Пятница, 09.12.2016, 06:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

СОБЕСЕДОВАНИЕ

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Много написано о том, как пройти собеседование. По мне, так пройти его не большая проблема, а вот как получить от него пользу?

Собеседование, особенно если вас собеседуют посредники, - настоящее испытание для нервов. В большинстве случаев создается впечатление, что интервьюеры - потомки Торквемады, иначе зачем им заниматься препарированием душ, выниманием самых темных страхов и прочими неаппетитными вещами?

Мы уже договорились о том, что бояться страха не надо. Договоримся еще и о том, что на все ужасные ситуации будем смотреть как бы со стороны (не давайте забывать себе, что это вы сейчас делаете выбор, а не обстоятельства вынуждают вас искать работу). И еще: очень поучительно относиться к сложной ситуации так, как если бы она уже прошла и вы ее вспоминаете. Попробуйте вжиться в роль уверенного, добившегося многого специалиста.

Приведу небольшую таблицу, которая поможет понять, как нас оценивают и чем можно повысить эту оценку (см. табл. N 1).

Таблица N 1

Критерии вашей оценки и способы ее повышения

 

Собеседование. Критерии вашей оценки и способы ее повышения

 

Начнем с одежды. Есть один нюанс: прежде чем облачиться в дежурный формальный костюм, неплохо было бы установить для себя, какой стиль одежды является приемлемым в выбранной вами компании. Уместен ли будет костюм для системного администратора, или формальный костюм для дизайнера, или строгая классика в молодежном коллективе? Вообще, если у вас сложились человеческие отношения в процессе телефонного собеседования, то можно уточнить вопрос одежды по телефону.

 

Недооценивать костюм в процессе поиска работы нельзя, но, как мне кажется, принимают на работу не только потому, что кому-то понравился ваш галстук. Решение о приеме на работу сотрудника достойный, адекватный работодатель принимает на основании того, совпадают ли ценности его фирмы с ценностями соискателя. Если же вы состоявшийся специалист в своей области и добились в ней определенных успехов, то очевидно, что вы уже прошли профессиональные тесты, проверки и оценку вашего делового костюма.

Оставим костюм в стороне и сосредоточимся на содержании собеседования. У соискателя на собеседовании часто возникают вопросы: "Почему меня об этом спрашивают? Я ведь все написал в резюме. Почему мне задают вопросы, не имеющие отношения к моей профессии? Что вообще происходит?" Ничего страшного не происходит. Интервьюер демонстрирует вам, профану, свой профессионализм. А поскольку большинство из них обучались на одних и тех же тренингах, то вопросы задаются, как правило, одни и те же. Имеет смысл изучить этот список, уяснить себе, что от вас хотят услышать, и приготовить ответы.

Надеюсь, никто не обидится на то, что я высказываю свое мнение, основанное на личном опыте.

"Расскажите о своей работе (последнем месте работы)" - этот вопрос задается скорее для того, чтобы сформировать какое-то впечатление о вас. Если вы внимательно отнеслись к составлению резюме, то сведения о работе там есть. Но интервьюеру надо же как-то разогнаться, составить первое впечатление, сориентироваться и т.д.

"Каковы причины вашего поиска новой работы?" - полагаю, что тут все ясно. От вас ждут лояльности к предыдущему работодателю.

"Что более всего привлекает вас в вашей работе?" - ответ на этот вопрос должен дать представление о ваших профессиональных интересах.

"Что более всего не нравится вам в вашей работе?" - от вас ожидают, что вы будете откровенны и проявите свои слабости, покажете ущемленные амбиции, неврозы и семейные проблемы.

"Как вы получили работу в вашей организации?" - стоит ли откровенничать, если вы устроились на работу по знакомству? Ведь от вас наверняка ждут утверждения о том, что вы поступили по рекомендации? Или по своей инициативе вызвались приносить пользу фирме.

"Охарактеризуйте свои обязанности" - здесь, пожалуй, следует делать поправку на то, какую позицию вы рассчитываете занять. Например, если вы претендуете на руководящую должность, то вряд ли стоит признаваться в том, что на прошлом месте работы вы были "человеком-оркестром" и разбирались в компьютерном "железе" лучше собственного системщика.

"Каких успехов и достижений вы добились на последнем месте работы?" - ответ на этот вопрос следует отрепетировать, чтобы не запинаться и не задумываться.

"Расскажите об ошибках, разочарованиях в работе, о неудачах?" - я бы не стала этим заниматься. HR-специалисты сами учат тому, что успешный человек не акцентируется на неудачах, а извлекает из них урок, превращает победу в поражение и т.д. Кто сказал, что у нас вообще были ошибки?

"Что вы получили от работы?" - ответ "деньги" самый честный, но вряд ли удачный. Новые навыки, связи и т.д.

"Опишите себя" - мы дождались своего часа, так воспользуемся им, чтобы сделать краткую, емкую и красивую самопрезентацию.

"Чем вы лучше других?" - продемонстрируйте уверенность в собственных способностях, профессиональном уровне, квалификации.

"Назовите свои главные недостатки и отрицательные качества" - возможно, это чрезмерная увлеченность работой; выход за пределы своих трудовых функций для того, чтобы решить задачу более эффективно?

"Положительные и отрицательные черты вашего руководителя" - все любят лояльных сотрудников. Вряд ли ваш новый руководитель обрадуется тому, что вы считаете предыдущего общественно опасным типом с неадекватным поведением, склонным к истерикам и неформальным отношениям.

"Что, по вашему мнению, думает о вас ваш руководитель?" - под этим вопросом скрывается интерес к потенциальным конфликтам и к тому, как вы сами себя оцениваете.

"С какими людьми вам приятно или неприятно работать?" - не следует недооценивать значение коммуникации, но и демонстрировать излишнюю общительность тоже ни к чему - если только речь не идет о специфической работе (реклама, страхование, прямые продажи и т.п.).

"Каковы ваши цели и задачи?" - пожалуй, стоит составить некий план и быть готовым его презентовать. Так мы сможем подчеркнуть свою готовность к обучению, развитию, перспективному планированию и т.д.

"Какие ваши ожидания сбылись за последние пять лет?" - подберите ответ, который демонстрировал бы вашу способность к достижению намеченных целей и то, что для вас действительно имеет значение.

"В какой должности вы видите себя через пять лет?" - от вас ждут, что вы расскажете о своих карьерных ожиданиях, с тем чтобы оценить уровень вашей самооценки.

"Если бы вы решили начать свою карьеру сначала, то что бы вы изменили?" - выясняют не только, что вас не устраивает в себе на сегодняшний день, но и степень целеустремленности и нацеленность на результат.

Нет-нет, собеседование - это не допрос. Это особый диалог, но только такой, при котором имеет значение ваше умение наладить контакт, отвечать на вопросы и задавать их, выяснять позицию собеседника, стимулировать его к пояснению этой позиции, правильно понимать, что собеседник имеет в виду, давать ему понять это, сглаживать противоречия и острые углы в беседе.

Не повторяйте старых ошибок. У большинства из нас одни и те же ошибки повторяются, точно мы ходим по кругу. Однако мы можем сделать так, чтобы этот круг стал спиралью. Чтобы избежать повторения ошибок, следует проанализировать ситуацию и попытаться понять, где спрятана ловушка.

Что делать, если на вас отрабатывают "тяжелую артиллерию", например, стресс-интервью?

Порой стресс-интервью трудно отличить от хамства, и это повод задуматься о том, подходит ли вам такой стиль руководства. Вообще, стресс-интервью применяется, если работа предполагает постоянные стрессовые ситуации. Или же вы заявили о своей высокой стрессоустойчивости (хотя даже суперстрессоустойчивый специалист не обязан терпеть хамство).

У меня был опыт прохождения стресс-интервью. Менеджер по персоналу перезвонила и сообщила, что интервью я прошла блестяще и меня ждет директор, так что могу предложить следующие варианты реакции на сомнительные вопросы. Во-первых, нестандартные ответы.

Примеры.

"Почему вы разведены?" - "А вы хотите это исправить?"

"У вас странная фамилия" - "У вас не менее странная".

"Что будете делать, если я решу на вас наорать?" - "Посоветую вам отличного психиатра".

"Почему вы нервничаете, у вас проблемы?" - "Нет, а у вас?"

"У нас есть сведения, что вы - вор" - "В самом деле? Обсудим это в суде?".

Во-вторых, спокойная реакция и жесткий встречный вопрос - это сработает.

Конечно, эта прикладная психология вряд ли поможет, если вам некомфортно с самим собой. Тем более что большинство кадровиков и рекрутеров - хорошо обученные люди, которые способны понять, врут им или нет. Так что оптимальный вариант: быть самим собой, причем тем, которым вы всегда хотели стать.

Даже если вы сильно разволновались, то почему бы не сказать об этом прямо? "Извините, я немного волнуюсь. Мне не каждый день приходится проходить собеседования". Помимо прочего, это продемонстрирует, что вы нечасто меняете работу, уравновешенны, ориентированы на долгое, плодотворное, стабильное сотрудничество.

Вам приходилось когда-нибудь ощущать, как сводит руку или ногу в холодной воде? Я училась плавать в озере с очень холодной водой, и мне посоветовали всегда иметь при себе булавку. Стоит почуять наступление судороги, достаточно уколоть конечность булавкой - и она придет в норму, и пловец тоже приходит в норму. Так что если вы человек робкий, легко смущаетесь, то, может, стоит прихватить с собой на собеседование какую-нибудь острую вещицу, чтобы предотвратить наступление судороги?

В любом случае лично мое мнение: залог успеха в любой рекламе, в том числе саморекламе, - это честность и искренность. Мэтр рекламы Д. Огилви писал: товар, который он рекламирует, - самый лучший в мире товар, и он честно говорит об этом потенциальным потребителям. Предлагаю признать самого себя самым лучшим специалистом и честно заявить об этом. Ну, а если серьезно, то ничто так не возвышает человека в беседе, как честность, открытость, искренность, неподдельный интерес к собеседнику и происходящему.

Ага, возразите вы, то есть, по-вашему, надо быть кристально частным, говорить правду и ничего, кроме правды? Я этого не утверждаю. Одному Богу известно, где бы работодатели брали сотрудников, если бы и те и другие говорили только правду.

У вас есть объективные способности, опыт, мастерство, и вы знаете, что умеете работать. Вы способны создать текст, обработать большой объем информации, написать пресс-релиз и т.д., причем сделать это в самые сжатые сроки, не отходя от стола, но в объявлении сказано, что вакансия, "по мнению работодателя, будет интересна сотрудникам в возрасте до 35 лет". Так изящно обходится законодательный запрет на указание в объявлениях о вакансиях возраста кандидата. Как тут не умолчать о том, что вам 36? Тем более что есть масса примеров, когда кандидаты в возрасте занимали вакансии для более молодых и преуспевали.

В общем, если человек имеет намерение, то он всеми правдами и неправдами преодолеет любые препятствия и пройдет любые проверки, даже на детекторе лжи (проверено лично).

Пусть со мной не будут иметь дело рекрутеры и работодатели, но я все-таки скажу: если вы будете честными до конца, то, скорее всего, на работу вас не примут. Вы в любом случае будете вынуждены сказать неправду - или умолчать о чем-то. Не верите? Хорошо, проверим. Что если работодатель потребует от вас работать за идею, на благо всего человечества, в его самой лучшей компании, да еще за смешные деньги? Все равно хотите работать? Тогда вам придется льстить, выставляться трудоголиком и делать вид, что вы всю жизнь мечтали работать в корпорации с утра до вечера на одном энтузиазме. Большинство из нас работает не за идею, а за деньги. Конечно, карьера и самореализация - это очень хорошо, но тогда почему разваливаются заводы, конструкторские бюро? Наверное, если бы деньги были не важны, такого бы не происходило. В общем, нет ничего удивительного, что человек хочет получать за свой труд адекватную зарплату. Более того, нет ничего плохого в работе рядом с домом, в компенсации мобильной связи, в корпоративном транспорте...

Однако если вы честно скажете работодателю, что хотите всего этого, - вот прямо возьмете и выложите, что вам в принципе все равно, чем занимается компания, вам нужно получить от нее: отдельный кабинет; секретаршу (секретаря); деньги и титул, который можно было бы передать по наследству, то эта кристальная честность оценена не будет. Так что если в вас хотят видеть трудоголика, то почему бы не вызвать его из недр своего подсознания? Это не так трудно, как кажется. Как можно честно и без потерь ответить на вопрос: "Какие у вас недостатки?" Сами же ищут человека с высокой самооценкой, уверенного в себе. Кто сказал, что у меня вообще есть недостатки? Ну хорошо, ответить можно так: "Пожалуй, чрезмерная въедливость и внимание к деталям... Иной раз я могу не ответить на приветствие коллеги, потому что обдумываю решение своей задачи. Могу забыть про день рождения мамы, засидевшись на работе". То есть мы говорим о своих недостатках, и все понимаем, что рассказывать о них - как минимум глупо. Но всячески демонстрируем, что понимаем правила игры и знаем, какого ответа от нас ждут.

Да и работодатели, прошу меня понять правильно, не всегда до конца откровенны. Их задача - получить хорошего работника с минимумом затрат, не так ли? Поэтому порой при описании вакансии работодатель демонстрирует не менее богатое воображение и не меньшую склонность к преувеличениям. Например, ведущая компания в регионе не в состоянии поставить в офис кондиционеры, перспективная и развивающаяся корпорация опаздывает с зарплатой, зато штрафует за любой проступок своих работников. А вам хочется хорошей зарплаты и человеческих условий труда, и нет ничего плохого или противозаконного в том, что вы добиваетесь лучшей доли для себя и своей семьи. Кроме того, работа - это каждодневный труд и лишения, и мы достойны компенсации.

Еще пример. Вы когда-нибудь меняли сферу профессиональной деятельности? Нет? Так попробуйте и убедитесь сами: не кривя душой, без опыта вы вряд ли справитесь с этой задачей.

Говоря о своем опыте, необязательно указывать на свой опыт в выполнении тех функций, которые вы больше выполнять не хотите. Ну не хотите вы больше видеть клиентов, а хотите, например, оформлять договоры, которые до этого видели пару раз, не более того. Так расскажите рекрутеру о том, как глубоко вы понимаете процесс и значение договорных отношений, какую колоссальную пользу вы можете принести на этом поприще. В общем, упирайте на то, что вам действительно хочется делать.

Если есть возможность, то не будет большой беды преувеличить, говоря о своих способностях. У меня был такой случай: бывшая коллега, уволенная по сокращению, наконец нашла работу, но там надо было заниматься не тем, что она умела, а тем, что делала под моим руководством. Мы присели в кафе, и я подробно, в картинках, обрисовала ей детали этого процесса. Через несколько дней позвонил рекрутер и спросил, в самом ли деле это - моя коллега и действительно ли она этим занималась. Разумеется, я подтвердила. В итоге моя коллега процветает на хорошей должности в достойной компании. И мы прекрасно общаемся и по-прежнему готовы прийти друг другу на выручку.

И кто тут может быть чем-то недоволен, если все получили то, что хотели? Прошлый опыт можно переиначивать по-своему, но с умом. Надо иметь соответствующую подготовку и, как говорят арабы, лошадиную память. Впрочем, даже если у вас что-то не выйдет, то что вам грозит? Максимум - увольнение после испытательного срока.

Насчет зарплаты. Для того чтобы добиться более высокой оплаты, проще преувеличить ее размер на предыдущем месте работы. Вы скажете, что это можно проверить? Чем, справкой 2-НДФЛ? Спросите у своего налогового инспектора, что он думает по этому поводу.

Перед тем как отвечать на вопрос относительно своего характера, надо изучить доступные вам требования к вакансии, на которую претендуете, представить себе идеального кандидата на эту должность и подумать, как бы он ответил на эти вопросы. Теперь смело заявляйте, что обладаете требуемыми свойствами характера.

Не бойтесь, будьте уверены в себе, и ничего плохого не случится, все будет только еще лучше, и помните о мелочах и тонкостях. Вы должны быть готовы говорить уверенно и конкретно о том, что вы делали на предыдущей работе, но не обязаны знать всю подноготную процесса. На вопрос о том, в чем вы не очень разбираетесь, вполне можно ответить, что занимались тем-то, а этим не занимались, потому что это - компетенция бухгалтерии, например.

Вероятно, ваш образ работающего за идею может показаться неправдоподобным. Однако, как показывает мой опыт, если не очень громко скандировать наименование фирмы будущего работодателя, то все проходит гладко. Так и говорим: "Я хочу работать именно в вашей компании, потому что это лидер рынка (узнаваемый бренд)".

Отвечайте четко и конкретно.

Обязательно следите за темпом речи - он должен быть одним и тем же на протяжении всего разговора. Никогда не срывайтесь с медленного темпа на быстрый и наоборот.

Избавьтесь от слов-паразитов. Никаких "как бы", "в принципе", "ну, как сказать". На вопрос, нравилось ли вам ваше начальство, требуется один ответ: "Да, оно было восхитительным".

Не мните ладони, не закрывайте рот и не чешите нос. Почитайте А. Пиза, если хотите узнать, какие еще телодвижения могут выдать вас.

Вы можете сказать, что однажды уличенному доверия нет. И во многих отраслях есть неофициальные "черные" списки работников (и, кстати, работодателей). Однако весьма часто в этот список включают на основании субъективных критериев и обид. Ведь для того, чтобы назвать человека вором, надо иметь вступивший в силу приговор суда - но кто в нашей стране обращает внимание на такие мелочи?

Агентства охотно обмениваются негативной информацией о соискателях, делают рассылки по компаниям. Строго говоря, это незаконно, и вы имеете право обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Однако гораздо более продуктивно заострять внимание на положительных аспектах своей карьеры и делом доказать несостоятельность претензий недоброжелателей.

Завершая разговор о неправде на интервью, вспомним о том, что подобное притягивает подобное. И если вы ввели работодателя в заблуждение, то не стоит обижаться на то, что и вам что-то не договорили. Если у компании хорошая репутация, четко очерченные социальные ценности, то и сотрудников будут искать с такими же ориентирами.

Разумеется, быть самим собой - это главное. Однако и у компании могут быть правила, стандарты, регламенты. Они могут вам подходить, а могут и вызывать отторжение. Вам в итоге выбирать - работать в таких условиях или нет. В любом случае придется адаптироваться к собеседнику. Есть простые способы дать вашему собеседнику понять, что вы его слушаете, слышите и понимаете.

Например, повторение того, что сказал собеседник. Вы наверняка используете этот способ, и на собеседовании он как нельзя кстати: "Почему вы увольняетесь с вашей работы?" - "Вы хотите уточнить причины моего увольнения. Дело в том, что..." Или перефразирование, краткое резюме того, что вам только что сказали: "У нас увеличились объемы продаж, требуются региональные менеджеры по продажам" - "Конечно, для работы в регионах необходимы особые менеджеры". Наконец, умение сделать правильный вывод об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера: "У нас небольшая компания, а вы работали в крупной" - "Вы имеете в виду мое последнее место работы. Да, это была большая компания, но у меня есть опыт работы в малом бизнесе".

Можно и нужно задавать работодателю вопросы:

предполагающие ответ "да" или "нет". ("Вы принимаете меня на работу?" - "Нет"; "То есть вы хотите представить меня директору?" - "Да");

требующие подробного ответа ("Каковы будут мои обязанности на этой должности?");

об общей ситуации в компании ("У вас недавно прошли увольнения, какие новые требования предъявляются к сотрудникам?");

помогающие перейти к выяснению ("Что в моем опыте работы требует дополнительного разъяснения?");

помогающие с выбором ("Вам нужен аккуратный исполнитель или должность предполагает принятие самостоятельных решений?");

уточняющие, как правило, повторение вопроса собеседника ("Я правильно понимаю, что вас интересует наработанная мною база клиентов?"; "Правильно ли я понимаю, что бонус за привлеченного рекламодателя составит от 30 до 50%?").

С применением этих методик стоит составить список вопросов, которые вы хотели бы задать работодателю или рекрутеру.

Завершая разговор о собеседованиях, позволю себе процитировать советы, полученные от одного моего начальника - переговорщика от Бога. Возможно, они покажутся вам интересными.

Производи впечатление в первые 15 секунд. Остальное время собеседник будет лишь искать подтверждение того, что в первые секунды он не ошибся с оценкой.

Когда ты с кем-то разговариваешь, забудь о личном пространстве. И твой собеседник, и суть разговора, и помещение, и пресс-папье на столе - это все ты.

Испытывай искренний интерес к собеседнику. И деликатно его демонстрируй.

Если в какой-то момент у тебя сдавило затылок или заболела спина, то сосредоточься на этом участке тела и расслабь мышцы. Это сигнал, что что-то идет не так.

Твой собеседник - это ты сама. Все, что видишь в собеседнике, присутствует и в тебе. Договаривайся с ним, как с самой собой - открыто и доброжелательно.

Не манипулируй людьми. И не позволяй собой манипулировать. Если видишь, что тобой манипулируют, спокойно работай по своему сценарию. Продолжай собеседование, заняв открытую, доверительную и сдержанную позицию, и просто расслабляй мышцы, которые напрягаются.

Получай удовольствие от процесса беседы. Независимо от результата ты должна быть готова признать, что сделала все, что от тебя зависело.

Много говорится о том, как успокоиться перед собеседованием. А ведь после собеседования расслабиться тоже бывает сложно. Пока нет результата, сидится так же комфортно, как на стуле для йоги, и снова возвращаются страхи и комплексы.

И вопросы такие в голову лезут: "Почему он не звонит?! Может, он забыл?! Может, я не подхожу?!"; "Надо ли звонить первым?!". Забавные ассоциации возникают, не так ли?

Если говорить серьезно, то лучше бы на собеседовании выяснить, подходит ли компании ваша кандидатура. Работодатель в состоянии прямо ответить на данный вопрос, да и рекрутер - тоже. Никто никого не обидит, если прямо сообщит о принятом решении. Поэтому будет лучше, если по окончании собеседования вы уточните, как и в какие сроки будет принято решение по вашей кандидатуре, если оно не может быть принято прямо сейчас, также следует спросить, когда можно позвонить, чтобы узнать результат.

Работодатели часто не звонят - кто-то по причине занятости, кто-то забыл, кто-то проводит последнее испытание (если соискатель не перезвонит, значит, не так уж хочет работать). Нельзя исключать и разные случайности (пропавшая сеть в мобильном телефоне, потерянная визитка, неправильно записанный номер телефона, секретарь стерла пыль со стола - и ваш номер заодно и т.д.). Я за то, чтобы перезвонить, но не раньше назначенного срока, зачем демонстрировать нетерпение. Тем более что это невежливо - торопить топ-менеджера с принятием решения.

Если выяснится, что решение еще не принято, то стоит уточнить новый срок, а не звонить каждый день. Если в назначенный срок решение снова не принято, то, скорее всего, это не ваша работа.

Мой опыт общения с рекрутерами показывает, что они предпочитают рассылать письма, причем иногда - нескольким соискателям. А такие письма Яндекс.Почта с радостью отправляет в папку "Спам". Вывод: эту папку надо проверять. Впрочем, если принято окончательное решение в вашу пользу, рекрутер может и позвонить.

Если вас отвергли, не стоит огорчаться. Лучше напишите письмо работодателю или рекрутеру и поблагодарите за то, что уделили вам свое время. Пусть кусают локти, что упустили такого вежливого, уравновешенного, уверенного в себе специалиста.

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443x (02.03.2014)
Просмотров: 344 | Теги: как пройти собеседование, собеседование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016