Суббота, 14.12.2019, 15:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СИМБИОЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ И МУЗЕЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

А.Л.Тимофеева

СИМБИОЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ И МУЗЕЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

На современном этапе музейные учреждения интегрируют в свою структуру театральные объединения. Данную тенденцию можно отнести к концепции культурного симбиоза, в основу которой положен биологический термин: «Симбиоз - (от греч. Symbiosis — совместная жизнь), различают формы совместного существования разноимённых организмов, составляющих симбионтную систему. В симбиотических системах один из партнёров (или оба) в определённой степени возлагают на другого (или друг на друга) задачу регуляции своих отношений с внешней средой» [1]. Е. М. Щепановская в своей статье отмечает: «Учитывая столь
значимую роль биологических теорий в формировании философских представлений о культурном взаимодействии, кажется актуальным и сегодня для культурологического и культурного мировоззрения вернуться к представлению о симбиозе как ведущем факторе эволюции жизни» [2, с. 100-101]. Не смотря на то, что последователи данной идеи ориентируются в своих исследованиях на проблемы взаимодействия человека и культуры, столкновение различных культур, интеграция феноменов музея и театра является частным проявлением концепции культурного симбиоза [2; 3]. В свою очередь союз музейных и театральных учреждений актуализировал появление синтезированного продукта - театрализованных музейных программ.

Театрализованные программы являются сегодня не только востребованным средством для привлечения посетителей в экспозиционные залы музеев, но также признаны инновационной формой работы с музейной аудиторией. Для понимания значимости метода театрализации в музейной деятельности требуется осмыслить интеграцию явлений театра и музея на основе эмпирического опыта. Перспективным в данном случае является объективного представления о сущности компонентов театрализованных музейных программ, а значит, возможности понять способы гармоничного соединения в музейном пространстве в одно целое элементов из области культуры и искусства.

Цель данной работы - проанализировать влияние театрального компонента на внедрение метода театрализации в работу музеев. Достижение цели связано с последовательным решением нескольких задач. Первая задача направлена на исследование исторического аспекта, с помощью которого можно проследить истоки возникновения формаций театра и музея. Вторая задача заключается в анализе общей работы культурных феноменов.

Необходимо подчеркнуть, что по данной теме имеются публикации, авторы которых исследуют особенности становления музея и театра. Так, А. Ю. Исайкина в своей работе достаточно подробно анализирует процесс формирования феноменов театра и музея из общей протосреды [4].

Исследование интеграции театральных и музейных форм позволит, во-первых, уточнить причины внедрения в деятельность музейных учреждений метода театрализации. Во-вторых, исследование позволит выявить особенности взаимодействия музейных и театральных объединений, представляющие поле изучения для теории музеологии. На современном этапе многие исследователи придерживаются мнения о том, что интеграция театральных и музейных форм является сравнительно новой тенденцией, например, Ю. Шагунова в своей публикации выделяет четыре актуальные модели взаимодействия учреждений культуры, среди которых, по мысли исследователя наиболее плодотворной для музея, является взаимовыгодное объединение музея и театрального учреждения: «Их сотрудничество порой не только даёт красивый и эффективный результат, но и наполняет совместную деятельность новым смыслом, и более того - дарит участникам решение очень важных стратегических вопросов» [5, с. 4]. С нашей стороны было бы ошибкой полагать, что театрализация стала составной частью музейных программ лишь со второй половины XX века.

Взаимодействие музейного и театрального пространства началось в период Античности. Явления театра и музея не были полностью сформированы, существовала общая «обрядово-фольклорная» среда, в которой постепенно образовались эти самостоятельные культурные доминанты [4]. В работе А. Ю. Исайкина отмечается: «В священных праздничных шествиях и религиозных процессиях, выросших в классический греческий театр, процедура выставления на всеобщее обозрение, перенесения и показа священных предметов становится необходимым элементом действа, которое несёт в себе сакральное значение» [4, с. 50]. В зрелищном представлении соединены элементы театра, а так же своеобразная церемония, в которой можно усмотреть будущую форму экспонирования, характерную для музея.

В Средние века церемония коронации сопровождалась не только постановкой с элементом театрализации, которая имела архаичные корни, но «Восходившие на престол правители соблюдая традиции прошлого, выставляли напоказ казну и сокровища правящей династии» [4, с. 53]. Но, для нас наибольший интерес представляет период с XVIII в., и вплоть до начала XXI в., в котором театр и музей представляли собой вполне сформировавшиеся социальные институты, и мы имеем возможность проанализировать совместную деятельность обеих учреждений.

В стенах многих российских музеев в течение десятков лет успешно существуют театральные объединения. Цели их работы музейные сотрудники определяют по-разному. Специалисты Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова определяют цель существования театра в стенах своего музея следующим образом «Главная цель, которая стоит и перед педагогами, и перед музейными работниками, - научить человека творческому отношению к жизни» [6, с. 77]. Коллектив «Чеховской студии» - профессионального театра в составе Государственного литературно- мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» определяют цель своей деятельности так: «остановить» время, приблизить нас, нынешних гостей, к былым обитателям, как бы породнив с ними» [6, с. 29]. Следующим образом зафиксирована основная задача Мемориального комплекса Андрея Панина (г. Кемерово): «участие в подготовке высококвалифицированных и морально-нравственных специалистов, в совершенствовании форм и методов учебной, просветительско-воспитательной и научно-исследовательской работы» [7]. Миссия театральной студии «Сибирячок» при Красноярском краевом краеведческом музее звучит иначе: «глубже познакомить посетителей, прежде всего молодёжь, с наследием сибирских писателей, раскрыть глубину их образов, способствовать пониманию исторического контекста, развивать творческий потенциал участников» [8, с. 63].

У театров в музеях разнятся не только цели деятельности, но годы и условия их появления. Например, Эрмитажный театр был построен в 1783-1787 годах, и в его залах императрица Екатерина II устраивала вечера для «придворных и знати», насыщенные комильфотными развлечениями: спектаклями, ужинами, танцами, бильярдом [9]. Театрально- концертная площадка в Музее-усадьбе Г. Р. Державина (г. Санкт- Петербург) сформировалась из некогда существовавшего на территории городского имения домашнего театра [10]. Одна из причин создания Камерного театра в Объединённом музее писателей Урала (в г. Екатеринбурге) была исключительно утилитарного характера: музей не имел большого зала, пригодного для массовых собраний [11]. Возведение отдельного здания театра растянулось более чем на десять лет, с 1986 г. по 1998 г. В Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова театр начал работать в 1910 г., во времена, когда нынешнее здание музея являлось жилой усадьбой художника Василия Паленова. Театр сформировался из домашних спектаклей семьи живописца, и до сих пор является самодеятельным объединением [6].

В Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» профессиональный театр появился в 2006 г. как ответ на социальный запрос театрального фестиваля «Мелиховская весна», проходящего в стенах музея-заповедника [12]. Мемориальный комплекс Андрея Панина (г. Кемерово) открылся в 2014 г., на базе Кемеровского государственного института культуры и так же является реализованным социальным заказом. Проект изначально задумывался как «театральный музейный комплекс», органично соединяющий в себе не только музейную и театральную составляющие, но и мастерскую - особую учебную аудиторию, носящую имя заслуженного артиста РФ [13]. Студия «Сибирячок» начала работу в 2016 г. в стенах Красноярского краевого краеведческого музея и «сразу стала рассматриваться как важный элемент общей стратегии культурно-образовательной деятельности музея» [8, с. 63].

Театральная жизнь внутри любого музея также имеет свои особенности. В Камерном театре при Объединённом музее писателей Урала проходят не только спектакли, но и научные конференции, чествования писателей по случаю вручения творческих премий, торжества, посвящён- ные юбилейным датам. В музее-заповеднике В. Д. Паленова функционирует не одно театральное объединение, а три: «Театр Новогодней Ёлки», «Театр на лужайке» и театр-балаган «Курица и Петух». Участники первого театра работают только над новогодним представлением, а участники остальных объединений представляют свои спектакли зрителям в летние месяцы. Отдельного внимания заслуживает театральный проект «Добрый свет поленовской усадьбы», в рамках которого специалисты музея ведут реабилитационную работу с детьми, имеющими проблемы, связанные с психическими расстройствами. Как уже отмечалось, главным событием для музея-заповедника А. П. Чехова является театральный фестиваль «Мелиховская весна». Но, в остальное время, не занятое мероприятиями фестиваля, актёры из музейного театра «Чеховская студия» принимают самое активное участие в интерактивных программах для гостей музея. Специалисты Музея-усадьбы Г. Р. Державина разработали и реализовали оригинальную театрализованную музыкальную экскурсию или променад- концерт с названием «Державин и музыка». Особенностью театрализованной экскурсии является то, что она доступна и для англоязычных посетителей: «возможен заказ экскурсии на английском языке» [10, с. 22].

Необходимо отметить, что именно музейные учреждения формируют на своей базе отделы, ориентированные на театральную деятельность. Администрация музеев заинтересована в расширении форм, направлений культурно-образовательной и рекреационной деятельности. В тоже время следует отметить, что профессиональные театры пока не организуют в своих стенах полноценные музейные центры. Например, в фойе первого этажа Новосибирского театра оперы и балета экспонируются сценические костюмы, созданные для спектаклей более чем за последние сорок лет [14]. Данная выставка не является полноценной экспозицией, для которой необходима продуманная тематическая структура, наполненность экспозиционных комплексов.

В г. Барнауле, в фойе первого этажа молодёжного театра Алтая им. В. С. Золотухина организована выставка, посвящённая профессиональной деятельности известного алтайского актёра, имя которого носит сам театр [15]. Но, в структуре данного учреждения отсутствует профильный сектор, специалисты которого (музееведы) занималось бы вопросами развития, хранения, организации экспонирования существующей выставки. Сама выставочная площадь не является своеобразной «отправной точкой» организации каких-либо программ для посетителей театра.

Анализ процесса симбиоза театральных и музейных учреждений позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, объединение институтов музея и театра в одну уникальную общность актуализировали внедрение элемента театрализации в структуру музейных мероприятий. Во-вторых, именно музей являлся своеобразным «инициатором» включения в свою деятельность элемента театра, что позволило разнообразить коммуникационную работу музейного учреждения, преобразовав его в многофункциональный культурный центр. В-третьих, интеграционные процессы между учреждениями культуры и искусства формируют современное культурное пространство, определяя его как особую среду, в которой развиваются синкретичные формы учреждений культуры.

Список литературы

1. Биологический энциклопедический словарь. URL: https://gufo. me/dict/biology/симбгоз (08.01.2019).
2. Щепановская Е. М. Роль биологических теорий в культурном взаимодействии: миф о борьбе за существование и симбиоз как ведущий фактор эволюции // Ценности и смыслы. 2011. N 2 (11). С. 97-106.
3. Гасанова М. К. Мультикультурность как симбиоз культур // Вестник МГУКИ. 2012. N 6(50). С. 50-55.
4. Исайкина Ю. А. Музей и театр: исторические параллели // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. N 1. С. 50-53.
5. Шагунова Ю. Театр + музей, кафе + библиотека... // Праздник. 2015. N 8. С. 4-6.
6. Каштанова Е. Е. Театр в усадьбе Поленова // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. N 5. С. 76-80.
7. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры». URL: http://www.kemguki.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=4682&Itemid=2676 (08.01.2019).
8. Швецова О. «Дети-детям, доступно и всерьёз.» // Музей. 2017. N 11. С. 63-66.
9. Вилинбахов Г. Эрмитаж «обширен и необозрим» // Museum международный журнал. 2003. N 217. URL: http://museolog.rsuh.ru/library/ museum_international_rus/index.php (06.01.2019).
10. Розина А. Река времён / А. Розина, И. Щепеткова // Мир музея. 2015. N 7. С. 21-23.
11. Официальный сайт МБУК Объединённый музей писателей Урала. http://www.ompural.ru/kamernyj-teatr/istorija/ (08.01.2019).
12. Шведова О. Театр в гостях у музея // Музей: Российский партнёр журнала Museum. 2013. N 1. С. 28-31.
13. Ковешникова Е. А. Концепция создания мемориального музея актёра театра и кино Андрея Панина как практика сохранения культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. 2014. N 3(15). С. 71-77.
14. Официальный сайт Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ). URL: https://novat.nsk.ru (07.01.2019).
15. Официальный сайт молодёжного театра Алтая им. В. С. Золотухина. URL: http://mta-barnaul.ru/theatre/virtual_tour/ (08.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (20.11.2019)
Просмотров: 30 | Теги: театр, музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь