Вторник, 20.08.2019, 03:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. В. Чижиков, В. Д. Григорян
Московский государственный институт культуры

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются тенденции социально-экономического развития современного общества, их воздействие на систему профессиональной подготовки будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры, а также на формирование потенциала креативной компетентности. Совершается попытка выявить социально-экономические факторы, тормозящие и стимулирующие креативное развитие личности в процессе профессиональной подготовки. На основе концепции технологических укладов С. Ю. Глазьева раскрывается актуальность изучения ключевых компетенций менеджеров в период трансформации мировой экономической системы и перехода к цифровой экономике, экономике знаний. В работе отмечается специфика креативной деятельности относительно творчества в социально-культурной сфере. Подчёркивается культуротехнический аспект креативной деятельности в рамках научной школы социокультурного менеджмента Московского государственного института культуры. Выявлена задача исследования творческих кластеров как основного драйвера развития экономики знаний.

Ключевые слова: креативность, менеджмент социально-культурной деятельности, экономика культуры.

 

Современное социально-экономическое положение национальных экономик развивающихся стран характеризуется целым рядом кризисных явлений, представляющих угрозу для политической, финансово-экономической и социально-культурной стабильности регионов. Аналитический обзор циклов социально-экономического развития, представленный группой авторов Московского государственного института культуры и Одинцовского филиала МГИМО МИД России, раскрывает особенности современного мирового экономического кризиса, подчёркивая его системный характер.

Авторы работы акцентируют внимание на концепции технологических укладов С. Ю. Глазьева, рассматривая процессы изменений, которые протекают в рамках Большого экономического цикла Кондратьева, и приходят к заключению относительно мирового экономического кризиса, что сочетание и реализация открывающихся возможностей (степень интеграции в мировое хозяйство, объёмы внешнеэкономических связей, уровень развития техники и технологий, социально-экономические параметры жизни населения, рост производства и т.д.) в значительной мере определят эффективность использования его технической базы и создадут импульс (или дисбаланс) для развития национальных хозяйств с учётом специфики современного кризиса [3].

Перечисленные выше ключевые возможности в период кризиса становятся факторами, актуализирующими креативный потенциал профессионалов в сфере культуры и искусства, поскольку данная «отрасль» экономики становится в развитых постиндустриальных странах той самой «второй экономикой», которая может показывать рост и, соответственно, компенсировать показатели стагнации в реальном секторе. Так, с 2013 года США перешли на новую международную методику расчёта валового внутреннего продукта, где теперь учитываются расходы на нематериальные активы, а именно — НИОКР и интеллектуальную собственность. К этому необходимо добавить тезис главы «Сбербанка России» Германа Грефа, высказанный в рамках пленарного заседания Второй Международной конференции «Больше чем обучение: Непрерывное обучение для нового мира работы»: «Хозяевами мира станут люди, которые умеют творить, управлять своей энергией, принимать нестандартные решения, — заявил глава Сбербанка Герман Греф. — И система образования должна научиться готовить таких людей [1]».

Отметим, что в теории и методике профессионального образования креативность специалистов социально-культурной деятельности определяется как общая способность к творчеству [4], при этом традиционно в отечественной психологии «креативность» рассматривается как качество личности, ключевым признаком которого является гибкость или дивергентность мышления, диагностике которой были посвящены первые исследования американских учёных Дж. Гилфорда и Ф. Торренса. Далее необходимо определить, что в рамках компетент- ностного подхода креативность будущего профессионала может быть подтверждена результатами успешной профессиональной деятельности, опытом применения тех компетенций, которые включены в описание квалификационных характеристик будущего специалиста. Таким образом, креативная компетентность — это совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, которые обладают теоретико-методологическим обоснованием на основе психолого-педагогических исследований в области креативности, а также практическим обоснованием на основе методик диагностирования креативных качеств личности. По этой причине невозможно экстраполировать термин «креативность» как взаимозаменяемый синоним термина «творчество» для описания процесса деятельности применительно к объекту воздействия со стороны субъекта, то есть не существует такого качественного признака, как «креативная» деятельность.

Таким образом, креативность, как способность принимать нестандартные решения, всегда стремится к технологиза- ции процесса деятельности, организации и управления.В условиях постиндустриальной экономики, где производственные процессы максимально регламентированы и технологичны, возникает потребность в креативных решениях стандартных задач, а не в фундаментальной творческой деятельности, ориентированной на создание нового продукта. Это касается в том числе и сферы нематериальных активов, иными словами, креативная деятельность ориентирована на существующий измеримый спрос, что позволяет оптимизировать процесс производства средствами маркетинга, оперируя новыми концепциями, идеями. Творческая деятельность позволяет открыть новый продукт или услугу, которые не всегда соответствуют ожиданиям рынка и запросам потребителей. В результате творческий продукт отличается качественно новыми характеристиками по отношению к предшественникам, он уникален, в то время как креативный продукт может быть только оригинальной, то есть более совершенной или альтернативной формой уже существующего продукта [2].

Разделение творческого и креативного процессов в социокультурном менеджменте необходимо для понимания специфики материальных и духовных продуктов социально-культурной деятельности, то есть для понимания понятий «продукты культуры» и «услуги культуры».

По мнению авторов учебника «Теория и практика социокультурного менеджмента», культурные услуги создаются менеджером, когда он работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуационной перспективе. Возникает разделение процесса создания культурного продукта на условные внутренний и внешний контуры, где первый относится к области творческой деятельности исполнителей, а внешний — к креативной деятельности менеджеров, основанной на культуротехни- ке создания услуг в культуре.

Авторами подчеркивается важность доверия клиента, поскольку оценка качества услуги происходит только после ее получения, что подтверждает наш тезис, предложенный выше об ориентации креативной деятельности на потребительский спрос и оптимизацию производства средствами маркетинга.

Важнейшей позицией авторов учебника в контексте нашей темы является: «Культуротехника менеджера не предполагает отношение к творчеству (в высоком смысле творения произведений культуры) как обязательному условию, и творение заменяется развитием-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общепринятом смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехниче- ской работе воссоздает творчество и духовность [8, с. 454—455]».

Если редуцировать приведенное утверждение в контексте взаимодействия творческого и креативного компонентов деятельности в процессе создания продуктов культуры, то креативная деятельность есть функция творчества, позволяющая непрерывно транслировать культуру и воссоздавать ее актуальное состояние. Владение приемами культуротехники требует от современного менеджера социокультурной сферы умения находить нестандартные решения в непрерывно изменяющихся условиях управления социокультурными процессами. С. В. Касаткина на первый план выносит не столько информированность и зависимость менеджера от организационных систем, сколько его способность к самоорганизации, вхождению в иные позиции и логики существования [5, с. 201].

На наш взгляд, основная область реализации креативной компетентности менеджера социально-культурной деятельности — это креативный сектор экономики. Важнейшей научно-экономической задачей является выявление возможности творческих/креативных инду- стрий создавать эффект экономического мультипликатора.

На сегодняшний день в социально-культурной деятельности существует методология расчета такого мультипликатора применительно к сфере туризма, где на основе моделей экономической базы и/ или межотраслевого баланса региона можно рассчитать эффект экономического мультипликатора (как минимум по 7 критериям) на примере туристического кластера. Выражаясь простым языком, расходы туристов являются инвестициями, стимулирующими спрос внутри кластера и в смежных отраслях ре- гиональнои экономики, связанных с туристическим сервисом.

Но может ли такой эффект возникать применительно к творческим индустриям?

М. В. Матецкая на основе анализа мировой практики выделяет три модели существования творческих инду- стрий и в первой рассматривает творческие индустрии с позиции производства (так называемых творческих кластеров), где в основе лежит определение DCMS (1998) как видов деятельности или кластеров (реклама, архитектура, издательская деятельность, программное обеспечение, исполнительское искусство, СМИ, производства искусства, дизайна, моды и т.д.), которые производят творческий продукт (output). В настоящее время вклад данных отраслей в экономики развитых и развивающихся стран достаточно велик - от 2,5% ВВП в Китае, например, до 8-10% в Великобритании. Данные отрасли демонстрируют высокий рост по всему миру и экономический эффект мультипликатора [6]. Однако поскольку в основе данного эффекта лежат валютные инвестиции, автор не упоминает, что фунт стерлингов (Великобритания) является третьей после доллара и евро мировой резервной валютой, в которой центральные банки по всему миру могут накапливать собственные резервы. С 2016 года юань (Китай) включён Международным валютным фондом в «корзину» специальных средств заимствования, что приравнивает китайскую валюту к разряду инвестиционных. Справедливости ради стоит заметить, что данное утверждение автора было сделано на пять лет раньше указанного выше события.

К сожалению, российский рубль не является инвестиционной валютой, по этой причине привлекать инвестиции в креативный сектор экономики невозможно, в том числе и по причине высоких процентных ставок по кредитам для малого бизнеса. В этой ситуации рост креативного сектора экономики можно объяснить скорее эффектом низкой базы, особенно в регионах Российской Федерации. По этой причине невозможно исследовать эффект экономического мультипликатора в творческих индустриях в отрыве от специфики экономической модели современной России.

По мнению Т. Н. Суминовой творческие/креативные индустрии, как уникальные явления, синтезировали три сферы человеческой деятельности: культуру и искусство, экономику и социальную политику [7, с. 34]. Творческие индустрии рассматриваются автором как феномен экономики XXI века, что выдвигает требование поиска и разработки нестандартных моделей профессиональных компетенций специалистов в области культуры и искусства. Формирование креативной компетентности менеджера социально-культурной деятельности выступает важным компонентом в процессе подготовки кадрового резерва для экономики знаний.

 
Примечания

1. Вторая Международная конференция «Больше чем обучение: Непрерывное обучение для нового мира работы [Электронный ресурс] // Корпоративный университет Сбербанка 2014 : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.sberbank-university.ru/ru/news/1562 (дата обращения: 30.01.2018)
2. Григорян В. Д. Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 318-320.
3. Есаков В. А., Митропольская-Родионова М. В., Конобеева А. Б. Циклическое развитие социально-экономических систем // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 35-42.
4. Желткова Т. И. Формирование креативности у будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Желткова Татьяна Иосифовна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2007. 222 с.
5. Касаткина С. В. Творец и менеджер // Зеркало. Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ. 2008. Вып. 1.
6. Матецкая М. В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях [Электронный ресурс] / НИУ-ВШЭ г. Санкт-Петербург. 2011. URL: https://www.hse.ru/ data/2011/10/11/1270376809/Matetskaya_men_2011.pdf (дата обращения: 30.01.2018)
7. Суминова Т. Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3.
8. Чижиков В. М, Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник. Москва : МГУКИ, 2008.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 3 (83)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.07.2019)
Просмотров: 18 | Теги: креативность, менеджмент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь