Суббота, 14.12.2019, 15:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

О.А.Малыгина

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как и их здоровые сверстники, должны быть включены в различные виды творчества, ведь часто они оказываются один на один со своими трудностями, утрачивают социальные связи. Это приводит к дополнительным трудностям в общении и социальной жизни, культивирует чувство собственной неполноценности. В то же время дети с ОВЗ очень часто обладают ярко выраженной индивидуальностью, которая проявляется как в творческой деятельности, так и в тонком восприятии искусства.

Искусство и творчество позволяют детям с ОВЗ вести диалог с окружающим миром [1, с. 3]. Музей в этом случае - это идеальное место для приобщения к историческому и культурному наследию, но также он может стать пространством для социализации инвалидов. В музейной среде возможен поиск и обнаружение творческих сил, способностей, которые заложены в самой природе человека. Музейная среда повышает интегративную роль социокультурной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивая включение ребёнка в социальную среду и приобщение его к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей [2, с. 277].

Для реализации педагогического потенциала музейной среды в социокультурной адаптации детей с ОВЗ 6-8 лет, посещающих муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Красноперекопского района города Ярославля», нами была разработана соответствующая технология, включающая: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и результативный блоки. В рамках программы проводились театрализованные постановки с участием детей с ОВЗ, мастер-классы и занятия по арт-терапии, музейные занятия. Для поставленных целей в работе использовались методы творческой реабилитации. С детьми проводились встречи на музейных экспозициях ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Они знакомились с реальными экспонатами, усваивали знания о музейном фондовом предмете.

Основа первого блока - театр с пальчиковыми куклами. На мастер- классах по изготовлению подобных кукол у ребёнка развивается умелость рук и координация движений, что способствует психомоторному развитию. Создавая что-то своими руками, ребёнок укрепляет связь с внешним миром, что особенно это важно для детей с ОВЗ.

Следующий этап - проведение театрализованных постановок с пальчиковыми куклами с участием детей. При такой форме работы развиваются индивидуальные творческие способности ребёнка, она также содействует закреплению предметно-практической деятельности и коллективной работе в разновозрастных группах. Занятия в кукольном театре дают возможность участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления детей способствуют повышению их самооценки, избавлению от комплексов, помогают ребятам самоутвердиться, стать коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребёнка более успешным [3, с. 49]. Участвуя в спектаклях с пальчиковыми куклами, ребята знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У детей воспитывается любовь к народным сказкам. Сам кукольный театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре они видят знакомые и близкие игрушки, которые оживают, двигаются, становятся ещё привлекательнее и интереснее.

Занятия и мастер-классы по арт-терапии создают благоприятные условия для общения замкнутых детей, обеспечивают эффективное эмоциональное реагирование. Во время занятий происходит осознание ребёнком своих переживаний, развитие способности к саморегуляции, появляется уверенность в себе за счёт социального признания ценности созданного им продукта. Арт-терапевтические занятия представляют собой рисование пальчиковыми красками на специальных заготовках, что оказывает на ребёнка эмоционально-эстетическое воздействие.

Они ориентированы на эстетическое освоение ребёнком мира, сущности творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

В ходе социокультурной реабилитации активно развивается познавательная деятельность детей с ОВЗ, которая ориентирована на приобретение ими знаний, понятий об окружающем мире. На занятиях по археологии ребёнку предоставляется возможность познакомиться с древнейшей историей Ярославской области, он выступает в роли исследователя. Методы и приёмы проведения занятий ориентированы на развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Участвуя в импровизированных археологических раскопках, ребёнок развивает тактильную чувствительность, «ручной интеллект», познавательные функции. Происходит тренировка сил и подвижности нервных процессов, совершенствуется предметно-игровая деятельность. Поэтому при проведении занятий особое внимание уделяется осмысленным действиям и манипуляциям с предметом, в процессе которых ребёнок получает сведения о назначении предмета и способах его применения.

Занятия позволили детям включиться в мир исторических событий, находясь непосредственно в музейном пространстве, расширить их представления об окружающем мире, помочь в социальной адаптации. С детьми проводились «раскопки» в специальных песочницах, заполненных песком. В песке дети могли найти орудия труда, фрагменты посуды, украшений, сделанные из гипса по эскизам археологических предметов, хранящихся в фондах музея. Творческое задание - завершающий этап, который включает элементы игры или рисования, например, с помощью паззлов надо собрать керамическую посуду или нарисовать найденный археологический предмет.

В ходе реализации программы сотрудники осуществляют мониторинг эффективности качества предоставляемых услуг, степень удовлетворённости детей и родителей проведёнными мероприятиями.

В целом, наряду с другими образовательными технологиями и средствами, музейная среда может служить эффективным способом социализации детей с ОВЗ, поскольку даёт возможность реализовать потребность в свободном выборе своих действий, обеспечивает совместность с другими и самореализацию.

Список литературы

1. Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. 2015. № 4. С. 3-6.
2. Усова Л. В. Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. С. 276-282.
3. Теплова И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 1. С. 49-52

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.11.2019)
Просмотров: 18 | Теги: ОВЗ, музейная среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь