Пятница, 09.12.2016, 14:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Анализ взаимодействий и отношений

А.Б. Докторович

Проблемы социальной и инновацион­ной ориентации социально-экономического развития приобрели в современной Рос­сии особую остроту и актуальность. Состоя­ние ключевых отраслей социально-трудовой сферы и сферы услуг, основные характерис­тики и показатели, оценивающие развитие человеческого и трудового потенциалов, вызывают особую тревогу и неудовлетво­ренность. Существенное снижение качества образования, ухудшение основных демогра­фических показателей и здоровья населения, качества медицинских услуг (особенно про­филактических, первичных, диагностических и высокотехнологичных), многолетние трудно решаемые жилищно-коммунальные пробле­мы, неудовлетворительный уровень развития и низкое качество социальных услуг обус­ловили значительное снижение российского социального и человеческого потенциала, что признают руководители страны, ученые, эк­сперты и политики.

Объективные причины сложившейся ситуации хорошо известны — они кроются не в отсутствии экономических ресурсов, а в основных областях социально-трудовой сферы: недостаточное и запаздывающее бюд­жетное финансирование, отсутствие современ­ного социального прогнозирования и плани­рования. Ситуацию усугубляют неэффективное использование бюджетных средств, коррупция, низкий уровень социальных, особенно медицин­ских и образовательных технологий.

Дефицит высококвалифицированных специалистов, подготовленных для работы в современной рыночной экономике, особен­но в ее социальных отраслях, порождает вто­рую группу проблем — отсутствие системного анализа социально-экономического разви­тия, научного обоснования крупных нацио­нальных проектов, программ, игнорирование возможностей программно-целевого плани­рования и ряд других порождают низкую эф­фективность управления отраслями социаль­но-трудовой сферы. В настоящее время лишь отдельные крупные и эффективно функционирующие предприятия, организации и учрежде­ния располагают в своем штате специалистами, обладающими высокой профессиональной квалификацией, способными к инновацион­ной деятельности в рыночной экономике. Та­кая ситуация не способствует внедрению ре­зультатов теоретического знания, развитию социального и человеческого потенциалов.

У нас по-прежнему вся архитектура соци­ально-экономической системы строится из че­ловека, а не для человека. В такой социальной архитектуре и экономике человек рассматри­вается в качестве объекта и необходимого ра­бочего ресурса.

В новом тысячелетии особенно актуальна и остра главная проблема — проблема це­лей развития. Сегодня мы должны, наконец, признать, что устойчивое развитие экономи­ки — лишь необходимое, но не достаточное условие развития человека, общества и соци­альной инфраструктуры.

Главной целью социально-экономичес­кого развития всей системы «человек — об­щество — государство» является всестороннее, сбалансированное развитие человека, расши­ряющееся воспроизводство социального и че­ловеческого потенциалов. В социально ориен­тированной инновационной экономике чело­век — главная цель и наивысший приоритет социально-экономического развития.

Поэтому вполне закономерно, что вы­ступая на Пятом Красноярском экономичес­ком форуме 15 февраля 2008 года, Д. Медве­дев сформулировал следующую стратегичес­кую цель социального развития России: «Сов­ременной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкрет­ные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый гражданин, каждая от­дельная семья. И вокруг них и должны гармо­нично выстраиваться системы здравоохране­ния, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей» [1].

Настоящая работа продолжает цикл публикаций, посвященный системному ис­следованию социального потенциала — фун­даментальной категории, характеризующей совокупные возможности и способности об­щества, социальных групп и индивидов к жиз­недеятельности и труду. В публикациях этого цикла автор стремится теоретически обосно­вать, что целенаправленное всестороннее, сбалансированное развитие человека и се­мьи, расширяющееся воспроизводство соци­ального и человеческого потенциалов — глав­ная цель и наивысший приоритет социально-экономического развития современной России. Социально ориентированное развитие эко­номики и общества должно быть направле­но на достижение указанной цели.

Социальное пространство

В работе автора «Социальный потенциал: системное исследование и анализ развития» [2] была исследована структура социального потенциала и показано, что он формируется и воспроизводится в социальном пространстве. Под социальным пространством понимается «абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (эконо­мическое поле, интеллектуальное поле и др.)» [3], т. е. такое пространство, которое, не будучи физическим, «стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно» [4], включая в себя все поля социальных взаимодействий: экономики, культуры, права, науки, информа­ции, религии и другие. Структура социального пространства порождается и изменяется в ре­зультате взаимодействий его полей.

Поскольку социальный потенциал фор­мируется и воспроизводится в социальном пространстве и порождающих его полях со­циальных взаимодействий, целесообразно и полезно исследование их структуры. Полный анализ структуры социального пространства, совокупности порождающих его полей и их сложных межполевых социальных взаимо­действий, к сожалению, выводит за пределы данной работы [5]. В настоящей работе мы ограничиваемся исследованием социальных взаимодействий в полях экономики, культуры, науки и информации, глобальных и локаль­ных полей, а также соответствующих отно­шений, возникающих в результате социаль­ных взаимодействий.

Поле социальных взаимодействий (со­циальное поле) рассматривается нами как подпространство социального пространства, определяемое ансамблем различий активных свойств, обусловливающих его специфику и отличие от любого другого подпространства. По существу, социальное поле есть специфи­ческая структурированная система отношений между различными позициями индивидуаль­ных или групповых агентов. Позиции агентов в нем обусловлены как структурой социального пространства в целом, так и структурой данного поля, и по существу мало зависят от физичес­кого существования занимающих эти позиции агентов. Каждой позиции агента в структуре социального поля и социального пространс­тва соответствуют: во-первых, общий объем его капитала, во-вторых, структура капитала, т. е. относительный вес различных видов ка­питала в их совокупности, и, в-третьих, осо­бенности расходования капитала, опреде­ляющие типы социальных взаимодействий [6]. Позиция агента в структуре социального поля и социального пространства опреде­ляет его статус в данном поле и в социаль­ном пространстве.

Таким образом, при синхронном рас­смотрении социального пространства каж­дое поле предстает как структурированное подпространство позиций его агентов. Итак, социальное поле — это область социального пространства (социальное подпространство), в которой проявляют себя достоверно зарегис­трированные, доступные объективному изме­рению или достоверной экспертной оценке позиции взаимодействующих агентов.

Социальное поле — это социальное подпространство, в котором реализуется один тип или малое число типов социальных взаимодействий и отношений [7].

В настоящей работе исследуются поля экономики, культуры, науки, а также поле информационных взаимодействий и инфор­матики, структура которых представлена на рисунке 1. Указанные поля были опреде­лены и подробно охарактеризованы в рабо­те автора [2]. Поэтому, не задаваясь целью их подробного описания, мы концентрируем внимание на исследовании структуры социаль­ного пространства, основных свойств, характе­ра и особенностей социальных взаимодействий и отношений, формирующих и воспроизводя­щих социальный потенциал.

Поле экономики — это поле действий и взаимодействий, которые осуществляют­ся в процессах производства, обмена, рас­пределения и потребления благ в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и фор­мируют воспроизводящиеся экономические отношения [8].

Поле культуры. По определению П. Со­рокина, «в самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг с друга» [9]. Следуя Т. Парсонсу, под вза­имодействиями в поле культуры мы понимаем межличностные взаимодействия акторов-субъ­ектов [10], разделяющих общие ценности, нормы, убеждения и правила, их взаимо­действия  с социальными системами, а также с символами и системами символов как объектами [11]. Взаимодействия в поле куль­туры обеспечивают производство, актуализа­цию, изменения и синтез, распределение, обмен и потребление культурных образцов и их элементов. Существенным условием та­ких взаимодействий является то, что акторы, признающие и принимающие некие ценнос­ти, нормы, убеждения и правила, сталкиваясь с другими акторами, которые не разделяют их, тем не менее сохраняют некоторые взаимо­приемлемые нормы и правила взаимодействий. В результате культурных взаимодействий могут производиться, воспроизводиться, актуализи­роваться, корректироваться и синтезироваться культурные образцы, нормы и их элементы, а также формироваться новая субкультура, поглощающая и трансформирующая образ­цы, нормы и элементы культуры в качественно новую сущность.

Поле науки — это поле действий и вза­имодействий, нацеленных на выработку и обоснование, систематизацию, актуализа­цию и практическое использование объек­тивных знаний о мире и абстрактных моделей, а также признаваемых научным сообществом методов познания, которые формируют систему воспроизводящихся научных действий, взаимо­действий и отношений.

Социальные взаимодействия и отно­шения

Социальное действие — простейшая еди­ница социальной деятельности. Под социаль­ным действием понимается форма или способ решения социальных задач, проблем и разре­шения противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основ­ных социальных групп данного общества [1 2]. Рассматриваемое понятие введено в социоло­гию М. Вебером для обозначения действия ин­дивида, сознательно ориентированного на ре­шение жизненных задач и проблем, разреше­ние противоречий, которое учитывает и ана­лизирует прошлое, настоящее и/или будущее поведение других людей. Вебером определены основные (сущностные) признаки социальнос­ти действия: а) рациональная осмысленность действия (meaningfulness), т. е. субъективное осмысление индивидом или социальной груп­пой состояния объектов внешнего мира, на­личия средств и ресурсов, необходимых для достижения цели; б) сознательная ориентация субъекта социального действия на ответную ре­акцию — возможные варианты поведения дру­гих людей, вступающих с ним во взаимодейст­вие и последствий собственного поведения.

Вебер определял социологию как на­уку, которая стремится интерпретировать смысл действия.

Веберовская концепция социального действия получила дальнейшее развитие в те­оретических трудах американского социолога и социального психолога Дж. Г Мида и круп­ного американского социолога Т. Парсонса.

Дж. Г Мид определял действие с исполь­зованием таких его составляющих, как им­пульс, определение ситуации и совершение (действия).

Американский социолог Толкотт Парсонс (T. Parsons) обобщил и развил веберов-скую концепцию социального действия и идеи Дюркгейма, разработал теории социального действия и социальных систем, которые ока­зали огромное влияние не только на амери­канских исследователей, но и на представи­телей многих общественных наук, включая ев­ропейских ученых [13]. Ученый утверждал, что действие как основная единица социологи­ческого анализа включает: 1) агента или деятеля (actor); 2) определенную цель или будущее по­ложение дел, на достижение которых оно на­правлено; 3) ситуацию, состоящую из условий и средств действия; 4) совокупность норм, направляющих действие и определяющих выбор средств.

Исходный элемент теории Парсонса — со­циальное действие — расширяющийся конс­трукт, последовательно вбирающий в себя все многообразие социологических понятий и кон­цептуальных схем, а вслед за ними — понятий и схем культурологических и социально-психо­логических. Разработанную им теорию ученый назвал «теорией социального действия».

Понятие социального действия играет ос­новополагающую роль и в социологической концепции французского социолога А. Турена, трактующего его как действие, совершаемое в процессе коллективного труда при создании материальных и нематериальных ценностей. Турен видит в социальном действии не только реакцию на определенную ситуацию, он под­черкивает смыслообразующий и новаторский характер социального действия, благодаря которому создаются новые социальные связи, институты и т. п. В трудах американского со­циолога, представителя социально- психоло­гической школы интеракционистов Р. Г. Тер­нера получили развитие идеи, выработанные Дж. Г. Мидом. Тернер разделял убеждение интеракционистов в том, что складывающи­еся в обществе отношения являются продук­тами коммуникации. Так, он установил, что индивид, как правило, стремится сохранить свой социальный статус только в том случае, если ему удается сохранить статус личный. Дальнейшее развитие понятие «социальное действие» получило в социологических кон­цепциях польского философа и социолога, представителя гуманистического направле­ния в социологии Ф. Знанецкого, американ­ских социологов P. Макайвера и Г. Беккера, немецкого философа и социолога Ю. Хабер-маса — видного представителя неомарксизма и Франкфуртской школы «второго» поколе­ния теоретиков.

Развитию теории социального про­странства, формирующих и воспроизводя­щих его полей социальных взаимодействий (социальных полей) посвящены работы од­ного из крупных французских социологов-те­оретиков Пьера Бурдье. Им были выработаны основные представления о социальном про­странстве, полях социальных взаимодейс­твий (экономики, культуры, религии, на­уки) и практиках [14], позволяющие выделять и исследовать различные формы социального потенциала: экономическую, культурную, ре­лигиозную, научную и другие, каждая из ко­торых формируется и воспроизводится в соот­ветствующих полях социальных взаимодейс­твий и практиках.

Переходя к рассмотрению известной кон­цепции П. Бурдье социального пространства [15], отметим следующее существенное обсто­ятельство. Попытка придать развитие указан­ной концепции социального пространства, предполагая, что структура каждого соци­ального поля сформирована, застыла и не­изменна, приводит к теме статических полей и статического социального пространства. Такая конструкция, по-видимому, не обладает большой перспективой развития. Тем не ме­нее, намереваясь развивать рассматриваемую концепцию социального пространства, мы не призываем отказаться от такого принци­пиально важного компонента социального пространства, как глобальное поле (эконо­мики, культуры, информации, науки, рели­гии и др.). Проблема в другом: необходимо понять, в результате чего и как трансформи­руется структура социальных полей и всего социального пространства? Мы полагаем, что введение в теорию таких новых объек­тов, как «сильное социальное поле» и «слабое социальное поле», «глобальное социальное поле» и «локальное социальное поле», а так­же некоторых новых теоретических конструк­тов позволит адекватно описывать динамику и трансформацию глобальных полей и всего социального пространства.

В настоящей работе мы стремимся пре­одолеть статичность социального пространства П. Бурдье и создать новую теоретическую конс­трукцию, которая позволит построить теорию динамического социального пространства (ДСП). С этой целью автором разработа­на концепция динамического социального пространства, в которой определены новые ключевые объекты, относящиеся к полям соци­альных взаимодействий, и новые типы соци­альных взаимодействий. Развивая разработанную концепцию динамического социального пространства, автор надеется на реальность со­здания новой теории динамического социаль­ного пространства.

Изложение авторской концепции ди­намического социального пространства на­чнем с определения ее понятийного аппарата, включающего следующие новые понятия:

• «социальная  интерференция»

и «социальная дифференция» — понятия, которые будут использоваться в изучении со­циальных полей;

• сильные и слабые взаимодействия -вводимые в теорию новые типы социальных взаимодействий, обеспечивающие возмож­ность определения и исследования новых объ­ектов — сильных и слабых социальных полей;

• сильные и слабые социальные поля, сущностными характеристиками которых являются соответственно сильные и сла­бые взаимодействия;

• локальные поля социального про­странства;

• наконец, не менее важным конструктом разрабатываемой теории служат такие ее объ­екты, как слабые и сильные локальные поля.

Все вышеназванные теоретические эле­менты и объекты будут использованы в разра­ботке намеченной нами теории динамическо­го социального пространства.

1. Социальные дифференция и ин­терференция

Для более полной и точной характе­ристики социального пространства, углуб­ленного анализа его полей и межполевых вза­имодействий необходимо различать харак­тер социальных взаимодействий. Поэтому в последующем исследовании социальных полей и взаимодействий между ними будут рассматриваться два типа межполевых вза­имодействий: социальная дифференция и социальная интерференция.

Социальнойдифференцией [лат. dif­ferentia] назовем такие социальные взаимо­действия между полями, при которых каждое из взаимодействующих полей сохраняет отно­сительную обособленность в социальном про­странстве и не стремится к интеграции.

Примером социальной дифференции в поле экономики может служить такая кон­куренция между производителями товаров или услуг, при которой каждый из них, со­храняя свои позиции в поле экономики, стре­мится сохранить свой сегмент рынка, своих потребителей и не стремится к интеграции с конкурентом. В качестве примера социальной дифференции (в области социологии города) можно рассмотреть такие социокультурные взаимодействия между малыми городами, при которых рыночный обмен товарами ограни­чен, очень мала миграция (включая трудовую), практически отсутствуют культурные связи и т. п. В рассматриваемом примере все поля со­циальных взаимодействий таких городов (эко­номическое, информационное, научное, куль­туры и др.) почти не взаимодействуют, каждое из них сохраняет свою относительную обособ­ленность в социальном пространстве и не стре­мится к интеграции. К сожалению, в настоя­щее время в России таких городов немало.

Социальной интерференцией [от лат. inter — взаимно и ferio — ударяю] назовем со­циальные взаимодействия между полями, при которых каждое из взаимодействующих полей, сохраняя частичную обособленность в соци­альном пространстве, стремится к усилению взаимодействий и интеграции.

Конкуренция между производителями то­варов или услуг, при которой одна из конкуриру­ющих организаций укрепляет и расширяет свои позиции и свое локальное поле в глобаль­ном поле экономики путем добровольного соглашения или принуждения одного или не­скольких конкурентов к слиянию (объедине­нию), в результате которого объединенная организация не только сохраняет, но расши­ряет свой сегмент рынка, численность потре­бителей своих товаров или услуг представ­ляет собой социальную интерференцию.

При мера ми социальной интерференции в поле образования могут служить созданные в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 1518-р Сибирский федеральный университет (СФУ) и во испол­нение распоряжения Правительства Российс­кой Федерации от 23 ноября 2006 г. № 1616-р Южный федеральный университет (ЮФУ).

Сибирский федеральный университет (СФУ) объединил четыре крупных вуза -Красноярский государственный университет, Красноярский государственный технический университет, Государственный университет цветных металлов и золота, Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию. Южный федеральный университет создан на базе Ростовского государственного университета, путем присоединения к нему Ростовского государственного педагогичес­кого университета, Таганрогского государствен­ного радиотехнического университета и ака­демии архитектуры и искусств.

В результате создания Южного и Сибирского федеральных университетов, были существенно расширены локальные поля, порожденные деятельностью каждого из них в глобальном поле образования. Более того, сформированные новые поля образова­ния имеют тенденцию к последующему укрупнению сформированного образовательно­го кластера.

2. Сильные и слабые социальные взаимодействия

Следующим пунктом намеченного плана является определение и исследование новых типов социальных взаимодействий — сильных и слабых взаимодействий, которые обеспечивают возможность введения в теорию но­вых объектов — сильных и слабых социаль­ных полей.

Сильные социальные взаимодействия -это взаимодействия, при которых осуществляются как социальная дифференция, так и социальная интерференция, доминирует пос­ледняя, в результате чего объем занимаемого полем социального пространства возрастает и само социальное поле расширяется в нем.

Слабые социальные взаимодействия -это взаимодействия, при которых осуществляются как социальная интерференция, так и социальная дифференция, доминирует последняя, в результате чего объем занимае­мого полем социального пространства уменьшается, а само социальное поле сжимается и стремится локализоваться в нем.

3. глобальные и локальные поля социальных взаимодействий

Переходя к следующему этапу на­шей теоретической модели, рассмотрим глобальные и локальные поля социаль­ных взаимодействий.

Все поля социального пространства, рассматриваемые П. Бурдье в его социоло­гии социального пространства [16], — это гло­бальные поля.

Глобальным социальным полем мы на­зываем такое социальное подпространство, в котором позиции агентов обусловлены как структурой социального пространства в це­лом, так и структурой данного поля, и по су­ществу мало зависят от физического существо­вания занимающих эти позиции индивидов. В таком поле реализуются в основном сильные взаимодействия — взаимодействия, породив­шие и воспроизводящие достаточно устойчи­вые отношения, благодаря которым существует само социальное поле с относительно устой­чивой системой отношений между различны­ми позициями индивидуальных или групповых агентов. Глобальное социальное поле — это поле, которое при синхронном рассмотре­нии социального пространства предстает как многомерное, структурированное подпро­странство с относительно устойчивой систе­мой позиций и отношений между его агента­ми. Глобальное социальное поле существенно влияет на другие поля, формирует и сохраняет структуру всего социального пространства.

4. Локальные поля социального пространства

Углубленный анализ структуры соци­ального пространства и его полей позволяет выявить и другие — локальные поля.

Локальное поле — это поле социальных взаимодействий, порожденное и существу­ющее в результате взаимодействий между членами малой социальной группы.

5.Слабые и сильные локальные поля социального пространства

Продолжая рассмотрение локальных по­лей социальных взаимодействий, рассмотрим поля двух типов: слабые и сильные локаль­ные поля.

Слабым локальным полем назовем поле социальных взаимодействий, порожденное и воспроизводящееся в результате таких вза­имодействий между членами малой соци­альной группы, которые существенно не вли­яют на другие поля социального пространства. Слабое локальное поле — это поле слабых со­циальных сил, которые не оказывают сущест­венного влияния на структуру других социаль­ных полей.

Слабыми локальными полями являются поля социальных взаимодействий любой ма­лой социальной группы (например, семьи), которые не нарушают установленных в обще­стве законов, норм, правил, традиций и не вы­зывают существенных возмущений в других со­циальных группах и полях. Слабые локальные поля существуют в глобальном социальном поле, не оказывая существенного воздействия на его структуру и не меняя ее.

Такие локальные поля слабо взаимо­действуют как между собой, так и с глобаль­ными полями, заполняя их «без сгущений» (рис. 2.1), и не вызывают существенных из­менений ни в структуре глобальных полей, ни в структуре социального пространства.

Сильное локальное поле — это поле со­циальных взаимодействий, порождающих относительно устойчиво воспроизводящиеся отношения между членами малой социальной группы, которые существенно влияют на отно­шения в одном или нескольких других полях социального пространства. Социальные взаимодействия сильного локального поля порождаются такими социальными силами, которые существенно влияют, по крайней мере, на одно или более одного поля соци­ального пространства и способны изменить его структуру (рис. 2.2).

Примеры позитивных сильных локаль­ных полей: взаимодействия в научных, инже­нерно-технических, литературных, театраль­ных и музыкальных школах. Крупные научные открытия и разработки, достижения в искус­стве оказывают существенное влияние на раз­витие общества и многих других социальных групп. Выдающиеся представители научных, инженерно-технических, литературных, теат­ральных, музыкальных и др. школ оказывают существенное влияние на развитие других областей (локальных полей) культуры, способ­ны изменить вкусы, культурные нормы и кри­терии оценки произведений науки, техни­ки и искусства.

Негативные примеры сильных локальных полей: поля взаимодействий между членами преступных группировок (наркотики, тор­говля оружием, контрабандисты), которые оказывают существенное влияние на многие другие поля социального пространства и со­циальные группы (молодежь, органы охраны правопорядка, медицинские, социальные ор­ганизации, службы и др.).

В заключение работы обратим внима­ние на актуальность и приоритетность раз­вития социального потенциала и социаль­ных отношений, которые мы рассматриваем в их воспроизводственном аспекте. Полагая в качестве генеральной цели и наивысшего приоритета социально-экономического раз­вития всей системы «человек — общество — го­сударство» утверждение Президента России Д. А. Медведева о том, что «в современной экономике главным объектом должен стать каждый гражданин и каждая отдельная семья… а инвестиции в человека — это наш долго­срочный национальный приоритет» [17], следует признать главными и приоритетны­ми целями всестороннее, сбалансированное развитие человека и семьи, расширяющееся воспроизводство социального и человеческо­го потенциалов.

При такой парадигме расширяющееся вос­производство социального потенциала высту­пает в качестве одного из ключевых факторов социально-экономического развития современной России.

__________________

1. Медведев Д. А. Россия 2020. Главные задачи развития страны // Выступление на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года. Красноярск // Россия 2020. Главные задачи развития страны. М.: Изд-во «Европа», 2008. С.50.

2. Докторович А. Б. Системное  исследование социального потенциала. Часть1. Анализ структуры // Социум и власть. 2007, № 3 (15). С.72–83.

3. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. франц. — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С.53.

4. Там же. С. 53.

5. Более полный анализ социального пространства и его полей представлен в трудах П. Бурдье: Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005; Социология социального пространства / Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005; Bourdieu P. Le champ scientifique  / Actes de la recherche en sciences sociales. 1976. № 2–3. P. 88–104; Bourdieu P. Le champ èconomique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1997. № 119. P. 48–66; а также в фундаментальной работе Coleman J. S. Foundations of

Social Theory. The Belknap Press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, and London, England, 1990.

6. Так же понятие «позиция» определял и А. Р. Рэдклифф-Браун: «Личность — это человеческое существо, рассматриваемое не как организм, а с точки зрения позиции, занимаемой в социальной структуре» [См.: Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе / Пер. с англ. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 17].

7. В представленной характеристике социального поля предполагается, что если число типов социальных взаимодействий и отношений, реализуемых в данном поле, превосходит единицу, оно все же мало — существенно меньше общего числа типов взаимодействий и отношений, осуществляемых во всем социальном пространстве.

8. Экономические отношения мы понимаем в широком смысле, включая в их совокупность социально-трудовые отношения. Поэтому в последующем изложении социально-трудовые отношения будут выделяться лишь в случаях их отдельного рассмотрения.

9. Цит. по: Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: учебник / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2006. С. 92.

10. Как отдельных личностей, так и социальных объектов и систем.

11. Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2002. С. 550–551.

12. См.: Социологический энциклопедический  словарь / Редактор-координатор  — академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 65; Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995. С. 164.

13. Parsons Т. The Social System. New York: Free Press, 1951. (Pyc. пер.: Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.); Parsons Т. Sociological Theory and Modern Society. New York: Free Press, 1967.

14. См.: Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.

15. См.: П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005; Социология социального пространства / Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.

16. См. те же библиографические источники.

17. Медведев Д. А. Россия 2020. Главные задачи развития страны // Выступление на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года. Красноярск // Россия 2020. Главные задачи развития страны. М.: Изд-во «Европа», 2008. С. 48, 50.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (05.02.2016)
Просмотров: 151 | Теги: потенциал, социальный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016