Суббота, 03.12.2016, 01:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Е.А.Широбакина
Волгоградская государственная академия физической культуры

Рассматриваются вопросы профессиональной мобильности выпускников вузов, учебно-познавательная компетенция и учебно-познавательная деятельность студентов. Описаны понятие, основные компоненты и уровни сформированности учебнопознавательной компетенции. Проанализированы типовая структура и основные функции ситуационных задач. Рассмотрены вопросы использования ситуационных задач при преподавании дисциплин, не имеющих непосредственного отношения к профессиональной деятельности студента и выпускника вуза.
 

«Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто» (М.Лауэ).

В условиях формирования информационного общества и быстрых изменений информационных технологий основным компонентом структуры высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов является профессиональная мобильность. Выдвигаются новые требования к выпускникам учебных заведений: способность и готовность специалиста быстро и успешно овладевать новыми технологиями, приобретать недостающие знания и умения, применять их на практике в нестандартной ситуации, создавать требуемый способ действия, обеспечивать эффективность профессиональной деятельности. Поэтому система высшего профессионального образования нового поколения, в настоящее время, ориентирована на формирование компетенций.

Существуют различные трактовки понятия компетенция и учебнопознавательная компетенция. В рамках данного исследования остановимся на следующих определениях.

«Компетенция» - это готовность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач [2];

«Учебно-познавательная компетенция» - это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элемент логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, в которые входят знания и умения организации це- леполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности (приобретение знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем) [4].

Другими словами, компетенция определяется как опыт, и проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника использовать полученные знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

Учебнопознавательные компетенции направлены на вырабатывание наиболее универсальных способов работы с информацией и являются неотъемлемой составляющей процесса формирования конкурентоспособных специалистов, поскольку обеспечивают профессиональную мобильность выпускников вузов.

Учебно-познавательная компетенция содержит три основных компонента (рис. 1). Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется через учебнопознавательную деятельность студентов. Несформированность навыков учебнопознавательной деятельности ведет к снижению эффективности обучения. Уровни сформированности учебно-познавательной компетенции сформулируем позднее на основе выполнения учебно-познавательной деятельности при решении ситуационной задачи.


 
Рис. 1. Основные компоненты учебно-познавательной компетенции

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности через обучении относится к числу актуальных. Связана она с поиском и необходимостью разработки технологий активного обучения, которые бы позволили обеспечить активную познавательную позицию студентов, побуждали к активной мыслительной и практической деятельности при усвоении учебного материала. К таким методам в полной мере относятся ситуационные задачи.
Ситуационная задача - методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания профессионального образования. Назначение ситуационной задачи при изучении дисциплин ЕНЦ может иметь два основных направления: учебная
-    основная цель которой обучение, и научно-исследовательская - направленная на осуществление исследовательской деятельности. Учебное назначение таких ситуационных задач, как правило, сводятся к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в определенной ситуации. Главной целью ситуационной задачи является формирование способности к оптимальной деятельности, она отражает типичные ситуации, которые возникают наиболее часто и с которыми придется столкнуться выпускнику в процессе своей профессиональной деятельности.
Высокий потенциал ситуационных задач как средства формирования компетенций определяется тем, что их условие представлено в виде событий или обстоятельств, имитирующих деятельность в профессиональной сфере. Цель решения ситуационных задач состоит в усвоении знаний и приобретении профессиональных умений на основе деятельности в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности. В настоящее время в учебно-методической литературе неполно рассмотрены вопросы использования таких задач при преподавании дисциплин, не имеющих непосредственного отношения к профессиональной деятельности студента и выпускника вуза.
При подготовке бакалавров основные усилия в процессе обучения дисциплинам естественнонаучного цикла направлены, в первую очередь, на формирование общекультурных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины.
Специфика ситуационных задач заключается в их практико-ориентированном характере, направленном на развитие и формирование профессиональных компетенций, т.е. совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Поэтому главный вопрос заключается в том, как и каким образом, учитывая профессиональную направленность ситуационных задач, можно использовать их при изучении цикла естественнонаучных дисциплин.
К таким предметам относятся дисциплины естественнонаучного цикла: информатика, математика, статистика, информационные технологии. Освоение каждой из этих дисциплин направлено на формирование навыков научного исследования и тем самым вносит лепту в профессиональное становление выпускника. Информатика - процессы поиска, способы переработки информации, построение информационных моделей; математика - методы решения задач оптимизации; статистика - обработка данных спортивных измерений; информационные технологии - методы и средства представления информации в удобном для восприятия виде, использование моделей в профессиональной деятельности.
Базовыми источниками используемыми для создания ситуационных задач по дисциплинам естественнонаучного цикла являются: научная и учебная литература, оперативная информация из СМИ, статистические материалы, научные публикации и ресурсы интернета посвященные спортивной тематике.
Ситуационные задачи, как правило имеют одинаковую типовую структуру и определенный перечень критериев для подбора материала (рис. 2).


 
Рис. 2. Типовая структура ситуационной задачи

Краткая характеристика основных функций ситуационных задач представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Основные функции ситуационной задачи

Процесс решения ситуационных задач, как правило, разбивают на несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации (рис. 4 и 5).


Рис. 4. Этапы решения ситуационной задачи


Рис. 5. Учебно-познавательная деятельность

На основе осуществления студентами учебно-познавательной деятельности при решении ситуационных задач определим уровни сформированности учебнопознавательной компетенции.


 
Рис. 6. Уровни сформированности учебно-познавательной компетенции

Ситуационные задачи по дисциплинам ЕНЦ должны быть ориентированы, в первую очередь, на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией. В задачи необходимо включать задания, направленные на развитие исследовательских навыков: подбор, обработка и представление информации, полученной из
различных источников; обобщение информации, ее систематизация и представление с использованием схемоязыка; оформление результатов исследования в форме отчета, схем, таблиц и др. Задания в ситуационных задачах необходимо составлять разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов и определять уровень сформированности учебнопознавательной компетенции.

Выводы

1. Основным условием конкурентоспособности специалистов является их профессиональная мобильность.
2. Учебно-познавательные компетенции направлены на вырабатывание наиболее универсальных способов работы с информацией и способствуют формированию профессиональной мобильность выпускников вузов.
3. Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется через учебно-познавательную деятельность студентов.
4. Активизация учебно-познавательной деятельности связана с технологий активного обучения, к таким методам относятся ситуационные задачи.
5. Ситуационные задачи по дисциплинам ЕНЦ должны быть ориентированы, в первую очередь, на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Литература

1. Атлягузова Е.И. Формирование базовых компетенций студентов технического профиля: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.И. Атлягузова. - Тольятти, 2011. - 23 с.
2. Еремина И.И., Садыкова А.Г. Методология оценки уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих ИТ-профессионалов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 10). - стр. 2258-2264.
3. Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения / Д. Ш. Маткаримова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 434-437.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». - 2002 - 23 апреля.

_____________

Ключевые слова: профессиональная мобильность, компетенция, учебно-познавательная компетенция, учебно-познавательная деятельность, ситуационная задача.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (13.10.2015)
Просмотров: 514 | Теги: ситуационная задача, Компетенция, учебно-познавательная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016