Четверг, 18.10.2018, 23:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Социально-культурная деятельность в условиях диалога культур

А.С.Хорунова , О.Н.Пинигина, к.п.н.

Социально-культурная деятельность в условиях диалога культур

Социально-культурная сфера жизнедеятельности современного интерактивного общества все больше привлекает внимание учащейся и студенческой молодежи. Интерес к профессии менеджера социально-культурной деятельности объясняется, прежде всего, тем, что эта профессия многообразна, многогранна, привлекательна и удовлетворяет образовательные и познавательные потребности динамичной, мобильной и креативной личности. Если обратиться к научной литературе, то можно констатировать, что многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать удовлетворять культурные потребности детей, молодежи и взрослых. Каждый гражданин является не только объектом социокультурного образования и социализации, воспитания и инкультурации, но и главным потребителем культуры.

В определенном смысле социально-культурную деятельность можно отождествить с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, широкой популяризацией и глубоким изучением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, правилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функционирующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально- культурной деятельности - профессиональную (основную, производственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Следовательно, социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.

Как указывается в Концепции государственной культурной политики Республики Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 25 января 2016 года № 46-РГ, необходимо обеспечить модернизацию организаций культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, стимулировать развитие новых направлений, видов и жанров искусства, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, а также создание кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества, а именно: открытие равного и свободного доступа населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры и искусства; совершенствование творческого потенциала жителей республики; кардинальные изменения в экономическом положении отрасли; дальнейшая интеграция республики и укрепление его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве.Нет сомнения в том, что реализация спектра задач, выдвинутых в Концепции, во многом зависит от национального сознания, профессиональной и личностной готовности студенческой молодежи к социально-культурной деятельности.

Как справедливо заметил Михаил Николаев, Первый Президент Республики Саха (Якутия) в одном из своих выступлений, обновлённый Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова и крупный Институт языка и литературы, Арктический институт культуры и искусств развернули широкие научные изыскания в сокровищницу культурного наследия. Все эти шаги были проделаны на главном пути — на пути к живительным духовным истокам народа, к его богатейшему культурному наследию.

Не секрет, что современная эпоха характеризуется высокой степенью интенсивности международных и межгосударственных отношений в рамках глобализации. Наблюдаются также устойчивые тенденции к интеграции государств и народов. В этих условиях международный культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает каждому, в том числе и народу Республике Саха (Якутия), возможность лучшего познания собственного национального облика. Формируется нормативная правовая база развития культуры, республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене. Реализуется программа «Возрождение традиционной культуры», которая играет огромную роль в возрождении культурного наследия республики и состоит из четырёх направлений: «Хомус» — «Ысыах» — «Олонхо» — «Итэдэл».

В научной литературе и публикациях в средствах массовой информации отмечается, что в последнее время возрастает взаимовлияние европейской и азиатской культур, повышается роль евразийской цивилизации как связующего стержня, как моста, между Востоком и Западом. Республика Саха (Якутия) с её европейской цивилизованностью и азиатской самобытностью предстоит принять самое активное участие в диалоге культур, дать достойные образцы своего культурного наследия, делегировать свои лучшие достижения в общечеловеческий фонд, в общечеловеческую культуру, которая едина и многообразна. Таким образом, диалог культур предполагает расширение международного сотрудничества, активными участниками которого становятся студенты - будущие менеджеры социально-культурной сферы деятельности. Международное сотрудничество образует основу для повышения академической мобильности, реализации программ обменов и возникновению инновационных проектов, в которые вовлекаются студенты и преподаватели вузов. При этом, особую значимость приобретают умения общения на иностранном языке и способность к межкультурной коммуникации. Совместное сотворчество и сотрудничество в языковой среде предполагает наличие у студента таких личностных качеств, как коммуникабельность, терпимость, открытость, которые позволяют легко вступать в контакт с представителями других национальных культур, оценивать плюсы совместной работы в интернациональных командах, определять приоритеты в образовании для будущего.

В завершении статьи хотелось бы обратить внимание на то, что развитие социально-культурной сферы деятельности, отвечающей запросам времени, зависит от компетентности и профессионализма менеджера. Под этим подразумеваются креативность мышления, социокультурная образованность, умение работать с общественными организациями и отдельными гражданами, творческое решение рабочих задач, владение искусством проектного менеджмента, общая культура, включающая речевой и поведенческий этикет, деловой имидж, коммуникабельность и дружелюбие по отношению к людям. Менеджер социально-культурной деятельности призван поддерживать народную самобытность, национально-культурные традиции коренных народов и народов, много лет проживающих на одной территории, организовывать культурно- просветительские мероприятия и управлять продвижением ценных и полезных для населения экскурсионных и туристических программ в целях распространения этнокультурологических и социокультурных знаний о своей республике/регионе.

Литература:

1. Пинигина О.Н. Концептуальные основы развития межкультурной компетенции студентов средствами образовательно-культурного туризма // Вестник Национальной академии туризма. - 2012. - №2 (22). - С. 78-81.
2. Чижиков В.М. Маркетинговые модели социокультурного менеджмента // Актуальные проблемы социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2002. С. 69-90.
3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства [Текст] / Н.Н. Ярошенко,- М., 2001. Вып. 23. С. 39-43.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (12.01.2018)
Просмотров: 773 | Теги: креатив, Социально-культурная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь