Суббота, 22.09.2018, 12:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Скандинавская ходьба как физкультурно- оздоровительная технология в процессе обучения студентов в физкультурном вузе

Коркин Е. В., Абрамова В. Р.

Скандинавская ходьба как физкультурно- оздоровительная технология в процессе обучения студентов в физкультурном вузе

Аннотация. В статье рассматривается технология применения физкультурно-оздоровительных занятий на основе использования скандинавской ходьбы, внедренная в практику учебного процесса физкультурного вуза. Полученные данные свидетельствуют о росте функциональных возможностей дыхательной системы с адаптацией к обучению в физкультурном вузе.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, студенты, физкультурно-оздоровительные технологии, гипоксические пробы, ЖЕЛ.

 

Скандинавская ходьба (NordicWalking, финская ходьба, северная ходьба, нордическая ходьба, ходьба с палками) имеет «прародителя» — ходьбу на лыжах. Скандинавская ходьба появилась в 1930-х годах в Финляндии как особая форма тренировок лыжников, которая дала возможность спортсменам сохранять хорошую физическую форму не только зимой, но и летом. Развитие Скандинавской ходьбы в нынешнем оздоровительном виде связано с деятельностью школьного учителя, а затем профессора факультета физического обучения и спортивных наук университета в городе Ювяскюля (Финляндия) Леены Йяяскеляйнен. Именно она с 1966 года активно внедряла ходьбу с палками в качестве «новых идей физического воспитания школьников», а в 1987 году утверждала, что эта физическая активность «станет спортом будущего» [1]

Коренное реформирование системы образования в России и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности студентов [3].

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учреждениях, в которых используется разный подход к охране здоровья, относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Они реализуются на занятиях физической культурой и в спортивных секциях, на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях [4].

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности студентов всех факультетов, позволит повысить адаптивные возможности организма, и значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику применения скандинавской ходьбы в учебном процессе физкультурного вуза.

Эксперимент был организован с целью проверки эффективности разработанной методики скандинавской ходьбы, внедренной в учебный процесс физкультурного вуза. Сущность педагогического эксперимента состояла в том, что были сформированы идентичные по уровню физической и функциональной подготовленности контрольная и экспериментальная группы, на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта села Чурапча, Чурапчин- ского улуса Республики Саха (Якутия). Экспериментом охвачено 56 студентов-юношей 1 курса. Экспериментальная группа занималась согласно по учебному плану по подготовке бакалавров 49.03.01 «Физическая культура», профиля «Физкультурно-оздоровительные технологии», а контрольная группа занимались по учебной программе по подготовке бакалавров 49.03.01 «Физическая культура», профиля «Физкультурное образование».

Непременным условием проведения педагогического эксперимента было сравнение исходных и конечных результатов опытных факторов экспериментальных и контрольных групп. Проведение педагогического эксперимента отвечало обязательному правилу: его содержание, методы проведения не противоречили общим принципам обучения и воспитания.

Способ комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу — естественный. Эксперимент проводился в виде опытных учебно-тренировочных занятий.

Технологию скандинавской ходьбы внедрили как дисциплину для студентов 1 курса согласно учебному плану по подготовке бакалавров 034300.62 «Физическая культура», профиль «Физкультурно-оздоровительные технологии», очная форма обучения. Скандинавскую ходьбу изучали в дисциплинах «Теория и методика избранного вида спорта» 144 часов и «Базовые виды физкультурно-оздоровительных технологий» 180 часов.
Задачами данных дисциплин являются изучение студентами истории развития Скандинавской ходьбы в России и в мире, а также методики проведения занятий и технику ходьбы с палками, что будет способствовать освоению и продвижению здоровьесберегающих технологий в сфере будущей профессиональной деятельности бакалавров.

Для проведения педагогического эксперимента взяли за основу методику скандинавской ходьбы [2] предложенную заведующим Крысюк О. Б., д.м.н. и доцентом Волковым А. В., к.м.н. кафедры спортивной медицины и технологий здоровья Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта.

При организации учебно-тренировочных занятий адаптировали эту методику специфическим условиям физкультурного вуза и климато-географическим условиям региона. Методика имела направленность на развитие общей физической подготовленности

Каждое учебно-тренировочное занятие имело продолжительность 1,5 часа. При этом каждое занятие состояла из:
— подготовительной части (12-15 мин, или 15-17% от общего времени занятия), где в течение 10-12 минут студенты спортсмены выполняли общеразвивающие упражнения.
-основной части (55-60 мин, или 62-70% от общего времени занятия), в котором решали задачи правильного выполнения техники ходьбы с палками и развития общей физической подготовленности.
-заключительной части (12-15 мин, или 15-17% от общего времени занятия), в которой выполняли растягивающие упражнения.

Правильная подгонка инвентаря и экипировки занимающихся имеет большое значение для качественного проведения учебных занятий
Использование палок, специально предназначенных для NordicWalking, и позволяет практиковать правильную технику, и, соответственно, без опасности для здоровья получать все преимущества от этого вида физической активности. Т.е. формула успеха при ходьбе с палками (NordicWalking — NW) должна выглядеть следующим образом [2]:

Техника NW + Инвентарь NW= ПреимуществаNW + Безопасность NW

Поэтому перед началом педагогического эксперимента приобрели палки для скандинавской ходьбы подобранные по длине, не телескопические, безопасные, отвечающие всем задачам занимающегося, изготовленные с учетом всех рекомендаций INWA (InternationalN ordicWalkingAssociation) — Международной Федерации ходьбы с палками. Палки специально адаптированы климато-географическим условиям региона:

• Покрытия для ручки (пластиковые, прорезиненные и пробковые) наиболее комфортными при эксплуатации оказались пробковые ручки. Они отличаются хорошей теплопроводностью в холодное время и лучшим сцеплением с ней по сравнению с другими материалами ручек.

• Специфическим темляком палок, предназначенных для NordicWalking, является темляк типа «капкан». Это широкий ремешок-перчатка, плотно обхватывающая запястье и кисть руки, в которой большой палец выведен в отдельное отверстие, а остальные пальцы находятся в другом. Темляк «Капкан» заказали адаптированный со стороны экипировки, предназначенные для холодного времени года, с возможностью регулировки размера темляка к размеру кисти с более плотными рукавицами и перчатками.

• Стержень, основные функции: амортизация (смягчение удара при постановке палки), опора и отталкивание. Стержень палки может быть фиксированной длины, такая палка называется цельной, или изменяющейся длины, в так называемых телескопических палках, от которых отказались в связи с малым сроком службы, существенным весом. Выбор сделали на стержень фиксированной длины с содержанием 40% карбона. Карбо- новые нити вплетенные в стекловолоконный стержень обеспечивают максимальную лёгкость, поперечную жесткость, упругость, прочность и высокую пружинистость стержня.

• Наконечник выбрали в форме шипа твёрдосплав- ным, победитовым с обратным углом наклона, с износостойким башмачком с пластиковой внутренней ставкой для увеличения стабильности. Зарекомендовал себя как универсальный наконечник по траве, гравию, песчано- гравийным тропам, грязи, снегу, льду.

Результаты исследования и их обсуждение. В функциональных дыхательных пробах Штанге, Генче прирост составил в экспериментальной группе 18,8% и 39,1%, в контрольной группе 6,7% и 14,5%. Показатели ЖЕЛ у юношей экспериментальной группы составил 3,26±0,11, прирост за период обучения составил 11,0%. У студентов контрольной группы составил 2,91±0,07, также отмечается достоверно высокий прирост 8,2%.

Таблица 1.
Динамика физиологических показателей дыхательной системы студентов юношей в контрольной и экспериментальной группах

Окружность грудной клетки является также одним из существенных признаков физического развития индивида. Анализ динамики экскурсии грудной клетки показал, что имеется тенденция увеличения в обоих группах прирост составил у экспериментальной группы 16,6%, контрольной группы 6,7%.Таким образом, по результатам исследования показателей дыхательной системы в экспериментальной и контрольной группах юношей выявлен достоверный прирост за год обучения, но следует отметить, что в экспериментальной группе прирост значительно выше. Следует заключить, что применение скандинавской ходьбы оказывает положительное влияние на функциональное состояние дыхательной системы.

Литература:

1. Волков, А. В. История возникновения ходьбы с палками в мире, Российской Федерации и Санкт-Петербурге / А. В. Волков, О. Б. Крысюк, А. К. Самойленко; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург// Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физической культуры: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры спортивной медицины и технологий здоровья НГУ им. П. Ф. Лесгафта и 175-летию со дня рождения П. Ф. Лесгафта (27-28 декабря 2012) / Мин-во спорта Российской Федерации; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — Санкт-Петербург, 2012. — С. 13-15.
2. Волков, А. В. Северная ходьба [Текст]: учебное пособие по направлению 49.04.01 «Физическая культура» / А. В. Волков, О. Б. Крысюк; Министерство спорта Российской Федерации; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [б. и.], 2014.— 105 с.: ил.
3. Горелов, А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований — 2008. — Вып.6. — С.28-33.
4. Рыжкина Л. А. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы в вузе: учебное пособие / сост. Л. А. Рыжкина. — Ульяновск: УлГТУ, 2012.— 103 с.

 Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.08.2018)
Просмотров: 30 | Теги: скандинавская ходьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь