов педагогического в

О.А.Дмитренко, Ф.Г.Переходко, А.П.Гайкалов, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С. М. Будённого, г. Санкт Петербург

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Раскрываются социально-педагогические особенности управления процессом физического воспитания курсантов и слушателей военных вузов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия.

Ключевые слова: социально-педагогические особенности, управление физическим воспитанием, интерактивные методы педагогического воздействия.

 
Актуальность данной работы связана с постоянно возникающими важными задачами, которые необходимо решать в процессе управления физическим воспитанием курсантов и слушателей вузов.

В связи с этим целями и задачами нашего исследования являлась оптимизация различных аспектов управления физическим воспитанием курсантов и слушателей с использованием интерактивных методов педагогического воздействия.

В качестве основных методов исследования в работе применялись наблюдение, изучение опыта, анализ и обобщение.

Организация и результаты исследований. Системный анализ работ, касающихся управления физическим воспитанием курсантов и слушателей, использующих интерактивные методы педагогического воздействия, позволяет их сгруппировать по трём следующим направлениям:

1. Воспитание в спорте. Разработано наиболее широко. Затрагивает проблемы патриотического, нравственного и этического воспитания молодёжи, занимающейся спортивной деятельностью, и особенности воспитательной работы со спортсменами [1; 6; 27; 44; 45; 48; 50; 55 и др.].

Эффективность воспитания и социализации спортсмена как личности определяется четырьмя факторами:
- патриотической направленностью;
- соревновательной надёжностью;
- коллективизмом и товарищеской взаимопомощью;
- высоким сознанием общественного долга [45].

Эти факторы обеспечивают всестороннее и гармоничное воспитание личности в спорте. Для нас наиболее интересны данные, полученные по третьему и четвёртому факторам.

Сравнение показателей социально-психологических измерений взаимоотношения между членами команд показало, что: а) коэффициент приемлемости игроком членов команды и командой игрока по деловым (спортивно-техническим, профессиональным) признакам выше коэффициента по эмоциональным признакам в 2 раза; б) с повышением экстремальности соревнований возрастает сплочённость спортивного коллектива; в) показатели психологической атмосферы и эмоциональных взаимоотношений членов сборной команды ниже, чем клубных команд, так же и в более взрослых по сравнению с командами юных игроков; в период наиболее ответственных соревнований они выше.

В спортивных коллективах социально-психологическими компонентами успешности выступлений следует считать:
- взаимоотношения членов команд, сформированные на основе сплочённости и спортивно-профессиональных качеств;
- основанную на устойчивых эмоциональных взаимоотношениях спортсменов в команде психологическую атмосферу;
- положительное отношение (по неформальным признакам) к товарищу по команде.

Эти данные во многом согласуются с результатами других исследований [6; 18; 28; 33; 59; 60].

2. Разработка социально-психологических проблем физической культуры и спорта. Здесь целесообразно рассмотреть:
- социально-психологические и педагогические проблемы воспитания в процессе совместной физкультурно-спортивной деятельности [10; 11; 13; 25; 54; 60];
- социально-психологические аспекты воспитания личности спортсмена [3; 4; 16; 23; 28; 58; 60];
- социальные функции физической культуры и спорта [12; 38; 49; 50; 51; 56; 64].

3. Пути и условия использования средств физической культуры и спорта в воспитании учебных, производственных и других коллективов [7; 13; 14; 16; 37; 57; 64].

В теоретическом и экспериментальном обосновании третьего направления видна недооценка возможностей физической культуры в решении задач воспитания личности в коллективе. На наш взгляд, научное обоснование данной проблемы не соответствует современным требованиям. Нам не удалось встретить работ, в которых были бы определены условия и последовательность использования средств и методов физической культуры в этой области. Не была обнаружена научно обоснованная, психолого-педагогическая концепция, на основе которой можно внедрять в практику результаты исследований.

Отсюда целесообразно более внимательно рассмотреть теоретические и методические аспекты управления профессионально-личностным и физическим воспитанием курсантов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия.

Управление воспитанием личности в коллективе и через коллектив является ведущим принципом педагогического воздействия. Процесс отношений «личность — коллектив — личность» является закономерным. От того, насколько успешно будет развиваться коллектив, будет определяться его воспитывающее значение [64].

Воспитание личности в коллективе — сложный процесс. Он характеризуется несколькими этапами и уровнями развития; охватывает многие стороны коллективной жизни. Основу его составляют усвоение и активное осуществление целей коллектива его членами.

На первом этапе коллектив только формируется. На нём оформляется его официальная структура, определяется предназначение коллектива и регламентируются соответствующие документы. Членами коллектива цели воспринимаются в общем виде и не являются собственными мотивами. На этом этапе основные усилия в управлении воспитанием направлены на подбор, подготовку и расстановку специалистов и актива учебных групп.

В итоге возникают предпосылки для оформления отношений: «курсант — учебная группа», «личность — общественная организация».

По мнению В. Я. Кикотя, данный этап в развитии и упрочении курсантского коллектива рассматривается как начальная точка отсчёта [26].

В. А. Щёголев и Ю. Н. Щедрин считают, что процесс формирования курсантского коллектива не заканчивается созданием официальной структуры [64]. Наряду с организационными основами и структурой коллектива в нём формируются неофициальные подструктуры: «личность — личность», «личность — группа», «группа—группа», «группа — коллектив» [2].

Данный процесс является неотъемлемой частью становления коллектива. Между курсантами в процессе взаимных контактов возникают новые устойчивые связи [43; 61].

Поэтому использование профессорско-преподавательским составом интерактивных методов педагогического воздействия играет важную роль в управлении профессионально-личностным и физическим воспитанием курсантов и слушателей. Их использование на данном этапе должно быть направлено на ускорение адаптации курсантов к условиям учебной деятельности, специфическим нагрузкам и к межличностному общению.

Опираясь на результаты исследований С. В. Николаева, В. А. Щёголева, Ю. Н. Щедрина и др., можно увидеть, что в интересах укрепления учебного коллектива применение интерактивных методов педагогического воздействия, средств и методов физического воспитания даёт существенный эффект на начальном этапе его становления [45; 64; 65]. Исследования В. А. Щёголева и Ю. Н. Щедрина показывают, что в процессе занятий физической культурой были быстро сформированы межличностные отношения, решены задачи социально- психологического воспитания, укрепилась социально-психологическая позиция членов коллектива, повышен групповой социометрический статус.

Аналогичные выводы усматриваются в структуре трудовых и спортивных коллективов. В частности, если занимающиеся физической культурой и спортом не представляют большинство в коллективе, то их воздействие на коллектив минимизируется [11; 32; 44]. Однако если руководитель и спортивный актив представляют собой единое целое, то их влияние распространяется на все сферы общественно-трудовой деятельности коллектива и межличностные отношения. В этом случае в коллективе формируется психологическая атмосфера, отличающаяся здоровым духом соперничества, сознательной дисциплиной, взаимопомощью, честностью, добросовестностью, взаимоуважением, терпимым отношением к человеческим недостаткам.

Напротив, у не занимающихся физической культурой и спортом наблюдается выраженная амбивалентность их психических реакций на стресс. Им присущи стремление к самоизоляции при неудачах в общении с более активными партнёрами, повышенная комфортность на групповое давление. Также наблюдается психотерапевтический эффект влияния спортсменов на взаимоотношения в коллективе, особенно на начальном этапе его формирования [44; 61].

Согласно исследованиям многих авторов, лица, активно занимающиеся спортом, своим поведением и более динамичным стилем общения лучше способствуют разрядке возникших напряжений и конфликтов в межличностной сфере [16; 28; 31; 41; 42; 45; 57; 63; 65].

Можно констатировать, что межличностная адаптированность и согласованность взаимодействий членов коллектива определяется показателями эффективности управления профессионально-личностным и физическим воспитанием курсантов и слушателей с использованием интерактивных методов педагогического воздействия в коллективе на начальном этапе его формирования. Важным фактором развития и самосовершенствования курсантов и слушателей в этот период является правильно организованное физическое воспитание.

Началом в воспитании курсантов и слушателей становится формирование межличностных отношений. Формирование отношений, обеспечивающих эффективную реализацию задач учебной деятельности, является главной задачей на следующем этапе развития коллектива. Такие отношения представляют собой систему коммуникативных, операционных и других связей, которые направлены на изменение отдельных характеристик и параметров совместного учебного труда. Такие отношения, в отличие от сугубо межличностных, можно назвать отношениями деятельности [64]. Системообразующим фактором, определяющим целостность любого коллектива, является совместная учебная деятельность.

В отечественной литературе понятие «деятельность» характеризует как минимум две функции учебного коллектива: как элемент общей социальной системы; как возможность для изучения внутренних механизмов развития и существования самого коллектива.

Здесь необходимо подчеркнуть две стороны коллективной учебной деятельности:
- интеграция членов коллектива в сообщество;
- дифференциация членов коллектива, ведущая к их специализации и структурной иерархии, без которых невозможно успешное достижение совместной цели в учебной деятельности [9; 17; 52].

Эти две стороны объединяются координацией, обеспечивающей соответствие между ними, и эффективностью функционирования коллектива в реальных условиях учебной деятельности [43].

Доминирование интегральных сил является необходимым условием успешного функционирования любого социального коллектива [62; 64; 66]. Этот факт объясняет феномены групповой сплочённости. Взаимодействие, основанное на интеграции членов коллектива, служит средством достижения цели, но не исчерпывает всех её сторон [22; 39; 46; 47]. Поэтому интегрированность взаимодействий сама по себе не является аргументом для выводов о сформированности коллектива. В данном случае речь идёт не просто о деятельности, а о её цели, поскольку она определяет содержание деятельности курсанта и слушателя в вузе [7-9].

В. А. Якунин рассматривает предмет социальной деятельности как способ организации внутри- групповой активности и как характеристику функционирования системы общественных отношений в целом [66].

По его мнению, предмет деятельности, являющийся способом организации групповой активности, характеризуется прежде всего целью.

Таким образом, формирование общности цели составляет основное содержание работы по управлению профессионально-личностным и физическим воспитанием коллектива на следующем этапе развития. Исследования этих механизмов показывают бо'л ьшую значимость интегрированности отношений деятельности коллектива по сравнению с внутригрупповым взаимодействием [47]. Изучение особенностей целеобразования у курсантов и слушателей в ходе совместной учебной деятельности позволяет подобрать средства и методы для увеличения эффективности.

Пока невозможно дать ответ на вопрос о том, какое место занимает физическое воспитание и какова его роль в формировании целевого единства группы. Слабая разработанность схем использования средств и методов физического воспитания в интересах группового сплочения курсантских коллективов объясняется отсутствием систематизированных данных.

Это не указывает на незначительный вклад рационального использования средств и методов физической культуры в воспитании коллектива на этапе формирования его целевого единства. В начальной стадии воспитания, которой характерна эмоциональная и внутригрупповая преемственность, задачи физической культуры сводились к нейтрализации отрицательного влияния периода адаптации путём повышения уровня физической подготовленности и ускорения межличностного общения. На этапе воспитания целевого единства коллектива эти задачи расширяются.
Повышается значимость физической культуры при овладении курсантами специальности, что является основным и главным условием формирования целевого единства коллектива. Необходимо при этом остановиться на дифференциации курсантов и слушателей, связанной с их специализацией по профессиям.

Современный уровень развития технологий привёл к резкому разделению труда по характеру приёмов и действий и по условиям их выполнения.

Результаты исследований подтверждают эффективность специальных средств физической культуры для повышения качества освоения профессии. Объективной предпосылкой применения средств физической культуры с этой целью является перенос тренированности. Направленность и величина переноса зависят от особенностей функционирования структурных элементов, входящих в состав функциональных систем организма курсантов. Однако при этом одни структурные элементы функциональных систем положительно взаимодействуют между собой, другие — отрицательно, третьи — оказываются нейтральными [20]. Степень значимости структурных элементов применительно к различной деятельности является неодинаковой. Одни могут иметь определяющее значение, а другие — второстепенное.

Гипотеза о том, что в основе переноса тренированности лежат общность адекватных ведущих элементов функциональных систем и соответствующих режимов их функционирования, развиваемых в процессе физического воспитания в различных видах учебной деятельности, считается наиболее предпочтительной. Таким образом, главная задача профессионально-прикладной физической культуры состоит в обеспечении её положительного влияния на качество и эффективность овладения избранной специальностью. Для её решения необходимы набор средств и методов физической культуры и их своевременная реализация в процессе профессионального становления специалистов.

В процессе её решения необходимо использовать принцип опережающего педагогического воздействия. Он отражает процесс развития и формирования у курсантов необходимых физических, психических и других качеств, позволяющих успешно адаптироваться к профессиональному обучению. В процессе социально-личностного управления воспитанием коллектива его члены пройдут несколько этапов своего профессионального становления, на которых цель и задачи физической культуры изменятся.

Так, на этапе овладения профессиональными навыками и умениями цель будет заключаться в опережающем развитии профессионально важных физических качеств и двигательных навыков.

На этапе закрепления профессиональных навыков и умений создаются условия для эффективного выполнения учебных заданий при оптимальных физических нагрузках. Задачами физического воспитания при этом станут развитие специальной выносливости и обеспечение учебно-профессиональной работоспособности.

На этапе совершенствования профессионального мастерства главная задача физической культуры состоит в обеспечении готовности курсантов и слушателей к их профессиональной деятельности в реальных условиях [40].

Задачи управления профессионально-личностным и физическим воспитанием курсантов и слушателей при использовании интерактивных методов педагогического воздействия в процессе формирования целевого единства коллектива не ограничиваются профессиональной направленностью. Здесь необходимо учитывать, что общение курсантов побуждает к длительным контактам, объединяет их в микрогруппы, например, на основе землячества, возраста, пола, одинаковых увлечений и т. д. [43].

Исследователи выделяют две основные разновидности микрогрупп — с положительной и отрицательной направленностью. С. В. Николаев, В. А. Щёголев и Ю. Н. Щедрин считают, что микрогруппы с положительной направленностью при взаимных контактах обогащают духовную жизнь коллектива, они делают её многообразнее, способствуют укреплению положительных социально-психологических связей, формируют атмосферу доброжелательности и сотрудничества в учебном коллективе [45; 64].

Микрогруппы курсантов с отрицательной направленностью возникают на основе стремлений поставить себя вне коллективных моральных норм. Лидеры этих групп самоутверждаются за счёт отступления от норм поведения, создают неблагоприятную атмосферу, они трудноуправляемы, не способны эффективно решать поставленные перед ними учебно-воспитательные задачи.

Образованию негативно направленных группировок курсантов может препятствовать физическая культура, выступающая как профилактическое средство предупреждения и нейтрализации их влияния на коллектив.

Организация управления профессионально- личностным и физическим воспитанием курсантов в процессе учебно-спортивной деятельности существенно повышает уровень их связей друг с другом. Это ещё более выражено в случае, если усилия педагогов направлены на изменение сложившихся негативных мотивов.

В формировании положительного психологического климата в коллективе важное значение имеют спортивные соревнования. Дж. Кретти, Ю. А. Коломейцев, В. И. Ильинич в исследованиях отмечали, что в соревнующихся командах взаимное уважение было выше, чем в коллективах, не принимающих участия в соревнованиях [25; 28; 31]. В успешно выступающих спортивных коллективах его участники испытывают большее уважение и дружелюбие к членам других команд. Эта же закономерность прослеживается и у неуспешных команд.

В исследованиях ряда авторов показано, что у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, более активна и позитивна мотивация труда, развиты групповая направленность, адаптационные механизмы в социальном общении, черты коллективизма, менее выражены эгоцентрические тенденции личности [5; 23; 24; 29; 50; 57; 60; 64].

Некоторые авторы полагают, что физическая культура и спорт вырабатывают у курсантов черты лидерства, что благоприятно влияет на психологический климат, способствует совершенствованию процессов лидерства и руководства [21; 65].

Анализ социально-психологических механизмов управления профессионально-личностным и физическим воспитанием указывает на то, что формированием целевого единства не заканчивается процесс сплочения курсантов и слушателей. На следующем этапе управление воспитанием затрагивает наиболее глубокий слой — ядро коллектива, который образует совокупность групповых характеристик, определяемых целевыми и ценностными ориентациями курсантов вузов [30].

Формирование коллективной деятельности является необходимым условием процесса управления профессионально-личностным и физическим воспитанием курсантов и слушателей. Ряд авторов уверены, что ценностное единство коллектива характеризует уровень отношений между его членами [34; 35; 47; 64]. Ценностное единство коллектива — это не случайное совпадение индивидуальных ценностных устремлений, а закономерное поддержание самой социально обусловленной деятельности. Ценностное единство является объективным показателем групповой сплочённости и главным фактором включения группы в деятельность всей социальной системы [15].

Процесс управления формированием ценностного единства коллектива включает в себя два аспекта:
- воспитание единого представления о характере профессиональной деятельности;
- формирование у членов коллектива единства ценностных критериев по отношению к конкретному объекту деятельности.

Второй аспект является основополагающим в воспитании ценностного единства коллектива.

Таким образом, физическая культура и спорт при правильной организации управления профессионально-личностным и физическим воспитанием являются эффективным средством формирования ценностного единства коллектива, основное содержание которого заключено в достижении курсантами высокого уровня развития их социально значимых качеств, обретения ими самосознания и гражданской зрелости.

Совместная ориентация курсантов на достижение поставленных задач, приобретённая в процессе спортивно-коллективной деятельности вследствие совпадения эмоциональных реакций, способствует усилению общей сплочённости [60].

Проведённый анализ социально-психологических механизмов управления профессионально- личностным и физическим воспитанием членов курсантских коллективов позволяет выделить в этом процессе три этапа.

1. Воспитание согласованности внутриколлектив- ного взаимодействия курсантов и слушателей, ускорения их социальной адаптации к обучению в вузе.

2. Формирование целевого единства курсантского коллектива.

3. Формирование ценностно-ориентационного единства курсантского коллектива.

Согласованность внутриколлективного взаимодействия характеризует процессуальную, а целевое и ценностное единство — содержательно-предметную сторону совместной учебной деятельности.

Таким образом, данный подход позволяет ставить перед физической культурой последовательные задачи в решении проблем управления профессионально-личностным и физическим воспитанием курсантов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия и определять конкретные направления их педагогического обоснования.

Список литературы

1. Акчурин, Б. Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физ. культуры. — 2002. — № 6. — С. 57-60.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодёжь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубы- шева // Теория и практика физ. культуры. — 1995. — № 5. — С. 2-8.
3. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. — 1999. — № 4. — С. 21-26.
4. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. — 2002. — № 3. — С. 2-4.
5. Белорусова, В. В. Воспитание в спорте / В. В. Бе- лорусова. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 115 с.
6. Блудов, Ю. М. Личность в спорте / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. — М. : Совет. Россия, 1987. — 155 с.
7. Богданова, Д. Я. Социально-психологические исследования физической культуры / Д. Я. Богданова. — М., 1979.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бо- далев. — М. : Педагогика, 1983.
9. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. — СПб., 1997. — 655 с.
10. Виленский, М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 27-32.
11. Виленский, М. Я. Студент как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. — 1999. — № 10. — С. 2-5.
12. Виноградов, П. А. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, В. И. Чеботкевич. — Пенза, 1995. — 347 с.
13. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни : учеб. пособие / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. — М. : Совет. спорт, 1996. — 587 с.
14. Виноградов, Г. П. Научно-методические основы физической рекреации и здорового образа жизни студенческой молодёжи : республикан. сб. науч. тр. / Г. П. Виноградов. — СПб., 1998. — С. 34-39.
15. Вишневский, Ю. Р. Студент 90-х — социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социолог. исслед. — 2000. — № 12. — С. 14-19.
16. Волков, И. П. Социальная психология малых групп и коллективов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И. П. Волков. — Л., 1978.
17. Гейжан, Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся / Н. Ф. Гейжан. — СПб., 1994. — 87 с.
18. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — М. : Физкультура и спорт, 1986.
19. Григорьев, В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности : дис. ... д-ра пед. наук / В. М. Григорьев. — М., 1998.
20. Давиденко, Д. Н. Физическое здоровье и методы его оценки : учеб.-метод. пособие / Д. Н. Давиден- ко. — СПб., 2003. — 34 с.
21. Джамгаров, Т. Т. Лидерство в спорте / Т. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева. — М. : Физкультура и спорт, 1983.
22. Донцов, А. И. Психология коллектива / A. И. Донцов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 207 с.
23. Жолдак, В. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / В. И. Жолдак, Н. В. Ко- ротаева. — Малаховка : МОГИФК, 1994. — 295 с.
24. Игнатьев, А. С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов / А. С. Игнатьев, А. В. Лотоненко. — Воронеж, 1999. — 168 с.
25. Ильинич, В. И. Студенческий спорт и жизнь / B. И. Ильинич. — М. : Аспект Пресс, 1995. — 144 с.
26. Кикоть, В. Я. Педагогика и психология высшего образования : учебник / В. Я. Кикоть, В. А. Якунин. — СПб. : СПб ГУ, 1996. — 320 с.
27. Киселёв, Л. В. Влияние спорта на показатели адаптации организма / Л. В. Киселёв // Теория и практика физ. культуры. — 1975. — № 12. — С. 20-25.
28. Коломейцев, Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. — М. : Физкультура и спорт, 1984.
29. Коротких, И. А. Теория физического воспитания студентов / И. А. Коротких. — Кемерово, 1998. — 124 с.
30. Кошелева, С. В. Психологические основы управления персоналом / С. В. Кошелева. — СПб., 1995. — 92 с.
31. Кретти, Дж. Психология в современном спорте / Дж. Кретти. — М. : Физкультура и спорт, 1978. — 222 с.
32. Кузин, В. В. Физическая культура детей и молодёжи: актуальные проблемы воспитания / В. В. Кузин // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 3-4.
33. Курамшин, Ю. Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа / Ю. В. Курам- шин. — СПб., 1996. — 169 с.
34. Лисовский, В. Т. Советское студенчество: социологические очерки / В. Т. Лисовский. — М., 1990.
35. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России / В. Т. Лисовский. — СПб., 2000.
36. Лотоненко, А. В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодёжи / А. В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 6. — С. 21-24.
37. Лубышева, Л. И. Введение в социологию физической культуры и спорта : курс лекций / Л. И. Лубышева. — М., 1998. — 198 с.
38. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. — М. : Академия, 2001. — 240 с.
39. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязь и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. воспитания. — 2002. — № 3. — С. 11.
40. Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : ав- тореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. Л. Марищук. — Л., 1982. — 42 с.
41. Мартенс, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенес. — М. : Физкультура и спорт, 1979. — 175 с.
42. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания): теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
43. Медик, В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, А. М. Осипов. — М. : Логос, 2003. — 200 с.
44. Михеев, А. И. Система воспитательной работы со спортсменами : автореф. дис. . д-ра пед. наук / А. И. Михеев. — М., 1996. — 48 с.
45. Николаев, С. В. Социализация военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности / С. В. Николаев. — СПб. : ВИФК, 2002.
46. Олейников, В. С. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры / В. С. Олейников. — СПб., 1996. — 220 с.
47. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. — М., 1978.
48. Пономарёв, Н. А. Философские основы физической культуры / Н. А. Пономарёв. — Л. : ВДКИФК, 1982.
49. Пономарёв, Н. А. Социология физической культуры / Н. А. Пономарёв. — СПб., 1998. — 132 с.
50. Пономарёв, Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н. А. Пономарёв. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
51. Пономарёв, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. А. Пономарёв. — СПб. : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 284 с.
52. Пугач, В. Ф. Российское студенчество: статис- тико-социологический анализ / В. Ф. Пугач. — М., 2001.
53. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб., 1999. — 416 с.
54. Решетень, И. Н. Научно-педагогические основы физического воспитания в советской школе : ав- тореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Н. Решетень. — М., 1973.
55. Родионов, А. П. Воспитательная роль спорта / А. П. Родионов. — М. : Физкультура и спорт, 1964.
56. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта / В. И. Столяров. — М., 1999.
57. Тимофеев, Ю. Т. Влияние физической культуры и спорта на социально-психологические характеристики личности и группы : автореф. дис. . канд. психол. наук / Ю. Т. Тимофеев. — Л., 1976. — 23 с.
58. Утехина, Ю. Г. Исследование социально-психологических структур личности спортсмена и спортивных коллективов : автореф. дис. . канд. психол. наук / Ю. Г. Утехина. — М., 1973.
59. Ханин, Ю. Л. Психология общения в совместной деятельности : монография / Ю. Л. Ханин. — Л., 1983. — 144 с.
60. Ханин, Ю. Л. Психология общения в совместной деятельности : дис. . д-ра психол. наук / Ю. Л. Ханин. — Л., 1985.
61. Шабунина, В. А. Система воспитательной работы в сельскохозяйственном вузе : автореф. дис. . д-ра пед. наук / В. А. Шабунина. — М., 2001. — 63 с.
62. Шорохова, Е. В. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения / Е. В. Шорохова, М. И. Боб- нев // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М. : Наука, 1979. — С. 3-19.
63. Щёголев, В. А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов / В. А. Щёголев. — Великие Луки, 1999. — 52 с.
63. Щёголев, В. А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодёжи / В. А. Щёголев, Ю. Н. Щедрин. — СПб. : СПбГУ ИТМО, 2011. — 216 с.
64. Щедрин, Ю. Н. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности : авто- реф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. Н. Щедрин. — СПб., 2003. — 49 с.
65. Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. — СПб. : Полиус, 1998. — 638 с.

Для цитирования: Дмитренко, О. А. Социально-педагогические особенности управления физическим воспитанием курсантов и слушателей с использованием интерактивных методов педагогического воздействия / О. А. Дмитренко, Ф. Г. Переходко, А. П. Гайкалов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 36-46.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (20.06.2018)
Просмотров: 31 | Теги: социально-педагогические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь