Понедельник, 18.11.2019, 22:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Техника. Технические науки

СНИЖЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА ПО ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Т.А.Абатурова, С.Н.Крикун

СНИЖЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА ПО ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ г. МАГАДАНА)

Предлагается решение по снижению погрешности расчетов при определении показателей транспортного шума по интенсивности движения транспортных потоков, представлена методика расчета показателей транспортного шума, предложен корректирующий коэффициент, полученный экспериментальным способом.

Ключевые слова: транспортный шум, суточная интенсивность движения, методика расчета, экспериментальные исследования, снижение погрешности.

 

Актуальность

Длительное время на кафедре автомобильного транспорта СВГУ ведутся исследования состояния экологии в г. Магадане. Основной акцент делается на изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду, в частности, транспортного шума. Промежуточные результаты исследований представлены в научных работах автора Т.А. Абатуровой и научного руководителя С.Н. Крикуна [1; 2; 4].

В текущей научной работе поднимаются вопросы эффективного применения на практике современных методов определения показателей транспортного шума по интенсивности движения транспортных потоков. Однако проведенные теоретические исследования показали, что математические алгоритмы, отраженные в нормативных и отраслевых документах [3; 4], не позволяют с высокой точностью определять уровни звука на магистральных улицах общегородского и районного значения. Об этой особенности упоминается в статье автора С.Н. Крикуна [2].

Проанализируем методику расчета шума по интенсивности, представленную в ОДМ 218.2.013-2011:

1. Расчет суточной интенсивности движения, Nсут, авт./сут.

При недостатке экспериментальных данных по суточной интенсивности движения может быть затруднен поиск часовой среднесуточной интенсивности движения. В этом случае допускается использовать формулу расчета суточной интенсивности движения Nсут с применением данных по максимальной интенсивности движения в «час пик», полученных экспериментальным путем. Для решения этой задачи подходит формула, предложенная в ОДМ 218.2.020-2012 [3]:

(1)

2. Расчет часовой интенсивности движения, авт./час [4]:

(2)

где kт,kн,kr - коэффициенты неравномерности интенсивности движения, соответственно по часам суток, дням недели, месяцам года, определяются по как ориентировочно средние и могут уточняться на основе данных учета движения.

3. Расчет уровня шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения, Lтрп, дБА:

(3)

где Nч - расчетная часовая интенсивность движения, авт./час; для проектируемых дорог принимается на 20-й год после окончания разработки проекта; в Рекомендациях принимается в соответствие с п. 4.2.2 или рассчитывается по формуле (1); по ОДМ 218.2.013-2011 рассчитывается с учетом дневной или ночной интенсивности транспортного потока;

F - фоновый уровень шума, принимается по данным местных органов санитарно- эпидемиологического надзора; по ОДМ 218.2.013-2011 не учитывается.

В качестве типового коэффициента, учитывающего наиболее активное число часов в сутках (для движения транспорта), в методиках предлагается значение 16, но данный показатель не учитывает региональную специфику транспортных систем городов. Применение в расчетах коэффициента учета дней в неделе также значительно искажает результаты и не соответствует реальным изменениям интенсивности движения транспортных потоков. В результате суммарная погрешность в расчетах колеблется от 10 до 20 %.

Совершенствование математических методов определения показателей транспортного шума, возможно только при наличии полевых данных по транспортно-эксплуата- ционным показателям магистральных улиц и дорог. На базе таких данных математические алгоритмы могут быть адаптированы к дорожной сети конкретного населенного пункта, в данном случае г. Магадана. Особенно ценно получение суточных показателей интенсивности движения, отражающей динамику изменения количества автомобилей в потоке в течение 24 часов. Для этого потребовалось проведение полевых исследований.

Цели и задачи

Целью работы являлось получение практических данных по суточной интенсивности движения транспортных потоков в целях разработки рекомендаций по совершенствованию существующих методов определения эквивалентных уровней звука транспортного шума с адаптацией к дорожной сети г. Магадана. К задачам научной работы следует отнести: оценку и анализ показателей по среднечасовой и суточной интенсивности движения на ул. Пролетарской, д. 79 и пер. Лукса, д. 4а, с помощью средств видеофиксации; построения диаграмм.

Исследование суточной интенсивности движения

Интенсивность движения N, авт./ч или авт./сут, - количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времен. В соответствии с СП 34.13330.2012 городские дороги подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги [5, с. 80-86]. Для определения суточной интенсивности движения были выбраны два участка магистральных улиц на ул. Пролетарской, д. 79 и пер. Лукса, д. 4а. Запись видео осуществлялась на видеокамеру Sony HDR SX-200 с флэш-накопителями различной емкости (от 32 до 128 GB). Видеокамера устанавливалась на треноге с постоянно подключенным питанием с фокусом на автомобильную дорогу. Для сжатия видеофайлов использовалась программа Movavi Video Suite 15. Подсчет количества транспортных средств осуществлялся визуально для каждого видеофайла с отметкой о количестве автомобилей, двигавшихся в обоих направлениях.

Анализ показателей интенсивности движения на обоих участках автомобильных дорог показал, что наибольшие значения достигаются в утренний «час пик» с 7:30 до 9:30, в дневной - с 12:00 до 13:30 и в вечерний - с 17:30 до 19:30 (см. Диаграммы).

Кривые распределения статистических показателей имеют разный характер изменения. На пер. Лукса транспортные потоки имеют четко выраженные периоды «час пик». На ул. Пролетарской, которая гораздо сильнее загружена транспортом в течение дня, в течение всего дневного времени фиксировалась стабильно высокая среднечасовая интенсивность движения. Это связано как с функциональным назначением улиц, так и с их геометрическими параметрами. Переулок Лукса находится практически в центре города, имеет всего две полосы и большое количество припаркованного транспорта. На ул. Пролетарской четыре полосы. Кроме того, данная улица связывает складские и транспортные районы с густонаселенными районами Магадана.

Диаграммы интенсивности движения в течение суток на ул. Пролетарской, д. 79 и пер. Лукса, д. 4а

Проведенные исследования позволили получить опытные показатели, характеризующие отношение суточной к средней максимальной интенсивности движения в «час пик». Среднее значение коэффициента составило 11,6, что более чем на четыре единицы меньше опытного значения, рекомендуемого в зависимости 1. Предварительные расчеты с опытным значением коэффициента позволили снизить погрешность от 0,5 до 1 дБА, что составляет в среднем 1,5-2 % от ранее полученных результатов.

Благодаря проведенным исследованиям были получены данные о распределении транспортных потоков в течении суток, наиболее активное время функционирования транспортных потоков от 10:00 до 13:00 часов в сутки. Увеличение количества исследованных магистралей в г. Магадане позволит установить более точное значение данного показателя. Общий положительный эффект от применения опытного показателя относительно не высок, поэтому требуется проведение дополнительных исследований транспортной системы города для установления экспериментальных корректирующих показателей. Требуется учет дополнительных факторов, влияющих на формирование транспортного шума.

Библиографический список

1. Пугачев И.Н. Исследование транспортного шума и транспортно-эксплуатационных качеств дорог в Магадане / И.Н. Пугачев, С.Н. Крикун // Качество и жизнь. - 2018. - № 1(17). - С. 66-70.
2. Крикун С.Н. К вопросу о современных методах определения эквивалентных показателей транспортного щума / С.Н. Крикун, И.Н. Пугачев // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-т, 2017. - Вып. 17. - С.61-64.
3. ОДМ 218.2.013-2011. Отраслевой дорожный методический документ : методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам. - М. : Рос- автодором, 2012. - 160 с.
4. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. (Одобрены Министерством транспорта Российской Федерации, Протокол от 26.06.1995).
5. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. - М. : Госстрой России, 2013. -170 с.
6. Абатурова Т.А. Шум автомобиля : основные источники и методы определения / Т.А. Абатурова // Молодая наука - будущее Колымы : материалы II областной науч.-практ. конф. студенческой и учащейся молодежи Магаданской области, 17 мая 2017 г. / науч. ред. И.Г. Третьяк ; оргком.: А.В. Шурхно (председ.) [и др.]. - Магадан : Мин-во образования и молодежной политики Магад. обл., 2017. - С. 184-186.
7. Вялышев А. Шум вокруг нас / А. Вялышев // Наука и жизнь. - 2006. - № 4. - С. 80-86.

Источник: Вестник Северо-Восточного государственного университета, 2019. - Вып. 31.


Категория: Техника. Технические науки | Добавил: x5443 (30.10.2019)
Просмотров: 10 | Теги: суточная интенсивность движения, методика расчета, транспортный шум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь