Вторник, 18.06.2019, 15:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СФЕРА РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОКАЗАТЕЛЯХ И ОЦЕНКАХ

Т.В.Андриянова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии, Курский государственный университет

СФЕРА РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОКАЗАТЕЛЯХ И ОЦЕНКАХ

Аннотация. В статье раскрывается сущность применения методов социологического и математического анализа для измерения основных показателей региональной культуры. В качестве основной модели исследования выступает проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры региона. Основными методами являются математические процедуры определения интегральных значений открытости данных организации культуры и удовлетворенности получателями ее услуг, определение общего балла организации. Кроме этого применялись методы анализа документов и информационных материалов веб-сайтов органов управления культурой с целью более углубленного анализа полученных данных. Особенности этой методики заключаются в универсальном характере ее применения для всех типов организаций культуры на всей территории РФ для получения объективной информации в виде числовых значений. Ограничения ее применения описаны автором в статье на основе собственного опыта работы в рамках проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями культуры на базе регионального оператора в Курской области. Результаты исследования представлены в виде общей балльной оценки каждого учреждения культуры региона из списка подлежащих независимой оценке с разбивкой по показателям. Это дало возможность представителям органов власти адресно разработать систему мер по повышению качества работы учреждений культуры. С 2017 г. среди наиболее важных показателей выделяется доступность услуг для инвалидов. С учетом этого, а также других актуальных направлений корректируется процедура и методы независимой оценки качества, что позволяет сделать вывод о ее мощном исследовательском потенциале для сферы культуры региона.

Ключевые слова: региональная культура, независимая оценка качества оказания услуг, показатели, организации культуры, мнение получателей услуг.

 
Региональная культура занимает особое место в культуре России, ее роль ученые определяют как ведущую во многих социальных процессах, протекающих в обществе. Региональный аспект исследований становится все более заметным в общем массиве. Он способствует осознанию современной ситуации в политике, экономике, социальной сфере, куда относятся и региональные учреждения культуры. Каждый регион стремится к формированию полной картины социального развития, для того чтобы выработать стратегию ее дальнейшего совершенствования. С этой целью создаются «дорожные карты», «атласы», «паспорта» социокультурного развития. Немаловажное значение здесь имеет независимая оценка качества оказания услуг учреждениями культуры, которая позволяет в социологическом измерении представить ситуацию в отрасли. В Курской области она проводится с 2015 г. [1], как и на территории всей Российской Федерации. Правовую основу оценки составляют следующие нормативные документы:

- «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», 1992 г. [1];

- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», 2012 г. [11];

- приказы Министерства культуры Российской Федерации, 2015-2017 гг. [3-7].

Согласно вышеприведенным документам, независимая оценка качества оказания услуг не может осуществляться в процессе создания, интерпретации и исполнения произведений литературы и искусства. В приказе Минкультуры РФ № 2169 существует перечень организаций культуры, куда входят 15 организаций, не оказывающих услуги населению, для которых не проводится независимая оценка качества оказания услуг [5].

Региональная сфера культуры имеет свои особенности, которые учитываются при формировании и оценке стратегии ее развития. С этой целью комитет по культуре Курской области разработал и утвердил План мероприятий по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, на 2016-2018 гг. (далее - План). Органам управления районов и городов Курской области в сфере культуры рекомендовано также на своем уровне разработать и утвердить план мероприятий независимой оценки, включающей целевые показатели, в том числе долю охваченных ею организаций культуры, расположенных на территории муниципального образования [2]. В Курской области 33 муниципальных образования, из числа которых 28 - районного типа и 5 - городского (г. Курск, Железногорск, Курчатов, Льгов, Щигры).

Целевые показатели независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры Курской области представлены следующим образом (табл. 1).

Таблица 1
Целевые показатели независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры Курской области

Из приведенной таблицы видно, что всего в Курской области 45 организаций, оказывающих услуги в сфере культуры разного типа (библиотеки, музеи, театры, филармония и т. д.), и муниципальных органов управления, которые обеспечивают возможность онлайн- опроса населения в ходе независимой оценки, начиная с 2015 года.

Все мероприятия Плана разделены на два организационных уровня: региональный и муниципальный. Первый включает в себя кроме комитета по культуре и его структурных подразделений (отдел культурно-досуговой деятельности) также организации культуры, находящиеся в подчинении комитета по культуре, и Общественный совет при комитете по культуре. Деятельностный аспект здесь выражается в организации и проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры и ее технического сопровождения. Сюда относится: обеспечение для получателей услуг технической возможности выразить свое мнение; размещение на официальном сайте государственных организаций информации о результатах независимой оценки; размещение информации о своей деятельности организациями культуры на собственных официальных сайтах; своевременная модерация раздела «Независимая оценка» на официальном сайте комитета по культуре Курской области. Контролирующие функции в Плане заключаются в постоянном мониторинге показателей организаций культуры по мере поступления предложений и замечаний об их работе.

Второй уровень отвечает за отработку вышеизложенных требований на уровне муниципальных образований. Сюда относится: организационно-методическое сопровождение проведения независимой оценки качества, организация мероприятий независимой оценки качества, мониторинг открытости данных о результатах независимой оценки качества, формирование рейтинга организаций культуры по результатам оценки, подведение итогов по достижению целевых показателей организациями, охваченными независимой оценкой качества.

Особую роль в проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры Курской области и обеспечении ее объективных результатов играют муниципальные органы управления. В Рейтинге муниципальных районов и городских округов в сфере культуры по итогам 2016 г. [10; 12] в качестве основания показателя «Эффективность деятельности органов управления в сфере культуры» был взят такой важный критерий, как «образовательный уровень» для муниципальных учреждений культуры, для муниципальных библиотек, для муниципальных учреждений культурно-досугового типа, исходя из 100 баллов. На его основе можно сделать выводы, что в городах работают люди с более высоким образовательным уровнем, чем в районных организациях; удаленность районов от областного центра не является фактором, понижающим образовательный уровень; на уровне одного муниципального образования рейтинг в трех категориях может отличаться на значительное количество позиций. Зафиксированные минимумы образовательного уровня по группам (муниципальные учреждения культуры - 35,4 балла; муниципальные библиотеки - 48,7 балла; муниципальные учреждения культурно-досугового типа - 20,9 балла) дают основание говорить о наиболее неблагополучной «образовательной картине» среди последней категории работников. А максимумы (соответственно - 92,9 балла; 98,3 балла; 88,7 балла) практически уравнивают позиции в первых двух группах на достаточно высоком значении показателя.

Среди других показателей Рейтинга можно выделить важные для независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры: «Кинообслуживание населения» и «Библиотечное обслуживание».

В сфере кинообслуживания в Курской области насчитывается 245 киноустановок. В верхних позициях рейтинга зафиксировано в среднем 36,4 зрителя на киносеансе с учетом вместимости зала на 50 мест, что говорит в целом о значительной активности зрительской аудитории.
Библиотечное обслуживание в Курской области осуществляют 694 муниципальные библиотеки, что в целом соответствует 41,4 % охвата населения. Из них 55,2 % составляют компьютеризированные библиотеки и 50,6 % с выходом в интернет. В тройку лучших библиотек входят городские учреждения со 100 %-ной компьютеризацией и возможностью выхода в интернет.

Независимая оценка качества оказания услуг в Курской области в 2017 г. осуществляется в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ № 2542. По сравнению с ранее действующим приказом от 2015 г. [4], список организаций культуры включает в себя не только библиотеки, музеи, театры, куль- турно-досуговые организации, но и парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры и иные организации культуры. Это, с одной стороны, расширяет возможности проведения независимой оценки качества, с другой - ограничивает ее условия, так как нет возможности учесть специфику организаций разного типа. Для всех них разработаны одинаковые показатели в рамках унифицированной модели.

Так, показатель «Открытость и доступность информации об организации культуры» (0-30 баллов) измеряется с помощью доступности и актуальности информации о деятельности организации культуры, размещенной на территории организации, наличия информации о деятельности организации культуры на официальном сайте организации культуры в сети «Интернет», наличия общей информации об организации культуры на официальном сайте организации культуры в сети «Интернет».

Показатель «Комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения» (0-50 баллов) измеряется с учетом комфортности условий пребывания в организации культуры, наличия дополнительных услуг и доступности их получения, удобства пользования электронными сервисами, предоставляемыми организацией культуры (в том числе с помощью мобильных устройств), удобства графика работы организации культуры, доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось бы отметить, что последний пункт появился в рекомендациях начиная с 2017 г. с целью обеспечения доступной жизненной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Показатель «Время ожидания предоставления услуги» (0-20 баллов) основывается на соблюдении режима работы организацией культуры, соблюдении установленных (заявленных) сроков предоставления услуг организацией культуры.

Показатель «Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры» (0-20 баллов) измеряется как сумма этих критериев.

Показатель «Удовлетворенность качеством оказания услуг» (0-40 баллов)опреде- ляется посредством замера удовлетворенности качеством и полнотой информации о деятельности организации культуры, размещенной на официальном сайте организации культуры в сети «Интернет», удовлетворенности качеством и содержанием полиграфических материалов организации культуры, удовлетворенности материально-техническим обеспечением организации культуры, общей удовлетворенности качеством оказания услуг организацией культуры.

В качестве источника сбора, обобщения и анализа информации для всех показателей служат официальные сайты организаций культуры и изучение мнения получателей услуг.

В Методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры (далее - Рекомендации) [7] указывается, что организации культуры размещают на своих официальных сайтах анкету в интерактивной форме для обеспечения технической возможности выражения мнений получателей услуг о качестве их оказания. В качестве основных каналов сбора информации рекомендуются следующие:

- электронная почта: опрос получателей услуг путем отправки электронного сообщения с формой анкеты для заполнения получателем услуги и последующей отправкой заполненной анкеты по электронной почте;

- опрос по телефону: опрос получателей услуг организаций культуры по каналам телефонной связи в устной форме с последующим занесением данных в анкету;

- личный опрос (социологическое исследование): опрос получателей услуг в устной форме с последующим занесением данных в анкету либо заполнение получателем услуг анкеты на бумажном носителе;

- интернет-канал: опрос получателей услуг путем заполнения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» анкеты в интерактивной форме;

- терминал в организации культуры: опрос получателей услуг путем заполнения анкеты в интерактивной форме через терминал.

В Рекомендациях все организации культуры разделены на три категории в зависимости от количества получателей услуг в год: малые организации культуры (до 12 000), средние организации культуры (от 12 000 до 50 000), крупные организации культуры (от 50 000). Такая градация необходима для получения объективной картины удовлетворенности получателей услуг качеством оказания услуг организациями культуры и определения необходимого количества собираемых анкет: 150 / 500 / 1000.

Характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры показатели и расчет их значений осуществляются на основании анализа информации, представленной на официальном сайте организации культуры, и по результатам данных, полученных при изучении мнений получателей услуг [9].

На официальном сайте организации культуры осуществляется поиск информационных объектов с использованием внутренней навигационной системы сайта (меню, карты сайта, ссылки, баннеры и т. д.).

Для определения уровня поисковой доступности k-го информационного объекта, размещенного на официальном сайте i-й организации культуры, по s-му показателю, характеризующему общие критерии качества оказания услуг, применяется следующая схема (табл. 2).
Информация, размещенная на официальном сайте организации культуры, анализируется с помощью информационных объектов (см. табл. 3).

Интегральное значение показателей i-й организации культуры, определяемое путем анализа данных, полученных при изучении мнений

услуг, оценивших качество оказания услуг i-й организацией культуры по j-му показателю [3].

Значения по показателям, формируемые на основе изучения мнений получателей услуг, представлены в результирующей таблице 4.

Суммирующий показатель по данному конкретному учреждению выглядит следующим образом: Ni = 15 + 113 = 128.

Результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры Курской области обсуждаются на заседании Общественного совета, где формируются предложения по улучшению качества деятельности организаций культуры. Они представляются соответственно в органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, которые рассматривают полученную информацию и учитывают ее при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций культуры.

Таблица 2
Схема определения уровня поисковой доступности

Таблица 3
Перечень информационных объектов (Областное бюджетное учреждение культуры «Курчатовский государственный краеведческий музей»)

Таблица 4
Значения по показателям, формируемые на основе изучения мнений получателей услуг Областного бюджетного учреждения культуры «Курчатовский государственный краеведческий музей»

В соответствии с приказом Минфина России № 116н от 22 июля 2015 г. результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры размещаются на официальных сайтах Министерства культуры Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» [8].

Выводы, которые следуют из вышеизложенного, касаются раскрытия латентных возможностей учреждений культуры Курской области, выявленных в процессе проведения независимой оценки качества. Прежде всего это работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья, которые должны иметь равный доступ к услугам культурно-досуговых организаций. Сюда относится не только обеспечение их мобильности, но и дополнительное техническое сопровождение в самой организации. Не все сайты снабжены версиями для слабовидящих людей, что также должно являться приоритетом в работе организации. Исследование качества оказания услуг 2017 г. в Курской области находится в процессе отработки основных позиций для определения стратегических направлений развития сферы культуры региона.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) : (ред. от 28.11.2015) : (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1870/ (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
2. Приказ комитета по культуре Курской области № 01-03/56 от 18 апреля 2016 г. «Об утверждении плана мероприятий по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры на 20162017 годы». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http: //культура46.рф/2-uncategorised/7 3 - nezavisimaya-otsenka-kachestva-v-2016-2018-gg/ (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
3. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2015 № 277 «Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети "Интернет"». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mkrf.ru/open-ministry/quality/ detail.php?ro=653325 (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.02.2015 № 288 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры» : (с изм. от 07.08.2015 № 2168). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/analytics/66 (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
5. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 07.08.2015 № 2169 «Об утверждении перечня организаций культуры, в отношении которых не проводится независимая оценка качества оказания услуг в сфере культуры». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ open-ministry/quality/detail.php?ro=705454&t=main (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
6. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 2542 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documents/orders/detail.php?ro=1269194 (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
7. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 07 марта 2017 г. № 261 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71540064/. - Загл. с экрана.
8. Приказ Министерства финансов России от 22.07.2015 № 116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и порядке ее размещения». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// minfin.ru/ru/document/?id_4=69408/ (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
9. Пример расчета значений показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. mkrf.ru/ documents/primer-rascheta-znacheniy-pokazateley- kharakterizuyushchikh-obshchie-kriterii-otsenki- kachestva-okaz/ (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
10. Рейтинг муниципальных районов и городских округов в сфере культуры по итогам 2016 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://куль- тура46.рф/2-uncategorised/149-rejting-mumtsipalnykh- rajonov-i-gorodskikh-okrugov-v-sfere-kultury-po- itogam-2016-goda/ (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://rg.ru/ 2012/05/09/soc-polit-dok.html/3 (дата обращения: 01.06.2017). - Загл. с экрана.
12. Andriyanova, T. V Organizations of culture in Kursk region: modern trends of development / T. V Andriyanova // Modern problems of fundamental and applied sciences : Proceedings of the Conference. - Praha : Printing house, 2016. - P. 90-94.

Источник: "Logos et Praxis", 2017. Т. 16. № 3


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (05.06.2019)
Просмотров: 21 | Теги: независимая оценка, региональная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь