Понедельник, 27.05.2019, 04:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Т. Ю. Семак

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье анализируется процесс личностно ориентированного эстетического воспитания подростков в условиях социально-культурной деятельности. Рассмотрено понятие «личностно ориентированное эстетическое воспитание». В качестве базовых социально-культурных условий личностно ориентированного эстетического воспитания автором выделены организация полисубъектного взаимодействия в процессе эстетической творческой деятельности подростков и родителей, а также направленность социально-культурной деятельности на поддержку формирования эстетических потребностей подростков в творческой деятельности, которая обеспечивает интериоризацию эстетических ценностей. В качестве практической апробации социально-культурных условий личностно ориентированного эстетического воспитания представлен авторский проект «Арт-студия семейного творчества».

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, эстетические потребности, личностно ориентированное художественно-эстетическое воспитание, социально- культурная деятельность, арт-студия, развитие личности, воспитанность.
 

Эстетическое воспитание подростков является одной из наиболее социально востребованных составляющих современного образовательного процесса и социально-культурного воспитания, осуществляемого в системе общего и дополнительного образования, в учреждениях культуры.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [10]. Эта цель конкретизирована в «Стратегии модернизации российского образования», где в числе важнейших задач предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Отмечено, что «необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы» [13].

Поэтому сегодня особого внимания заслуживают новые формы, методы, технологии эстетического воспитания, способствующие развитию личности подростка на основе художественных ценностей.

Одним из главных источников приобретения эстетического опыта современных подростков является искусство как выражение эстетического отношения человека к действительности. Кроме того, искусство, используемое в учебно-воспитательном процессе образовательной организации, является основным и довольно эффективным средством эстетического воспитания подростков. Между тем это направление не в полной мере учитывает изменившиеся эстетические потребности современных подростков, специфику их включения в систему художественных коммуникаций, которые реализуются преимущественно опосредованно медийными и сетевыми ресурсами.

Формирование социально значимых эстетических интересов и потребностей личности, учитывающее особенности современных подростков, наиболее успешно достигается включением социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание личности, являясь одной из важнейших задач, решаемых современной школой и другими социокультурными институтами, имеет богатые традиции научного осмысления. Так, идеи эстетического воспитания зародились ещё во времена Платона и Аристотеля. С течением времени представления о сущности эстетического воспитания, его целях и задачах изменялись. Эти изменения были обусловлены развитием эстетики как науки. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [8]. Эта категория легла в основу многочисленных педагогических трактовок эстетического воспитания (Д. Б. Кабалевский, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская,

Л. В. Школяр, Б. П. Юсов и другие) как уникальной и специально создаваемой системы «мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2, с. 45].

В отечественной педагогике достаточно подробно разработан понятийно-категориальный аппарат эстетического воспитания, содержащий понятия классической теории эстетического воспитания, общие с эстетикой, и понятия, характеризующие закономерности и принципы, методы и приёмы эстетического воспитания.

Можно, на наш взгляд, выделить основные общие моменты, раскрывающие его педагогическую сущность. Во-первых, эстетическое воспитание - процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способностей воспринимать и оценивать красоту в искусстве и жизни. В-третьих, его задачей является формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых, эстетическое воспитание включает в себя развитие творческих способностей с целью создания прекрасного.

По мнению Е. Ю. Волчегорской [5, с. 9-10] в настоящее время сложилось три основных направления в теории эстетического воспитания:

• «традиционное (классическое) представление об эстетическом воспитании как воспитании человека, чувствительного к "прекрасному" в искусстве и в окружающей действительности через усвоение нормативных эстетических образцов» [5, с. 9]. Здесь в качестве общей характеристики указывается «унифицированный подход к выделению эстетических ценностей, составляющих некий обязательный минимальный эстетический потенциал человека вне зависимости от его социального происхождения, положения, образа жизни и т.п.» [см.: 16, с. 75];

• «неоклассическая ориентация эстетического воспитания, опирающаяся на преобладавшие в 20-80-х годах ХХ века концепции социологизаторского характера в эстетике и теории эстетического воспитания (например, выявление теоретико-педагогических основ эстетического воспитания, направленного на решение конкретных задач)» [5, с. 9-10]. Его отличие - ориентация на прагматический характер процесса усвоения эстетических ценностей для социализации личности в процессе эстетического воспитания;

• личностно ориентированное направление в теории и практике эстетического воспитания, которое «рассматривает личность ребёнка как начало и основу целостного процесса эстетического воспитания» [5, с. 10]. Это направление характеризуется устремлением эстетического воспитания к идеалам эстетически развитой личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира.

В контексте третьего направления в современной российской педагогике появляются исследования, обосновывающие необходимость личностно ориентированной работы по эстетическому воспитанию (Е. Ю. Волчегорская [4; 5], А. Ю. Гончарук [6], Г. И. Кудина [7], А. Ж. Овчинникова [11], Л. П. Печко [12] и другие). И сегодня, наряду с другими понятиями, применяется относительно новое для теории эстетического воспитания понятие «личностно ориентированное художественно-эстетическое воспитание», которое рассматривается как процесс полисубъектного взаимодействия, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, направленный на интериоризацию эстетических ценностей с целью формирования его эстетической воспитанности [4; 5].

Личностно ориентированная модель эстетического воспитания полностью соответствует формирующимся в современной социально-культурной деятельности подходам к организации творчества подростков, их коллективного участия в социальных акциях, включению в разновозрастные художественно-творческие объединения, поддержке творческого взаимодействия с родителями. Между тем теоретический анализ процесса эстетического воспитания и его личностно ориентированной направленности нуждается в конкретизации на уровне разработки инновационных технологий социально-культурной деятельности [1; 17; 18 и другие].

Одним из наиболее эффективных способов соотнесения задач эстетического воспитания и личностного развития подростков, на наш взгляд, является организация совместного досуга подростков и их родителей.

Семейный досуг - это часть социального времени семьи, которая используется для сохранения, восстановления и развития физических и духовных потребностей, интеллектуального совершенствования, сохранения благоприятного климата. Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и формирования ценностей. Он даёт возможность каждому члену современной семьи развивать многие стороны своей личности, в том числе собственный талант.

В качестве базового социально-культурного условия личностно ориентированного эстетического воспитания нами была выделена организация полисубъектного взаимодействия в процессе эстетической творческой деятельности подростков и родителей.

Данное условие обеспечивает педагогически эффективный уровень взаимодействия, который учитывает возрастные особенности подростков, специфику их социально-культурного развития и, безусловно, специфику эстетического восприятия, сложившегося у них на основе множественности эстетических впечатлений от окружающего мира, природы, произведений искусства.

Второе базовое условие - направленность социально-культурной деятельности на поддержку формирования эстетических потребностей подростков в творческой деятельности, которая обеспечивает инте- риоризацию эстетических ценностей.

Это условие задаёт общий вектор личностного развития подростка, поскольку охватывает сразу несколько значимых личностных структур - развивает мотивацию к творчеству, эмоциональность и способность к эмпатии, готовность к деятельности.

В рамках выявления и апробации социально-культурных условий личност- но ориентированного эстетического воспитания был разработан авторский проект «Арт-студия семейного творчества» [14]. В основу деятельности этой студии легли личностно ориентированный подход и технологии, позволяющие решать проблемы детей как одарённых, так и имеющих отклонения от нормы развития, как самостоятельных, так и находящихся в зависимости от взрослых, социально незащищённых и правонарушителей [15].

Характерно, что предлагаемый проект позволит кооперировать воспитательные возможности родителей, создавать условия для обмена педагогическим опытом, организовывать богатую по формам и содержанию жизнь самодеятельного объединения.

Важная особенность арт-проекта состоит в том, что субъектом организации объединения семейно-педагогической ориентации могут быть как профессиональные педагоги, так и сами родители.

Цель проекта: содействие восстановлению и гармонизации детско-родитель- ских взаимоотношений при помощи арт- технологий.

Задачи проекта:

• разработать программу совместной художественно-творческой деятельности подростков и их родителей в арт-студии;

• организовать деятельность арт-студии как инновационной формы взаимодействия семьи и учреждения образования;

• развить духовно-нравственные отношения в семье через совместный организованный досуг;

• выработать навык урегулирования конфликтов между детьми, а также детьми и их родителями;

• обучить школьников и их родителей конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать;

• провести работу по профилактике правонарушений;

• развивать социально-культурную активность детей и родителей.

Данный проект направлен на проведение социально-культурной и досуговой деятельности, выполняет рекреационную, развлекательную и познавательную функции, позволяет активизировать творческий потенциал детей и семьи.

Основным направлением поддержки досуговой самоорганизации семьи в нашей авторской программе является развитие совместного семейного художественного творчества.

Прибегая к арт-технологиям, используя методику форум-тетра, куклотерапии, арт-студия семейного творчества позволяет решать, помимо воспитания и творческого развития личности, ряд других социально значимых проблем, таких как обеспечение занятости детей, их самореализации и социальной адаптации; формирование здорового образа жизни; профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей, подростков и молодёжи [15].

Очевидно, что для развития личности важно воспитать в ней такие качества и способности, которые позволят ей создавать эстетические ценности, уметь наслаждаться ими и окружающей красотой.

Кроме формирования эстетических потребностей и особого отношения у подростков к действительности и искусству, эстетическое воспитание через деятельность арт-студии семейного творчества одновременно развивает воображение, волю, настойчивость, организованность, вкус, способствует формированию нравственности, расширяет познания о мире. Другими словами, конечной целью проекта эстетического воспитания как части педагогического процесса можно назвать гармоничную личность, формирование всесторонне развитого, образованного, нравственного человека, обладающего желанием творить, понимающего красоту жизни и искусства, такого, в котором и нуждается современное общество.

Таким образом, базовые социально- культурные условия - организация полисубъектного взаимодействия в процессе эстетической творческой деятельности подростков и родителей, а также педагогическая поддержка формирования эстетических потребностей подростков в творческой деятельности - в полной мере адекватны задачам личностно ориентированного эстетического воспитания. Целенаправленное создание и поддержка этих условий, их дальнейшая конкретизация позволят создать углубленное представление о современном процессе эстетического воспитания. В этой связи мы разделяем мнение Б. Т Лихачева о том, что «только целенаправленное эстетически-воспитательное педагогическое воздействие, вовлечение подростков в художественно-творческую деятельность способны развить их эстетически, приблизить к пониманию истинного искусства или прекрасного в человеческой личности» [8, с. 51].

Личностно ориентированное эстетическое воспитание следует понимать как социальное явление, а также как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только в активном, осознанном, деятельном общении с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и в эстетическом преобразовании окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

 
Примечания

1. Ариарский М. А. Прикладная культурология : [монография] / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Ассоциация музеев России. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург : Эго, 2001. 287 с.
2. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. Москва : Просвещение, 1982. 250 с.
3. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования // Искусство. 2008. № 2. С. 28-29.
4. ВолчегорскаяЕ. Ю. Личностно-ориентированное эстетическое воспитание в начальной школе : монография. Москва : Компания Спутник+, 2007. 159 с.
5. Волчегорская Е. Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе : лекция. Челябинск : Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2010. 53 с.
6. Гончарук А. Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Гончарук Алексей Юрьевич. Москва, 2000. 379 с.
7. Кудина Г. И., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивается художественное восприятие у школьников. Москва : Просвещение, 1988. 79 с.
8. Лихачёв Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : [учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов]. Москва : Просвещение, 1985. 175 с.
9. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений. Москва : Просвещение, 2012. 240 с.
10. О Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлоюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
11. Овчинникова А. Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Овчинникова Александра Жоресовна. Елец, 1998. 466 с.
12. Печко Л. П. Искусство как среда эстетического развития в школе // Эстетическая среда и развитие культуры личности : межвузовский сборник научных трудов / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ; Институт художественного образования РАО ; Елецкий государственный педагогический институт ; [отв. ред.: Печко Л. П., Овчинникова А. Ж.]. Москва : ИХО РАО : ЕГПИ, 1999. С. 71-81.
13. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2016 N 1200 «О внесении изменения в Положение об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2015 г. N 823» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205585/
14. Семак Т. Ю. Арт-студия семейного творчества «Гармония» // Методический вестник II / 2018 : сборник методических разработок членов Ассоциации социальных педагогов и психологов Подмосковья / под ред. Т. А. Трусовой, Е. Н. Белоус, М. А. Ерофеевой. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 191-200.
15. Семак Т. Ю. Педагогический потенциал современных учреждений дополнительного образования в организации арт-проектов семейного творчества // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2018. № 1 (28). С. 108-112.
16. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / отв. ред. Н. И. Киященко. Москва : ИФРАН, 1998. 302 с.
17. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.
18. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2012. № 6 (50). С. 130-134.

Для цитирования: Семак Т. Ю. Социально-культурные условия личностно ориентированного эстетического воспитания подростков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 123-130.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.05.2019)
Просмотров: 41 | Теги: художественное воспитание, арт-студия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь