Вторник, 23.07.2019, 09:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

ВОЛКОВА А.Ю.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Миграция, мигрант, преступность, несовершеннолетний, дети, отклоняющееся поведение, преступное поведение, поликультурный, национальность, социально-педагогические методы, социальное воздействие.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи общественного и педагогического воздействия, его влияния на формирование личности несовершеннолетних и их поведение. Особое внимание уделяется значимости воспитания и педагогической деятельности как мер по профилактике отклоняющегося и преступного поведения детей-мигрантов. Поднимается вопрос о необходимости разработки концепции, направленной на предупреждение правонарушений в группах несовершеннолетних с участием мигрантов.


В вопросах профилактики детской преступности важнейшее место занимают методы социального воздействия, поскольку в становлении личности несовершеннолетнего определяющее значении имеет его воспитание, которое не только помогает ребенку стать членом общества, но и формирует его дальнейшие потребности в самосовершенствовании и взаимодействии с внешним миром.

В идеале для полноценного развития подростка необходимы комплексный подход к его воспитанию в семье, положительное влияние его ближайшего окружения, педагогов, социальных работников, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.

Отдельное внимание стоит уделить такой категории лиц, участвующих в воспитании подростка, как педагоги. Ведь именно педагог способен помочь ребенку «прижиться» в новом коллективе, привить ему навыки взаимодействия с обществом, научить реализовывать в нем свой потенциал. В случае с детьми-мигрантами данная тема особенно актуальна, поскольку, помимо общей адаптации к школе, они преодолевают еще и культурные, национальные барьеры. Однако родители далеко не всегда могут помочь своим детям пройти этап становления личности в новой для них среде в силу собственного незнания местных традиций и особенностей менталитета. В результате контакт ребенка-мигранта с одноклассниками может быть затруднен, что порождает конфликты и неприязненное отношение со стороны сверстников [6, с. 27]. Безусловно, это приводит к снижению уровня социальной активности детей-мигрантов, сужается круг их общения, отношения со сверстниками, одноклассниками становятся поверхностными [8]. Поэтому основная работа в этом направлении ложится на плечи педагога, который способен выявить индивидуальные особенности ребенка и должен быть готов помочь любому несовершеннолетнему реализоваться в коллективе, избежать межличностных конфликтов (особенно на национальный и религиозной почве). Такая работа, в свою очередь, играет ведущую роль в профилактике девиантного и делинквентного поведения.

Познавательная деятельность младших школьников характеризуется главным образом эмоциональным восприятием. В этот период закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине, национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к смелым и отважным поступкам, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Младший школьник, как правило, многое воспринимает на веру, учитель является для него непререкаемым авторитетом. В связи с этим необходимо, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей. Что касается учащихся средних классов, то у них усиливается склонность к тому, чтобы не утруждать себя лишними упражнениями, учебная деятельность может сводиться к выполнению уроков в пределах заданного или даже меньшего объема. Нередко отмечается снижение успеваемости. Учащиеся средних классов предпочитают подвижные игры, содержащие в себе элементы соревнования (футбол, теннис, волейбол). Особенно ярко в подростковом возрасте проявляется интерес к интеллектуальным играм, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнования в решении задач на сообразительность и т.д.) [7, с. 217].

В процессе школьного обучения подростки получают большой объем информации, однако их начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины возникновения того или иного явления, но проникновение в эту сущность не всегда отличается глубиной. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и его критичность. Для подросткового возраста характерен поиск объекта для подражания. В качестве идеала часто выбирается конкретный человек. Обычно это представитель круга так называемых выдающихся людей, ярких, героических личностей, о которых ребенок узнает из Интернета, книг, кинофильмов. Реже объектом для подражания становится кто-то из близких. По отношению к ним в большей степени проявляется критичность. В своих стремлениях стать взрослыми несовершеннолетние начинают проявлять социальную активность, стремятся приобщиться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются наиболее доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости, имеющие отношение, например, к внешнему облику и манерам поведения (способы отдыха, развлечения, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, курение, употребление алкоголя и т.д.). Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, когда от него требуют беспрекословного послушания, когда не считаются с его желаниями и интересами. Стоит заметить, что в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто следуют моральным нормам, принятым в их среде, а не в среде взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм. Однако моральные установки подростка еще не является достаточно стойкими и могут меняться под влиянием мнения товарищей. Поэтому для любого ребенка, особенно для мигранта, важно, чтобы в новом коллективе была благоприятная моральная обстановка, помогающая усвоить принятую в обществе систему ценностей. Несомненно, главная роль в решении этих задач принадлежит педагогу, который способен правильно настроить принимающий ребенка коллектив, нивелировать различия и противоречия культурного и ценностного характера, имеющиеся у местных детей и новичков из числа детей-мигрантов, способствовать установлению нормальных, доброжелательных взаимоотношений между ними.

Говоря о старшеклассниках, стоит заметить, что в этом возрасте существуют некоторые специфические сложности во взаимоотношениях взрослых и детей. Например, подростки не любят обсуждать со взрослыми вопросы, касающиеся личной жизни. Стоит заострить внимание на том, что мнение сверстников в данный возрастной период они ценят значительно больше, нежели мнение взрослых. Однако только взрослые могут грамотно продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения и взаимодействия с внешним миром, научить подростков отношениям, основанным на взаимоуважении, научить их прислушиваться к позиции других людей, ценить их свободы и интересы.

В старших классах расширяется круг знаний, подростки более осознанно начинают относиться к обучению. В этом возрасте можно выявить два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной из наук. Это объясняется близостью окончания школы и необходимостью осуществления выбора дальнейшего самостоятельного жизненного пути. Усиливаются социальная ориентация школьника и желание приносить пользу другим людям. Большинство старшеклассников готовы оказывать помощь школе, городу, селу, государству, обществу. Существенное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников: школьный класс и друзья. В исследованиях, посвященных нравственным ценностям старшеклассников, отмечается, что мнением классного коллектива дорожит примерно 44% опрошенных, а мнением учителей - всего 29%. Однако это не снижает потребности старших школьников в общении со взрослыми. Напротив, поиски возможностей такого общения они ведут даже активнее, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие перед подростком проблемы самосознания и самоопределения самому ему бывает очень трудно.

Педагог является одним из важнейших субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Он организует учебное, а зачастую и внеурочное время подростков, формирует сферу их интересов, что влияет не только на воспитание подрастающего поколения, но и через него на будущее государства.

Вопрос занятости несовершеннолетних уже давно поднимается на самых разных уровнях общества и власти. Так, например, Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах» были определены задачи Фонда социального страхования, Министерства здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства внутренних дел, по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних различных категорий, в том числе лиц, имеющих проблемы со здоровьем или попавших в трудную жизненную ситуацию [1].

Однако с 2010 года полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей были переданы органам исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

Примерами документов, регламентирующих работу в вышеуказанном направлении на местном уровне, являются: Постановление администрации городского округа «Город Калининград» (Калининградская область) от 28 апреля 2012 г. № 688 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2012 году» [2]; Постановление администрации городского округа «Город Калининград» (Калининградская область) от 30 апреля 2013 г. № 544 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2013 году» [3]; Постановление администрации Гурьевского городского округа от 7 апреля 2015 г. № 1683 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2015 году» [4]; Постановление главы администрации муниципального образования «Светловский городской округ» от 18 апреля 2016 г. № 314 «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в летний период 2016 года» [5]. В данных документах упоминается о необходимости заключения договоров с муниципальными учреждениями образования Калининградской области, а также об организации работы оздоровительных площадок при спортивных школах, домах культуры и библиотеках в летний период.

Отметим важность данного рода программ. При этом обратим внимание на следующие обстоятельства:

- как правило, период участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях весьма ограничен, поскольку обычно он ограничивается сроком пребывания в оздоровительном лагере (продолжительности смены 21 день);

- удается охватить и включить в процессы «занятости» очень ограниченное количество детей, в основном из числа лиц, имеющих проблемы со здоровьем либо попавших в трудную жизненную ситуацию.

На наш взгляд, целесообразно разработать новый подход к организации деятельности школьников как в учебное, так и во внеурочное время. Считаем, что в современной геополитической обстановке будет актуален социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, главным образом из числа мигрантов. Целью данного проекта является формирование новых взглядов на процесс педагогической деятельности, а также применение современных методик в вопросе профилактики правонарушений несовершеннолетних, детей-мигрантов, а также подростковых конфликтов на национальной и религиозной почве.

Исходя из обозначенной цели, поставим следующие задачи, которые могли бы решаться в ходе реализации вышеуказанного проекта:

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- защита несовершеннолетних, притесняемых на национальной или религиозной почве;

- оказание психолого-педагогической и правовой поддержки обучающимся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся и оказание помощи в преодолении культурных и нравственных барьеров;

- проведение профилактической работы с учениками, их родителями и педагогами.

Концепция рассматриваемого проекта должна включать в себя следующие структурные элементы:

1) разработка и реализация комплекса мероприятий по профилактике правонарушений в группах несовершеннолетних с участием мигрантов;

2) диагностическая работа по выявлению лиц, склонных к девиантному и делинквентному поведению, а также детей, подверженных притеснению на почве национальной, расовой или религиозной неприязни;

3) профилактическая работа со школьниками, включающая в себя как проведение групповых классных часов, так и индивидуальную работу с отдельными несовершеннолетними;

4) профилактическая работа с родителями, направленная на установление оптимального воспитательного взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к диалогу посредством родительских собраний, общешкольных мероприятий;

5) просветительская работа с педагогами, определяющая особенности их профессиональной деятельности, связанной с детьми-мигрантами, с профилактикой правонарушений в детских коллективах, с взаимодействием с семьями учащихся.

Таким образом, как представляется, вышерасс- мотренный проект позволит добиться комплексного использования современных методик социально- педагогического воздействия на несовершеннолетних, будет способствовать профилактике отклоняющегося и преступного поведения детей-мигрантов, формированию у детей способности к здоровым взаимоотношениям с внешним миром в современных условиях поликультурного общества.


Библиографический список:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах» // Российская газета - Федеральный выпуск № 4609. 12 марта 2008 г.
2. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» (Калининградская область) от 28.04.2012 № 688 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2012 году» // Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // URL: http://www.klgd.ru/docs/norms/law2012.ph p?number=688&datefrom=28.03.2012+12%3A00%3A00&dateto=29.04.2012+12%3A00%3A00).
3. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» (Калининградская область) от 30.04.2013 № 544 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2013 году» // URL: http:// docs.pravo.ru/document/view/39368813/45315887/.
4. Постановление администрации Гурьевского городского округа от 07.04.2015 № 1683 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2015 году» // URL: http://kaliningrad. regnews.org/doc/nq/fn.htm).
5. Постановление главы администрации муниципального образования «Светловский городской округ» от 18.04.2016 № 314 «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в летний период 2016 года» // URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=0ahUKEwi1p5yfud_RAhUl AZoKHbsgA48QFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.klgd.ru%2Fadministration%2Ftexts%2Fotchet_glavy_ za_2015.docx&usg=AFQjCNELqgvae_VgbWTWpZWLyYGDBLZEFA&cad=rjt).
6. Волкова А.Ю. Роль педагога в процессе психологической и социологической адаптации несовершеннолетних мигрантов в новой среде // Актуальные проблемы профессионально- педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. № 38. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2016. С. 26 -30.
7. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 1975.
8. Сапожникова И.С. Социально-психологическая адаптация подростков-мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства // Российский психологический журнал. 2006. № 12.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (47) 2017.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (05.07.2019)
Просмотров: 14 | Теги: преступность, несовершеннолетний, миграция, мигрант | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь