Суббота, 03.12.2016, 01:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Комментируемая статья устанавливает сферу действия законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Рассмотрению сущности этих правоотношений и их специфики посвящен комментируемый Закон.

Часть 1 комментируемой статьи определяет круг отношений, являющихся предметом комментируемого Закона, и, исходя из этого, сферу его действия. К ней отнесена: защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Комментируемая статья тесно связана со ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и охрана здоровья людей, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства являются обязанностью государства (ст. 7 Конституции РФ).

Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Норма ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дублирует это положение и использует следующее понятие: ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Российское государство, признавая детство важным этапом жизни человека, строит отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка, на следующих принципах:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Детское образование должно быть направлено на:

- приоритетность подготовки детей к полноценной жизни в обществе;

- развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

- воспитание в детях высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Статья 14 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", направленная на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, устанавливает:

- обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение;

- введение требований к распространению среди детей информации, в том числе требований к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- проведение экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий. Порядок проведения экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено (см. комментарий к ст. 2).

Российское государство всемерно принимает меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни ст. 14.1 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" обязывает:

- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создать благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет);

- родителей (лиц, их заменяющих) заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

- лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействовать их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобным мероприятиям с участием детей, в пределах их полномочий способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию ст. 14.1 указанного Закона наделяет субъекты РФ полномочиями устанавливать:

- меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

- меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Ночным считается время с 22 до 6 часов местного времени;

- порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Региональные власти вправе ст. 14.1 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации":

- определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

- сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

- снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

2. Следует заметить, что согласно ч. 2 рассматриваемой статьи комментируемый Закон не распространяет свое действие на отношения в следующих сферах:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" призван регулировать отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Под научной и (или) научно-технической продукцией следует понимать научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Целью Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации. Предметом регулирования указанного Закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета. Действие Закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией. Официальная статистическая информация - это сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией. Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. В связи с этим ее распространение осуществляется субъектами официального статистического учета путем опубликования статистической информации в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет;

2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами.

В частности, в ст. 8 названного Закона законодатель указал информацию, к которой не может быть ограничен доступ. К ней относятся: нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информация о состоянии окружающей среды; информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иная информация;

3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Из анализа норм Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" следует, что к историческим ценностям относятся предметы, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства). К художественным ценностям относятся следующие категории предметов: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Далее, Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, согласно которому изделием народного художественного промысла является художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Российская Федерация признает основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, стремится к сохранению культурных ценностей, приобщению к ним всех граждан страны; выражает стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру. В качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают Основы законодательства РФ о культуре. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации. Более того, законодатель гарантирует лицам, не достигшим восемнадцати лет, право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

4) рекламы.

Федеральный закон "О рекламе" регулирует развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, способствует обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства, реализует права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создает благоприятные условия для производства и распространения социальной рекламы, предупреждает нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Согласно указанному Закону под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации, а предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие указания на некое лицо или лица, на восприятие которых реклама направлена. В указанном письме отмечается, что распространение подобной неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе при распространении сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков. Заметим, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются: дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью; преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 377 | Теги: защита, дети, информации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016