Пятница, 09.12.2016, 14:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

5.1. Понятие и стороны служебного контракта

Глава 5. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ

Согласно ст. 1 Закона о государственной гражданской службе наймодателем для федеральных гражданских служащих является Российская Федерация. Это значит, что государственный служащий служит не органу, а государству, а также то, что федеральными гражданскими служащими считаются служащие как центрального аппарата федеральных органов государственной власти, так и их территориальных органов, создаваемых на местах для осуществления полномочий федеральных органов власти.

Представитель нанимателя - тот, кто осуществляет полномочия нанимателя на государственную гражданскую службу от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Как правило, это руководитель соответствующего государственного органа или лицо, занимающее государственную должность, либо их представитель. Этим лицам предоставлено право представлять интересы Российской Федерации или субъекта РФ.

Физические лица, являющиеся руководителями государственных органов, осуществляют свои полномочия государственного нанимателя самостоятельно. При необходимости они имеют право возложить указанные полномочия на своего заместителя, но только в отношении найма на гражданскую службу лиц, замещающих младшие, старшие и ведущие должности гражданской службы.

Для наделения полномочиями государственного нанимателя заместителя руководителя государственного органа необходимо:

принятие руководителем государственного органа решения о наделении такого рода полномочиями своего заместителя;

данное решение должно быть принято строго в соответствии с действующим законодательством и компетенцией руководителя.

Руководитель государственного органа не вправе возлагать на своего заместителя полномочия государственного нанимателя в отношении лиц, замещающих главные и высшие должности гражданской службы. В отношении указанных лиц полномочия государственного нанимателя руководитель государственного органа обязан осуществлять лично и самостоятельно.

Основные условия прохождения государственной службы всех видов регулируются служебным контрактом, который может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

 

5.1. Понятие и стороны служебного контракта

 

Статья 23 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа".

Статья 10 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.

7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой".

Служебный контракт является двухсторонним актом, фиксирующим соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Сторонами служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы в таможенных органах являются: руководитель ФТС России, соответствующие начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов (со статусом юридического лица) либо иное лицо, которые в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС России наделены правом заключать служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации, с одной стороны, и гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий таможенного органа, назначаемый на иную должность гражданской службы в таможенном органе, с другой стороны.

В отношении лиц, поступающих на должности сотрудников таможенных органов, положениями Закона о службе в таможенных органах понятие служебного контракта не определено.

Стороны служебного контракта с гражданами, замещающими должности сотрудников таможенных органов, прямо установлены ст. 10 указанного Федерального закона: "Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника" (ч. 1 ст. 10).

Кроме того, статья содержит бланкетные нормы, позволяющие определить стороны служебного контракта. "Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы" (ч. 2 ст. 10).

Таким образом, в соответствии с Законом о службе в таможенных органах и Законом о государственной гражданской службе в качестве властной стороны служебного контракта выступают представители нанимателя, тогда как согласно ст. 10 Закона о системе государственной службы нанимателем федерального государственного служащего признается Российская Федерация.

Уточнение властной стороны служебного контракта имеет значение для последующего определения прав, обязанностей и ответственности сторон. Статья 23 Закона о государственной гражданской службе содержит положение о том, что служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Статья 10 Закона о службе в таможенных органах предписывает установление ответственности сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. При такой законодательной формулировке властной стороны служебного контракта правовые последствия в результате заключения контракта возникают не для нанимателя, а для представителя нанимателя.

В этой связи стороной контракта следует признать не представителя нанимателя, а нанимателя, которой будет действовать от собственного имени. Такой подход к определению властной стороны служебного контракта соответствует публичному характеру служебных правоотношений, так как "глубокая структурированность и иерархичность государственного аппарата придают государственной службе системную устойчивость, прочность, статус государственного института".

Сравнивая положения Закона о службе в таможенных органах и Закона о государственной гражданской службе, регулирующие понятие и стороны служебного контракта, можно отметить следующее.

В отношении гражданских служащих порядок заключения и типовая форма контракта установлены соответствующим актом Президента РФ (Указ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации"), тогда как для сотрудников порядок заключения и типовая форма контракта установлены ведомственным актом (Приказ ФТС России от 01.12.2008 N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации"). В последнем случае представитель нанимателя сам определяет порядок заключения служебного контракта и его форму.

В отношении сотрудников положениями ст. 10 Закона о службе в таможенных органах не предусматривается возможность заключения бессрочных контрактов.

В качестве невластного субъекта служебного контракта по гражданской службе прямо предусмотрены две категории: гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий таможенного органа, назначаемый на иную должность гражданской службы в таможенном органе.

Для замещения должности сотрудника в качестве невластной стороны контракта формально рассматривается только гражданин. Однако указание в норме на то, что "гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер" (ч. 6 ст. 10 Закона о службе в таможенных органах), позволяет рассматривать в качестве невластного субъекта не только гражданина, впервые поступающего на службу в таможенные органы, но и государственного служащего, проходящего государственную службу в таможенных органах.

Несмотря на имеющиеся различия в правовом регулировании служебного контракта о замещении должности гражданской службы в таможенном органе и контракта о службе в таможенных органах на замещение должности сотрудника с присвоением специального звания, отметим важную характеристику, присущую служебным контрактам, независимо от статуса государственного служащего таможенного органа. Речь идет об административно-правовой природе контракта.

Служебный контракт можно рассматривать как договор, основанный на добровольном волеизъявлении сторон. При этом очевидно, что равенство сторон отсутствует, так как представителем нанимателя выступает властный субъект, который действует от имени государства.

Служебный контракт - это соглашение, которое достигается в рамках административно-правовых отношений, в силу того, что рассматриваемые отношения складываются в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

Кроме того, заключение служебного контракта не только означает, что лицо проходит государственную службу, но и то, что субъект замещает государственную должность, а значит, наделяется публичными правомочиями. Перечисленные характеристики позволяют считать служебный контракт разновидностью административного договора.

Являясь по своей правовой природе административно-правовым договором, служебный контракт вместе с тем испытывает влияние трудового права. Соглашаясь с тем, что наиболее удачные конструкции трудового права могут быть использованы в законодательстве о государственной службе (в том числе применительно к служебному контракту), настаиваем на сохранении при этом административно-правовой природы.

К отличиям служебного контракта от трудового договора, гражданско-правового договора можно отнести следующее. Стороны служебного контракта (пусть и добровольного соглашения) не могут договариваться о правах, обязанностях и ответственности, по той причине, что эти положения зафиксированы в административно-правовой норме (Указ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации", Приказ ФТС России от 01.12.2008 N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации") и представитель нанимателя лишь представляет интересы государства (Российской Федерации).

Это отличает служебный контракт от трудового договора и гражданско-правового договора, при заключении которых работодатель и заказчик могут по своему усмотрению договариваться о содержании прав и обязанностей сторон с работником и исполнителем соответственно, так как представляют свои интересы.

Подводя итог, служебный контракт можно определить как соглашение между нанимателем и государственным служащим таможенного органа о прохождении государственной службы в таможенном органе и замещении должности государственной службы в таможенном органе, определяющее права и обязанности и ответственность сторон.

Властной стороной служебного контракта фактически выступает наниматель - Российская Федерация. Другой стороной служебного контракта выступает гражданин, поступающий на государственную службу, или государственный служащий таможенного органа, назначаемый на иную должность государственной службы в таможенном органе.

___________________

5.2. Содержание и форма служебного контракта

5.3. Срок действия служебного контракта

5.4. Заключение служебного контракта

5.5. Испытание при поступлении на государственную службу в таможенных органах

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.03.2014)
Просмотров: 1486 | Теги: комментарий, таможенных органах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016