Понедельник, 18.11.2019, 22:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И.А.Трофимова

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Одним из инструментов повышения качества образования является создание системы оценки эффективности и результативности деятельности образовательной организации, которая способна выявить сильные и слабые стороны деятельности каждой образовательной организации.

Переход к оценке эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогов предусмотрен Дорожной картой Правительства РФ, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В этих документах имеются указания на то, что показатели эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей устанавливаются органами управления образованием, а показатели эффективности деятельности педагогов определяются в самих организациях [1]. Из этого следует, что в субъектах Российской Федерации разработаны различные варианты показателей эффективности образовательных организаций дополнительного образования детей, их руководителей и педагогических работников.

При анализе научной литературы и нормативно-правовой базы [2-6] в сфере образования было выявлено, что оценка эффективности деятельности дополнительного образования детей осуществляется на следующих уровнях:

1. Региональный уровень:

- процедуры лицензионного контроля, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

- анализ и интерпретация информации, полученной в рамках федеральных статистических наблюдений, мониторинговых исследований;

- рейтингов эффективности деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- оценка деятельности образовательных организаций дополнительного образования в рамках региональных конкурсов или региональных этапов Всероссийских конкурсов;

- аттестация педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;

- оценка профессионализма и компетентности педагогических работников в рамках региональных конкурсов профессионального мастерства;

- мониторинг удовлетворённости родителей качеством дополнительного образования;

- независимая оценка качества образовательных услуг.

2. Муниципальный уровень:

- муниципальный контроль и оценка эффективности деятельности учреждений дополнительного образования детей со стороны учредителя;

- оценка деятельности образовательных организаций в рамках муниципальных конкурсов или региональных этапов

Всероссийских конкурсов;

- общественный мониторинг, независимая оценка качества подготовки обучающихся, независимая оценка качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей, социологические опросы;

- оценка профессионализма и компетентности педагогических работников в рамках муниципальных конкурсов профессионального мастерства.

3. Локальный уровень:
- проведение самообследования;

- осуществление внутреннего контроля;

- функционирование внутренней системы оценки качества образования, текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

- аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки профессиональной деятельности;

- оценка профессионализма и компетентности педагогических работников в рамках внутриучрежденских конкурсов профессионального мастерства.

Рассматривая в данном контексте систему оценки эффективности деятельности учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области, необходимо отметить, что региональная система дополнительного образования в последние годы претерпела незначительное сокращение в связи с оптимизацией организаций дополнительного образования. По состоянию на 1 января 2017 года в Кемеровской области функционирует 303 организации дополнительного образования детей, где:

- в системе образования - 120 организаций;

- в сфере культуры и искусства - 109 организаций;

- в сфере физической культуры и спорта - 74 организации [7].

В целях повышения показателей эффективности деятельности организаций дополнительного образования по предоставлению дополнительных образовательных услуг в регионе проводится работа по укрупнению образовательных организаций дополнительного образования.

В целях определения единых подходов к оценке эффективности учреждений дополнительного образования, прозрачности и объективности информации о качестве образования в Кемеровской области разработана и реализуется региональная система оценки эффективности образовательных организаций. Система оценки эффективности и качества дополнительного образования выполняет функции внешней оценки и самооценки, одновременно выполняя роль механизма саморегуляции, самоорганизации и адаптации к потребностям населения Кемеровской области.

Согласно приказу Департамента образования и науки Кемеровской области, показатели оценки эффективности деятельности образовательных организаций должны нацеливать учреждение на выполнение основных задач государственного или муниципального задания, главная цель которых предоставление доступных и качественных образовательных услуг.

По своей форме показатели эффективности должны отражать:

- достижение единой цели всеми работниками организации;

- результаты деятельности подразделений (например, учебная, воспитательная, финансовая, хозяйственная деятельность);

- степень удовлетворённости потребителя, либо руководителя тем, как выполняются поставленные задачи [8].

Показатели эффективности деятельности каждой отдельно взятой образовательной организации установлены региональным положением «О рейтинговании образовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области» [9], на основании которого формируется ежегодный рейтинг образовательных организаций. Показатели эффективности организаций дополнительного образования детей подразделяются указанным положением на три основные группы.

Группа показателей «Кадровый потенциал» объединяет критерии, которые характеризуют работников образовательной организации. Качество кадрового потенциала оценивается через:

- определение доли педагогических работников, имеющих высшее образование и действующий документ о повышении квалификации;

- определение доли молодых педагогических работников (педагоги в возрасте до 30 лет);

- определение доли педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории;

- количество педагогических и руководящих работников, прошедших сертификацию и ставших победителями и лауреатами в областных конкурсах и во всероссийских конкурсах.

Вторая группа показателей эффективности «Материальные условия» характеризуется наличием в учреждении дополнительного образования: современных условий пожарной безопасности; антитеррористической безопасности; дорожной безопасности; санитарно-гигиенических условий; информационной открытости; наличием современных условия информатизации для обучения; наличием у организации статуса площадки по актуальным проблемам образования.

Третья группа показателей «Результаты» включает следующие критерии результативности учреждения дополнительного образования детей:

- доля участников творческих конкурсов, спортивных соревнований;

- количество победителей и призёров творческих конкурсов и спортивных соревнований;

- количество обучающихся, получивших звание кандидата в мастера спорта и мастера спорта;

- доля детских коллективов-участников творческих конкурсов и спортивных соревнований;

- количество детских коллективов, ставших победителями и призёрами творческих конкурсов и спортивных соревнований;

- количество детских коллективов, имеющих звание «Образцовый детский коллектив».

Для определения эффективности деятельности организации дополнительного образования детей в регионе оценивается и эффективность руководителя, с целью чего разработаны оценочные листы руководителя учреждения. В данном случае учитываются результаты регионального рейтинга образовательных организаций и общий индекс удовлетворённости по результатам социологического опроса «Удовлетворённость обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг», проводимого Департаментом образования и науки Кемеровской области [10; 11]. Также в оценочный лист руководителя включены показатели доведения средней заработной платы педагогов до уровня средней заработной платы по экономике региона; целевого и эффективного использования имеющихся ресурсов; количество детей, охваченных дополнительными общеразвивающими программами, а также удельный вес учащихся, участвующих в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Показатели эффективности педагога дополнительного образования организаций дополнительного образования детей, по которым производится оценка его деятельности, приведены в оценочных листах педагогических работников по типам учреждений, разработанных Департаментом образования и науки Кемеровской области [10]. Оценивание деятельности педагога происходит по параметрам, которые характеризуют сохранность контингента учащихся в течение учебного года, успешность освоения ими дополнительных общеразвивающих программ и результативность учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня. В перечень также вошли показатели разработки и использования учебно-методического комплекса, дидактического материала, наглядных пособий, методических материалов дополнительной общеразвивающей программы детского объединения педагога, использование мультимедийного и программного обеспечения в образовательном процессе. С помощью показателей анализируется организация воспитательной деятельности с учащимися, включая работу с родителями, уровень компетентности педагога, результативность участия в конкурсах профессионального мастерства, результаты сертификации педагога, транслирование педагогического опыта в методических объединениях, на семинарах и мастер-классах, а также количество научных и методических публикаций.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что региональная система оценки эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей является многоуровневой, так как оценивается эффективность деятельности самой образовательной организации, эффективность деятельности руководителя организации и эффективность деятельности педагогов. В рамках модернизации образования в Российской Федерации в Кемеровской области разработаны ряд нормативно- правовых актов, устанавливающих критерии и показатели эффективности образовательных организаций, исходя из которых можно судить о качестве дополнительного образования в регионе, сильных и слабых сторонах управления, дающие представления о перспективах развития сферы дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Пуденко Т. И. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности образовательных организаций / Т. И. Пуденко, Т. Н. Богуславская // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 13-29.
2. Воробьева Т. П. Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 1 (4). С. 44-48.
3. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. 2012. № 303.
4. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию : приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 года № 1324 // Российская газета. 2014 г. № 38. с изм. и доп. в ред. от 15 февраля 2017 года.
5. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией : приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462. URL: http://base.garant.ru/70405358/#ixzz5cZduRZjL (09.01.2019).
6. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации : приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2010 № 1116. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107875/ (09.01.2019).
7. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» : распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 февраля 2013 года № 276-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/424088615 (09.01.2019).
8. Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций Кемеровской области, их руководителей и педагогических работников по типам организаций : приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 25 декабря 2013 № 2438. URL: http://edu.ruobr.ru/documents/123/ (09.01.2019).
9. О рейтинговании образовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области : приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 25 октября 2013 г. № 2123. URL: https://edu.ruobr.ru/documents/84/ (09.01.2019).
10. Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций Кемеровской области, их руководителей и педагогических работников по типам организаций : приказ департамента образования и науки от 25.12.2013 № 2438. URL: образова- ние42.рф/media/uploads/documents/2438 (09.01.2019).
11. Положение о ежегодном социологическом опросе «Удовлетворённость обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг» в профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области : утв. приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 25 декабря 2013 года № 2438. URL: http://edu.ruobr.ru/documents/126/ (09.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.11.2019)
Просмотров: 21 | Теги: оценка образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь