Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВФСК «ГТО»

И.В.Манжелей, А.Я.Погадаева

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВФСК «ГТО»

Аннотация. В статье представлены результаты педагогического тестирования физической подготовленности учащихся сельских школ. Раскрываются особенности отношения учащихся сельских школ к патриотическому воспитанию молодежи и внедрению ВФСК «ГТО».Рассмотрена модель сетевого взаимодействия субъектов по внедрению ВФСК «ГТО» в сельском муниципальном образовании.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», патриотическое воспитание, физическая подготовленность сельских школьников, модель сетевого взаимодействия субъектов по внедрению ВФСК «ГТО»

 

Введение. Социально-экономическая и экологическая нестабильность первого десятилетия XXI века обострила проблему «воспроизводства здоровья», решение которой по признанию широкой общественности «функция главным образом воспитания, а не лечения» [2]. В этой связи актуализировались педагогические исследования, ориентированные на поиск новых идей и технологий формирования здоровья учащихся [5].

Актуальность нашего исследования связана с одной стороны с необходимостью подготовки условий для успешного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО) в сельской местности, а с другой - с отсутствием отработанных механизмов сетевого взаимодействия между общеобразовательной и спортивной школами[4], которые должны быть включены в данный процесс.

Сетевое взаимодействие в педагогической литературе, чаще всего, рассматривается как это способ деятельности по совместному использованию ресурсов или система связей, позволяющих разрабатывать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания и управления системой образования[1, 3].Принцип сетевого взаимодействия субъектов физкультурно-спортивной среды муниципального образования, предполагает формирование системы взаимоотношений всех субъектов сети, в которой налажено совместное поле деятельности на основе социального партнерства, общего информационного пространства, совместного использования ресурсов для решения общей проблемы [6].

Цель исследования -выявить отношение учащихся к идее ВФСК «ГТО» и их физическую подготовленность и разработать модель сетевого взаимодействия субъектов по внедрению ВФСК «ГТО» на селе.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в течение 2014-2016 годов с привлечением56 родителей и 674 учащихся, занимающихся и не занимающихся спортом, четырех сельских средних общеобразовательных школ (СОШ) Каменской, Луговской , Горьковской, Кулаковской Тюменского района Тюменской области, ответили на вопросы модифицированной нами анкеты «Патриот», а также учащиеся прошли тестирование физической подготовленности по нормам комплекса «ГТО».

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлено, что учащиеся сельских школ дают позитивную оценку патриотизму из них большинство (85%) считают себя патриотами, в понятие патриотизм вкладывают бескорыстную любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага. На формирование их патриотических чувств в большей степени повлияли родители. Кроме того, все сельские школьники относятся
положительно к физкультурно-спортивной деятельности (100%), 43 % девочек и 88% мальчиков 7-9 классов занимаются ФСД. Школьники поддерживают идею внедрения ВФСК «ГТО» и планируют принять активное участие в сдаче норм «ГТО»(98%), свое участие расценивают в этом процессе как проявление патриотизма (77%). Родители учащихся считают себя патриотами и готовы участвовать в кампании ГТО, кроме того, отметили, что для ее успешности необходимо расширение инфраструктуры физической культуры и спорта на селе, а также стимулирование физкультурно-спортивной активности.

Изучение физической подготовленности учащихся показало, что 89% девочек 3-4 классов, не занимающихся спортом дополнительно к учебных занятиям, справляются с тестами на общую выносливость. Причем больше половины (54%) учениц тесты на скорость и выносливость готовы сдать на золотой знак. Отстающим физическим качеством у них являются силовые способности (23%). То же время 79% лыжниц сдали нормы ГТО на золотой значок, но, не смотря на хорошую физическую подготовленность, силовые способности остаются проблемной зоной для 14% спортсменок. 82% мальчиков сельской школы сдали нормы ГТО, из них 50 % на золотой знак. Отстающим физическим качеством у учащихся является силовые способности. 88% лыжников сдают нормы ГТО на золотой знак.

 

Рис.1. Модель сетевого взаимодействия по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на селе

Нами была разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия, целью которой стало внедрение В ФСК «ГТО» в сельском муниципальном образовании на основе социального партнерства по совместному использованию материально - технических и человеческих ресурсов. Субъектами взаимодействия стали администрация Тюменского муниципального района, управления образования, спорта и молодежной политике, местные органы управления муниципалитетами, средние общеобразовательные школы, детско-юношеская спортивная школа, а так же Центр физкультурной и спортивной работы, который является Центром тестирования ГТО.

Содержание сетевого взаимодействия включало в себя:

нормативно-правовое обеспечение, это нормативная база, разработка сетевых проектов и договоров, координация сетевого взаимодействия и заключение договоров между учреждениями;

формы сотрудничества, учебная, тренировочная и культурно-массовая работа, которая осуществляется через уроки, тренировочные занятия, спартакиады различного уровня, спортивно-массовые мероприятия, праздники «села», велопробеги, посвященные знаменательным датам, различные флэш-мобы, а также лекции, викторины, фестивали, посвященные комплексу «ГТО»;

использование ресурсной базы (кадры, спортивные сооружения, инвентарь, транспорт, методическая литература);
рекламно-информационную работу, для популяризации идеи ВФСК «ГТО», создание групп в социальных сетях, страничек и уголков комплекса «ГТО», информирование общественности о мероприятиях и их результатах в социальных сетях,на информационных досках муниципального образования, на стендах школ и спортивных баз.

Результативный компонент включал, целевые индикаторы: количество проведенных спортивно-массовых мероприятий, число занимающихся физической культурой и спортом, количество участников различного уровня фестивалей ВФСК «ГТО», число сдавших нормативы ВФСК «ГТО».

Для воспитания трудолюбия и повышения мотивации проводились конкурсы «Самый-самый», «Лучший спортсмен года», «Лучший ученик месяца», «Лучший ученик года». Для воспитания патриотических чувств были организованы беседы и акции, посвященные Дню флага России, Дню народного единства, 9 мая, 23 февраля с приглашением родителей.

Выводы.Проведенные исследования позволили сделать выводы о том, что сельские учащиеся дают позитивную оценку патриотизму, большинство из них (85%) считают себя патриотами, а также (98%) поддерживают идею внедрения ВФСК «ГТО» и расценивают свое участие в этом процессе как проявление патриотизма (77%).

Выявлено, что учащиеся сельских школ 3-4 классов в уровне развития общей выносливости превосходят своих городских сверстников, а недостаточно развитым физическим качеством у них являются силовые способности. Причем в старшем возрасте результаты выполнения тестов на общую выносливость снижаются. Физическая подготовленность сельских школьников, не занимающихся спортом, ниже, чем у спортсменов, особенно по показателям общей выносливости и силовым способностям. Подавляющее большинство учащихся-спортсменов (88%) по физическим кондициям соответствуют требованиям норм ГТО, а все учащиеся-лыжники (100%) сдают тесты на выносливость на золотой знак.

Разработана и экспериментально обоснована модель сетевого взаимодействия субъектов основного и дополнительного образования с внедрения ВФСК «ГТО» в сельском муниципальном образовании на основе социального партнерства и совместного использования материально - технических и человеческих ресурсов через нормативно-правовое регулирование, внедрение инновационных проектов учебной и внеучебной работы, оптимизацию режимов работы спортсооружений, рекламно-информационное сопровождение.

Сетевое взаимодействие Каменской СОШ и ДЮСШ ТМР активизировало спортивно-массовую работу на селе (проведено на 23% больше спортивно- массовых мероприятий, нежели ранее). На данный момент около 40% учеников СОШ регулярно занимаются лыжными гонками.

Литература

1. Адамский, А.И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений / А.И. Адамский. - URL: www.eureka.сот(дата обращения: 24.05.2016)
2. Берсиков, Б.М. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников / Б.М. Берсиков, К.Ю. Машгетов // Теория и практика физической культуры, 1995. - № 4. -С. 2-7.
3. Горбунова, В. А. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования / В.А. Горбунова, Е.В. Василевская. // Методист. Научно- методический журнал. №3, 2008. с 20-25.
4. Дормидонтова, Л. С. Эффективность взаимодействия школы и внешкольных учреждений в физкультурно-спортивной работе на селе: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. С.Дормидонтова,-Москва, 1982.-21 с.
5. Загвязинский, В.И. Возможно ли в России здоровье формирующее образование? / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 94-96.
6. Иванова, С.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне/ С.В. Иванова. И.В. Манжелей//Теория и практика физической культуры. 2013.-№ 2.-С.42-47.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (20.03.2018)
Просмотров: 57 | Теги: гто | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь