Воскресенье, 31.05.2020, 20:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Д.Х.Нурмухаммедова

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Система медицинского образования является неотъемлемой частью системы общественного здравоохранения Туркменистана. Именно от того, насколько эта система совершенна, и зависят, какое качество медицинской помощи будет получать население страны, и, в конечном итоге, здоровье нации. В данной статье проводится обзор современного состояния системы медицинского образования и определяются возможные направления ее совершенствования на всех этапах подготовки - от выпуска специалистов среднего звена до обучения на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: система медицинского образования, Туркменистан, направления развития, додипломное, постдипломное, среднее медицинское образование, аккредитация, система накопления зачетных единиц.


В настоящее время система медицинского образования в Туркменистане нуждается в существенном реформировании, и в данной статье предпринята попытка определить направления ее совершенствования. В статье также приводится информация о международном опыте, который было бы полезно перенять, разумеется, с учётом специфики страны, а также и о негативном опыте, знание которого позволит избежать ошибок, характерных для этапа внедрения инноваций, а, значит, ускорить достижение поставленных в области здравоохранения целей. В настоящее время в Туркменистане разрабатывается Стратегия развития кадровых ресурсов для здравоохранения, и реформированию системы медицинского образования уделяется большое внимание в будущем документе.

Подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в стране осуществляется Государственным медицинским университетом Туркменистана. Медицинская профессия стабильно остается одной из наиболее привлекательных профессий среди молодежи. Ежегодно число абитуриентов превышает квоту приема. На одно место в медицинский университет конкурс в среднем составляет 4,2 абитуриента.

Прием в высшие учебные заведения осуществляется на базе полного среднего образования (11 классов). Продолжительность обучения в медицинском университете составляет 6 лет, за исключением фармацевтического и стоматологического факультетов, на которых срок обучения составляет 5 лет.

Базовая подготовка в университете ведется на 53-х кафедрах 7 факультетов: лечебно-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, медико- профилактическом, фармацевтическом, и факультетах спортивной и военной медицины. С 2014 года лечебно-профилактический факультет начал подготовку специалистов восстановительной и нетрадиционной медицины как для санаторно-курортных учреждений, так и для профильных госпиталей и Домов здоровья (поликлиник).

В 2018 году лечебно-профилактическим факультетом был начат прием студентов в отделение «медико-социальное дело», на котором будет осуществляться подготовка по специальностям клинической психологии, лечебной физкультуре, социальной медицине, врачебно-трудовой экспертизе, эрготерапии и геронтологии. Эти специалисты готовятся для работы в специализированных учреждениях системы здравоохранения, образования (больницах, школах, домах для престарелых, детских домах, научно-исследовательских центрах, в учреждениях, осуществляющих экспертизу нетрудоспособности граждан, восстановительных и геронтологических учреждениях и др.).

С 2019 года начат приём студентов на платные отделения по специальностям фармацевтика, восстановительная и нетрадиционная медицина, медико-социальное дело.

В стране сохраняется система распределения выпускников, окончивших полный курс обучения. Комиссия по трудоустройству направляет выпускников на работу в учреждения того региона, из которого они прибыли на учебу, лишь небольшая доля выпускников поступает в распоряжение других министерств и ведомств.

По окончании ТГМУ выпускники получают временное удостоверение, позволяющее вести практическую деятельность по месту распределения. Временное удостоверение после отработки заменяется на диплом.

За период с 2010 по 2015 годы 458 граждан Туркменистана, получивших высшее медицинское и фармацевтическое образование за рубежом (Турция, Россия, Белоруссия, Китай и др.), прошли подготовку в интернатуре в Туркменистане.

Подготовку специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в Туркменистане осуществляют пять средних профессиональных медицинских учебных заведений, расположенных в городе Ашхабаде и в 4-х велаятских центрах (Балканский, Дашогузский, Лебапский, и Марыйский). Каждое училище принимает на учебу абитуриентов только из своего велаята и готовит кадры для учреждений здравоохранения велаята. Ашхабадское медицинское училище осуществляет прием и подготовку кадров для г.Ашхабада и Ахалского велаята.

С 2015 года прием абитуриентов на все специальности среднего медицинского и фармацевтического образования проводится на базе 11 классов (полного среднего образования).

Медицинские училища осуществляют базовую подготовку специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по семи специальностям: лечебное дело, сестринское дело, акушерское дело, медико-профилактическое дело, лабораторная диагностика, зуботехническое дело, фармация. Также ведется последипломная подготовка.

Сроки обучения определяются профилем специальности и составляют соответственно 3 года (лечебное дело), 2,5 года (сестринское и акушерское дело) и 2 года (фармация, зуботехническое дело, лабораторная диагностика).

В октябре 2018 г. в классификатор введены такие специальности, как «Ортопедическая стоматология», «Физиотерапия и реабилитационное дело», «Медицинская оптика», и начало обучения по данным специальностям ожидается в ближайшее время.

Продолжением профессиональной подготовки студентов являются учебная и производственная практика. Студенты проходят практику в современных медицинских центрах страны, что позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально приближенные к условиям реальных медицинских учреждений, а, с другой стороны пройти программу подготовки на самом современном оборудовании и по новейшим методикам оказания медицинских услуг.

По окончании обучения в медицинских училищах выпускники распределяются на работу в учреждения здравоохранения по месту жительства.

Последипломная подготовка и усовершенствование врачей и провизоров проводится на факультете последипломного образования. В 2011 году в составе медицинского университета был создан Научно-клинический центр глазных болезней и открыты Центры спортивной медицины и биотехнологий. В 2013 году структуру медицинского вуза пополнил Стоматологический учебно-производственный центр, а в 2015 году Учебно-научный центр охраны здоровья матери и ребёнка.

Все выпускники медицинского университета после окончания базового образования проходят годичную интернатуру и/или клиническую ординатуру. Продолжительность подготовки в клинической ординатуре по всем специальностям составляет два года. Перечень специальностей в интернатуре состоит из 53 наименований, в клинической ординатуре состоит из 27.

Как правило, обучение в клинической ординатуре проходят выпускники, имеющие самые высокие показатели в учебе. Ординатура проводится на базе медицинского университета и научно-клинических центров в г. Ашхабаде.

Интернатура проводится на базе центральных и велаятских лечебно-профилактических учреждений. Лица, прошедшие обучение в зарубежных ВУЗах и не прошедшие первичную специализацию, также проходят интернатуру. После завершения интернатуры и клинической ординатуры выпускники могут работать на должностях специалистов. Соотношение между выпускниками, продолжающими обучение в интернатуре и клинической ординатуре составляет примерно 5:1 (2015 г.).

В стране предусмотрена переподготовка врачей по специальностям в объеме 486 часов.

В Туркменистане действует обязательная система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации медицинских работников. Финансирование системы осуществляется как из государственного бюджета, так и из личных средств медицинских работников.

Специалисты с высшим образованием повышают квалификацию один раз в 3 года, со средним медицинским образованием - один раз в 5 лет.

Ежегодно около 2,5 тысяч врачей и провизоров проходят повышение квалификации в медицинском университете. Продолжительность циклов повышения квалификации составляет 162 часа, кроме того проводятся тематические курсы усовершенствования продолжительностью - 72 часа.

На базе научно-клинических, учебных центров, а также крупных лечебно- профилактических учреждений системы здравоохранения проводится подготовка специалистов на рабочих местах.

В Международном учебно-научном центре проводятся занятия в лабораториях и симуляционных кабинетах по отработке практических навыков врачами и медсестрами с выдачей сертификата [4].

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана организует стажировки в ведущих клиниках за рубежом. В рамках двухсторонних межправительственных соглашений за 2013-2016 годы около 240 туркменских врачей прошли специализацию по различным направлениям медицины в Германии, Австрии, Китае, России, США и др. странах. Совместно с зарубежными коллегами внедряются инновационные технологии в медицинскую практику, проводятся совместные научно-исследовательские работы, конференции.

Все специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием повышают квалификацию в медицинских училищах и на базе медицинских учреждений. Продолжительность циклов повышения квалификации составляет 144 часа. Перечень циклов определяется ежегодным планом с учетом потребности в регионах. Ежегодно 1500 средних медицинских работников повышают свою квалификацию в отделениях последипломной подготовки медицинских училищ.

Согласно государственным и национальным программам развития системы здравоохранения строятся, реконструируются и оснащаются современным оборудованием учреждения здравоохранения. Обучение персонала для этих медицинских учреждений проводится согласно заключенным контрактам с компаниями, строящими и поставляющими оборудование.

В Туркменистане также ведется подготовка медицинских научных кадров. С 2008 года возобновлена подготовка в аспирантуре и докторантуре. Существует также соискательство ученой степени кандидата и доктора наук. Продолжительность подготовки научных кадров составляет 3 года, соискательство ученой степени доктора наук 4 года.

Таблица 1
Виды подготовки научных кадров и продолжительность подготовки*

* Клиническая ординатура, аспирантура и докторантура были закрыты в 2000 году и вновь открыты в 2008 году.

Очень важно развивать научную деятельность с самых ранних студенческих лет. В Туркменистане в каждом вузе и научно-клинических центрах созданы Советы молодых ученых. Их цель: развитие науки, наставничество, привлечение молодых к научной работе. Молодым нужна поддержка старших, профессуры. Государство также оказывает поддержку, но оно же и определяет направления научной работы.

Профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского университета ведут исследования по таким темам, как современная медицина и технологии производства лекарственных средств, биотехнология, молекулярная биология, сельское хозяйство, экология и генетика, которые разрабатываются совместно с Центром технологий Академии наук и профильными высшими учебными заведениями.

В последнее время в медицинском университете профессорско-преподавательским составом и студентами проводится работа по научному обоснованию лечебных свойств вод, природного сырья, в частности, лечебной глины, морской соли курортов нашей страны, а также обеспечению населения производимыми из них лекарственными средствами [6].

Медицинские училища Туркменистана тоже вышли с инициативой о проведении научной работы - и им разрешили создать Совет молодых ученых. Известно, что основной темой их научных изысканий является изучение лекарственных свойств растений, произрастающих на территории страны. Выражается надежда на то, что в будущем студенты старших курсов медучилищ смогут не только ограничиться освоением основной специальности, но, в рамках своей научной работы, овладеть методами научного анализа, понимать, что такое доказательная практика, уметь собирать и анализировать данные.

Инициаторы создания Советов молодых ученых - Академия Наук Туркменистана (АНТ) и Союз Молодежи Туркменистана, при которых была создана общественная научная организация «Центр Молодых Ученых Туркменистана» (ЦМУТ), в состав которой входят 47 Советов молодых ученых, функционирующих при научных и образовательных учреждениях страны.

Было бы правильным, если бы в отчеты о научной работе медицинских учреждений Туркменистана бы был также включен пункт о привлечении молодых специалистов в научную работу. Такие актуальные задачи, как развитие фундаментальных наук, приумножение научно-технического потенциала, формирование нового поколения учёных, привлечение молодёжи к научной деятельности нашли отражение в Законе Туркменистана «О правовом статусе научного работника» [3].

В июне 2019 года целях совершенствования финансирования проводимых научных конференций, визитов по линии науки, инновационных открытий и совместных международных научных проектов было подписано Постановление «О создании Фонда развития наук Академии наук Туркменистана», а в целях приумножения научного потенциала страны, укрепления материально-технической базы АНТ и подведомственных учреждений, широкой государственной поддержки в подготовке научных работников высокой квалификации, Академии наук Туркменистана было выделено денежных средств в сумме 35 миллионов манатов в рамках Постановления «О финансовой поддержке развития системы науки Туркменистана» [8].

В медицинском секторе аспирантура и докторантура находятся под ответственностью Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана. Медицинский Университет подает информацию о требуемых квотах (является инициатором запроса на количество мест и предлагает тематику исследований), эта информация утверждается министром здравоохранения, передается в АНТ (согласно Закону «О государственной научно-технической политике» [1]). После утверждения Кабинетом Министров, научная работа проводится на базе научно-клинических центров.

Одним из очень важных направлений совершенствования кадровых ресурсов здравоохранения в Туркменистане является стимулирование публикаций в отечественных и международных рецензируемых профессиональных журналах. В Туркменистане тоже появилось такое требование. Медицинский университет начал сотрудничество в этом направлении с изданиями в Российской Федерации, Белоруссии, Узбекистана и Таджикистана. Помимо печатных журналов, периодично публикующихся в Туркменистане на медицинскую тематику, для расширения возможности опубликовывать работы медицинских специалистов, было бы целесообразно создать электронный рецензируемый журнал на медицинскую тематику, с возможностью публиковаться не только на туркменском языке, но также и на русском и/или английском языках.

Действующий Закон Туркменистана «Об Образовании» был принят 4 мая 2013 года [2]. В связи с тем, что не все положения этого закона еще введены в действие, возникают определенные трудности при проведении процедуры признания полученных гражданами Туркменистана документов иностранных государств о среднем, средне-специальном, высшем и послевузовском профессиональном медицинском образовании. Выпускники, имеющие диплом магистра, не могут претендовать на должности медицинских специалистов, и поэтому таким выпускникам предъявляется требование обязательного прохождения интернатуры.

Согласно закону «Об Образовании», для всех форм получения образования в пределах конкретной профессиональной образовательной программы должны действовать единые государственные образовательные стандарты. Но данные стандарты стране еще только предстоит разработать и принять.

Государственная аккредитация образовательного учреждения должна проводиться в порядке, установленном Кабинетом Министров Туркменистана. Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое образовательному учреждению, должно подтверждать его статус, а также соответствие содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем образовании должно возникать с момента его государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.

В настоящее время Государственная аттестация образовательных программ, включая программы медицинского и фармацевтического образования, пока в стране отсутствует. Учебные программы аттестуются непосредственно в образовательном учреждении в несколько этапов: кафедральное заседание; методическая комиссия соответствующих курсов и центральная методическая комиссия медицинского университета.

Важным фактором медицинского образования Туркменистана является двойное подчинение медицинских образовательных учреждений Министерству Образования Туркменистана (юридически) и Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана (в части учебных программ).

Несмотря на принятие нового Закона об Образовании, в котором предлагается новая структура системы образования, приближенная к системам образования стран - участниц Болонского процесса, Туркменистан не является участником этого процесса. Многие положения Закона об Образовании пока не реализованы на практике и являются скорее стратегией развития на обозримую перспективу.

Например, Закон Туркменистана об Образовании позволяет «для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоёмкости их освоения применять систему зачётных единиц (систему кредитов)». Однако эта система пока не внедрена на практике. В перспективе предстоит большая работа по изучению мирового опыта, оценке её достоинств и недостатков. Возможно, потребуется разработка отличной от других стран системы, которая бы в наиболее полной мере была адаптирована к специфике системы здравоохранения Туркменистана.

В странах - участницах Болонского процесса имеется разделение уровней подготовки для некоторых медицинских специальностей, например, для физиотерапевтов - есть бакалавриат и магистратура. В некоторых странах в классификаторах профессий физиотерапевты отнесены к отдельной категории между специалистами с высшим (врачами) и средним (медсестры) образованием. При принятии решений о том, какие специальности можно «делить» на бакалавриат и магистратуру, необходимо тщательно взвешивать стоимость подготовки соответствующих специалистов.

Особенностью медицины является то, что она не совсем вписывается в принципы Болонского процесса. Медицину трудно «разделить» на бакалавриат и магистратуру. В странах Европы целью разделения во многих областях образования, в основном, являлось предоставление больших возможностей получить образование тем, у кого нет достаточно финансовых средств для получения полного высшего образования. Но врач не может быть «недоученным».

Например, в Российской Федерации с 2018 года интернатура была упразднена. Вероятней всего, это было сделано с целью приведения учебного процесса в рамки Болонского процесса. Положительной стороной этого упразднения явилась возможность поступления на работу в медицинские учреждения сразу после «университетской скамьи», как это происходит в большинстве других профессий. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, и с тех пор планомерно проводит интенсивную работу по приведению своей системы образования в соответствие с требованиями Болонского процесса.

Возникает вопрос: какие выгоды будет иметь страна после того, как система полностью будет функциональна, 100%-тно соответствовать Болонскому процессу? Казалось бы, выгоды очевидны: высокие стандарты обучения, высокая квалификация выпускников медицинских вузов. Но кто-нибудь задумывался о том, что, получив дорогостоящее образование в стране, выпускники захотят получить работу также высокооплачиваемую, и, если не найдут такую у себя дома (что наиболее вероятно), они свободно могут эмигрировать в другую страну, ведь медицинские кадры везде в дефиците? Им будет значительно проще получить аккредитацию и начать работу за рубежом, если у них будет стандартизированный по западным меркам документ об образовании. С точки зрения демократических принципов, это нормально, но с точки зрения государства - как отток высококвалифицированных кадров может улучшить систему здравоохранения в стране? Не лучше ли было бы сохранить свою имеющуюся систему, но перенять только то, что действительно может пойти на пользу своим медицинским кадрам: знания о новых научных достижениях, технологиях, методиках лечения, и т.п., но не стремиться любой ценой соответствовать западным стандартам образования?

Безусловно, привести в порядок свою собственную образовательную систему, согласно принятому закону, Туркменистану необходимо. Но область медицины очень специфичная: «ошибки врачей дорого обходятся людям». Реформы в этой области необходимо проводить взвешенно, чтобы каждый шаг изменений был проанализирован на эффективность и целесообразность.

Система повышения квалификации тоже нуждается в реформировании - необходимо изучить опыт других стран, и взять самые оптимальные примеры на более глубокое изучение. Например, в ЕС ставился вопрос о том, что систему повышения квалификации сделать обязательной - но от этого отказались, так как ответственность за повышение квалификации должна лежать на самом враче, он должен иметь стимул постоянно учиться.

Чтобы сделать процесс учебы более удобным для практикующих врачей, необходимо ввести систему набора определенных «кредитных» единиц, которые бы присваивались за определенные виды самообразовательной деятельности (участие в семинарах, тренингах, выступление с докладом на конференции, публикации статей, и т.п.). В настоящее время в стране нет системы «кредитов», а есть только «часы», в течение которых преподаются обучающие курсы. При такой системе трудно вносить в зачет другие виды деятельности саморазвития, такие как самостоятельное прохождение он-лайн курсов, публикации в местных и международных СМИ, и т.п.

Конечно, введение системы «кредитов» - задача комплексная, в которой надо решить множество не только организационных, но и правовых задач. Так как начинать надо будет практически с нуля, то необходимо определить, какой именно орган должен быть ответственным за учет повышения квалификации - то ли это будет Медицинский Университет, то ли Ассоциация Медицинских работников (которую еще саму необходимо создать), то ли какое-либо другое медицинское учреждение.

При введении системы «кредитов» также необходимо хорошо взвесить, какие именно виды учебной деятельности должны приводить к получению кредитов, насколько они «обременительны» для медицинских специалистов с точки зрения необходимости несения собственных затрат (например, для участия в конференциях), как финансовых, так и временных. В рабочем времени медицинских работников должно быть предусмотрено определённое количество оплачиваемых часов для самообучения или других образовательных мероприятий. И ни в коем случае не надо вводить систему «наказания» за недобор минимального количества «кредитов», иначе это станет очередной формальностью и источником для коррупции.

Среднее медицинское образование также необходимо привести в соответствие с новым законом об образовании в Туркменистане. В настоящее время идут обсуждения между руководством медицинских училищ и Министерством здравоохранения о том, чтобы готовить медсестер - бакалавров. Если такое решение будет принято, то настанет необходимость перевода такого обучения на базу медицинского университета, для всего этого необходимо создать соответствующую юридическую основу.

В медицинской научной среде уже существует ряд докторских диссертаций по социальной организации здравоохранения - в Туркменистане нужно также изучить вопрос ввода научной специальности «Сестринское дело». В настоящее время не подвергается сомнению, что сестринский персонал оказывает большую часть медицинской помощи и необходимых услуг населению и призван решать сложные задачи, сопряженные с состоянием здоровья людей - здоровья людей с большим разбросом проблем в зависимости от множества причин и факторов заболеваний. Если нужны квалифицированные сестры - менеджеры, преподаватели сестринского дела - то надо составить отдельный обучающий стандарт для этой специальности и открыть ее в Медицинском университете.

В мировой практике уже имеются обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ высшего сестринского образования (ВСО), ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ «Конвенция о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977), ратифицированной многими странами мира.

Сестринское дело - это отдельная специальность со своей иерархией - от простейших манипуляций до научной работы. К примеру, в России есть много главных медицинских сестер со степенью кандидата наук. Мыслящие, стремящиеся к совершенствованию своей работы, медсестры должны иметь возможность получения высшего образования, чтобы затем, получая руководящие должности, грамотно организовывать работу медсестринского персонала как на уровне своего медицинского учреждения, так и на национальном уровне.

Конечно, открытие новой специальности «Сестринское дело» станет еще одной крупной задачей для медицинского университета - так как традиционно считается, что это сфера медицинских училищ: готовить медсестер. Как вариант, можно принять такое организационное решение - составить новый стандарт обучающей программы на уровне бакалавриата и аккредитовать медицинские училища преподавать эту программу на своей базе (при условии соответствующей переподготовки преподавательского состава училища). Такая работа должна проводиться совместно с Медицинским университетом.

В Туркменистане планирование подготовки кадров для здравоохранения осуществляется исключительно государственными органами - Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана и Министерством финансов Туркменистана. Более чем активное участие Министерства финансов в процессе планирования объясняется тем фактом, что большую часть расходов по подготовке кадров здравоохранения несёт государственный бюджет Туркменистана.

Существующий процесс планирования ограничен анализом естественной убыли кадров, а также официальными запросами организаций здравоохранения и запросами других министерств и ведомств, которые заинтересованы в подготовке специалистов медицинского профиля - оборона, туризм, транспорт, полиция.

Все это требует изучения отраслевого и территориального принципов планирования, подготовку, повышения квалификации кадров, прогнозирования состояния здоровья, заболеваемости и соответственно обеспеченности регионов работниками системы здравоохранения на перспективу.

В 2018 году ВОЗ подготовила публикацию «Национальная система учета кадров здравоохранения: руководство» [7]. Предлагаемая система представляет собой инструмент методического руководства и поддержки стран в целях обеспечения информационной основы для принятия научно обоснованных решений о политике в области кадров для здравоохранения. Национальная система учета кадров здравоохранения (НСУКЗ) содержит 78 основных показателей, распределенных по 10 модулям, которые призваны способствовать разработке политики в области ТРЗ на национальном уровне для достижения прогресса на пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения (ВОУЗ) и целей устойчивого развития (ЦУР). Показатели в рамках 10 модулей входят в состав трех важнейших компонентов рынка труда, которыми являются: компонент образования, компонент трудовых ресурсов и компонент удовлетворения потребностей населения в области здравоохранения.

В компоненте «Образование», в частности, предлагаются показатели по следующим Модулям:

• Модуль 2. Образование и профессиональная подготовка.

• Модуль 3. Регулирование и аккредитация образования и профессиональной подготовки.

• Модуль 4. Финансирование образования.

Информация, полученная в соответствии с содержанием этих модулей, будет служить ориентиром и обеспечивать информационную поддержку мер по переориентации кадровых ресурсов здравоохранения, направляя их на решение проблем в области социальных детерминант здоровья, укрепления здоровья, профилактики болезней, первичной медико-санитарной помощи, а также на предоставление комплексных услуг, ориентированных на потребности людей по месту жительства. Это включает все виды медицинских и социальных работников, а также вспомогательного персонала.

Несмотря на то, что НСУКЗ сама по себе не является методом планирования кадровых ресурсов для здравоохранения, принятие предлагаемой системы учета будет значительно способствовать процессу принятия стратегических решений в осуществлении политики развития кадровых ресурсов, принятой в стране.

При изучении большого количества материалов и публикаций на тему планирования кадровых ресурсов здравоохранения, напрашивается вывод, что не существует единой методики, универсальной для всех стран. Каждая методика предлагает множество упрощений и предположений, которые не могут «априори» сделать прогнозы со 100%-ой вероятностью. Тем не менее, планировать необходимо, хотя бы для того, чтобы не упустить очевидные факторы, влияющие на состояние кадровых ресурсов в здравоохранении.

Несмотря на то, что одним из важных компонентов оптимизации кадрового обеспечения здравоохранения является активное участие медицинских учебных заведений, понятно, что простое увеличение (или уменьшение) количества подготовки студентов в этих учреждениях полностью не решает вопрос планирования воспроизводства врачебных кадров. Удержание квалифицированных кадров в системе, повышение мотивации и профессионального мастерства, создание условий для творческой работы - все это также компоненты регулирования кадрового обеспечения, но уже зависящие не от образовательных учреждений, а от многих других факторов, таких как, общая политика в системе здравоохранения, экономическая среда, финансирование, и т.п.

В настоящее время система образования в Туркменистане в целом проходит через крупномасштабную реформу с тех пор, как был принят новый Закон Туркменистана «Об образовании» в 2013 году, имеющий своей целью привести систему образования в стране в соответствие со стандартами образования, принятыми во многих странах мира. Медицинское образование - часть общей системы образования в стране, несмотря на то, что ее специфика состоит в том, что оно также является частью отрасли здравоохранения.

Как и во всех других составляющих системы образования, в медицинском образовательном процессе назрела необходимость в коренных изменениях, в развитии организации учебного процесса, планировании и совершенствовании качества подготовки учащихся.

Список литературы

1. Закон Туркменистана от 1 марта 2014 года №39-V «О государственной научно-технической политике» (в ред. от 02.03.2019 г.). Ашхабад: Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2014. №1. 39 с.
2. Закон Туркменистана от 4 мая 2013 года №391-IV «Об образовании» (в ред. от 09.06.2018 г.). Ашхабад: Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2013. №2. 21 с.
3. Закон Туркменистана от 15.08.2009 г. №52-IV «О статусе научного работника» (в ред. от 09.11.2013 г.). Ашхабад: Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2009. №3. 53 с.
4. Сейитмедова А. Цифровизация медицины и образования - в действии / А. Сейитмедова // Нейтральный Туркменистан. 2019. 13 июля. №174(29206). С. 3.
5. Государственный медицинский университет: образовательные инновации и комплексный подход к подготовке кадров // Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH) - Туркменистан сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article13735&cat15 (дата обращения 19.10.2019).
6. Национальная система учета кадров здравоохранения: руководство // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/ handle/10665/311615 (дата обращения 19.10.2019).
7. Официальный сайт Академии Наук Туркменистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science.gov.tm/organisations/medical_institute/ (дата обращения 19.10.2019).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2019. Выпуск 6


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (04.05.2020)
Просмотров: 35 | Теги: медицинское образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь