Пятница, 20.07.2018, 06:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции

И.Г.Хурамшин, С.С.Русакова

Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции

Аннотация. В статье автором представлено содержание тренировочных нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов основывалось на сочетании тренировки и различных средств восстановления: педагогических. Значение разработанного содержания заключается в том, что увеличить интенсивность тренировочного процесса можно с помощью перераспределения средств направленных на восстановительные мероприятия и включением этих средств в средства специальной подготовки.

Ключевые слова: легкая атлетика, бег на средние дистанции, подготовительный период, тренировочные нагрузки, средства восстановления.

 

В настоящее время легкая атлетика характеризуется резким увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Достижение высоких результатов предполагает проведение нескольких тренировочных занятий в день, а, следовательно, существенное увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок. Применение в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования нагрузки другой направленности (воздействие на другие мышечные группы, изменение интенсивности нагрузки, выполнение нагрузки в новых условиях, изменение характера отдыха) может активно влиять на психические процессы, снижая нагрузку после монотонной работы, одновременно поддерживая и даже увеличивая физическую работоспособность [1, 2, 3].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между необходимостью, с одной стороны, использования эффективных средств восстановления в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции, с другой, недостаточной изученностью сочетания физических нагрузок с различными средствами восстановления в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования в подготовительных периодах годичного цикла.

Теоретическое исследование проблемы восстановления работоспособности бегунов на средние дистанции в процессе спортивной подготовки позволяет заключить, что среди различных факторов способствующих повышению спортивной работоспособности важную роль играет увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. Однако, повышение как объёма, так и интенсивности тренировочных нагрузок имеет свои физиологические пределы. В связи с этим, первостепенное значение имеет активное воздействие на процессы восстановления после физических нагрузок путём естественного их стимулирования. Применение психолого-педагогических и медико- биологических средств восстановления в подготовительном периоде положительно влияет на работоспособность спортсменов, тем самым, позволяя увеличить объём и интенсивность выполняемой нагрузки и улучшить результаты в беге на средние дистанции [4, 5, 6, 7].

Учитывая все выше сказанное, нами было разработано содержание физических нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов на средние дистанции, применяемое в подготовительном периоде годичного цикла.

Суть разработанного нами содержания заключается в том, что увеличить интенсивность тренировочного процесса можно с помощью перераспределения средств направленных на восстановительные мероприятия и включением этих средств в средства специальной подготовки. Обязательным условием экспериментальной методики является использование эффективного сочетания физических нагрузок и средств восстановления работоспособности спортсменов.

Методика применения средств восстановления включает 4 блока:
1. Диагностика необходимости восстановительных мероприятий.
2. Принятие управленческого решения о начале восстановления.
3. Выбор восстановительных средств.
4. Диагностика результата восстановления.

Задачи использования средств восстановления:
1. Ускорение течения процессов постнагрузочного восстановления.
2. Повышение спортивной работоспособности.
3. Коррекция временно-поясной адаптации.
4. Профилактика физического перенапряжения и заболеваний, повышение иммунологической реактивности организма спортсмена.
5. Лечение заболеваний и патологических состояний у спортсменов.

Принципы использования средств восстановления:
1. Комплексность.
2. Совместимость и рациональное сочетание.
3. Учёт этапов подготовки.
4. Учёт индивидуальных особенностей.
5. Недопустимо длительное (систематическое) применение сильнодействующих средств восстановления.

Разработанная методика включает традиционные средства.

1. Педагогические средства восстановления:
• рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузок функциональным возможностям организма — нагрузки, которые выполняли спортсмены, соответствовали биологическому уровню развития, учитывались индивидуальные особенности спортсменов;
• рациональное сочетание общих и специальных средств — на протяжении подготовительного периода соблюдалось волнообразное чередование микроциклов, например, после 2-3 объемных микроциклов давался 1 разгрузочный микроцикл;
• оптимальное построение тренировочных микро-, мезо- и макроциклов — внутри самих микро-, мезо- и макроциклах соблюдались закономерности тренировочного процесса, например внутри микроцикла сначала использовалась тренировка развивающая скоростные способности, затем развивающая силу, а потом специальную и общую выносливость, тренировочные занятия строились таким образом чтобы развивать преимущественно одно или в крайнем случае два физических качества;
• широкое использование переключений деятельности спортсмена — этот принцип построения тренировки соблюдался с помощью чередования условий тренировки (беговая дорожка, лес, шоссе, спортивный зал, бассейн, атлетический зал и др.), выбора различных дистанций, типа рельефа, интервалов отдыха и средств отдыха (ходьба, бег трусцой, медленный бег, лежачие положения со встряхиваниями ног, аутогенная тренировка, изометрическая тренировка);
• использование тренировки в среднегорье — спортсмены, выезжающие на сборы в среднегорье, одновременно меняли место тренировки, использовали условия рельефа местности, проводили тренировки в условиях разреженного воздуха, т. е. недостаточного снабжения организма кислородом;
• рациональное построение общего режима жизни — спортсмены отличаются тем, что умеют планировать свой тренировочный процесс и прогнозировать результат, который могут достигнуть. Для этого создаётся перспективное планирование, соблюдаются условия чередования нагрузки и отдыха, тренировочного и учебного режима, режима питания, сна и отдыха;
• правильное построение отдельного тренировочного занятия — создание эмоционального фона тренировки — соблюдались основные части тренировочных занятий (подготовительная, основная, заключительная), чередовались задания как индивидуальные, так и групповые, особенно сильный эмоциональный фон в тренировочном процессе, создавали подвижные и спортивные игры;
• индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий — использовалась как дополнительное средство ликвидации слабых сторон спортсмена, делался, упор на те виды подготовки, по которым у спортсмена наблюдалось отставание;
• использование активного отдыха и расслабления — использовался внутри микро-, мезо- и макроциклах и даже в интервалах отдыха между отрезками, например, бег трусцой. Упражнения на расслабление обычно использовались после силовых и скоростно-силовых упражнений. Наибольшее количество активного отдыха использовалось в разгрузочных микроциклах и переходных периодах тренировки.

2. Психологические средства восстановления: оптимальный моральный климат в группе, комфортные условия быта, идеомоторная тренировка (представление техники выполнения упражнений), аутогенная тренировка, специальные приёмы мышечной релаксации и др. Применение психологических средств чаще всего обосновывается с учетом индивидуальных особенностей индивида, с учетом особенностей взаимоотношения коллектива с участником тренировочного процесса. При выборе психологических средств важное значение имеют взаимоотношения тренера и воспитанника, не последнюю роль при выборе психологических средств восстановления играют условия быта, психологического климата.

3. Медико-биологические средства восстановления: различные виды массажа (ручной, аппаратный, точечный, самомассаж), гигиенический душ, обтирание, сауна, русская баня, душ Шарко, кислородный коктейль и др. Эти методы восстановления, на наш взгляд, помогут привести в прежнее состояние работоспособность бегунов в более короткие сроки, и за счет часов направленных на восстановительные мероприятия мы сможем увеличить интенсивность тренировочного процесса. В предложенной нами методике тренировки и восстановления средневиков доля часов, направленных на восстановительные процессы, была перенаправлена на специальную физическую подготовку (тренировка в бассейне), нами использовался эффект активного отдыха при силовых тренировках.

Пример сочетания тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования мы приводим в таблице, где отражено содержание основного тренировочного занятия и применяемых средств восстановления педагогического и медико-биологического характера. В таблице нами не были учтены психологические средства восстановления работоспособности из-за ряда факторов. Резкие индивидуальные колебания с психологической точки зрения не позволяют дополнить таблицу соответствующими рекомендациями общего характера.

Таблица 1
Пример содержания тренировочных нагрузок и средств восстановления в микроцикле подготовительного периода

Таким образом, разработанное нами содержание тренировочных нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов основывалось на сочетании тренировки и различных средств восстановления: педагогических, медико-биологических, психологических.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
2. Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.11.— С.2450-2454.
3. Бурцев, В. А. Характеристика видов физкультурно- спортивной деятельности студентов / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Кисапов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань.— № 4 (32).— 2012.— С.113-118.
4. Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Му- галлимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.241.— С. 5493-5497.
5. Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Теория и практика физической культуры.— 2013.— № 6.— С. 12-19.
6. Зорин, С. Д. Показатели социально-психологического улимата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С. Д. Зорин, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Фундаментальные исследования — 2014.— № 6. Ч.1.— С. 170-174.
7. Хамикоев, Ф. Г. Тренировочные нагрузки восстановительной направленности в структуре годичного цикла высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: автореф. дисс...канд. пед. наук / Ф. Г. Хамикоев. М., 1997. 24 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.07.2018)
Просмотров: 12 | Теги: бег на средние дистанции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь