Суббота, 14.12.2019, 16:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СИМУЛЯЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Ж.К.Толордава

СИМУЛЯЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Особое значение в развитии профессионализма специалистов вообще и экономистов, в частности, в современных условиях приобретает усвоение студентами знания научных основ будущей профессиональной деятельности, овладение ими профессиональными умениями и навыками. Это позволяет им уже в процессе обучения в вузе идентифицировать себя с профессиональным сообществом. Вследствие этого, проблема формирования профессиональной идентичности студентов обусловливается интересом общества. Соответственно, возрастает значение развития профессионализма каждой личности, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста, обеспечивает деловую активность личности, способность самостоятельно принимать рациональные решения и внедрять их в практику.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная деятельность, профессиональные знания и умения, интерактивные методы, симуляционные модели, деловые игры, экспертные системы, ролевые игры.


Сегодня значительную часть во всем множестве решаемых проблем занимают проблемы, связанные со сравнительно новыми для сферы наших компетенций вопросами рыночной экономики, устойчивого развития, экономики знаний и процессами глобализации. Для обеспечения соответствующего уровня решения этих проблем от человека необходимо постоянное углубление полученных знаний и овладение новыми профессиональными умениями. Естественно, что в условиях перехода общества на новую инновационную стадию развития, способствуют формированию общества знаний, основными признаками которого становится рост интереса к знаниям, так как именно знания являются важнейшим фактором роста общей производительности труда.

Как показывает практика, чем выше уровень образования работников, тем активнее внедряется технологический процесс и повышается потребность общества в инновациях. Знания становятся движущей силой социально- экономического, технологического и культурного развития. В этих условиях на переднем плане оказывается человеческий капитал, посредством которого осуществляются внедрения новых идей, технологий и достигается успешная конкуренция на рынке.

В связи с этим возрастает роль проблемы профессиональной идентичности, она требует более пристального изучения, так как, с одной стороны, она формируется в процессе профессионального развития, с другой, служит важнейшим мотиватором приобретения знаний. Так как, в новых динамичных социально-экономических условиях, чтобы выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и собственную стабильность в будущем, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной и профессиональной среде.

Еще одна причина, по которой в настоящее время вопросы, связанные с профессиональной идентичностью становятся особенно актуальными для изучения - это необходимость её развития еще в период университетской подготовки. Собственно этой проблеме и посвящена данная работа с упором на опыт автора, базирующийся на использовании методов имитационного игрового моделирования (симуляционных моделей). Достоинством этих методов обучения является также их еще один немаловажный аспект - это развитие в студентах способности к социологизации, сущность которой заключается в приобщении человека к определенному обществу или игнорирование его. Это весьма значительный фактор для будущего бизнесмена, так как он в значительной степени является определяющим в достижении успешного бизнеса.

Значительный вклад в изучение идентичности в психологии принадлежит Э. Эриксону и его эпигенетической теории развития личности. Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я». По его мнению, идентичность имеет определенную организующую функцию в развитии личности и это является центральным для Э. Эриксона при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития. Согласно концепции Э. Эриксона, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации - доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, творчество, интеграцию [7].

Как показал опыт работы Центра имитационного моделирования и интерактивных методов обучения Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили, при подборе методов обучения для экономических дисциплин необходимо было аналитически переосмыслить содержание предмета, установить порядок и методы приложения теоретических знаний к будущей профессиональной практической деятельности выпускников университета. С этой целью были выбраны симуляционные методы обучения, такие как, имитационные, «ручные» и компьютерные методы (модели), ситуационные, инсценизаци- онные (role playing), метод инцидента и деловые игры, способствующие углублению знаний, приобретению практического опыта.

Так, для бизнес-образования, для которого характерно множество методов обучения, с помощью которых достигается не только передача теоретических знаний и привитие навыков практической работы, а также реальный опыт будущей профессиональной бизнес-деятельности, наиболее эффективными оказались деловые (симуляционные игры), когнитивные модели, обучающие и экспертные системы, кейс-метод и др. Все эти методы позволяют развивать в студентах такие необходимые для бизнес-деятельности качества, как коммуникативные способности, искусство принятия решений, умение работать в группе, адаптация к изменениям в среде или управление ими.

Для достижения наиболее благоприятных условий для формирования профессиональной идентичности студентов, высокой степени вовлечения их в данный процесс был учтен ряд аспектов практического характера. Так, при моделировании экономических процессов был учтен междисциплинарный подход к проблеме. С этой целью в управленческие игры были включены психологические, дидактические аспекты процесса управления, что придало разработанной модели большую достоверность [3; 5].

В моделях процессов устойчивого развития, рассматривались как экономическая устойчивость, так и экологическая, и студентам предлагалось выбрать наиболее приемлемый вариант развития, при котором будет обеспечен рост экономики с наименьшим нанесением вреда окружающей среде [3; 4].

Как свидетельствует наш опыт, наиболее эффективными методами обучения экономистов стали имитационные игровые модели. Имитация (симуляция) на модели с одновременным усложнением условий ее функционирования дает множество различных вариантов решений с указанием слабых звеньев и факторов, оказывающих влияние на дальнейшее изменение решений.

Работа с аналог-моделью, существующей в реальной действительности, дает возможность анализа и прослеживания различных комбинаций преобразования и совершенствования этой модели, исходя из намеченных в игре целей.

Игра может имитировать деятельность целой хозяйственной единицы или ее фрагментов, модулей в продолжительном или краткосрочном периоде. Большие секвенционные компьютерные игры предполагают имитацию системы с комплексным, динамичным охватом основных управленческих процессов, происходящих на предприятии.

Все эти меры были направлены на овладение студентами в процессе обучения в университете многосторонними знаниями и умениями, на повышение самосознания студентов и на выработку профессионально значимых качеств, необходимых в профессиональной деятельности, что в итоге способствует формированию профессиональной идентичности будущих специалистов.

Отдельно хочется отметить значение управленческих игр. Освоение основ менеджмента прежде всего заложено в управленческих играх, так как они способствуют адаптации управленческих навыков менеджера. В реальной действительности это требовало бы многих лет труда на одной из должностей управленческого персонала.

Участники игры в этом случае быстро овладевают схемой поведения, запоминают причинно-следственные реляции и учатся основным обратным связям между управленческими пространствами. Благодаря этому становится возможным выполнение комплексного анализа результатов решений каждого игрока. Наличие компьютерной поддержки в управленческих деловых играх позволяет использовать готовые расчетные модели, с одной стороны, а с другой стороны - обеспечить перманентный возврат к банку данных, к информации о ранее принятых решениях и их результативности. Все это дает возможность неоднократного обыгрывания различных вариантов сконструированной модели.

Играющий может действовать только в области приемлемых решений. Выход за границы этой области вызывает блокаду действия, что побуждает к повторному анализу экономической ситуации имитируемого объекта с целью принятия правильного решения. Своего рода замещением реального опыта является знакомство и освоение студентами функций управления, а на их фоне с навыками принятия коллективных решений.

При изучении особенностей профессиональной идентичности студентов- экономистов во время проведения занятий методом деловых игр, кейсов, экспертных систем, было установлено, что доминирует образ видения себя, как аналитика, маркетолога, бизнесмена, специалиста по консалтингу, менеджера и т.д.

В этой связи интересен опыт авторов Аркаевой Н. и Ибрагимовой Э., которые считают, что «студент, осознавая смысл своей будущей профессиональной деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, стремясь самовыразиться и самоутвердиться в ней, понимает значимость деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции и в целом личности будущего специалиста» [1].

Большие возможности в плане формирования профессиональной идентичности открываются при использовании метода role playing, который иногда называют психодраматическим методом. Он воссоздает те взаимоотношения между работниками фирм, компаний, которые имеют место в действительности при решении производственной проблемы и интересы участников различны [2].

При этом обучающиеся «играют» определенные роли и выполняют функции этих лиц, что дает студентам возможность побывать в различных «должностях» среднего звена и способствует становлению их Я-концепции в конкретной ситуации их будущей профессиональной деятельности.

Любая «ручная», компьютерная, планшевая и аналитическая игра позволяет проследить цепь причинно-следственных связей аналогичных реальной действительности. Однако в игре обучающийся не платит за последствия ошибочных решений, как это было бы в практической профессиональной деятельности. И, конечно же, при этом не будет присутствовать фактор давления реальной ситуации или ответственности, но, тем не менее, выполняя определенную задачу, каждый участник может для себя выбрать образ мыслей, алгоритм действий той личности, роль которой он исполняет. В этой связи следует отметить, что так происходит осознание студентами особенностей профессии, профессиональных требований, профессионального «Я-образа», продуктивных путей вхождения в профессию.

Нахождение «личностных смыслов» в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, считает Н.С. Пряжников, есть профессиональное самоопределение, где ключевую роль играет образ профессии. На начальном этапе формирования профидентичности важно, как складывается у индивида образ профессии и как он будет изменяться [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что указанные методы обучения наилучшим образом обеспечивают совершенствование живого процесса формирования профессионала в университете, способствуют профессиональному самоопределению студентов, видению ими образа профессии, становления их профессиональной идентичности, что и должно стать одним из доминирующих направлений высшего образования.

Список литературы

1. Аркаева Н.И., Ибрагимова Э.Ф. Исследование профессиональной идентичности студентов педагогического вуза и колледжа // Науч.-метод. электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 126-130. URL: http://e-koncept.ru/2
2. Толордава Ж. Деловые игры и активные методы обучения в высшей школе. Тб.: Изд. Тбилисского госуниверситета, 1984.
3. Tolordava J., Development of the professional identity of the economics studentstrough the simulation modeling method. Conference of the international "ARTIFEX" University of Bucharest, Romania 2017.
4. Tolordava J., Environmetntal simulation games and Ecopsichology. VIII International Congress of Psichology and Education. Alicante Espagne 2016.
5. Tolordava J., Formation du personnel economique pour les pays en transformation. In- stitutul de relatiiinternationale din Moldova, Relatiilnternationale Plus nr1. 2015 Chisinau.
6. Tolordava J., D. De Tombe, D.N. Kavtaradze, G. Panizzi, P. Rizzi, E. Leigh. Interna- cional experience in simulation modeling: economics and business, ecology, sociology. The monograph. Iv. Javakhishvili Tbilisi State University Press. 2013.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.11.2019)
Просмотров: 20 | Теги: профессиональная идентичность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь