Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СИЛА И ГИБКОСТЬ: ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ

Д.А.Осокин
Сибирская пожарно-спасательная академия (филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Железногорск, Красноярский край), Россия

СИЛА И ГИБКОСТЬ: ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ

Вопрос физической подготовки всегда остро стоял в высших учебных заведениях военизированного типа, в том числе и в вузах Министерства чрезвычайных ситуаций РФ. Для правильного обучения и подготовки курсантов МЧС к специфике дальнейшей деятельности необходимо составить правильное расписание нагрузок, учесть их интенсивность, длительность, сложность и другие вероятные факторы. Составление графика тренировок (нагрузок) требует учёта многих факторов, таких как индивидуальная физическая подготовка каждого курсанта, его эмоциональное и физическое состояние (а также их стабильность), здоровье и восприимчивость к нагрузкам того или иного типа. Зачастую весь спектр вопросов охватить не представляется возможным, так как план занятий составляется в расчёте на групповые нагрузки, в то время как индивидуальной подготовке уделяется не так много времени.

Ключевые слова: курсанты, сила, гибкость, физическая подготовка.

 
Чтобы сбалансировать нагрузку и улучшать индивидуальную подготовку курсантов во время групповых занятий, необходимо выделить два связанных друг с другом направления физической подготовки: силу и гибкость. Именно эти два физических качества способствуют правильной и размеренной подготовке к специфической деятельности пожарного.

Цель исследования — выявить и доказать ценность таких качеств, как сила и гибкость, для сотрудников ГПС МЧС России с учётом требований, предъявляемых повседневной деятельностью.

Объект исследования — сила и гибкость, их значимость и методы развития.

Для достижения выполнения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- изучить структуру понятий «сила» и «гибкость»;
- структурировать понятия «сила» и «гибкость»;
- выявить и охарактеризовать исключительные особенности рассматриваемых качеств;
- сформулировать комплекс упражнений, направленных на развитие этих качеств.

Сила. Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление путём мышечных напряжений. Действительно, в деятельности пожарного или спасателя необходимы и важны качественный и количественный показатели силы для сопротивления опасной среде, в которой зачастую приходится работать людям данной профессии.

Выделяют несколько разновидностей силы:
- абсолютная сила — предельное, максимальное усилие, которое человек может развить в динамическом или статическом режиме;
- относительная сила — величина силы, приходящаяся на 1 кг веса человека;
- максимальная сила — это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система организма при максимальном произвольном мышечном сокращении;
- скоростная сила — это способность нервно-мышечной системы организма преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечных сокращений;
- силовая выносливость — способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.

Только в процессе планомерного развития всех типов силы можно получить требуемый результат — идеальный вариант физической подготовки. Разумеется, идеал недосягаем, но к нему всегда можно и нужно стремиться. Большинство указанных выше типов силы развивается во время занятий плаванием, многократного выполнения комплексов силовых и беговых упражнений, включающих в себя резкие нагрузки на соответствующие мышцы (челночный бег) или длительные физические нагрузки (преодоление больших дистанций), а также игровых видов спорта.

Основные методы развития силы:

1. Метод максимальных усилий.
Характеризуется применением предельных
или околопредельных отягощений (90 % от рекордного для данного курсанта). За одно занятие выполняется 5-6 серий, по 1-3 повторения в каждый. Отдых между сериями — 2-4 мин (до восстановления).

2. Метод повторных усилий (или метод «до отказа»).
Упражнения выполняются с отягощением весом до 30-80 % от максимального. За одно занятие выполняется 3-6 серий, по 4-12 повторений в каждой. Отдых между сериями — 2-4 мин (до неполного восстановления).

3. Метод динамических усилий.
Применяются малые и средние отягощения
(до 30 %). За одно занятие выполняется 3-6 серий, по 15-25 повторений в каждой, в максимально быстром темпе. Отдых между сериями — 2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества.

4. Изометрический метод (метод статических усилий).
Предлагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-6 с. За одно занятие упражнения повторяются 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения в 30-60 с. Изометрические упражнения выполняются со снарядами. Продолжительность изометрического напряжения от 5 до 10 с.

5. Метод электрической стимуляции.
Выполняется в покое. С помощью специальных электродов вызывается сокращение мышц за счёт дозированных электрических напряжений длительностью до 10 с. Стимуляция основных групп мышц за одно занятие не должна превышать 10 мин. Данный метод применяется только в профессиональном спорте и не рекомендуется для тренировок с целью подготовки к специфической деятельности.

Воспитание абсолютной силы: в основе её развития лежит метод максимальных усилий в сочетании с методом повторных усилий (вариант с многократным преодолением непредельных сопротивлений) при непредельном числе повторений повторных усилий в комплексе с методом «до отказа».

Воспитание «взрывной силы» (скоростной силы): развивается в упражнениях, выполняемых с максимальным ускорением или в максимальном темпе, то есть в таких условиях, которые требуют сочетания силовых напряжений с проявлением известных скоростных качеств.

Для воспитания силовой выносливости используется метод повторных усилий в комплексе с методом «до отказа» при небольших отягощениях и большом числе повторений.

При комплексных нагрузках во избежание травматизма и для большего эффекта от тренировок необходимо избегать длительного натуживания, не задерживать дыхание при выполнении упражнений и взятии нагрузок. Силовые упражнения с тяжёлым снарядом должны выполняться с учётом соответствующих техник.

Гибкость. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость во многом зависит от способности сочетать сокращение мышц, производящих движение, с расслаблением растягиваемых мышц.

Гибкость также является важной физической характеристикой курсанта, позволяющей выдерживать разнотипные нагрузки и действовать в различных сложных ситуациях наиболее продуктивно и быстро.

Польза гибкости определяется в большей степени в том, что она расширяет границы работоспособности мышц и подвижности человеческого тела, позволяя тем самым выполнять наиболее сложные и тяжёлые работы без какого-либо ущерба для организма самого спасателя (пожарного).

Виды гибкости:
- динамическая (проявляется в движении);
- статическая (проявляется без движения, позволяет сохранить положение тела);

- активная (проявляется за счёт активности мышц самого человека);
- пассивная (проявляется за счёт приложения внешних сил).

Таблица 1
Контрольные упражнения для определения гибкости


Упражнения для развития гибкости. Для со вершенствования гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения. Среди них следует выделять движения простые; пружинистые; маховые; с внешней помощью (дозированной и максимальной); с отягощениями.

Таблица 2
Упражнение для развития гибкости

Заключение

Два рассмотренных выше качества — сила и гибкость — имеют решающее значение в подготовке специалистов системы МЧС высшего уровня.

Огромную роль играет правильное сочетание упражнений и их чередование. Стоит учитывать также, что сила зависит от диаметра мышцы (толщины, поперечного сечения), в свою очередь, этот фактор ограничивает способность мышцы растягиваться. Вот почему очень важно сбалансировать виды тренировок и их интенсивность.

Список литературы

1. Кучкин, С. Н. Характеристика двигательных качеств : учеб.-практ. пособие / С. Н. Кучкин, Н. В. Седых. - Волгоград : В^ФК, 2002.
2. Грачёв, О. К. Физическая культура : учеб. пособие / О. К. Грачёв ; под ред. Е. В. Харламова. - М. ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005.
3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для вузов / Л. П. Матвеев ; 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ФКиС, 2008. - 543 с.
4. Кузнецов, A. Ю. Aнатомия фитнеса / A. Ю. Кузнецов. - 2-е изд., доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 224 с.

Для цитирования: Осокин, Д. А. Сила и гибкость: важность для организации физической подготовки курсантов высших учебных заведений МЧС России / Д. А. Осокин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 109-113.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.10.2017)
Просмотров: 14 | Теги: Физическая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь