Понедельник, 05.12.2016, 11:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Школьное физкультурное образование в свете региональных и социокультурных концепций

С.С.Гуляева, П.Д.Гуляев

Школьное физкультурное образование в свете региональных и социокультурных концепций

Происходящие политические, экономические и социально- психологические переустройства общества выявляют проблему не только необходимости преобразования всех сторон жизнедеятельности человека, но и преобразования самого человека - его сознания, мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.

Содержание общего образования представлено рядом образовательных областей, среди которых одно из почетных мест отведено образовательной области «Физическая культура». Ее содержание в свою очередь, реализуется через процесс преподавания одного из базовых предметов с одноименным названием. При этом учебный предмет «Физическая культура» выступает в качестве не только главного, определяющего звена общего физкультурного образования, основной формы всего процесса физического воспитания школьников (Р.А. Абзалов, Р.Х. Яруллин; Л.В. Аристова; В.В. Кузин, Б.А. Никитюк; Е.В. Утищева).

По мнению А.П. Матвеева, «Физическая культура» также еще и мировоззренческая дисциплина, которая должна способствовать усвоению теоретико-методических знаний, что наряду с ознакомлением с основами природознания, человекознания создает условия для формирования мировоззрения, являющегося основанием для индивидуальных и общественно значимых качеств личности.

Вместе с тем, это единственная учебная дисциплина, которая формирует у учащихся грамотное отношение к себе, своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, потребности в укреплении здоровья (Л.Г. Матрос).

С.Ю. Щетинина, В.П. Каргаполов, отмечают, что физическое воспитание в средней школе должно отвечать потребностям общества в подготовке к активной жизнедеятельности здоровых, гармонично развитых, физически и двигательно-образованных людей, и направлено на воспитание у учащихся осознанной потребности в освоении ценностей физической культуры во всем их многообразии.

Целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни и повышение эффективности физического воспитания учащейся молодежи рассматривается как ключевая проблема развития физической культуры и важнейшая задача современного общества (В.В. Кузин; В.П. Лукьяненко).

По мнению В.И. Столярова, в современной системе упускаются решение таких важных задач, как формирование у человека глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, а также система интересов, потребностей, ориентирующих человека на здоровый образ жизни (ЗОЖ), на самостоятельную целенаправленную деятельность по совершенствованию своего физического состояния. Подобная организация работы приводит к тому, что огромный гуманистический, социально-культурный потенциал физической культуры недостаточно полно реализуется для духовного развития человека.

Модернизация образовательной системы предполагает внесение качественных изменений в общеобразовательной школе - базовый компонент формирования личности, особое внимание должно быть уделено сохранению здоровья детей и подростков - важнейшему условию организации учебно-воспитательного процесса (Н.Д. Акимова).
В историко-культурном разнообразии Россия - уникальное государство, она весьма разнородна с точки зрения природных условий, исторического прошлого, состава населения, традиций и культуры, а также по уровню экономического развития, социокультурных связей и др. При столь значительных региональных различиях невозможно осваивать одинаковое для всех территорий содержание образования (П.Н. Пасюков).

В связи с этим должно уделяться особое внимание программе физического воспитания школьников - документу, определяющему основное содержание и формы физического воспитания в школе; устанавливающему круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению на занятиях физическими упражнениями (С.Ю. Щетинина, В.П. Каргаполов).

По мнению Г.С. Туманяна, правильно разработанная учебная программа по физической культуре становится системообразующим фактором и перерастает в педагогическую систему.

На основании научных данных о психофизическом состоянии, социальной активности школьников создаются различные варианты учебных программ, более целенаправленно планируется учебный процесс по физическому воспитанию, используются различные пути повышения его эффективности (К.К. Кардялис, Б.Ф. Курдюков и др.).
Учебная программа является средством фиксации содержания образования на уровне учебного предмета, а так же направляет деятельность учителя и учащихся (В.М. Качашкин и др.).

В начале 90-х годов, наряду с изменениями и преобразованиями в России, наблюдаются дополнения и определенные изменения в программно- методическом обеспечении учебного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учебных заведениях. Пересматриваются целевые установки и концептуальные идеи, лежащие в основе программ, высказываются некоторые принципиальные положения о составлении школьных программ по физическому воспитанию (О.А. Фынтынэ).

Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон) состоит из базовой части, которая составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и вариативной части, обусловленной необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Именно данная программа считается отправной точкой для развития регионального образования в сфере физического воспитания в школе.

Базовый компонент программы предусматривает следующие виды учебной деятельности: основы знаний по физической культуре, развитие физических качеств, обучение умениям и навыкам, самостоятельные занятия физической культурой, организаторские умения при проведении занятий по физической культуре.

Вариативная часть программы определяется республиканскими и областными (краевыми) органами образования. Содержанием вариативного компонента может стать материал по выбору учителя и учащихся на базе какого-либо вида спорта. В этом случае планирование раздела учебной программы осуществляет сам учитель по согласованию с директором школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений; единоборствам, играм, упражнениям, имеющим большее прикладное значение, а также упражнениям, обладающим более эффективным воздействием при развитии физических качеств.

Рекомендовано следующее соотношение времени, уделяемого базовой и вариативной частям программы: для 1-4-х классов — 75:25 %, 5-9-х классов — 70:30 %, 10-11-х классов — 60:40 % соответственно. Уроки физической культуры, отмечается в программе, дополняются другими формами занятий: физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного и продленного дня, внеклассной работой, спортивно- массовыми мероприятиями (О.А. Фынтынэ).

С 1996 года на территории Российской Федерации предлагаются в действие несколько программ физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, комплексная программа, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы. Данные нововведения привели к прекращению действия единой программы, в том числе и её базовой части, во всех школах Российской Федерации.
Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов 1996 года включает в себя содержание основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.

В Республике Тыва в 1998 году Е.М. Аг-оол была разработана вариативная часть учебной программы по физической культуре для учащихся 1-4 классов с использованием народных игр и элементов национальных видов спорта, танцев, отражающих регионально-национальные особенности Республики Тыва. В программе ставятся следующие основные задачи: укрепление и сохранение здоровья; оптимальное развитие физических качеств и содействие нормальному физическому развитию; системное формирование (с учетом специфики и национально-этнических особенностей региона) жизненно важных двигательных умений и навыков; накопление и совершенствование двигательного опыта; получение теоретических сведений о национальных видах спорта, танцах, народных играх, традициях тувинского народа; воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа. Вариативный материал, входящий в эту программу был перераспределен в соотношении 70 % (базовый) и 30 % (вариативный). Содержание программы определялось следующими принципами: логичное совмещение национальной физической культуры и современных физкультурных ценностей, широкое использование в учебно-воспитательном процессе лучших традиций народной педагогики и здорового образа жизни. В содержание были включены национальные виды спорта, танцы и их элементы, физические упражнения, игры тувинского народа (Е.М. Аг-оол).

По мнению В.П. Лукьяненко, содержание вариативной части должно быть связано с региональными и национальными особенностями и разрабатывается региональными и местными органами управления физическим воспитанием и общим образованием. Остальные составляющие вариативной части программы (соответствующие особенностям конкретной школы, интересам, возможностям и склонностям конкретных преподавателей) определяет сам учитель. Вариативная часть может быть увеличена или уменьшена в соответствии с тем, как идет освоение базовой части.

Л.П. Матвеев в результате рассмотрения многих учебных программ отмечает ограниченность перечня двигательных действий, предлагаемых в программах, в использовании для разностороннего развития психосоциального и социокультурного в школьнике и в организации самодеятельных форм занятий физической культурой.
Однако, изучая проблемы физкультурного образования, многие исследователи (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, Г.К. Зайцев, Е.А. Короткова, И.И. Сулейманов, Г.П. Шиянов и др.) пришли к заключению, что современные программы по физическому воспитанию в школе рассчитаны на усредненного ученика и не учитывают индивидуальные особенности физического развития школьников; содержание используемой программы по физическому воспитанию в школе не только не обеспечивает должного уровня физической подготовки учащихся, и не совпадает с их интересами, что является серьезным фактором, снижающим эффективность уроков физической культуры. Ни в одной из существующих программ, подчеркивают исследователи, не ставятся в должной мере задачи по формированию привычки здорового образа жизни, а на практике почти не используется материал по рациональному питанию, закаливанию, самоконтролю, умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

По мнению исследователей Л.Л. Головиной и Ю.А. Копылова, современные программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ ориентированы преимущественно на формирование двигательной культуры с приоритетным развитием двигательных качеств и обучения двигательным умениям.

Ряд других исследователей (А.Н. Свиридов, Г.П. Андреев, А.П. Надточий) придерживаются мнения, что наметившиеся в последние годы инновационные процессы в сфере образования дают возможность школам перейти от унифицированного обучения к вариативному, что позволило бы осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся.

И.И. Ходоренко, Н.С. Ниясовой предложена учебная программа начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств посредством акробатики.

М.Ф. Исхаков и др., в разработанной учебной программе для I-Х! классов основным в физическом воспитании ставят аспект трудового воспитания.

Другие исследователи (С.В. Барбашов, А.Д. Викулов и др., В.И. Михалев, Г.Я. Соколов, А.С. Гречко, И.А. Ракинцева, А.Г. Качан) считают, что в современной системе физического воспитания сохраняется нормативный подход, который приводит к отчуждению от занятий физическими упражнениями и должным образом не решается задача формирования у детей мотивации в укреплении и сохранении своего здоровья собственными силами.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации» (цит. по В.П. Лукьяненко) должна быть теснейшим образом связана с региональными и местными программами. Это направление определяет примерные учебные программы по физической культуре для начальной и основной школы, подготовленные на основе временных требований к обязательному минимуму содержания различных ступеней образования и одобренных Министерством образования Российской Федерации.

Учет индивидуальных способностей и интересов детей, региональных и национальных особенностей среды проживания при составлении вариативных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы; повышаются не только функциональные показатели, уровень двигательной подготовленности школьников, но также и интерес к занятиям физической культурой (В.А. Нестеров; Г.И. Мызан, Е.Г. Кириллова, Л.А. Субботкина).

Большинство авторов, как отмечает Н.И. Синявский, определяют содержание национально-регионального компонента образования средствами гуманитаризации: учения родного языка и литературы, истории, географии родного края, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.
Многолетний опыт исследователей подтверждает (Г.Ш. Абсалямов, В. Синявский, Л.С. Выготский, А.П. Березовский,

В.Н. Выдрин, Я.Р. Вилькин, Э. Акшораев, Н. Жунисбаев, Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев, Н.С. Агамова и др.), что сочетание национального и интернационального в применении самобытных физических упражнений народностей дает большой эффект в физическом воспитании различных слоев населения, акцентирует внимание на положительной роли национальных средств физического воспитания в учебном процессе школьников, на их значении для повышения эффективности уроков физической культуры

По мнению многих авторов (С.М. Аслаханов, В.В. Власов, Н.К. Шамаев, С.И. Захаров, 2006 и др.), совершенствование содержания программного материала на основе национально-региональных условий положительно зарекомендовало себя в ряде регионов и интерес к данной проблеме определяется внутренними потребностями педагогического процесса. Особенности проживания, включая климатогеографические, социальные, национальные должны учитываться в практике работы по физическому воспитанию.

Таким образом, поиск новых путей повышения эффективности процесса физического воспитания продолжается, что, несомненно, будет способствовать позитивному развитию школьной образовательной области «Физическая культура».

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.08.2016)
Просмотров: 61 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016