Понедельник, 05.12.2016, 07:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

И.А.Желтова

СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Информационная безопасность детей, защита от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в настоящее время приобретает особое значение. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил поведения в Сети, правил отбора информации, а также умение ею пользоваться, т.е. воспитание сетевой культуры и информационной грамотности школьника, способствует обеспечению безопасности детей в Интернет-пространстве.

Ключевые слова: сетевая культура, информационная безопасность, информационная грамотность, Интернет. 

 

За два последних десятилетия Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. Сегодня формирование личности подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального мира и реальности. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.

Педагоги школ, осваивающие работу в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, интернет-конкурсах, активно вовлекают учащихся в новые виды деятельности, связанные с выполнением некоторых домашних заданий и учебных исследований с использованием компьютера и ресурсов Сети.

Глобальная сеть наряду с уникальными возможностями, которые с ее помощью открываются, таит в себе и чрезвычайную опасность. Опасность эта кроется не в самом компьютере, а именно в информации, которая размещается в сетях; доступ к ней открыт для всех желающих. Разработчики порталов, предоставляющие информационные сервисы для детей, озабочены вопросами информационной безопасности своих пользователей.

Некоторые разработчики размещают правила, которыми необходимо пользоваться при работе с предоставляемыми сервисами для обеспечения своей безопасности, например: «Обязательно скажи взрослому, если кто-то в Сети надоедает тебе или хочет говорить о сексе; сразу прекращай контакт с любым, кто пытается давить для получения информации о тебе (имени, возраста, роста, фотографий, адреса, информации о семье)» и др. Особенности восприятия информации в детском возрасте, когда значительное место занимает непосредственный интерес к теме, ее эмоциональная окраска, доминирование иррационального мышления во многих случаях не позволяют детям отнестись серьезно к рекомендуемым правилам обеспечения информационной безопасности в Сети и самостоятельно оценить их важность.

Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Поводом послужили участившиеся случаи сексуальных преследований подростков, спровоцированных знакомствами в Сети. Данные исследований российского Фонда развития Интернет, проведенных в 2009 г. среди российских школьников, сообщают, что часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76 % из опрошенных считают, что интернет опасен: 53 % из них заявляют об этом в категоричной форме, еще 23 % согласились с формулировкой «иногда опасен». У каждого десятого подростка Интернет вызывает разочарование (11 %) и гнев (11 %), и почти пятая часть (19 %) старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции.

Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайне и офлайне. Какие же опасности ждут школьника в сети? Это:
1. Сайты порнографической направленности.
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы - лучшее украшение, а суицид - всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, разнообразными рецептами и советами изготовления.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, разрушает коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на взгляды на мир.

Кроме этого, отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них - недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния.

Подростки в интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в обществе. Однако в реальной жизни угрозы достаточно локализованы - они могут исходить от родственников, сверстников, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно - без географической или какой-то другой привязки. Постоянная доступность образов и идей и их быстрая передача даже с континента на континент имеет значительные, как положительные, так и отрицательные последствия для психологической, моральной и социальной безопасности учащихся. Этикет использования сетей основывается на устоявшихся в научных кругах нормах общения и обмена информацией. Знание этих норм позволяет обезопасить учащихся при работе в Интернете.

В нашей стране проблемой медиа-безопасности активно занимаются с 2008 г. 2009 г. был объявлен годом безопасного Интернета в России - это стало поводом к проведению встреч специалистов, дало начало многим проектам, созданию общественных и исследовательских объединений. Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи "Дети онлайн"», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования Интернета в России.

Приучение детей к сетевой культуре необходимо и возможно только в тесном взаимодействии с родителями. Большинство родителей согласны с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах интернет- пространства . В России родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64 %). Лишь 24 % устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28 % стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребенка от негативного контента или контактов с людьми в интернете. Почти треть (28 %) не устанавливают никаких правил жизни и работы ребенка в Сети.

Многим родителям, волнующимся за безопасность своих детей, которых оставляют дома «один на один» с компьютером, и предоставляющим им доступ к Интернету, необходим ликбез по существующему на рынке ПО, позволяющему устанавливать на домашних компьютерах «фильтры».

В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства; некоторые хорошо известны и даже включены в различные программные средства. Так, существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами родительского контроля (в Windows Vista). Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:
- ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора;
- блокировать доступ к некоторым сайтам;
- блокировать доступ к другим интернет- сервисам;
- запрещать запуск некоторых программ.

Для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики учащихся интернет- ресурсов в школе активно используются интернет-фильтры Интернет Цензор и Net-Police. Интернет-фильтр Интернет Цензор бесплатен, и его можно скачать с официального сайта http://icensor.ru. Однако всецело полагаться на программы для обеспечения родительского контроля не стоит, разговоры с родителями о правилах поведения в Интернете и о том, зачем нужен компьютер, они не заменят. Такие программы могут стать прекрасными помощниками в воспитании и в сочетании с живым общением о пользе и вреде информации способны обеспечить положительный результат.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что для предупреждения рисков и повышения психологической безопасности подростков в онлайн- среде необходимы следующие шаги:
- гласность, широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности подростков в СМИ и на государственном уровне;
- объединение усилий всех членов интернет-сообщества, как создателей сервисов и разработчиков программных продуктов, так и простых пользователей;
- разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для школьников;
- продолжение научных исследований по проблеме.

Необходимость защиты наших детей от медиаугроз очевидна. Но так как на уровне государства этот вопрос решить практически невозможно, следует проводить соответствующую работу в школах и дома. Как практический шаг в решении данной проблемы в программу педагогической практики студентов-педагогов специальности «Информатика» в 2012/2013 учебном году было включено задание провести беседу (классный час) со школьниками по теме «Безопасный Интернет». При проведении данного мероприятия используются материалы, предоставленные компанией Microsoft в рамках проекта «ИТ для молодежи».

Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ и воспитать информационно грамотное, умеющее безопасно действовать в Интернете подрастающее поколение. Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание сетевой культуры должно стать приоритетным направлением работы современной школы.

Библиографический список

1. Безопасность в Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webwisekids.com.
2. Воронов Р.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами / Р.В. Воронов, О.В. Гусев, В.В. Поляков // Открытое образование. - 2008. - № 3. - С. 20-23.
3. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях Рунет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ioso.ru/ distant/library/publication/infobez.htm.
4. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2008.
5. Солдатова Г.В. Особенности российских школьников как пользователей Интернета: межрегион. исслед. «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков России - 2009». [Электронный ресурс] / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Кропалева // Официальный сайт Фонда развития Интернет. - Режим доступа: http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/01/ #image13.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (18.11.2016)
Просмотров: 11 | Теги: интернет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016