Пятница, 20.07.2018, 06:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

В.В.Пучкова

СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время руководством страны обращается на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования. В статье анализируется социально- юридический механизм обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья. Автор делает вывод, что правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм, регулирующих вопросы реализации прав на охрану здоровья.

Ключевые слова: социально-юридический механизм, конституционное право, охрана здоровья, права граждан.

 

На современном этапе ныне действующее законодательство таково, что существует множество пробелов, недостатков, одни нормы противоречат другим нормам, устаревшим, но не отмененным. Кроме того, в нормах права могут наблюдаться коллизии, то есть расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения. Поэтому действующее законодательство нуждается в доработке, которая будет выражаться в организации правового обеспечения, разработке фундаментальных законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, которые способствовали бы устранению таких недостатков. Вновь принятые законы должны быть направлены на установление принципов деятельности национальной системы здравоохранения, то есть необходимо проводить реформирование законодательства в сфере здравоохранения. Кроме того, законодательство должно быть систематизировано, именно только такая система позволит правильно организовать правовое регулирование такой сферы общественной жизни, как здравоохранение.

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья граждан являются актуальными на сегодняшний день. Для решения этих проблем необходимо правильно организовать социально- юридический механизм обеспечения прав граждан на охрану здоровья, то есть иметь систему способов и факторов, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья. Социально-юридический механизм включает в себя три подсистемы - механизм реализации, механизм охраны и механизм защиты. На современном этапе развития общества основные права и свободы должны быть закреплены на законодательном уровне. Только в этом случае страны могут считаться демократичными и правовыми, кроме того, национальное законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, должно соответствовать общепризнанным международным правовым стандартам. Ценность человека, его права и свободы должны поддерживаться властью и быть реальным приоритетом в общественном отношении.

В настоящее время в юридической литературе часто употребляется такое понятие, как «механизм». Это связано с тем, что право человека реализуется в определенном порядке, путем соблюдения конкретной процедуры под влиянием факторов, влияющих на реализацию права.

Понятие «механизм» определяется его содержанием. А содержание составляют конкретные права, обязанности правоотношений, гарантии их обеспечения и ответственность. Например, содержание конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь составляют права и обязанности медицинских организаций, медицинских работников, пациентов, органов государственной власти по отношению к охране здоровья и оказанию медицинской помощи, гарантии их обеспечения и ответственность за нарушения в данной области.

Согласно словарю С.И. Ожегова, под понятием «механизм» понимается система, устанавливающая порядок совершения какого- либо вида деятельности .

Относительно понятия «механизм» существует множество точек зрения. Рассмотрим некоторые из них. А.С. Мордовец утверждает, что понятие «механизм» следует рассматривать в широком и узком значении. В широком значении под механизмом понимается система общепризнанных международных и внутригосударственных средств и ценностей, которые содержат гарантии против злоупотребления законодательной и исполнительной властей, правоохранительных и других органов относительно человека и реализации его прав.

В узком понимании механизм следует понимать как юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности . Следующая точка зрения, заслуживающая внимания, принадлежит М.В. Пучковой, которая под понятием «механизм реализации» понимает в первую очередь совокупность элементов или факторов, необходимых для установления условий обеспечения основных прав. Кроме того, данное понятие расценивается как процесс разработки гарантий обеспечения основных прав человека и как система взаимоотношений, возникающих между элементами .

Еще одна точка зрения относительно определения понятия «механизм реализации» принадлежит К.Б. Толкачеву и А.Г. Хабибулину, которые определяют механизм как совокупность факторов, выступающих необходимыми условиями перевода благ, которые определены конституционными правами и свободами, в практику индивидуальной жизнедеятельности человека. Причем факторы, воздействующие на процесс реализации прав человека, должны выступать в качестве обязательных условий взаимодействия причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действи- тельности .

• В.И. Гойман определяет понятие «механизм» как комплекс взаимосвязанных мероприятий материально-технического, организационного, идеологического и специально-юридического характера. Эти мероприятия осуществляются государством, его органами и должностными лицами, которые должны обеспечить реальное действие закона. В результате этого органы государственной власти должны создавать такие условия, при которых граждане смогут эффективно использовать свои права, удовлетворять свои потребности, а для этого необходимо всем участником правоотношений согласовывать свои действия с требованиями закона . Данные точки зрения относительно определения понятия «механизм» могут быть признаны в обществе и существовать.

• Таким образом, понятие «механизм» можно определить как процесс, который охватывает в своей совокупности элементы по использованию, применению, реализации, охране и защите прав человека. С помощью механизма реализации раскрывается:

• структура конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• поэтапное распределение процесса реализации права с помощью юридических способов и средств;

• взаимодействие стадий и факторов реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• прослеживается реальное и эффективное обеспечение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• осуществляется защита прав и свобод в сфере охраны здоровья государственными органами, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, медицинскими организациями, медицинскими работниками, прокуратурой, судом и другими обязанными субъектами;

• при реализации прав и свобод в сфере охраны здоровья определяется качество, оказываемых медицинских услуг и медицинского обслуживания.

Рассматривая проблему о конституционно-правовом механизме реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует охарактеризовать данное право как право, включающее в себя следующие элементы:

• владение таким нематериальным благом, как здоровье;

• совершение действий по сохранению своего здоровья (например: профилактические действия, обращение за медицинской помощью в случае заболевания и др.);

• требование от обязанных лиц выполнения обязанностей по соблюдению, обеспечению, реализации данного права (например: должностных лиц органов государственной власти, медицинских организаций, фармацевтических организаций, медицинских работников, фармацевтических работников);

• защита права в случае его нарушения путем обращения в юрис- дикционные органы.

Государство в лице своих органов принимает на себя обязательства по обеспечению, реализации и защите конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для этого государство должно создавать условия для реализации и защиты конституционного права на охрану здоровья, а также осуществлять контролирующие функции за процессами, происходящими в обществе, с целью сохранения и укрепления здоровья. Государство в лице своих органов должно гарантировать каждому человеку обеспечение, реализацию и защиту конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом возникает необходимость в последовательном комплексном исследовании конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь и разработке механизма реализации данного права.

Любое право может оказывать идейно-мотивационное влияние на действие и (или) бездействие каждого человека. Регулирующее действие права закреплено в законе и иных нормативных правовых актах, где право находит свое позитивное выражение, поэтому актуальными являются проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья.

Право должно оказывать регулирующее действие на обеспечение прав и свобод в сфере здравоохранения. Регулирующее действие права на обеспечение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь осуществляется при помощи властных полномочий государства и силой права. Сила права представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование процессов, происходящих в обществе по поводу исполнения, применения, использования, то есть реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Действие права зависит от социальных условий, царящих в обществе, потребностей людей, их интересов. Сила права не тождественна силе государства.

Следовательно, проблема реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь охватывает целый комплекс факторов, которые имеют существенное значение при ее решении. Например, на реализацию правовых норм в сфере охраны здоровья граждан оказывают влияние экономические, политические, организационные, социальные, психологические и другие факторы.

Поэтому реализация данного права возможна только при наличии вышеназванных факторов и факторов, влияющих на юридическую составляющую данной проблемы, то есть юридические аспекты. Именно совокупность этих факторов и юридической составляющей влияет на эффективность решения проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Указанные факторы должны быть урегулированы законами. Однако законы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в нематериальных и материальных благах. Поэтому необходимо разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на установление ответственности, повышение эффективности работы органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и их

должностных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение защиты населения в сфере охраны здоровья.
Механизм реализации конституционного права граждан на охрану здоровья представляет собой меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья.

Механизм охраны представляет собой меры по предупреждению правонарушений в сфере охраны здоровья. Механизм защиты представляет собой меры, направленные на восстановление нарушенного права в данной сфере.

Следовательно, интеграция организационных и правовых гарантий по реализации прав граждан и специальных организационно-правовых средств по охране, защите и возобновлению прав обеспечивает образование единой подсистемы механизма реализации субъективных прав граждан с соблюдением правового режима. Данный механизм содержит: во-первых, нормы, конкретизирующие границы возможного поведения и порядок перехода права из одного состояния в другое, которое определяется границами дозволенности и границами действительности; во-вторых, определяется цель пользования благом, которая не должна выходить за рамки законности; в-третьих, механизм содержит нормы по усовершенствованию реализации прав и свобод.

Для достижения реального обеспечения прав и свобод граждан необходимо, чтобы правовой режим стал действенным инструментом. А для этого государство должно создавать необходимые условия для обеспечения этих прав, а в случае их нарушения обеспечивать возобновление.

Механизм реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь можно условно разделить на две стадии: охрану прав и свобод в сфере здравоохранения и на их защиту .

Эти стадии можно рассмотреть на примере социальной среды, где созданы необходимые условия для действенного механизма реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом на каждой стадии применяются различные гарантии. При нарушении права граждан на охрану здоровья возникает потребность в их защите.

Таким образом, механизм реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой сложный многоэтапный процесс, который осуществляется не властной волей государства, а проведением мероприятий, которые имеют социальный, экономический характер, а также основаны на повышении благополучия каждого человека, их культуры и развитии правосознания. Именно эти мероприятия направлены на достижение основной цели - реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Механизм охраны представляет собой меры по предупреждению правонарушений в сфере охраны здоровья. Механизм защиты представляет собой меры, направленные на восстановление нарушенного права в данной сфере.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) / Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / Российская газета. 2011. 23 ноября. № 5639.
3. Алексеев С. Гражданское право: Учебник. - М.: Проспект, 2009.
4. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях // Советское государство и право. 1991. № 12.
5. Мордовец А.С., Магометов А.А., Чинчиков А.А., Силантьева Л.В. Права человека и деятельность органов внутренних дел. - Саратов: Саратовская ВШ МВД РФ. 1994.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. - М.: Русский язык, 1982.
7. Пучкова М.В. Обеспечение прав граждан органами управления союзных республик / АН СССР Ин-т госуд. и права / Под ред. Лазарева Б.М. - М.: Наука, 1987.
8. Пучкова В.В. Конституционное право граждан на охрану здоровья в РФ: способы гражданско-правовой защиты // Проблемы права. 2015. № 6.

9. Пучкова В.В. Конституционно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 4А.
10. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. - Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1991.

Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института"  № 1 (64) 2018

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443 (07.07.2018)
Просмотров: 19 | Теги: охрана здоровья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь