Четверг, 09.07.2020, 11:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

М.А.Барыкина

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье анализируется процесс социальной адаптации студентов в высшем учебном заведении. Проводится взаимосвязь адаптации с процессами социализации. Цель исследования - рассмотрение процесса адаптации как необходимого феномена для успешной деятельности в образовательном пространстве. Автор дает определение понятию «мотивация», выделяет основные разновидности мотивов. Обобщено множество определений социальной адаптации, из чего сделан вывод, что рассматриваемый процесс оказывает влияние на усвоение личностью социальных ролей, норм, ценностей общества в соответствии с ее деятельностью. С точки зрения многих исследователей, в основе социальной адаптации лежит мысль о развитии у студентов способности выбора стратегий адаптации, позволяющей самоутвердиться и самореализоваться. В ходе исследования сделан вывод о влиянии социальной адаптации на процесс социализации, цель которой - помощь студентам в выборе своего места в масштабах общества и осознании себя полноправным его участником.

Ключевые слова: адаптация, социализация, мотивация, критерии адаптированности, студенты, самореализация.

 

Введение. Трансформация различных систем современного общества влечет за собой изменения во всех сферах общественной жизни. В последнее время проводятся многочисленные исследования, например, в области физического воспитания молодежи, в ходе которых выявлено, что двигательные способности молодых людей не соответствуют необходимым параметрам. Одним из факторов, влияющих на данные показатели, является низкий интерес со стороны студенчества к занятиям физической культурой. Молодежь в условиях развития цифровой среды обитания сталкивается с нарушением равновесия между индивидуальным и социальным в силу малого жизненного опыта. Иными словами, возникает социально-педагогическая проблема, связанная с адаптацией в обществе и дальнейшей социализацией [5]. Социализация в социуме представляет сложный процесс, влияющий на становление личности.

Обсуждение проблемы исследования. Высшее учебное заведение представляет собой агента социализации, формирующего модель поведения молодежи. Решением данной проблемы является так называемая социальная адаптивность, то есть развитие способности со стороны студенчества адаптироваться к новым ситуациям в ходе образовательного процесса. Общество перед вузами ставит одну из главных задач, заключающуюся в удовлетворении потребности в профессиональной подготовке будущих специалистов, способных к адаптации в социуме [2]. Например, в Волгоградской государственной академии физической культуры одной их главных задач является адаптация студентов к изменяющимся образовательным стандартам в высшем образовании. Успешная адаптация способствует личностной и профессиональной самореализации.

Результаты исследования. Выделим специфические стороны социальной адаптации с точки зрения разных наук. Философское знание в вопросе адаптации направлено на выявление ее роли и механизмов. Социология адаптацию рассматривает как процесс, в ходе которого индивиды приспосабливаются к внешней среде с помощью различных средств [4]. В психологической науке адаптация рассматривается, исходя из индивидуальных личностных установок, взаимоотношения личности и социальной группы. В педагогике особое внимание уделяется педагогическим условиям для успешной адаптации [1]. В научном обороте термин «адаптация» появился благодаря физиологу Г. Ауберту, который использовал его для обозначения реакции кожи на внешние раздражители.

В современной литературе социальная адаптация представляет собой, прежде всего, процесс проявления активности личности к социальной среде [7]. В этом плане именно активность человека как социального существа отличается от биологической адаптации. В педагогике социальная адаптация имеет множество определений. Например, в словаре под ней понимается взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной системы согласуются с мотивацией, способностями его участника.

Обобщив множество определений социальной адаптации, мы пришли к выводу, что рассматриваемый процесс оказывает влияние на усвоение личностью социальных ролей, норм, ценностей общества в соответствии с деятельностью личности. С точки зрения многих исследователей, в основе социальной адаптации лежит мысль о развитии у студентов способности выбора стратегий адаптации, позволяющей самоутвердиться и самореализоваться. Результат социальной адаптации в педагогике получил название «адаптированность». А.А. Налчаджян представляет адаптированность как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность; личность удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней референтная группа; личность переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [11].

Исходя из данного определения, выделим критерии адаптированности. Их принято разделять на объективные и субъективные. Первые отражают поведение личности, точнее, его адекватное проявление относительно установок, которые являются доминирующими в обществе. Результатом будут выступать личностные достижения, влияющие на его успех, благополучие [6]. Субъективные критерии полностью связаны с психическим состоянием человека, его социальным самочувствием. Следовательно, в процессе социальной адаптации существенным является согласование индивидуальных потребностей человека и тех требований, которые диктует внешняя среда. В ходе адаптации процесс социализации занимает лидирующее положение, так как два эти процесса необходимы для развития социального аспекта личности и дальнейшего накопления жизненного опыта [9].

Говоря о социальной адаптации студентов и соотнесении ее с процессом социализации, выделим концепцию А.В. Мудрика [10]. Ученый рассматривает социализацию как приспособление человека в условиях конкретного типа общества. Социальная адаптация представляет процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, в результате чего согласуются требования и ожидания основных участников. Как отмечает А.В. Мудрик, в процессе социализации происходит становление человеческой индивидуальности, в отличие от социальной адаптации, где индивид рассматривается как социальное существо. Главным является достижение единства между двумя этими процессами.

Процесс социализации изучается различными науками, такими как философия, социология, психология и многими другими. Каждая наука рассматривает свой аспект в социализации. Например, социологическая наука изучает влияние социализации на структуру общественной системы, способы ее производства с позиции политического устройства общества. Психологию интересует внутриличностный аспект социализации, то есть, каким образом происходит формирование личностных компонентов и дальнейшее развитие индивида с учетом освоения первичной социализации. Педагогика рассматривает процесс социализации в нескольких аспектах. Изначально - социализация через воспитание, его принципы, форму и методы. В дальнейшем рассматривается социализирующая среда, под которой понимается общество в целом, его позитивное влияние и выявление негативных явлений.

В науке нет единого мнения относительно места человека в процессе социализации. Принято выделять субъект-объектный подход, представителями которого являются Эмиль Дюркгейм, Роберт Мертон. Согласно их концепциям, общество является субъектом воздействия, соответственно индивид - объектом. Второй подход - субъект- субъектный. Он представлен в работах Ч. Кули, А. Маслоу, А.В. Мудрика и основывается на рассмотрении личности как субъекте, адаптирующемся к социальной ситуации [8]. Последний подход определяет социализацию как процесс, в ходе которого индивид усваивает опыт, находясь внутри социальной среды, посредством активной деятельности.

В структуру социальной адаптивности входит мотивационный компонент. Исследования А.К. Акименко показывают, что мотивация личности играет значимую роль в процессе адаптации. Иными словами, мотив это некая сила, которая направляет личность в условиях социальной среды [3]. В педагогической науке принято различать диспозиционную и ситуативную мотивацию. Соответственно, мотивация представляет собой процесс взаимного воздействия, в ходе которого личности необходимо принимать решения, выбирать дальнейшую стратегию для оптимизации с окружающей средой.

Заключение. Развитие социальной адаптации студентов мы рассматриваем как педагогическую деятельность, в ходе которой, например, деятельность куратора является внешним мотивом и определяется как стимул. Положительным результатом выступает внутренняя мотивация, в ее основе лежит личностная и профессиональная самореализация студентов. Примером внутренних мотивов являются идеалы, ценности, личностные установки и нормы поведения, признанные обществом. В процессе обучения в качестве ключевого типа мотивации выделим «мотивацию на успех», в основе которого лежит ориентация на успех. Рассматриваемый тип требует от студентов высокой активности, инициативности.

Проблема развития социальной адаптации студентов состоит в способности индивида осуществить выбор стратегий адаптации, направленной на удовлетворение социальных и личностных потребностей. Иными словами, мы считаем, что социальная адаптация является составляющей процесса социализации, цель которой - помощь студентам в выборе своего места в масштабах общества и осознании себя полноправным его участником.

Литература

1. Близнецова О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания // Вестник НГГУ. - 2014. - № 3. - С. 68-75.
2. Бобков А.Э. Правовое сопровождение патриотического воспитания в молодёжной политике на федеральном уровне // Евразийский юридический вестник. - 2015. - № 11 (90). - С. 289-290.
3. Богданова В.В. Воспитательный потенциал волонтёрской деятельности студентов // Волонтер. - 2014. - № 1 (9). - С. 6-20.
4. Ивченко Т.П. Адаптационные ресурсы обучения молодых специалистов в условиях производственно-профессиональной деятельности. - Калининград, 2016. - 255 с.
5. Игнатенко И.И. Игровые технологии в свете коммуникативных тенденций XXI века // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1. - № 2. - С. 166-172.
6. Лоретц О.Г. Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 7.
7. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. - 2018. - № 5. - С. 17-28.
8. Лушникова И.И. О некоторых особенностях применения электронных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам студентов «цифрового поколения» // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2015. - № 2. - С. 48-50.
9. Мокроусова Т.А. Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции // Символ науки. - 2015. - № 12-2. - С. 171-174.
10. Мудрик А.В. Человек - объект, субъект и жертва социализации // Известия Российской академии образования. - 2016. - № 1. - С. 48-57.
11. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 2008. - С. 43-65.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.01.2020)
Просмотров: 73 | Теги: мотивация, адаптация, социализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь