Пятница, 20.07.2018, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Социально-педагогическая программа «Олимпийский идеал»

В.В.Ядреев, В.В.Татаринов, И.А.Черкашин

Социально-педагогическая программа «Олимпийский идеал»

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения социально-педагогической программы, целью которой является создание условий социальной адаптации юных спортсменов через организацию системы дополнительных занятий. Программа «Олимпийский идеал» определяет содержание и основные пути развития системы воспитания обучающихся детско-юношеской спортивной школы и направлена на пропаганду Международного спортивного движения, здорового образа жизни, получение знаний и навыков в области здоровья, умения применять полученные знания в жизни.

Ключевые слова: спортивная школа, международное спортивное движение, спорт, физическая культура, «FairPlay».

 

Программа «Олимпийский идеал» нацелена на решение одной из самых актуальных проблем современной системы образования, воспитания и обучения — проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения, а также системного приобщения обучающихся к Международному спортивному движению.

Среди множества проблем, стоящих перед спортивной школой, ключевой является проблема формирования гуманистической личности, развития ее морального сознания [3]. Кризисное состояние любого социума всегда негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения, будь то физическое или психическое [2]. Можно выделить основные группы проблем:
• проблемы, связанные с неадекватным и неспортивным поведением, детей и подростков на спортивных соревнованиях;
• проблемы, связанные с определенной системой мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций и установок;
• проблемы, связанные с определенной системой способностей, умений и навыков;
• проблемы, связанные с конфликтами и морально- психологическим климатом в общественной среде;
• проблемы, связанные с сохранением здоровья детей, родителей, учителей и тренеров;
• проблемы, связанные с применением стимулирующих препаратов, в том числе запрещенных (допингов);
• проблемы, связанные с расовой дискриминацией в спорте.

Многих людей спорт привлекает не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей возрастает стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоро вья спортсменов, нарушения ими нравственных норм и принципов и т.д [1].

Крупные спортивные состязания (чемпионаты Европы и мира, Олимпийские игры,), допинговые разоблачения и скандалы по поводу судейства в процессе их проведения еще раз возвращают нас к проблеме утверждения этических ценностей Международного спортивного движения, аккумулированных в идее «FairPlay» [1] .

В связи с этим обращает на себя проблема реальной ориентацией юных спортсменов и участников Международного спортивного движения на прагматические цели, идеалы и ценности, которые провозглашает олимпийская философия.

Учитывая стремительное развитие Международного спортивного движения в мире и значимость этических принципов «FairPlay» в спорте для воспитания подрастающего поколения, актуальность разработки социально-педагогической программы резко возрастает.

Основной целью программы является создание условий социальной адаптации юных спортсменов через организацию системы дополнительных занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Данная социально-педагогическая программа «Олимпийский идеал» определяет содержание и основные пути развития системы воспитания обучающихся детско-юношеской спортивной школы и направлена на пропаганду Международного спортивного движения, здорового образа жизни, получение знаний и навыков в области здоровья, умения применять полученные знания в жизни.

Таблица 1
Мероприятия по реализации основных направлений программы

 

 

Социально-педагогическая программа рассчитана на 4 года и имеет следующие направления:

Здоровьеформирующая деятельность направлена на формирование и развитие у обучающихся:
— положительной ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь, как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения спортсменов друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;
— потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей;
— о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

Гуманистическая деятельность по формированию честного и благородного поведения в спорте направлена на:
— изучении об Международном спортивном движении, их истории, целях, задачах об основных идеалах и ценностях олимпизма;
— интереса к Международному спортивному движению и Олимпийским играм;
— желание участвовать в Международных спортивных играх и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение в соответствии с принципами «FairPlay»;
— ориентации не просто на односторонне развитого спортсмена рекордсмена, а на разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Пьера Кубер- тена «Возвышенный дух в развитом теле!»;
— стремления быть участником Международного спортивного движения, разъяснять и пропагандировать его идеи, содействовать его развитию.

Антидопинговое обеспечение направлена на формирование и совершенствование следующих знаний:
— формирование и совершенствование ценностных ориентаций у юных спортсменов антидопинговой направленности, психологически адекватной их уровню здоровья и физическим возможностям;
— актуализации педагог-тренером антидопинговой компетентности;
— о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

Поликультурное обеспечение направлена на формирование культурных интересов разных национальностей и предусматривает:
— адаптацию юного спортсмена к различным ценностям в ситуации существования множества культур;
— ориентацию на диалог культур;
— концепцию и основные идеи гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В спортивной школе и раньше велась работа в направлении укрепления и сохранения здоровья, но данная программа обозначила направленность образовательной деятельности детско-юношеской спортивной школы по развитию Международного спортивного движения. С целью пропаганды в области распространения олимпийских идеалов среди юных спортсменов, а также внедрения олимпийского знания проводятся дополнительные занятия, ориентированные на Международное спортивное движение, его значение и составляющие. Большое эмоциональное воздействие оказывает на юных спортсменов проведение различного уровня мероприятий: «День здоровья», «Олимпиада по спорту», туристические походы, встречи с выдающимися спортсменами, посещение спортивных мероприятий и объектов, спортивные соревнования на разных уровнях и др.

Воспитывать всё это надо начинать, с юного возраста и большая роль в этом принадлежит школе. Чтобы эта работа была эффективной, она должна быть содержательной, иметь высокую эмоциональность и внутреннюю логику.

Во время проведения образовательного процесса обучающиеся знакомятся с биографиями выдающихся спортсменов, оставивших глубокий след в истории России и во всем мире.

Особое значение приобретает разъяснительная работа педагог-тренером, родителям, юным спортсменам о важности системных занятий физическими упражнениями, воспитания у них привычки самостоятельно играть, бегать, совершать пешие прогулки, выполнять утреннюю гимнастику. В данном направлении запланированы педсоветы, родительские собрания, встречи со спортсменами, совместные собрания. На этих мероприятиях доводятся до сведения присутствующих показатели здоровья юных спортсменов, заслушиваются итоги работы в данном направлении, ведется пропаганда Международного спортивного движения.

Целенаправленный подход к вопросам пропаганды Международного спортивного движения, пропаганды здорового образа жизни, к ценностям олимпизма и принципам «FairPlay», к профилактике вредных привычек, антидопинговое образование и поликультурное воспитание даст положительный результат: увеличится количество юных спортсменов привлеченных к Международному спортивному движению, юные спортсмены станут более ответственными в поведении и учебе, дисциплинированными, родители станут также активными участниками спортивной жизни школы.

Литература:

1. Егоров А. Г. Спорт и цивилизация. Круглый стол / /Теория и практика физической культуры. — 2004 — № 5.
2. Родиченко В. С. Олимпийское образование в новой России.— М.,2005.
3. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: учебник. — М., 2004.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.06.2018)
Просмотров: 29 | Теги: спорт, FairPlay, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь