Вторник, 24.10.2017, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СФЕРА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЫ — ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В.Г.Минченко, Ю.Д.Овчинников
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

СФЕРА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЫ — ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Обсуждается проблема подготовки квалифицированных и сертифицированных инструкторов в сфере детского туризма. Такая проблема была поднята на краевом совещании в администрации Краснодарского края. Главная проблема для сферы детского туризма — обеспечение безопасности детей.

Ключевые слова: проблема, детский туризм, кадры, сертифицированные инструкторы, безопасность.

 
Туризм в России переживает новую фазу подъёма. В связи с этим возникли новые виды туризма не известные в советское время [6-9]. Расширилась классификация направлений развития туризма, о чём свидетельствует обзор научной литературы [1-3; 6-9; 12; 13; 15-17]. Многие учёные спорят об обоснованности направлений развития и видового назначения туризма. Проведённый анализ показал, что так происходит с развитием детского туризма (А. А. Беськаев, О. М. Голикова, Л. В. Хорева, А. В. Шраер, Е. Е. Шарафанова [1; 3; 4; 16; 17]). Понятие детского туризма размыто, его связывают с оздоровлением в лагерях и санаториях, с путешествиями, получением образования детей за границей и другой социальной деятельностью (О. М. Голикова) [3; 4].

Туризм трактуется как временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность на определённый промежуток времени с целью удовлетворения личных, а не общественных потребностей.

Дети хотят удовлетворять свои потребности в отдыхе, но сегодня оплачивают данные потребности и несут ответственность за удовлетворённые потребности детей родители. В советское время, в эпоху развития массового туризма ответственность за юных путешественников несло всецело государство.

Сегодня, в эпоху рыночных отношений изменилась форма собственности и территориальная принадлежность зон путешествий и отдыха, а также происходит изменение флоры и фауны, климата; путешествовать становится труднее и небезопаснее для здоровья. Более того, санитарная обстановка в так называемых диких местах запрещает быть детям, и это подтверждается запретами Роспотребнадзора и МЧС.

Не будем забывать о пожароопасности и мерах предосторожности. Некоторые учёные предлагают (О. М. Голикова) снять запреты, чтобы развивать детский туризм [3; 4]. И что будет дальше с безопасностью наших детей? В походах мы, взрослые хотим привить детям навыки практической деятельности: выживание в экстремальных условиях определённых природных мест и прежде всего активность в двигательной деятельности.

Надо признать, что нынешнее поколение детей другое, как физически, так и морально-психологически, потому что воспитание в школе и обществе стало личностным, а не коллективным, направленным на создание общественных благ. Общественно полезный труд, который культивировался в советских общеобразовательных школах отменён, и соответственно преданы забвению элементарные трудовые и бытовые навыки ребёнка: убирать территорию, мыть пол, сажать цветы, поливать грядки, ухаживать за животными. Между тем работает агротуризм на сельских территориях в европейских странах, где не только экологически чистая местность, но и проводится обучение новым технологиям (Е. Е. Шарафанова) [17].

В Краснодаре развиваются спортивный и пешеходный виды туризма, но не в массовом объёме поскольку это требует не только физической подготовки, но и определённых финансовых затрат от туриста. Более того, специалисты работают с малыми группами, не только в России, но и по всему миру. Данные специалисты-инструкторы обладают высокими профессиональными качествами и практическим опытом работы, постоянно находятся в профессии. Инструктор по развитию туристических услуг должен быть «штучным товаром», а не специалистом массового потока, поскольку он не может обеспечить безопасность детей в полном объёме.

Обратиться к поставленной проблеме заставило прошедшее в администрации Краснодарского края совещание «О разработке новых туристических маршрутов и подготовке квалифицированных и сертифицированных инструкторов в г. Краснодаре».

Как в ребёнке воспитать туриста, а также чего юным путешественникам не хватает? Этот вопрос обсуждали руководители профильных министерств региона. Скоро наступит туристический сезон, поэтому уже сейчас нужно разрабатывать новые пешие маршруты и возрождать старые. Главное — нужно обеспечить их безопасность.

Только в 2016 г. в турпоходы отправилось более полумиллиона школьников. Все турпоходы закончились благополучно. Но проблема нехватки квалифицированных экскурсоводов всё-таки существует. И если раньше их обучали только на базе ГБУ «Центра туризма и экскурсий», то в новом году сеть подготовки сертифицированных работников в этой области значительно расширится. Сегодня в крае детский туризм развивается системно, подобное внимание ему уделяют ещё в одном регионе страны — в Санкт-Петербурге. Главное, чтобы все эти усилия не блокировали на местах. Анна Минькова, заместитель губернатора Краснодарского края, подчеркнула, что муниципалитеты выступают против развития детского туризма, ссылаясь на рекомендации МЧС. Власти призывают искать компромиссные решения [10].

Путешествия детей несут в себе проблему безопасности их жизни, которая создана порой на бумаге.

Скоординированность действий различных ведомств ещё не выстроена на достаточно высоком уровне. Система безопасности должна передаваться из поколения в поколение. Необходимо у разных социальных категорий сформировать общественное мнение, что дети — наша главная ценность, и выстроить общественную систему безопасности для детей в детском саду, школе, дома, во дворе, на улице, на природе. Навыки безопасности ребёнка и красоты окружающего мира будут передаваться из поколения в поколение, тем более, что у нас казачий край, богатый традициями.

Необходимо ответь на ряд сложных вопросов: Как профессия инструктора по туризму или оказыванию сервисных услуг в туристической сфере значится в классификаторе профессий? (Т. Н. Поддубная, В. Г. Минченко) [11].

Какими профессиональными качествами должен обладать инструктор? Есть ли штатные единицы в муниципалитетах? Сколько нужно краю специалистов данного профиля? Как проверить их качественную подготовку? Где они будут реально работать в частных фирмах, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования? Новые туристические маршруты потребуют массу согласований между ведомствами. Кто будет финансировать развитие маршрутов для детей? Надо также понимать, что туризм — окупаемая сфера, и все инфраструктура, созданная для его развития, находится в частной собственности.

Инструктор — это человек, который, обучившись чему-то сам, передаёт свои знания другим. Инструктор и экскурсовод — разные профессии и имеют разное функциональное назначение. Ведь кроме устной передачи навыков необходимо уметь применять их на практике в походах и туристических видах спорта. К инструктору этой сферы много требований — выносливость, стрессоустойчивость, отсутствие хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Инструктор по туризму, учитывая, что работать ему приходится на свежем воздухе и в экстремальных условиях, обязан иметь медицинские, психологические, биологические знания и педагогическое образование (работа с детьми). Ведь он должен даже знать, как обработать укус змеи, уметь вычислить поведение разных животных в ответ на появление людей. Это работа на пределе возможностей и сил, с большим риском. Ведь именно инструктор отвечает за здоровье и безопасность своих учеников.

ГБУ «Центр туризма и экскурсий» открыл в 2017 г. школу инструкторов детско-юношеского туризма.

На территории Краснодарского края с 2008 г. действует закон № 1539-К3, направленный на обеспечение безопасности наших детей (ст. 3): Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц: несовершеннолетних в возрасте до 7 лет — круглосуточно; несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 ч до 6 ч; несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 ч до 6 ч [5].

Закон помог значительно обезопасить жизнь детей и подростков в Краснодарском крае. Руководствуясь данным законом, дети и подростки могут ходить на пешие прогулки в выходной день в сопровождении взрослых и до определённого часа. Специальные комиссии делают очень частые рейды по Краснодару и Краснодарскому краю, проверяя соблюдение закона. Даже есть специальная социальная реклама «22 часа — детям пора домой!»

Список литературы

1. Беськаев, А. А. Детский экологический туризм как одно из приоритетных направлений развития туризма в Республике Хакасия / А. А. Беськаев // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий : сб. тр. конф. / отв. ред. В. В. Анюшин. — Абакан, 2015. — С. 14-15.
2. Бизимова, И. Н. Событийный туризм как особый вид туризма / И. Н. Бизимова, Т. Ю. Анисимов // Вестн. Иркут. ун-та. — 2006. — № 8. — С. 177-178.
3. Голикова, О. М. Особенности сервисного пространства в детском туризме / О. М. Голикова // Сервис в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (50). — С. 35-43.
4. Голикова, О. М. Детский туризм в России: рекомендации для развития / О. М. Голикова // Между - нар. журн. приклад. и фундамент. исслед. — 2016. — № 5-4. — С. 681.
5. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ от 21 июля 2008 г. «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakaz.krd.ru/www/home.nsf
6. Кравченко, Е. В. Деловой туризм как вид профессиональной деятельности / Е. В. Кравченко // Актуал. вопр. соврем. науки. — 2009. — № 9-1. — С. 73-77.
7. Крутиков, В. К. Региональный сельский туризм как вид малого предпринимательства / В. К. Крутиков, Ю. В. Зайцев, О. Ф. Фёдорова // АПК: экономика, упр. — 2013. — № 8. — С. 76-81.
8. Купоросова, Е. П. Туризм как инструмент удовлетворения потребностей человека в различных видах отдыха (на примере Пензенской области) / Е. П. Купоросова, Н. Ю. Улицкая, М. С. Акимова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 532.
9. Кутепова, Г. Н. Хобби-туризм как вид специального туризма / Г. Н. Кутепова // Науч. вестн. Моск. гос. ин-та индустрии туризма. — 2010. — № 6. — С. 22-27.
10. На Кубани будут развивать туризм для детей [Электронный ресурс] // Ки123.Кубанец. — URL: https://kubanec.info/artide/na-kubani-budut-razvrvat- turizm-dlya-detey
11. Поддубная, Т. Н. Реализация компетентностного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений / Т. Н. Поддубная, В. Г. Минченко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — Краснодар, 2016. — Т. 1. — С. 117-119.
12. Сомкин, А. А. Фитнес-туризм как актуальный вид туристского сервиса / А. А. Сомкин // Мир человека. — 2009. — № 1. — С. 104-109.
13. Сорокина, Н. А. Корпоративный туризм как вид делового туризма / Н. А. Сорокина // Вестн. образования и развития науки Рос. акад. естеств. наук. — 2013. — № 2. — С. 95-97.
14. Центр туризма и экскурсии Краснодарского края [Электронный ресурс]. — URL: https://ctekrd. wixsite.com/utur
15. Федотов, Ю. Н. Спортивный туризм: комплексный турпродукт дестинаций или вид спорта по преодолению естественных препятствий природной среды / Ю. Н. Федотов, В. К. Шеманаев // Вестн. Нац. акад. туризма. — 2014. — № 1 (29). — С. 47-51.
16. Хорева, Л. В. Образовательный туризм в системе детско-юношеского туризма: традиции и инновации / Л. В. Хорева, А. В. Шраер // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. — СПб. : НП-Принт, 2015. — С. 270-279.
17. Шарафанова, Е. Е. Детский и юношеский образовательный туризм на сельских территориях европейских стран / Е. Е. Шарафанова // Наука, образование, об-во. — 2015. — № 3 (5). — С. 88-95.

Для цитирования: Минченко, В. Г. Сфера детского туризма в контексте главной проблемы — обеспечения безопасности / В. Г. Минченко, Ю. Д. Овчинников // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 112-116.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (20.09.2017)
Просмотров: 20 | Теги: туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь