Пятница, 22.06.2018, 15:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Системные элементы медико-биологического и психологического обеспечения в подготовке спортивного резерва

В.В.Находкин
Н.В.Махарова

Системные элементы медико-биологического и психологического обеспечения в подготовке спортивного резерва

Аннотация. В статье раскрыта сущность организации медико-биологического и психологического сопровождения процесса спортивной подготовки юных спортсменов на примере Целевой программы подготовки сборной команды РС (Я) к Международным спортивным играм «Дети Азии». Раскрывается опыт использования и взаимодействия научно-методических баз ГБУ РС (Я) «Школа высшего спортивного мастерства», СВФУ им. М. К. Аммосова в систематизации комплексного сопровождения (обеспечения) спортивной подготовки юных спортсменов и команд. В течение последних 3 лет происходит конструктивные изменения в эффективности использования научно-методического потенциала, согласованности и достоверности применения стандартизированных проб и методов диагностики, восстановления и реабилитации спортсменов. Авторы видят цель в преемственности развития детско-юношеского спорта как прочного фундамента подготовки резерва для спорта высших достижений.

Ключевые слова: система, юный спортсмен, спортивный резерв, международные спортивные игры, медико-биологическое сопровождение, психологическое сопровождение, мониторинг функционального состояния, адаптация, рабочая тетрадь.

 

В рамках реализации комплексной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» идет процесс совершенствования мер по поддержке развития детского спорта, осуществляется поддержка деятельности детских спортивных организаций, школ, госучреждений спортивной подготовки для талантливых детей и подростков, а также создание необходимых условий для подготовки спортивного резерва. В наши дни совершенствуются новые технологии спортивной подготовки, использования достижений науки в области спортивной медицины и психологии, психофизиологии, соревнований и элементов спорта в учебно-тренировочном процессе. Однако, нерешенность проблем отдельных направлений, таких как развитие и внедрение современных научных методик подготовки спортсменов, в том числе отсутствие целостного видения всех отдельных структур и систем спортивной подготовки в едином целом — приводит к отсутствию стабильного результата всей отрасли. В этой связи, в учебно-спортивный процесс должны активно и оперативно внедряться результаты научных работ по совершенствованию тренировочных процессов, а также необходимо ставить вопрос об эффективном управлении научно-методическим потенциалом и имеющимся научными достижениями, с учетом региона, географии, менталитета участников спортивной деятельности.

Методы и организация исследования. Целью данной работы является описание элементов целостной системы медико-биологического и психологического сопровождения юных спортсменов в рамках реализации Целевой программы подготовки сборной команды к VI Международным спортивным играм (МСИ) «Дети Азии».Программой целевой подготовки юных спортсменов РС (Я) к МСИ «Дети Азии» было предусмотрено «этапное» и «постоянное» медико-биологическое и психологическое мониторирование функционального состояния юных спортсменов, включающее обязательное методическое обеспечение в целом. Использование научно-методической базы ГБУ РС (Я) «Школа высшего спортивного мастерства» в данных Играх осуществляется впервые. Разработаны и определены нормативно-правовые документы, методические рекомендации по подготовке, рациональному питанию, восстановлению, профилактике физических перегрузок юных спортсменов, проведены семинары, конференции по повышению квалификации тренеров и медицинских работников. Совершенствуется работа по повышению спортивной подготовленности, выявление сильнейших спортсменов, отбор и подготовка резерва для сборных команд, ведется работа по созданию банка данных медицинского контроля.

Результаты и их обсуждение. Немного о понятии «сопровождение». В спорте высших достижений означает помощь и содействие основной деятельности спортсмена, т.е. его подготовке к соревнованию. А в детском спорте предпочтение отдается работе на результат спортивной подготовки в широком смысле, т.е. на обеспечение полноценного развития юных спортсменов.

А психологическое сопровождение — комплексная программа, направленная на оптимизацию подготовки юных спортсменов психофизиологическими, психологическими, психолого-педагогическими и социально- психологическими методами и средствами. В том числе медико-биологическое обеспечение или сопровождение находит свое место в этом процессе. Обсуждение условий эффективности психолого-педагогического сопровождения представляется весьма актуальным, потому что без плодотворного взаимодействия всех участников (тренера, психолога, спортсмена, медицинского персонала и т.д.) достичь максимального результата затруднительно.

Психолого-педагогическое сопровождение тесно переплетается со всеми аспектами целого научно-организованного процесса: психолого-физиологического, психологического, педагогического, лечебно-восстановительного и др. Все эти виды специальной деятельности нацелены на обеспечение приоритета сохранения, восстановления здоровья, психического состояния спортсмена, успешности, стабильности, надежности и результативности выступлений на соревнованиях. Целью психологического сопровождения является обеспечение благоприятного нервно-психического (оптимального боевого) состояния, успешности выступлений и динамики восстановительных процессов спортсмена.

Мониторированиепсихофизиологических показателей центральной нервной системы в комплексе с мониторированием функционального состояния органов и систем на основе электрокардиографии, пульсометрии, гемодинамики, антропометрии, электроэнцефалографии и биохимических показателей в зависимости от этапа тренировки позволяет своевременно выявить нарушения адаптации к физическим нагрузкам, в том числе к смене часовых поясов (десинхронозах). Все показатели исследований вводятся в Базу данных каждого спортсмена, что дает возможность проследить изменения в динамике, установить функциональные возможности организма, своевременно выявить нарушения адаптации к физическим нагрузкам [4,5] .

Современный спорт на сегодня достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность ведущих спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, и факторами контроля за психофизиологическим и функциональным состояниями спортсменов, возможностями и резервами психики спортсмена.

В рамках этих требований на основе сотрудничества организаций детско-юношеского спорта и спорта высших достижений проводятся научно-методические работы, носящие исследовательский и практический характер по контролю, мониторингу за функциональными состояниями юных спортсменов. Результаты исследований находят применение с рекомендациями в процессе учебно-тренировочных сборов. До начала и после исследований принимаются согласованные коллегиальные решения с постановкой новых задач в присутствии спортивных врачей, психологов команд, методических работников, старших тренеров. Проекты и результаты исследований имеют единые требования в виде программ, проектов с ожидаемыми результатами, что очень важно для системной научно-педагогической работы и контроля процесса внедрения. Меры применения на практике полученных результатов и технические способы воздействия на спортсменов и тренеров обсуждаются на практических мини-семинарах, психолого- педагогических консилиумах.

Медико-биологическое и психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте решает следующие задачи: психологический отбор в сборные команды; психолого-педагогической поддержки в спортивной деятельности, предсоревновательной подготовки (снятие фобий, повышение мотивации, психорегуляции, разработки стратегии поведения во время соревнований и введения спортсмена в оптимальное боевое состояние), постсоревновательного психического восстановления, реабилитации и др.; развития благоприятных взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен»; разрешения различных кризисных ситуаций.

Необходимо учесть тот факт, что психофизиология определяет функциональное состояние и здоровье спортсмена. Основной целью медико-биологического обеспечения спортсменов в Республике Саха (Якутия) является мониторинг функционального состояния основных органов и систем с использованием новых инновационных технологий и своевременное использование, как физических, так и фармакологических методов восстановления с использованием биологически активных добавок из местного сырья.

Система вышеназванного целостного обеспечения и сопровождения включает в себя: диагностику функциональной и психологической готовности спортсменов к деятельности в экстремальных условиях соревнований; педагогически обоснованную воспитательную работу в детских спортивных коллективах; собственно психологическую подготовку к эффективной деятельности в процессе соревнований.Ведется мониторинг тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов от отбора до спортивного совершенствования в течение многолетнего спортивного цикла. Отмечаются недостаток научных исследований в области детского спорта, отсутствие общепринятых научно обоснованных нормативных актов о начале занятий спортом детьми, величине нагрузки, количестве рекомендуемых соревнований, травматизме и т.д. Сказанное учитывается на практике комплексной медико-биологической и психологической работы

Реализуется обязательное обучение психологическим основам медицинского, управленческо-мето- дического и другого персонала о психологических закономерностях и механизмах психики спортсменов. И применение грамотных психологических и педагогических знаний на практике работы в спортивной деятельности. Это и есть система и системная работа, которая приводит к лучшим результатам.

В данной работе приводим краткий пример элементов всей огромной системы психолого-медико-биологического сопровождения юных спортсменов и команд на примере спортивной подготовки к Международным спортивным играм (МСИ) «Дети Азии».

Работа начинается с углубленного психологического и медико-биологического исследования всех кандидатов на участие в МСИ, где выявляются уровни психологической готовности и подготовленности, в том числе физического развития, функционального состояния юных спортсменов. По результатам данного исследования проводятся предварительный спортивный отбор претендентов на участие в соревнованиях. С целью получения сведений о состоянии спортивной подготовки юных спортсменов разработана специальная «Карта спортсмена», где вносились данные исследования не только психологической подготовки, но и состояния здоровья, физического и функционального состояния организма, общей физической работоспособности и адаптивных возможностей организма, состояния тренированности. Общее руководство и координация деятельности группы психологического и медико-биологического сопровождения сборной команды осуществляется на базе Центра спортивной медицины и реабилитации ГБУ ШВСМ в сотрудничестве с Управлением детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва. Для эффективной работы привлекаются психологи и врачи из системы образования, училища олимпийского резерва, университета. Основная деятельность психологов была направлена на снятие чрезмерной физической и психической напряженности в подготовительном этапе и во время соревнований между выступлениями, также на организацию досуга юных спортсменов в часы отдыха. Занятия психологической подготовки сопровождаются специальными элементами психотренинга по самовоспитанию положительной мотивации достижения успеха и волевых проявлений.

Психологическая работа с юными спортсменами строится на основных принципах самовоспитания воли: научить владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется; совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий; всегда искать причины несовершенства своей деятельности (ошибок, неудач, срывов и др.) прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя. Для формирования качеств самоконтроля и саморегуляции юного спортсмена на подготовительном этапе эффективным оказался введение раздела психологической подготовки в основной тренировочный процесс с ведением дневника заданий.Рекомендации тренерам строились на данных объективных психодиагностических обследований.

В начале соревновательного цикла проводятся изучение потенциальных возможностей, доминирующих психических состояний и устойчивых предпочтений, как в соревновательной деятельности, так и поведения в целом. Оцениваются индивидуальные особенности нервной деятельности — психомоторной сферы, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера, в частности, мотивации и волевой сферы и др. Полученные данные используются для определения степени восстановления после предыдущего цикла, индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности, оптимального режима и направлений дальнейшей работы по психологической подготовке. Главная задача этой работы — выявить индивидуальные психологические особенности юного спортсмена, для определения сильных и слабых сторон подготовленности.

Изюминкой организации всей системы психологической подготовки юных спортсменов является разработанная «Рабочая тетрадь психолога», включающая достаточно полную информацию проведенных психофизиологических, коррекционных, развивающих и психодиагностических работ с юными спортсменами. В рабочей тетради заносятся сводные данные самостоятельно стандартизированных методик психодиагностики [1,2].Обеспечение психологической подготовки реализовалась в комплексе взаимосвязанных воздействий на спортсменов и команд. Деятельность психолога в процессе психологической подготовки заключается в разработке индивидуальной программы воздействий с учетом в том числе медико-биологических данных; в управлении психическим состоянием спортсмена в соревнованиях; снятии негативных психоэмоциональных состояний отрицательно влияющих на ход соревновательного процесса. Следующим важным системным требованием в грамотно поставленной спортивной подготовке является реализующийся на практике юными спортсменами «Дневник спортсмена: Наука побеждать!». Включает описание содержания плана тренировок с мониторингом объема и интенсивности тренировочного процесса, а также системой параллельной самостоятельной идеомоторной тренировки.

Выводы. Следует понимать, что системная научно обоснованная работа, учитывающая весь комплекс медико-биологического и психологического сопровождения гарантирует положительную динамику и результат. Психологами, спортивными врачами, методическим персоналом налажены партнерские отношения. Осуществляются принципы коллегиальности, доверия, сотрудничества, открытости, доступности и согласованные меры влияния тренерскому штабу, спортсменам. Использование «Дневника спортсмена: Наука побеждать!» в процессе спортивной подготовки юных спортсменов способствует более полной реализации накопленного на тренировках потенциала, повышению показателей надежности и стабильности выступлений на соревнованиях (уменьшению количества «неожиданных неудач»), расширению арсенала приемов подготовки к старту, гармоничному развитию личности, повышению психологической культуры, способов управления собой. Рабочая тетрадь психолога развивает уровень саморегуляции, личностного роста, коррекции неблагоприятных форм поведения, социализации юного спортсмена. Ведение базы данных функционального состояния спортсменов дает возможность отслеживать динамику состояния спортсмена на всех этапах соревновательной деятельности, своевременно выявить нарушения адаптации к физическим нагрузкам, в том числе к смене часовых поясов (десинхронозах) и применить физические и фармакологические методы восстановления с использованием биологически активных добавок из местного сырья.

Литература:

1. Находкин В. В. Психологическая подготовка юных спортсменов: Практикум для психологов / В. В. Находкин. — Якутск: ИД СВФУ, 2012.—138 с.
2. Находкин В. В. Психологическое сопровождение юных спортсменов и команд: рабочая тетрадь психолога / В. В. Находкин, А. К. Корнилова, Т. В. Сабарайкина. — Якутск: ИД СВФУ, 2012.— 70 с.
3. Наука побеждать, или как воспитать победителя? Методические рекомендации для тренера / Составитель В. В. Находкин. — Якутск: ИД СВФУ, 2016.— 80 с.
4. Махарова Н. В. Научно-обоснованная система организации спортивной медицины в спорте высших достижений в Якутии / Материалы региональной НПК «Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения в Якутии, посвященной 90-летию физкультурного движения в РФ» / Н. В. Махарова, И. А. Пинигина, С. К. Иванова. Якутск.— 2013. с. 103-105.
5. Махарова Н. В. Роль мониторинга функционального состояния сердечно-сосудистой системы в спорте высших достижений / Материалы региональной НПК «Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения в Якутии, посвященной 90-летию физкультурного движения в РФ» / Н. В. Махарова, И. А. Пинигина. — Якутск, 2013. с. 287-290.
6. Программа целевой подготовки юных спортсменов РС (Я) к IV Международным спортивным играм (МСИ) «Дети Азии» / Постановление Правительства РС (Я) от 12.05.2005, № 268 «О подготовке юных спортсменов РС (Я) к IV Международным спортивным играм «Дети Азии» 2008 года» // http://www.dfoportal.info/area05x/ partieax/article-ny9qde5.htm

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.05.2018)
Просмотров: 41 | Теги: спортивный резерв | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь